Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Установление и изменение границ муниципальных образований находится в ведении

Установление и изменение границ муниципальных образований находится в ведении

Установление и изменение границ муниципальных образований находится в ведении

Порядок изменения границ муниципального образования


ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Юрист,Был(а) 31.08.2020, 12:28 юрист, Шумкин Дмитрий Владимирович Написать сообщение ПодписатьсяВОПРОСЫПУБЛИКАЦИИ770 просмотров 19 дочитываний 29 июня 2017 в 20:08 При слове «граница» многие из вас наверняка представляют пограничные столбы, пропускные пункты и другие символы, которые находятся на рубеже, отделяющем одно государство от другого и охраняемом суровыми пограничниками. Вместе с тем, невидимые взору пределы существуют также и внутри государств.

В частности, к ним относятся рубежи муниципалитетов.

Порядок установления и изменения границ муниципального образования в современной России урегулирован благодаря закону, который называется «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тому, как границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются, посвящены статьи с десятой по тринадцатую вышеуказанного нормативного акта.

Тому, как границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются, посвящены статьи с десятой по тринадцатую вышеуказанного нормативного акта. Что такое граница муниципалитета. В самых общих словах, под границей муниципального образования понимается некая условная черта, с установлением которой становится возможным отделить территорию интересующего нас муниципалитета от территории других населённых пунктов, а также, в том числе, межселенных территорий, не входящих в состав ни одного муниципального образования.

Требования, предъявляемые к границам муниципальных образований. Они указаны в одиннадцатой статье закона, которая прописывает принципы, согласно которым организуется самоуправление на местном уровне власти.

Перечень требований включает в себя следующие пункты: • Вся земля, находящаяся в пределах границы российского государства, поделена на городские округа, а также муниципалитеты, которые называются поселения. • Муниципальные районы включают в себя земли абсолютно всех поселений, включённых в него, в том числе, и межселенные территории.

• В территорию поселения включаются участки земли, на которых исторически проживали люди, участки, необходимые для развития, участки для рекреации и участки, предназначенные для использования всеми людьми, проживающими в данном муниципалитете.

• В территорию, относящейся к городскому округу, включаются земли, принадлежащие муниципалитетам, участки для развития, участки для рекреации и земли, предназначенные для использования всеми людьми, проживающими в данном муниципалитете. • В территорию, относящуюся к любой форме муниципального образования, могут входить участки, различающиеся по разновидности формы собственности, а также, в том числе, и по их целевому назначению. Зачем осуществляется изменение и учёт границ муниципальных образований.

Можно выделить несколько причин, по которым государству понадобилось принять вышеупомянутый нормативный акт. К ним относятся следующие: 1. По положениям закона, если сельское поселение либо иной населённый пункт при пересмотре границ двух регионов будет расположено в обоих регионах одновременно, то это является недопустимым по требованиям законодательства, поскольку затруднит учёт рубежей муниципального образования и вызовет по этой причине потенциальные конфликты между органами власти соседних регионов.

В связи с этим, на уровне субъектов федерации и местном уровне потребуется пересмотреть границы данного муниципалитета на основе вышеупомянутого законодательного акта, чтобы оно было полностью включено в территорию только одного региона.

2. Принятие этого закона значительно облегчило процесс реформ органов власти на уровне сельских поселений и иных населённых пунктов, а также учёт их достижений или неудач. 3. С его помощью стало возможным улучшить качество и эффективность мероприятий, проводимых властью на уровне местного самоуправления. Например, это выражается в том, что стало намного проще включить в пределы территории сельских поселений и иных населённых пунктов участки земли, которые необходимы ему для поддержания жизнедеятельности и обеспечения нужд людей.

Субъекты инициативы по изменению пределов муниципалитета. Согласно российскому законодательству изменение границ муниципального образования осуществляется по инициативе следующих субъектов: 1.

Народонаселение. 2. Федеральные государственные органы. 3. Государственные органы субъектов федерации.

4. Муниципальные органы либо, иными словами, органы местного самоуправления.

Принципы, по которым реализуется подобная инициатива. Установление и изменение пределов территории сельских поселений и иных населённых пунктов осуществляется народонаселением так, как предписано законом федерального уровня и законом соответствующего региона России, который обязан не устанавливать нормы, противоречащие закону федерального уровня. Эти нормативные акты регулируют то, как должна выдвигаться инициатива, выступающая в качестве первопричины проведения референдума на местном уровне, на котором будет приниматься решение об изменении или отказе от установления новых рубежей сельского поселения либо иного населённого пункта.

