Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Структура судов субъектов российской федерации

Структура судов субъектов российской федерации

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ


Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура.Cудебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов не допускается”.Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов.

Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.Что касается Верховного Суда РФ, о котором говорится в ст.

126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.Структура судебной системыСтруктура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  1. Закона о мировых судьях.
  2. Закона об арбитражных судах;
  3. Закона о судоустройстве;
  4. Закона о военных судах;

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные арбитражные суды.
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
    • федеральные суды общей юрисдикции;
    • федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов.

По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами.

Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды.

Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см.

ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе).

Эти специализированные суды состоят из:

  1. гарнизонных военных судов;
  2. Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.
  3. окружных (флотских) военных судов;

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  1. Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФСуды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:федеральные суды;

  • кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое.

По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  1. применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  2. соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  3. установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  4. признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  5. законодательного закрепления единства статуса судей;
  6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

  1. суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.
  2. высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;
  3. другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;

0 1.8461538461538 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by ArtioКатегории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года).

Copyright © 2012-2019 Все права защищены.
Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Статьи
  2. Соглашение об использовании cookie-файлов
  3. Пользовательское соглашение
  4. Политика конфиденциальности

Следите за новостями в нашей группе

  1. Общие вопросы
  2. Понятия
  3. Учеба

Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации

Стр 3 из 11К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов.

Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ. Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена: • в качестве судов первой инстанции они рассматривают: а) дела, связанные с государственной тайной; б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ; в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ; г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий); д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст.
Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена: • в качестве судов первой инстанции они рассматривают: а) дела, связанные с государственной тайной; б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ; в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ; г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий); д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст.

31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против правосудия, против мира и безопасности человечества и т. д.); • в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами; • в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов общей юрисдикции среднего звена; • пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и определения, постановления районных судов по уголовным делам, а также решения и иные постановления, вынесенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена; • рассматривают ходатайства прокуроров о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия; • рассматривают дела о необходимости ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей). Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Структура суда общей юрисдикции среднего звена: • судебная коллегия по гражданским делам; • судебная коллегия по уголовным делам; • президиум суда. В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда.

В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации.

Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией. Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел: • по первой инстанции: а) три профессиональных судьи; б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч.

3 ст. 31 УПК РФ); в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ); • в кассационной инстанции — три судьи-профессионала.

231 УПК РФ); • в кассационной инстанции — три судьи-профессионала. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями — членами состава. Состав президиума суда общей юрисдикции среднего звена: • председатель суда; • заместители председателя суда; • наиболее квалифицированные и опытные судьи (члены суда).

Численность и персональный состав президиума конкретного суда общей юрисдикции среднего звена утверждается Президентом РФ.

Кандидатуры судей для утверждения их в качестве членов президиума представляются Председателем Верховного Суда РФ при положительном заключении коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Заседания президиума суда общей юрисдикции среднего звена проводятся не реже двух раз в месяц при участии прокурора соответствующего субъекта РФ. Постановления принимаются при открытом голосовании большинством присутствующих членов президиума (президиум вправе принимать постановления при присутствии на заседании более половины его членов).

Полномочия президиума суда общей юрисдикции среднего звена: • проверка законности и обоснованности в порядке надзора по протестам Генерального прокурора РФ, его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, прокурора субъекта РФ, председателя соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена: а) вступившего в законную силу приговора, определения либо решения районного суда; б) постановления районного судьи о назначении судебного заседания; в) кассационного определения судебных коллегий соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена; • разрешение вопросов организационного характера: заслушивание и обсуждение судебной практики, заслушивание отчетов о работе судебных коллегий, аппарата суда, работе с населением, данных о состоянии законности и преступности в субъекте РФ и т. п. Основные направления организационного обеспечения деятельности суда общей юрисдикции среднего звена: • планирование (текущее и на длительный период) работы суда: время судебных заседаний, график приема посетителей судьями, планирование мероприятий по изучению и обобщению судебной практики, повышению квалификации работников аппарата суда и т.

