Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Войсковая часть какой бюджет

Войсковая часть какой бюджет

Войсковая часть какой бюджет

Сколько страны тратят на оборону


«Деньги». Приложение от 25.06.2019, стр. 20 Военные расходы стран растут который год подряд.

Это связано как с плановой модернизацией армий, так и с наращиванием военной мощи отдельных стран в связи с появлением на карте мира новых горячих точек.

«Деньги» выяснили, сколько правительства стран тратят на армию и создание собственного вооружения, сколько зарабатывают на продаже оружия и кто обеспечивает финансирование оборонного сектора. Равнение с одной переменной По подсчетам Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), общемировой объем трат на военные нужды вырос в 2018 году на 2,6%, до $1,82 трлн.

По этому показателю мир вернулся в эпоху холодной войны.

Просто теперь в военной мощи с США соревнуется не Советский Союз, а Китай.

Тем примечательнее, что военные расходы КНР, выросшие за последнее десятилетие почти вдвое, теперь почти идентичны тратам СССР накануне его распада.

По данным SIPRI, военный бюджет Китая в 2018 году составил $250 млрд — это приблизительная цифра, так как точных данных власти КНР не раскрывают. Для сравнения: в 1989 году расходы СССР на вооружение составляли $269 млрд, а в последний год его существования — $227 млрд.

Но ни СССР тогда, ни Китай сейчас по-настоящему конкурировать с Соединенными Штатами не могли и не могут.

Бюджет Пентагона за эти десятилетия почти неизменно оказывался более $600 млрд. В 2018 году США потратили на оборону $649 млрд — в 2,5 раза больше Китая и более чем в 10 раз больше России.

Фото: Deng Hua / Xinhua via ZUMA Wire / ТАСС По подсчетам SIPRI, военный бюджет России в 2018 году составил всего $61,4 млрд. При этом само Министерство обороны России заявляло о $46 млрд. Этого, по словам министра обороны Сергея Шойгу, достаточно для проведения планового перевооружения вооруженных сил.

Этого, по словам министра обороны Сергея Шойгу, достаточно для проведения планового перевооружения вооруженных сил.

Именно с выполнением программы модернизации армии был связан постоянный рост военных расходов России с 2010 по 2015 год, отмечается в докладе Стокгольмского института.

За этот период показатели роста расходов варьировались от 4,9% до 16%. Показатель 2016 года оказался положительным (+7,2%) только за счет выплаты правительством долга перед военными предприятиями в размере $11,8 млрд. А уже в 2017 году было зафиксировано резкое падение затрат на военные нужды на 19%.

Военный же бюджет США Минобороны России оценивает в $707 млрд.

«Это гигантский бюджет. И конечно, если мы будем работать «вдогонку», то мы обречены на поражение просто по несопоставимости возможностей и ресурсов. И в этой связи мы должны искать свои какие-то подходы к обеспечению безопасности страны»,— заявлял советник главы Минобороны Андрей Ильницкий. России и правда будет сложно тягаться с США по дороговизне армии.

Дело в том, что на военные нужды российские власти и так выделяют 3,9% от ВВП — столько же выделялось и десять лет назад.

В то же время Белый дом за последнее десятилетие сократил расходы на армию на 17%, а доля военных расходов от ВВП снизилась с 4,6% до 3,2%. И все равно ни одна страна в мире даже близко не может подобраться к США по уровню военных трат. По размеру военного бюджета Штаты занимают долю в 36% от общемирового объема.

Не так много в мире и стран, отправляющих на военные нужды больше 3,9% от своего ВВП, которые тратит Россия.Из крупных военных держав это только Саудовская Аравия, позволяющая себе тратить на вооружение около 9% от внутреннего валового продукта.

Из списка топ-40 стран по военным расходам впереди России по этому показателю еще Оман (8,2% от ВВП), Алжир (5,3%), Кувейт (5,1%) и Пакистан (4%). Но их военные бюджеты в разы меньше российского.

Средний же размер доли военного бюджета от ВВП по миру составляет 2,1% — самый низкий показатель со времен окончания холодной войны.

В целом военные траты в 2018 году выросли почти во всех регионах. Исключениями стали Африка и Ближний Восток. Военные бюджеты в целом по африканскому региону сокращаются уже четвертый год подряд, на этот раз падение составило 8,4% — до $40,6 млрд.