Если же пределы сельских поселений и иных населённых пунктов собирается устанавливать или изменить государственная власть на уровне региона или федерации либо местная власть, то они могут сделать это, оформив соответствующее решение и осуществив надлежащий учёт изменений.

При этом, если народонаселение добьётся права на референдум, то до тех пор, пока он не будет проведён, законодательство не позволяет изменять закон о принципах местного самоуправления, а именно положения, которыми устанавливаются либо изменяются рубежи сельских поселений и иных населённых пунктов. Необходимо отметить, что законодатель установил в законе, регулирующем принципы, по которым организуется местное самоуправление в России, следующую презумпцию: без запроса и сбора мнений проживающих в муниципалитете людей не допускается изменять пределы этого населённого пункта.
Необходимо отметить, что законодатель установил в законе, регулирующем принципы, по которым организуется местное самоуправление в России, следующую презумпцию: без запроса и сбора мнений проживающих в муниципалитете людей не допускается изменять пределы этого населённого пункта.

Поэтому если население категорически против любой перекройки рубежей муниципалитета, то все мероприятия, направленные на изменение действующих границ, будут признаны не соответствующими закону и должны быть отменены.

Как гласит российское законодательство, новые пределы населённых пунктов могут устанавливаться после проведённого должным образом референдума, на котором большинство голосующих выступило за изменения. Порядок изменения рубежей муниципалитетов.

Органы власти осуществляют учёт изменений рубежей не только самих населённых пунктов, но также и пределов территорий и районов, которые входят в состав этих населённых пунктов. Закон, определяющий принципы, по которым осуществляется организация местного самоуправления на территории нашей страны, классифицирует виды границ муниципалитетов и чётко определяет порядок действий, необходимых для изменения пределов этих муниципалитетов.

1. Если требуется изменить рубежи муниципальных районов, после чего некоторая часть территорий, относящаяся к изменяемому муниципальному району, отойдёт к другому району или муниципалитету, то в данном случае обязательно нужно заручиться поддержкой проживающих в населённом пункте людей, которую они должны выразить либо с помощью голосования, либо во время схода.

При этом представительный орган муниципалитета предоставляет своё мнение, которое должно учитываться перед принятием решения об изменении пределов муниципального района.

2. В случае, если планируется изменение пределов муниципальных районов и поселений, входящих в состав этих районов, из-за чего территория муниципального района должна перейти к городскому округу, то порядок действий будет следующим: население как городского округа, так и поселений должно быть согласно на такой шаг, равно как и представительные органы соответствующих муниципалитетов. Кроме того, необходимо заручиться поддержкой людей, проживающих в соответствующем муниципальном районе, рубежи которого изменяются.

Эта поддержка должна быть выражена представительным органом. 3. Если намечается изменение рубежей поселений, из-за которого часть территории одного поселения перейдёт во владение другого поселения, то в данном случае необходимо заручиться согласием людей, проживающих как в первом, так и во втором поселении, которое они выражают при помощи голосования либо во время схода. Кроме того, от представительных органов обоих поселений должны поступить официальные бумаги, в которых они представляют свою чёткую позицию касательно вопроса изменения границ муниципалитетов.

4. В крупных городах, например, Москве, в которых есть деление города на внутригородские районы, закон предоставляет возможность осуществлять изменение пределов этих районов.

Чтобы сделать это, достаточно узнать мнение людей, проживающих в районах, границы которых изменяются. Данное мнение должно быть выявлено с помощью способов, прописанных в уставе внутригородского района.

Также представительный орган города (в случае с Москвой — это Московская городская дума), в котором есть деление на внутригородские районы, обязан предоставить согласие с планирующимся изменением рубежей внутригородских районов.да 1 / 0 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: да 1 / 0 нет

Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц.

сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб. р. Фонтанки, д. 59Екатеринбург:Нижний Новгород:Ростов-на-Дону:Казань:Челябинск:Администратор печатает сообщение

Установление и изменение границ муниципальных образований

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.

Однако, если Закон о местном самоуправлении 1995 г.