д.; • изучение и обобщение судебной практики по различным категориям дел, по делам, рассмотренным в первой, кассационной, надзорной инстанциях; исследование состояния законности в регионе и т.

п.; • проведение в установленное время приема граждан для разъяснения им различных правовых вопросов, приема жалоб и заявлений и пр. Прием населения обязан проводить каждый судья (в т. ч. председатель суда и его заместители); • работа с кадрами (ведется председателем суда, его заместителями, администратором суда, включает в себя не только вопросы подбора, перемещения и увольнения работников суда, но и повышение их квалификации и уровня правовых знаний; • ведение статистической отчетности по рассмотренным в различных инстанциях уголовным и гражданским делам; • работа с законодательством: отслеживание изменений законодательства, хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов, систематизация законодательства; • делопроизводство: ведение регистрационных журналов, учетных карточек, отслеживание движения дел в суде, хранение дела, иной судебной документации.

Районные (городские) суды Районный суд — основное звено подсистемы судов общей юрисдикции. Именно районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел. ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет порядок создания и упразднения районных судов.

Районные суды создаются в районах, городах, не имеющих районного деления, в районах (округах) городов.

Возможно создание одного районного суда на район и расположенный на его территории город (города). Полномочия районного суда: • рассмотрение по первой инстанции следующих категорий дел: а) все уголовные дела, за исключением дел, отнесенных УПК РФ к компетенции вышестоящих судов (о преступлениях, наказуемых смертной казнью, об участии и организации незаконных вооруженных формирований и др.); б) все гражданские дела, подведомственные судам, за исключением гражданских дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, а также гражданских дел, подсудных ВС РФ; в) проверка не вступивших в законную силу решений и определений мировых судей, в случаях обжалования их в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле (проверка осуществляется районным судом по правилам производства в суде первой инстанции); • рассмотрение дел об административных правонарушениях, указанных в ст.

23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ. Законодательство строго регламентирует всю процедуру рассмотрения и разрешения всех категорий дел с целью обеспечения вынесения законного и обоснованного судебного решения, недопущения какого-либо постороннего влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Принципы распределения дел между судьями: • функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (уголовные дела, трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т.

п.); • территориальный принцип: каждый судья рассматривает все категории дел, возникших на закрепленной за ним территории; • предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории; • беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявления по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение председатель суда. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов: • планирование деятельности суда и отдельных судей, предусматривающее время выполнения работ с аппаратом суда, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретных делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т. п.; • прием населения (ведется председателем, всеми судьями суда и работниками аппарата в строго установленное время); • обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов; • работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации судей и работников аппарата; • ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, исполнительное производство и т.

п.; • ведение работы с законодательством, включающее отслеживание изменений законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов и разъяснений судебной практики Верховным Судом РФ; • делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, поступивших и исходящих документов и т. п. Непосредственное организационное и техническое обеспечение работы суда осуществляет аппарат суда: • руководящие работники аппарата суда; • администратор суда, который назначается начальником управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, действует под контролем Судебного департамента, но непосредственно подчиняется председателю суда и является его первым помощником; • консультанты, которые назначаются председателем суда из числа лиц, обладающих определенными юридическими знаниями для ведения судебной статистики, обобщения судебной практики, выполнения работы с законодательством и т. п.; • заведующий канцелярией (организует работу канцелярии и отвечает за нее); • секретари суда — ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями, обеспечивают хранение вещественных доказательств, заканчивают делопроизводство по делам, рассмотрение которых закончено, и сдают их в архив и т.

п.; • секретари судебных заседаний — ведут протоколы судебных заседаний, вызывают народных заседателей, участников судебного заседания, свидетелей и пр.