Статистика же SIPRI по Ближнему Востоку довольно условна — в ней отсутствуют данные сразу четырех крупных игроков в регионе: Катара, Сирии, ОАЭ и Йемена.

Без учета их статистики расходы стран этого региона на военные нужды сократились на 1,9%. Тем не менее и среди представителей этих двух регионов есть страны, которые идут вразрез с региональными тенденциями.

Например, общемировым лидером по наращиванию военного бюджета в прошлом году стало Буркина-Фасо — сразу +52% относительно 2017 года.

Правда, траты этого африканского государства довольно скромны по мировым меркам, всего $312 млн. Чего не сказать о Турции, выбивающейся из числа стран другого региона с отрицательной динамикой расходов.

Турецкие власти отрядили на военные нужды в 2018 году почти $19 млрд, что примерно на четверть больше сумм, потраченных в 2017 году.

Трехполярное построение Но мощь армии определяется не только и даже не столько размером военного бюджета. Огромную роль в оценке боеспособности армии страны играют численность военного персонала, объем вооружений и военной техники, ее техническая продвинутость, а также состояние инфраструктуры и наличие полезных ресурсов на территории страны. Так, например, онлайн-ресурс Globalfirepower при составлении рейтинга армий мира учитывает более 50 показателей.

На их основании выводится общий балл — чем ближе к нулю оценка, тем мощнее армия страны. Согласно этому рейтингу, на текущий момент в мире есть три военных супердержавы — это США, Россия и Китай.

Все они набрали в районе 0,06 балла.

Для сравнения: у Индии, идущей в этом рейтинге на четвертом месте, 0,11 балла, а французская военная мощь оценивается уже в 0,16. Фото: Reuters Министерства обороны стран не раскрывают данные о том, сколько в среднем страна тратит на обеспечение одного солдата. К тому же этот показатель будет слишком разниться в зависимости от звания и воинской должности, наличия или отсутствия целого ряда дополнительных выплат, а также рода службы — срочной или по контракту.
К тому же этот показатель будет слишком разниться в зависимости от звания и воинской должности, наличия или отсутствия целого ряда дополнительных выплат, а также рода службы — срочной или по контракту. И это только разница в зарплатах.

Помимо этого, солдат необходимо обеспечить жильем, питанием и вооружением. Единственное, что можно сделать в такой ситуации,— вывести усредненный показатель, но и он окажется крайне приблизительным.

Делить военный бюджет страны на количество военнослужащих будет неверным, так как далеко не все расходы идут на обеспечение непосредственно солдат. Например, по словам господина Ильницкого, Россия тратит 70% военного бюджета на закупку и разработку оружия. Оставшаяся часть бюджета уходит как раз на зарплаты военнослужащих и поддержание военных объектов.

По данным Globalfirepower, воинский состав России на 2021 год насчитывает 1 013 628 человек.

Это пятый показатель в мире. Исходя из бюджета в $46 млрд, оглашенного Минобороны, один солдат обходится нашей стране в $13 614 в год. Но повторимся — это очень грубый подсчет.

Производство и экспорт С годами в мире становится все больше стран, разрабатывающих собственное вооружение.

Вложение средств в НИОКР не только позволяет избавиться от постоянной необходимости тратиться на импорт, но и дает возможность перестать быть зависимым от других государств и даже начать продавать свое оружие за рубеж. Появление же на карте мира новых горячих точек помогает оборонным предприятиям нарастить доходы. Так, по данным SIPRI, в 2017 году объем продаж вооружений и военных услуг 100 крупнейшими военно-промышленными компаниями мира составил $398,2 млрд, что на 2,5% больше показателя 2016 года и на 44% больше выручки крупнейших предприятий ОПК в 2002 году.

При этом SIPRI из-за нехватки данных не учитывает в своей статистике Китай. Мировым лидером на рынке вооружений по объему продаж вот уже многие годы остаются США.

Именно американские производители занимают доминирующее положение в списке топ-100 компаний мира по объему продаж. В 2017 году их совокупный объем продаж вырос на 2% и составил $226,6 млрд — это 57% от общего объема выручки компаний из рейтинга SIPRI.

На втором месте в этом списке в течение 15 лет находилась Великобритания.

Но в 2017 году ее потеснила Россия. Совокупный объем продаж оружия десяти российских компаний, входящих в топ-100, увеличился на 8,5% и составил $37,7 млрд. В результате доля России достигла 9,5% от общего объема выручки 100 крупнейших компаний мира.