оставлял этот вопрос полностью на усмотрение субъектов, то Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает критерии, с учетом которых должны устанавливаться границы муниципальных образований разного типа:

  1. — сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. чел., как правило, входит в состав сельского поселения;
  2. — в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1 тыс. чел. (для территории с высокой плотностью населения — более 3 тыс. чел.) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. чел. каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3 тыс. чел. каждый);
  3. — административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
  4. — территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
  5. — территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  6. — в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  7. — территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  8. — в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поседения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. чел.;
  9. — территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
  10. — территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  11. — территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
  12. — границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
  13. — границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;
  14. — в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
  15. — законы субъектов РФ, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;
  16. — территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в п. 3 ч. I ст. 11, могут не включаться в состав территорий поселений;

Деятельность по изменению существующих границ муниципальных образований также относится к ведению органов государственной власти субъектов РФ. Вместе с тем органы местного самоуправления могут выступать инициаторами изменения границ муниципальных образований, в ряде случаев дают согласие на изменение их границ.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Положения Закона о местном самоуправлении 2003 г., касающиеся и вменения границ муниципальных образований, по сравнению с Законом о местном самоуправлении 1995 г. содержат конкретные правовые гарантии учета мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. В частности, согласие населения при изменении границ муниципальных образований необходимо в следующих случаях:

  1. — если изменение границ поселений связано с отнесением территорий населенных пунктов, находящихся в границах данного поселения, к территории другого поселения (ч. 3 ст. 12).
  2. — если изменение границ муниципальных районов связано с отнесением территорий поселений и (или) территорий населенных пунктов одного района к территориям другого района (ч. 2 ст. 12);

Получение согласия населения при изменении границ района законом не предусматривается, если на территориях с низкой плотностью населения изменение границ района не затронуло границ поселений и населенных пунктов, входящих в состав данного района (ч.

4 ст. 12). В последнем случае решение об изменении границ района и поселения принимается представительными органами муниципальных образований, вовлеченных в процесс изменения границ.

Аналогичное правило предусматривается и при изменении границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов (ч. 2.1 ст. 12) В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование граждан по указанным вопросам.

В общем случае в голосовании участвуют граждане тех муниципальных образований и населенных пунктов, границы которых подлежат изменению. Назначение голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования относится к полномочиям представительного органа муниципального образования. Решение о проведении голосования по вопросу изменения границ и преобразованию муниципальных образований принимается представительными органами муниципальных образований, непосредственно вовлеченных в этот процесс.

Закон субъекта РФ об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума. Необходимо также подчеркнуть, что при изменении границ между субъектами РФ указанные выше требования к изменению границ муниципальных образований не применяются.

В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами РФ, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов РФ.

7.3. установление и изменение границ муниципальных образований

Границы муниципальных образований устанавливаются и изме­няются в соответствии со следующими федеральными требованиями.

Для поселений требования следующие: ■ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли обще­го пользования, территории традиционного природопользо­вания населения соответствующего поселения, рекреацион­ные земли, земли для развития поселения; ■ в состав территории поселения входят все земли независимо от форм собственности и целевого назначения; ■ территории с низкой плотностью сельского населения, за ис­ключением поселений с исторически сложившимися населен­ными пунктами, могут не включаться в состав территорий по­селений; ■ в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфра­структуры; ■ в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью насе­ления — менее 3000 человек каждый); ■ сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения; ■ в соответствии с законами субъекта федерации статусом сель­ского поселения с учетом плотности населения субъекта фе­дерации и доступности территории поселения может наде­ляться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек; ■ на территориях с низкой плотностью населения и в труднодос­тупных местностях сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 100 человек может не наделяться стату­сом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе гра­ждан, проживающих в соответствующем населенном пункте; ■ границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав; ■ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; ■ территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; Для муниципальных районов границы устанавливаются и изменя­ются в соответствии со следующими требованиями: ■ территории всех поселений, за исключением территорий го­родских округов, а также возникающие на территориях с низ­кой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; ■ административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района; ■ границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов ме­стного значения межпоселенческого характера органами ме­стного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указан­ным органам федеральными законами и законами субъектов федерации; ■ территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района; ■ границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Для городских округов требования таковы, что их территории не входят в состав территорий муниципальных районов. Закон от 6 октября 2003 г. расширяет перечень субъектов, кото­рые вправе выступать с инициативой об изменении границ муници­пального образования.

Помимо населения, органов местного само­управления, органов государственной власти субъекта Федерации правом инициировать изменения границ муниципальных образова­ний наделены федеральные органы государственной власти.

Предложения об изменении границ МО хотя бы одного из ука­занных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определен­ном законом субъекта Федерации, а если инициатива населения об изменении границ реализуется в порядке, установленном для вы­движения инициативы проведения местного референдума, то ини­циатива органов местного самоуправления и органов государствен­ной власти о таком изменении оформляется решениями соответст­вующих органов местного самоуправления, органов государствен­ной власти.
Предложения об изменении границ МО хотя бы одного из ука­занных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определен­ном законом субъекта Федерации, а если инициатива населения об изменении границ реализуется в порядке, установленном для вы­движения инициативы проведения местного референдума, то ини­циатива органов местного самоуправления и органов государствен­ной власти о таком изменении оформляется решениями соответст­вующих органов местного самоуправления, органов государствен­ной власти.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопрос об органе, полномочном принимать решения об изменении границ МО. В большинстве региональных законов в соответствии с многолетней практикой закреплено, что границы МО устанавливаются представи­тельными органами государственной власти соответствующих субъ­ектов Федерации с согласия населения или с учетом его мнения.

Закон устанавливает требование об обязательности согласия на­селения по вопросам изменения границ муниципальных районов.

Четко определено, что в случае изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям дру­гих муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представи­тельных органов соответствующих муниципальных районов.

При изменении границ поселений, влекущих отнесение терри­торий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к тер­риториям других поселений, также необходимо учитывать согласие населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосо­вания либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений. В том случае, если изменение границ муниципальных районов и поселений не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, пря­мого волеизъявления населения не требуется. Мнение населения учитывается представительными органами соответствующих муни­ципальных районов и поселений.

Органы местного самоуправления, органы государственной вла­сти субъектов Федерации и федеральные органы государственной власти вправе инициировать изменение границ муниципального образования только в том случае, если численность населения сель­ских населенных пунктов уменьшилось более чем на 50% относи­тельно минимальной численности населения, установленной для сельских поселений. | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Установление, изменение границ и преобразование муниципальных образований

Установление и изменение границы муниципального образования представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по правовому оформлению территориальных пределов муниципального образования. Граница муниципального образования — это непрерывная пространственная линия, определяющая пределы территории муниципального образования.

Она закрепляется в законе субъекта РФ на основании картографического описания и, как правило, получает свое отражение в уставе муниципального образования. Под картографическим описанием следует понимать картографическое изображение территории муниципального образования в соответствующем масштабе, а также текстовое описание границ муниципального образования, выполненные в соответствии с требованиями федерального законодательства к картографической деятельности.

В нем отображается местоположение, размер и границы муниципального образования, перечень населенных пунктов, входящих в его состав расстояния до населенного пункта, который может являться административным центром сельского поселения, муниципального района.

Для муниципального района необходимо составить перечень городских и (или) сельских поселений, входящих в состав его территории. При этом картографическое описание включает условные знаки и шрифты, условные сокращения, используемые в области геодезической и картографической деятельности.

Картографическое описание границ муниципального образования подлежит обязательному согласованию с сопредельными муниципальными образованиями. Картографическое описание поселений согласовывается с представительными органами сопредельных поселений муниципального района, а в случае установления, изменения границ, совпадающих с границами сопредельных городских округов, муниципальных районов, согласование осуществляется с представительным органом муниципального района, в состав которого входит данное поселение. Практика выработала определенные критерии для закрепления границ муниципальных образований: 1) если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы (населенного пункта), — его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы (населенного пункта); 2) если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), — его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц (населенных пунктов); 3) если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц (населенных пунктов), — его граница определяется но границам административно-территориальных единиц (населенных пунктов) в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных единиц (населенных пунктов).

Установление и изменение границ муниципальных образований должно осуществляться в соответствии с принципами законности, гласности, учета исторических и иных местных традиций, равноправия муниципальных образований во взаимоотношениях между собой, учета социально-экономических последствий установления и изменения границ муниципальных образований, учета мнения членов местного сообщества, использования согласительных процедур для урегулирования спорных вопросов. Инициаторами установления или изменения границы муниципального образования могут быть члены местного сообщества или органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта РФ, федеральные органы государственной власти.

Население реализует соответствующую инициативу в порядке, аналогичном тому, что предусмотрен для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления и государственной власти оформляется их решениями. В целях обеспечения дополнительных гарантий реализации сельской демократии, устойчивого развития сельских территорий Федеральный закон № 131-ФЗ специально оговаривает, что уменьшение численности населения сельских населенных V пунктов менее чем на 50% в соотношении с минимальной численностью населения сельского поселения (т.е.