При этом впервые за все время составления рейтинга российская компания попала в первую десятку мировых производителей по уровню продаж. Ею стал концерн «Алмаз-Антей», чья выручка в 2017 году выросла на 17%, до $8,6 млрд.

Лидерство США и России наблюдается и на международном рынке вооружений. По данным SIPRI, эти две страны занимают долю в 57% от общемирового объема экспорта оружия.

Отметим, что Стокгольмский институт проблем мира рассматривает статистику не по годам отдельно, а пятилетками, и аналогичная ситуация была зафиксирована и по итогам 2009–2013 годов.

Что касается абсолютных цифр, то, по данным Army Technology, США в 2018 году экспортировали оружия на $10,5 млрд. При этом страна закрыла контракты на поставку вооружений иностранным государствам общей стоимостью на $55,6 млрд.

Больше половины от экспортированного США за последние пять лет вооружения составили военные самолеты.

Россия занимает в этом рейтинге вторую строчку с $6,4 млрд экспорта оружия за прошлый год. Крупнейшими же импортерами российского вооружения являются Индия (27%), Китай (14%) и Алжир (14%).

Как отмечает SIPRI, продажи Россией оружия за рубеж за период 2014–2018 годов снизились на 17% по сравнению с 2009–2013 годами.

Связано это в первую очередь с сокращением закупок российской техники Индией и Венесуэлой. Причем в случае с Индией речь идет о падении на 42% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а экспорт в Венесуэлу, переживающую тяжелейший экономический кризис, упал на 96%. Замыкает же тройку лидеров среди стран—экспортеров вооружения Франция с показателем $1,76 млрд.

Закупала же оружие активнее всех в 2018 году Саудовская Аравия, принимающая активное участие в военной операции в Йемене, а также обновляющая свое вооружение. Ее объем импорта в результате составил $3,8 млрд.

Вслед за ней идут сразу несколько стран, закупивших в прошлом году вооружения примерно на $1,5 млрд. Финансовое прикрытие Оборонно-промышленный комплекс — это сложный механизм, совмещающий научные разработки, производство и продажу вооружений. При этом выполнением оборонных заказов в России, например, занимаются сотни предприятий — как производители деталей, так и те, кто осуществляет сборку готовых механизмов.
При этом выполнением оборонных заказов в России, например, занимаются сотни предприятий — как производители деталей, так и те, кто осуществляет сборку готовых механизмов. И зачастую для выполнения крупного заказа предприятиям нужны дополнительные средства в виде кредитов.

Поэтому любая армия мира должна пользоваться поддержкой банковского сектора, особенно если речь идет о крупных военных державах. По данным Centre Delas, за период 2011–2017 годов индустрия вооружений получила финансирование от банков в общей сложности на сумму в $27,16 млрд.

Сюда включены как кредиты, так и операции с облигациями и акциями компаний. Лидируют в этом рейтинге американские финансовые институты, обеспечившие поддержку военным предприятиям на $7,99 млрд.

На втором месте с серьезным отставанием расположилась Швеция ($3,9 млрд).

Россия не представлена в базе данных Centre Delas, однако, по данным «Денег», наши финансовые институты должны были бы расположиться на третьей строчке с $2,7 млрд. При этом российские оборонные предприятия не выпускают акции или облигации, а указанный банковский портфель состоит сплошь из кредитов.

Фото: Reuters Есть у российского ОПК и еще одна особенность: в январе 2018 года правительство РФ приняло решение о наделении Промсвязьбанка функциями опорного банка всей оборонной отрасли.

Изначально было принято решение, что банк займется расчетами по гособоронзаказу, кредитованием предприятий ОПК и цепочки кооперации.

Все соответствующие решения были приняты, сейчас же правительство готовит законопроект, согласно которому статус опорного банка для ОПК будет закреплен за Промсвязьбанком законодательно.

«Создание опорного банка для ОПК — уникальный прецедент, в мировой практике таких прямых аналогов нет. Есть банки, которые работают с ОПК, но это лишь одно из направлений их бизнеса, и неосновное, или, например, есть банки, которые специализируются на работе с военнослужащими, в том числе на иностранных территориях,— рассказал «Деньгам» директор дирекции стратегии и проектов развития Промсвязьбанка Борис Ярышевский.— Промсвязьбанк будет включать в себя все эти функции, причем образующей будет работа как с ОПК, так и с цепочкой кооперации и военнослужащими.

Одновременно с этим банк будет содействовать реализации задач государства в военно-промышленном комплексе в качестве ключевого финансирующего института, в том числе в рамках содействия диверсификации производства предприятий ВПК. При этом банк будет предоставлять весь комплекс финансовых решений и строить экологичную систему вокруг себя, направленную на решение задач сектора ВПК.

Это отличает и подход банка к сектору от остальных банков РФ, которые ранее работали с ОПК.

При этом банк останется универсальным, предлагая услуги как сектору ОПК, так и рыночным клиентам». У данной инициативы правительства есть две основные цели. Во-первых, такой подход экономически более выгоден для самих предприятий ОПК.

«Для предприятий ОПК может снизиться стоимость привлечения кредитных средств, причем не только за счет того, что ГОЗ может быть источником фондирования, но и за счет снижения рисков, так как банк будет видеть всю цепочку кооперации по государственному оборонному заказу в комплексе. Мы готовы предложить ставку без дополнительной поддержки со стороны государства на 2–3% ниже рынка. Распределение по разным банкам не дает такого преимущества»,— отмечает господин Ярышевский.

А во-вторых, это позволяет обеспечить оборонный сектор финансированием в условиях международных санкций. Государство, концентрируя функции поддержки для ОПК в одном месте, с одной стороны, минимизирует санкционные риски для других финансовых организаций и институтов развития страны, а с другой — создает эффективный инструмент сопровождения государственного оборонного заказа и в целом обеспечения потребности сектора ВПК в финансировании.

Кирилл Сарханянц

  1. подписка подписка

PDF-версия Самое важное в канале Коммерсантъ в

Налог с денежного довольствия военнослужащих уплачивается в бюджет по месту нахождения воинских частей

Важное Последние новости УФНС : 25 марта 2013 г. 13:20 В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 № ИШ-П4-9066 по вопросу перечисления налога на доходы физических лиц, удержанного с денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в письме от 27.02.2013г. № 03-04-08/5704 сообщает следующее.Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.Пунктом 7 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты -российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.Таким образом, сумма налога, исчисленная и удержанная с денежного довольствия военнослужащих, должна уплачиваться в бюджет по месту нахождения воинских частей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 226 Кодекса.Исходя из изложенного, при перечислении налога на доходы физических лиц через Федеральное казенное учреждение

«Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации»

(далее -ФКУ «ЕРЦ МО РФ») необходимо учитывать следующее.ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не является налоговым агентом в отношении указанных военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях и подразделениях Министерства обороны Российской Федерации.В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Данные правила распространяются на налоговых агентов.Согласно пунктам 1 и 3 статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика-организации признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, которое осуществляет данные полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.В данном случае Министерство обороны Российской Федерации, являясь налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых военнослужащим, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через уполномоченного представителя — ФКУ «ЕРЦ МО РФ», на которого с 1 января 2012 года возложены функции финансового обеспечения по выплате денежного довольствия военнослужащим воинских частей, дислоцированных на территории субъектов Российской Федерации.Для перечисления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации через уполномоченного представителя Министерства обороны Российской Федерации ФКУ «ЕРЦ МО РФ», ФКУ «ЕРЦ МО РФ» представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на кассовый расход сокращенную (код формы по КФД 0531851) отдельно по каждому обособленному подразделению Минобороны России или Сводную заявку на кассовый расход (код формы по КФД 0531860) (далее — Заявка), заполненные с учетом следующих особенностей:- в поле «Наименование клиента» заголовочной части Заявки указывается сокращенное наименование ФКУ «ЕРЦ МО РФ»;- в поле «Номер лицевого счета» заголовочной части Заявки указывается открытый ФКУ «ЕРЦ МО РФ» номер лицевого счета получателя бюджетных средств;- в полях «ИНН» и «КПП» Заявки на кассовый расход сокращенной (в графах «ИНН» и «КПП» раздела 2 Сводной заявки на кассовый расход) указываются ИНН и КПП обособленных подразделений Минобороны России, которые присвоены им в установленном порядке;- в поле «Номер банковского счета» Заявки указывается номер счета, открытый территориальному органу Федерального казначейства на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» по месту нахождения обособленных подразделений Минобороны России;- в поле «Код по ОКАТО» Заявки указывается код по ОКАТО по месту нахождения обособленного подразделения Минобороны России.На основании Заявок территориальный орган Федерального казначейства по месту обслуживания ФКУ «ЕРЦ МО РФ» оформляет отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению Минобороны России, в полях «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» которых указываются соответственно ИНН и КПП обособленных подразделений Минобороны России, а в поле «Плательщик» — наименование территориального органа Федерального казначейства с указанием в скобках сокращенного наименования ФКУ «ЕРЦ МО РФ». Источник: УФНС — Орловская область Играй в самые бухгалтерские в мире игры: «» и «». Хорошее настроение гарантировано!