до 1000 человек для территорий с низкой плотностью населения и до 3000 человек для территорий с высокой плотностью населения) не является достаточным основанием для инициирования процедуры изменения границ муниципального образования (ч. 5 ст. 12). Установленный федеральным законодательством организационно-правовой механизм изменения границ муниципальных образований различается в зависимости от того, затрагивает ли проводимое изменение состав населенных территорий.
5 ст. 12). Установленный федеральным законодательством организационно-правовой механизм изменения границ муниципальных образований различается в зависимости от того, затрагивает ли проводимое изменение состав населенных территорий. Если изменение границ поселений и муниципальных районов влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов (поселений) к территориям других муниципальных образований, то оно может быть проведено только с согласия населения соответствующих территорий, выраженного путем голосования.

Если же изменение границ связано с передачей от одного муниципального образования другому ненаселенной территории, то мнение населения по этому вопросу выражает представительный орган соответствующего муниципального образования. Особый случай — изменение границ внутригородских районов, которое с учетом особенностей осуществления двухуровневой модели местного самоуправления в условиях единства городского хозяйства осуществляется с учетом мнения населения каждого из внутригородских районов в соответствии с уставом внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного представительным органом городского округа с внутригородским делением.

Муниципальное право России

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Граница муниципального образования — это черта, которая отделяет его территорию от территорий других муниципальных образований или межселенных территорий.

Границы муниципального образования напрямую зависят от размеров его территории. Порядку установления и изменения границ муниципальных образований посвящены ст. 10—13 Федерального закона

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

от 2003 г.

В соответствии с законодательством России границы городского поселения устанавливаются с учетом того, что в его пределах могут находиться один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и гагой инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями, как правило, должны устанавливаться с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Границы муниципального района должны устанавливаться с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.

При этом границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ. И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов указывают на то, что закрепление границ муниципальных образований проводится с опорой на три случая:

  • если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц, его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц;
  • если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц, его граница определяется по границам административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам.
  • если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно территориальной единицы, его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы;

К установлению границ муниципальных образований предъявляются следующие требования:

  1. границы разных муниципальных образований не могут пересекаться друг с другом;
  2. граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположенной на его территории;
  3. границы муниципальных образований не могут пересекать административную границу субъекта РФ и Государственную границу Российской Федерации;
  4. в границах городских и сельских поселений не может быть других муниципальных образований.

В связи с тем, что в России продолжается проведение муниципальной реформы, предусматривающей, в том числе, изменение территориальной организации местного самоуправления, границы муниципальных образований, если они устанавливаются впервые или органами государственной власти предусмотрено новое муниципально-территориальное деление субъекта РФ, чем это было до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., определяются органами государственной власти субъекта РФ.

На местности границы муниципальных образований проходят по видимым ориентирам, таким, как автострада или проселочная дорога, край поля, кромка леса, ручей, река, середина моста через реку и т.д. Важным условием поддержания максимальной эффективности территориальной организации местного самоуправления является процедура изменения границ муниципальных образований.

Порядку изменения границ муниципальных образований полностью посвящена ст.

12 Федерального закона

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

от 2003 г.

С инициативой изменения границ муниципальных образований могут выступать:

  1. федеральные органы государственной власти.
  2. население;
  3. органы местного самоуправления;
  4. органы государственной власти субъекта РФ;

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. По общему правилу, содержавшемуся в прежнем Федеральном законе

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

1995 г., и содержащемуся в Федеральном законе от 2003 г., изменение границ муниципальных образований не может производиться без учета мнения населения. Более того, если население не поддерживает инициативу преобразования муниципального образования, связанного с изменением его границ, проведение мероприятий по преобразованию будет считаться незаконным.

Выяснение мнения населения по вопросам преобразования муниципального образования проводится путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования.

В то же время Федеральный закон от 2003 г.

сделал небольшое исключение из общего правила. Так, изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Так, изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

Фактически здесь не требуется проведения местного референдума для выяснения мнения населения об изменении границ муниципальных образований. Правовое оформление установления и изменения границ муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ.

Порядок установления, изменения границ и проведения преобразования муниципальных образований

Как работает сервис Орган государственного управления и местное самоуправление соответствующее определенному муниципальному формированию по правовому оформлению границ местного государственного образования функционируют особым образом и один из результатов их деятельности – это установление и изменение границ муниципального образования.

Граница муниципального образования – это сплошной пространственный рубеж, являющийся определением крайних точек рубежей территории муниципального образования (муниципальной единицы).

Эта граница закрепляется законом субъекта Российского Государства, основанием для которого служит картографическое описание и, в большинстве случаев находит отражение в уставе муниципального образования.

Картографическое описание – текстовое отображение рубежей либо графическое моделирование местности, относящейся к муниципальному образованию, в определенном масштабе с учетом выполнения соответствующих требований ФЗ РФ к картографической деятельности.