1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Особенности налогового учета в военных организациях

Анонсы 9 ноября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 12 октября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 1 июня 2008

Кандидат юрид.

наук О.А. Мясников Основной задачей военных организаций является вооруженная защита государства. При этом военные организации, как и любые другие организации, осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, владеют различным имуществом, уплачивают налоги. Имеются ли какие-либо особенности в налогообложении военных организаций?

Общие положения. Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г.

N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон об обороне) предусмотрено, что Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона об обороне

«Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации»

. Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, как следует из п.

12 ст. 1 Закона об обороне, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления (постановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2007 г. по делу NА72-4668/2006). Вооруженные Силы РФ входят в состав сил обеспечения безопасности.

Это предусмотрено ст. 12 Закона РФ от 5 марта 1992 г.

N 2446-1 «О безопасности». Военные организации вправе осуществлять деятельность, связанную с извлечением доходов, и получать средства от продажи произведенной продукции (работ, услуг) сторонним организациям. В этой части деятельность военной организации является предпринимательской и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2003 г.

В этой части деятельность военной организации является предпринимательской и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2003 г. N А05-5451/03-259/20). Налоговый статус военных организаций. Как показывает практика, арбитражные суды обычно признают военные организации налогоплательщиками.

При рассмотрении одного из споров суд отметил, что войсковая часть является налогоплательщиком (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2002 г. NА78-3499/01-С2-9/111-Ф02-3433/01-С1).

В другом случае арбитражный суд также сделал вывод о том, что войсковая часть является налогоплательщиком, поскольку согласно ст. 11 Закона об обороне войсковая часть — структурное подразделение Министерства обороны РФ, являющееся юридическим лицом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2002 г.

NА78-4240/01-С2-2/189-Ф02-1191/02-С1). ФАС Северо-Западного округа, сославшись на ст. 19 НК РФ, также признал войсковую часть плательщиком налогов и сборов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2005 г.

N А42-3986/04-23). Между тем существует и другой подход к решению данного вопроса, согласно которому войсковая часть не является юридическим лицом. Так, ФАС Дальневосточного округа установил, что в соответствии с требованиями НК РФ с 1 января 1999 г.

структурные подразделения, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Суд указал, что войсковая часть, являясь структурным подразделением регионального пограничного управления ФСБ РФ, не может быть привлечена к ответственности. Этот вывод следует из положений ст.

107 НК РФ, определяющей ответственность за совершение налоговых правонарушений только в отношении организаций и физических лиц (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 июня 2004 г. N Ф03-А24/04-2/880). ФАС Северо-Западного округа отметил, что войсковая часть не имеет статуса юридического лица и, следовательно, не является налогоплательщиком.

Поэтому суд признал незаконным направление налоговой инспекцией в адрес войсковой части требований об уплате налога, пеней и налоговых санкций (постановление от 15 марта 2005 г.

N А42-1370/04-20). В силу подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ войсковая часть обязана вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов, объектов налогообложения, на что указано в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2006 г.

по делу NА21-6035/04-С1. Военные организации — плательщики НДС. Военные организации признаются плательщиками НДС. В частности, по одному из налоговых споров суд отметил, что в силу ст.

143 НК РФ плательщиками НДС являются организации. Следовательно, войсковая часть как юридическое лицо также является налогоплательщиком. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам), оплаченные организацией за счет поступивших из бюджета денежных средств, подлежат вычету в общеустановленном порядке в соответствии со ст.

171—173 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2005 г.

N А56-43407/2004). Жилищное строительство для военнослужащих не подлежит обложению НДС. В соответствии с подп. 16 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение на территории Российской Федерации работ в рамках реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры; работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение на территории Российской Федерации работ в рамках реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры; работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Указанные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.

Арбитражные суды подчеркивают, что подобная льгота возможна лишь при условии финансирования этих работ за счет займов и кредитов, предоставленных международными организациями и физическими лицами (постановление ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2004 г.

по делу N А57-10574/03-16). Военные организации признаются плательщиками налога на прибыль. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа обосновал такое решение в отношении войсковой части нормой ст. 246 НК (постановление от 6 февраля 2004 г.

N А78-3632/03-С2-24/274-Ф02-92/04-С1). В главе 25 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль военных организаций.

Согласно подп. 35 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы от инвестирования накоплений, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с п. 22 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Общие положения. В соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В целях применения ст. 374 НК РФ имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за органом власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка. Данные выводы сделаны в постановлении Президиума ВАС РФ от 21 ноября 2006 г. N7290/06 по делу NА73-7840/2005-16 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г.

по делу NА42-4482/2006. Иногда на практике возникают споры, связанные с применением рассматриваемой налоговой льготы. Например, суд установил, что в списки личного состава Федерального государственного унитарного предприятия Министерства обороны РФ включены военнослужащие, предусмотренные штатным расписанием и направленные на предприятие приказами Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ для прохождения военной службы. Имущество предприятия находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Следовательно, предприятие обоснованно применило льготу по налогу на имущество, установленную подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2007 г. по делу NА42-2151/2006). Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса прослеживается и в постановлении ФАС Поволжского округа от 3 августа 2006 г.

по делу N А55-34620/05, в котором суд признал правомерным применение льготы предприятием военного строительства.

В другом случае арбитражный суд также сделал вывод о том, что имущество, принадлежащее военному комиссариату, не признается объектом обложения налогом на имущество (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 октября 2007 г. по делу N А39-922/2007). Анализируемая налоговая льгота распространяется и на квартирно-эксплуатационные части Министерства обороны РФ.

Это подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 8 февраля 2007 г. N КА-А41/13792-06 по делу N А41-К2-9850/06.

Значение юридического статуса военной организации. Как показывает анализ судебных постановлений, наличие статуса юридического лица не является основанием для признания военной организации, например, военного комиссариата, плательщиком налога на имущество, закрепленного за ним на праве оперативного управления (постановление ФАС Поволжского округа от 1 марта 2007 г. по делу N А49-5180/2006). При рассмотрении другого спора суд также указал, что статус юридического лица, принадлежащий военной организации, не дает основания для признания ее плательщиком налога на имущество (постановление ФАС Московского округа от 17 февраля 2006 г.

N КА-А41/536-06 по делу N А41-К2-13689/05). Льгота распространяется лишь на имущество, используемое для нужд обороны. Рассматриваемая льгота действует только в отношении объектов, используемых для нужд обеспечения безопасности и обороны.

В частности, арбитражный суд сделал вывод о правомерном применении войсковой частью льготы по налогу на имущество в отношении федерального имущества, используемого для нужд обороны (постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2006 г. N КА-А41/6490-06 по делу N А41-К2-1395/06). Аналогичные выводы сделаны в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г.

по делу N А42-5729/2006 и постановлении ФАС Поволжского округа от 1 августа 2006 г. по делу N А65-39755/ 2005-СА2-22. ФАС Волго-Вятского округа установил, что военный комиссариат входит в систему федеральных государственных органов исполнительной власти и выполняет функции в области обороны, а его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления, используется им для нужд обеспечения безопасности и обороны (постановление от 15 октября 2007 г.

по делу N А39-1140/2007). В ходе проверки квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) налоговая инспекция сделала вывод о неправомерном неучете в качестве объекта обложения налогом на имущество имущества, сдаваемого в аренду, т.

е. используемого для извлечения дохода.

Однако инспекция не смогла доказать в суде факт сдачи КЭЧ в аренду имущества. Поэтому суд посчитал, что у налогового органа не было оснований для доначисления КЭЧ налога на имущество (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу N А56-52299/2005). В другом случае суд выявил, что часть имущества военной организации на основании заключаемых договоров аренды недвижимого имущества сдается в аренду под розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами, парикмахерскую, офис и т.

д. Поскольку данное имущество не использовалось для нужд обороны и обеспечения безопасности, суд заключил, что оно подлежит налогообложению в общем порядке (постановление ФАС Поволжского округа от 29 июня 2006 г. по делу N А72-12906/05-14/281). Между тем в ряде случаев арбитражные суды разрешают военным организациям применять налоговую льготу несмотря на то, что их имущество используется и в мирных целях.