Такого рода описания должны отображать:

  1. список поселений, находящихся в составе городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района;
  2. величину и линии границ муниципального образования;
  3. названия и дальности расстояний до населенных пунктов – административный центр, сельское поселение, муниципальный район.

Для муниципальной единицы необходимо создать перечень городских и (или) сельских населенных пунктов, входящих в состав его территории. Картографическое отображение должно быть составлено с учетом определенных требований к оформлению, должны быть использованы условные знаки и шрифты, условные сокращения, предназначенные для геодезической и картографической деятельности.

Картографическое описание муниципальных границ в обязательном порядке должно подлежать согласованию с граничащими муниципальными образованиями. Кроме этого картографическое описание поселений должно быть согласовано с представительными органами граничащих поселений в черте муниципального района, а в случае закрепления изменения границ, которые совпадают с соседними городскими округами, муниципальными районами, согласование осуществляется с представительным органом муниципального района, в группу которого входит данное поселение.

Закрепление муниципальных границ разумно выполнить учитывая следующие основные правила:

  1. муниципальная граница может быть определена по границам соседних образований в том случае, если имеются совпадающие границы с территорией административно-территориальные единицы (населенный пункт);
  2. муниципальная граница может быть определена по границам совмещений административно-территориальных единиц либо земельных участков (если есть документальное подтверждение данному факту т. е. соблюден закон и учтен естественный рельеф) чаще всего, в которых границы муниципального образования не имеют совпадений с границами административно-территориальных единиц в том случае, если она имеет территории, частично или даже полностью не совпадающие с территориальной единицей населенного пункта.
  3. муниципальная граница может быть определена по нескольким несовпадающим границам в том случае, если она имеет территории, совпадающие с территорией нескольких административно-территориальных единиц;

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Для того, чтобы были установлены и изменены границы территорий муниципального образования необходимо соблюдать несколько принципов:

  1. предусмотрения мнения членов местного сообщества;
  2. свободной информации;
  3. равенства прав во взаимодействии муниципальных образований друг с другом;
  4. использования согласительных процедур для урегулирования спорных вопросов.
  5. соответствия закону;
  6. согласования с историческими и другими местными традициями;
  7. предусмотрения социально-экономических результатов установления и изменения границ муниципальных образований;

Инициатива установления или изменения муниципальных территориальных границ может быть выражена представителями местного сообщества, местного самоуправления муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российского Государства, федеральных органов власти РФ.

Население обеспечивает устройство инициативы изменения границ в порядке, аналогичном тому, что предусмотрен для продвижения инициативы организации местного референдума. Инициатива оформляется решениями органов местного самоуправления и государственной власти. При этом Федеральный закон учитывает ситуацию, в которой побуждение органов местного самоуправления и органов государственной власти не могут быть осуществлена в отношении изменения границ поселения.

В данном конкретном случае подразумевается снижение численности населения сельского поселения менее чем на 50% в соотношении с наименьшим количеством жителей сельского поселения (т.е. оно должно быть до 1000 человек для тех территорий, где преобладает низкая плотность населения и до 3000 человек для тех территорий, где преобладает высокая плотность населения).

Такого рода уменьшение числа жителей не может быть весомым поводом для начала процедуры, предназначенной для того, чтобы изменять границы (ч. 5 ст. 12 Федерального Закона РФ). Установленный ФЗ организационно-правовой порядок процедуры изменения муниципальных границ может иметь отличия в зависимости от того, имеет ли совокупность населенных территорий какие-либо изменения.

В случаях перестроения муниципальных границ поселений и районов подразумевает отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, оно может быть проведено только с при наличии согласия населения, которое проживает на этой территории, такая процедура может быть осуществлена при помощи голосования. В случаях перестроения муниципальных границ связанных с передачей от одного муниципального образования другому ненаселенной территории, представительный орган муниципального образования выступает в качестве представителя голоса населения по этому вопросу. Данные регионального Министерства развития России подтверждают тот факт, что число корректировок в отношении границ муниципальных образований, на 2009 г.

составило 272, большая их часть относится к Забайкальскому краю. Главными инициаторами этих изменений были органы, относящиеся к местному самоуправлению (243 раза, или 89,3% общего числа). Случаев инициативы органов государственной власти субъектов РФ по поводу изменения границ оказалось 27 (24 из них относятся к Центральному федеральному округу), два изменения по инициативе федеральных органов государственной власти.

А вот население с аналогичного предложения не представило ни разу.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+