В частности, суд установил, что принадлежащее управлению торговли ВВС и ПВО на праве оперативного управления имущество используется не только для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка, однако обслуживание в парикмахерских и столовых предприятия не только военных, но и иных лиц не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на исключение спорного имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество.

Данная позиция приведена в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 4 октября 2007 г. по делу N А82-162/2007-28. Военная организация не обязана сдавать декларацию.

Практика показывает, что у военной организации отсутствует обязанность представлять в инспекцию налоговую декларацию в отношении имущества, не являющегося объектом обложения налогом на имущество (постановления ФАС Московского округа от 1 февраля 2007 г. NКА-А41/3-07 по делу N А41-К2-10415/06, ФАС Северо-Западного округа от 21 марта 2007 г. по делу N А42-3289/ 2006). Общие положения.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В целях применения приведенной нормы транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, непосредственно закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в оперативном управлении юридических лиц, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемая организацией для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Этот вывод сделан в постановлении ФАС Московского округа от 19 апреля 2007 г.

N КА-А41/2775-07 по делу N А41-К2-24550/06. Аналогичный подход отражен в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г.

по делу NА42-2528/2006. Следует отметить, что применение данной нормы не ставится в зависимость от соблюдения порядка регистрации транспортных средств в военной транспортной инспекции или от того, что организация осуществляет помимо специальной деятельности работы гражданского характера.

На это обращено внимание в постановлении ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 г.

по делу N 49-6779/2006-319А/17.

Анализируемая льгота распространяется и на военные лечебные учреждения (постановление ФАС Московского округа от 22 июня 2007 г.

N КА-А41/5333-07 по делу N А41-К2-19884/05).

Значение статуса военной организации. Для применения рассматриваемой льготы не имеет значения, является ли воинская часть юридическим лицом и занимается ли она какой-либо коммерческой деятельностью.

Это следует из постановления ФАС Московского округа от 21 сентября 2006 г. N КА-А40/8976-06 по делу N А40-73830/05-90-608.

Наличие у квартирно-эксплуатационной части статуса юридического лица не является основанием для признания ее плательщиком транспортного налога (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2007 г. по делу N А42-2619/2006). Транспортные средства должны использоваться для нужд обороны.

При рассмотрении налоговых споров арбитражные суды обращают внимание на то, в каких целях используются транспортные средства военных организаций.

Так, по результатам выездной налоговой проверки войсковой части налоговая инспекция вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Между тем налоговый орган не представил в судебное заседание доказательств того, что войсковая часть владеет транспортными средствами и иным имуществом, не используемым для целей обороны.

Суд признал, что не имеется оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, а войсковая часть правомерно воспользовалась льготой по налогу на владельцев транспортных средств (постановление ФАС Московского округа от 6—12 октября 2006 г.

N КА-А41/9555-06 по делу NА41-К2-1088/06). Наличие сотрудников, работающих по трудовым договорам, не исключает применения льготы. Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления учреждению, входящему в состав федеральных органов исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба, не являются объектом обложения транспортным налогом в соответствии с подп.

6 п. 2 ст. 358 НК РФ. При этом суды отклоняют доводы проверяющих о неправомерном применении учреждением льготы в связи с тем, что его работниками являются лица, принятые по трудовым договорам.

Наличие в штате учреждения работников, осуществляющих свою функцию на основании трудовых договоров, не означает, что учреждение не является организацией, в которой не предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2007 г.

по делу NА05-415/2007). За непредставление деклараций наказывать нельзя.

Поскольку военные организации не являются плательщиками транспортного налога, у них отсутствует обязанность представлять декларации по этому налогу.

А раз так, то наказывать военные организации по ст.119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по транспортному налогу неправомерно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 мая 2007 г. по делу N А56-18942/2006). ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что транспортные средства, принадлежащие военному предприятию, не являются объектом обложения транспортным налогом, в связи с чем отказал инспекции в удовлетворении требований в части привлечения предприятия к налоговой ответственности по п.

2 ст. 119 НК РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 сентября 2007 г.

по делу N А82-16958/2006-14). Льгота по земельному налогу. Подпунктом 3 п. 2 ст. 389 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Так, суд установил, что учреждение входит в систему органов внутренних дел, поскольку создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно осуществляет одну из функций МВД России.

При таких обстоятельствах суд признал обоснованным применение учреждением льготы по земельному налогу, установленной подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г.

по делу N А66-7083/2007). Льгота по водному налогу.

Согласно подп. 12 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения

«особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства»

. ФАС Московского округа отметил, что в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества артскважины как объекты недвижимости значатся в реестре федерального имущества за войсковой частью. В связи с этим суд пришел к выводу о правомерном применении данной нормы права.

Наличие у войсковой части статуса самостоятельного юридического лица, а также наличие или отсутствие у нее лицензии на водопользование не меняет характера пользования водными объектами для обеспечения нужд обороны. Данные выводы сделаны в постановлении ФАС Московского округа от 16 января 2008 г.

N КА-А41/12340-07 по делу N А41-К2-23229/06. Налоговым органам предоставлено право осуществлять налоговый контроль в отношении любых налогоплательщиков.

Вместе с тем проведение налоговых проверок военных организаций имеет свои особенности. Прежде всего, проверяющие обязаны учитывать наличие у военной организации сведений, не подлежащих разглашению.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г.

N 5485-1 «О государственной тайне». Согласно данной статье государственную тайну составляют сведения в военной области:

  1. о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
  2. о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

При рассмотрении одного из споров суд указал, что довод проверяющих об отсутствии адресов воинских частей в счетах-фактурах не является основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку сведения о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре и численности войск составляют государственную тайну.

При этом суд отметил, что в счетах-фактурах указаны номера воинских частей, что позволяет при необходимости проверить факт получения ими приобретенного налогоплательщиком товара и место доставки (постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2005 г. NКА-А40/12954-05). Арбитражные суды указывают на то, что у военных организаций отсутствует обязанность представлять в налоговые органы секретную информацию, например, сведения о выплате денежного содержания военнослужащим, раскрывающие штатную численность войсковой части (постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 января 2004 г.

N Ф03-А73/03-2/3390). В другом случае суд отметил, что поскольку воинская часть относится к внутренним войскам МВД РФ, а сведения о доходах, выплаченных военнослужащим, содержат информацию о численности войск, такие данные не могут быть переданы налоговому органу без санкции вышестоящего командования (постановление ФАС Уральского округа от 21 декабря 2006 г. N Ф09-11234/06-С2 по делу NА60-11058/06).

По мнению судей, сведения о доходах военнослужащих, проходящих военную службу, составляют государственную тайну, поскольку раскрывают количественный состав и организационную структуру войск.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Данные выводы сделаны в постановлениях ФАС Уральского округа от 30 сентября 2003 г. N Ф09-3157/03-АК и ФАС Центрального округа от 24 апреля 2003 г.

N А14-8435-02/254/26. Между тем в ряде случаев региональные управления налоговой службы обладают правом получать сведения, составляющие государственную тайну, и имеют соответствующие лицензии ФСБ России. По мнению судей, военные организации обязаны представлять в такие налоговые органы информацию о доходах, выплаченных военнослужащим (постановление ФАС Центрального округа от 15 июня 2004 г.

N А14-9099-03/249/33).Журнал «Законодательство» N 6/2008, О.А. Мясников, кандидат юрид. наук Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Вопрос: Войсковая часть является бюджетной организацией и по договору со сторонней организацией выполняет платные услуги.

Облагается ли НДС выручка, получаемая войсковой частью за выполнение платных услуг? Как облагаются НДС приобретаемые ею товары, выполняемые работы (услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования?

(«Финансовая газета», 1999, n 30)

«Финансовая газета», N 30, 1999Вопрос: Войсковая часть является бюджетной организацией и по договору со сторонней организацией выполняет платные услуги.

Облагается ли НДС выручка, получаемая войсковой частью за выполнение платных услуг? Как облагаются НДС приобретаемые ею товары, выполняемые работы (услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования?Ответ: Согласно п.9 Инструкции N 39 к средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый НДС оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»), предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий. Приобретаемые товары, выполняемые работы (услуги) за счет вышеуказанных средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом НДС, который возмещению не подлежит.

Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников. Все виды платных услуг, оказываемых войсковыми частями сторонним организациям (финансирование которых осуществляется не за счет целевого бюджетного финансирования), относятся к предпринимательской деятельности. В соответствии с пп.»а» п.1 ст.3 Закона N 1992-1 реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется с НДС, за исключением товаров (работ, услуг), перечисленных в ст.5 указанного Закона, вне зависимости от формы собственности и специфики деятельности различных предприятий и организаций.

На основании изложенного выручка войсковых частей от предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг сторонним организациям, осуществляемой по договорным ценам, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+