Военные суды Общая характеристика военных судов в судебной системе РФ: • военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции российской судебной системы и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции; • обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деятельности требования закона, защищать права и свободы граждан, охранять права и законные интересы общества и государства. Гражданские и уголовные дела военные суды рассматривают строго в порядке, предусмотренном ГПК РФ и УПК РФ; • не рассматривают дела об административных правонарушениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики; • рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан; • в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы; • функционирование военных судов происходит в условиях военной службы, поэтому их расположение связано не с административно-территориальным делением РФ, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ; • высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ; • при осуществлении своих судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в т.

ч. и командованию соответствующего воинского формирования. Подведомственность военных судов: • гражданские дела: а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских •формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; б) возникшие и подлежащие рассмотрению в местах, где не функционируют гражданские суды (например, за пределами РФ); в) о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором рассматривается военным судом в соответствии с нормами о подведомственности уголовных дел; г) о незаконности нормативных и ненормативных правовых актов органов военного управления, воинских частей и учреждений (по протестам военных прокуроров); • уголовные дела: а) о преступлениях, совершенных военнослужащими , т.

е. гражданами, проходящими добровольно (по контракту) и по призыву военную службу как особый вид федеральной госслужбы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ РФ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов госвласти РФ, воинских подразделениях противопожарной службы МЧС РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях; б) о преступлениях невоеннослужащих, совершенных во время прохождения ими военных сборов в местах, где не функционируют гражданские суды, в соучастии с военнослужащим (военнослужащими), лицами начальствующего состава исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ против порядка несения службы; в) военные суды, расположенные в местах дислокации войск за пределами РФ, рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами России, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ; 2) иное не предусмотрено международным договором РФ. Основное звено военных судовсоставляют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов.

Военные суды основного звена рассматривают: • по первой инстанции уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам; • по первой инстанции все гражданские дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам; • дела по жалобам на решения о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока заключения под стражу; • проверяют законность и обоснованность решений и действий органов предварительного расследования и дознания (прекращение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела и т. п.). Военные суды основного звена состоят из председателя суда (иногда и его заместителей), судей (членов суда).

Среднее звено военных судов составляют суды военных округов, флотов, видов и групп войск.

Военные суды среднего звена рассматривают: • по первой инстанции уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции; • по первой инстанции гражданские дела, подведомственные военным судам и содержащие сведения, составляющие государственную тайну, иные гражданские дела, а также все другие гражданские дела, подсудные военным судам основного звена, с согласия обеих сторон; • в кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры, определения, решения и постановления военных судов основного звена; • контролируют законность и обоснованность действий и решений органов предварительного расследования и дознания. Военные суды среднего звена состоят из председателей судов, их заместителей, судей (членов суда).

Высшее звено военных судов — Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает: • по первой инстанции уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и равных им по служебному положению; • гражданские дела о возмещении ущерба, причиненного преступлениями, дела о которых рассматриваются Военной коллегией Верховного Суда РФ; • в кассационной инстанции приговоры и иные судебные решения всех нижестоящих судов, не вступившие в законную силу; • в порядке надзора вступившие в законную силу приговоры и иные судебные решения нижестоящих военных судов.

Законность и обоснованность приговоров, определений и постановлений Военной коллегии могут быть проверены в порядке надзора Президиумом Верховного, Суда РФ по протесту Председателя Верховного Суда РФ или Генерального прокурора РФ.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ наряду с правами председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ обладает также правом: • принесения протестов в порядке надзора; • приостановления приговоров и иных судебных решений в установленных законом случаях. Организацией работы в военных судах ведают их председатели и аппараты судов в составе: администратора суда, заведующего канцелярией, консультантов, секретарей судов и судебных заседаний, рядовых работников аппарата.

Функции этих лиц по организации работы военных судов сходны с функциями работников аппарата гражданских судов.

Дисциплинарная коллегия Верховного суда Российской Федерации— судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков[1]. Дисциплинарная коллегия Верховного суда Российской Федерации была сформирована и приступила к исполнению своих обязанностей в марте 2010 года[2].

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года № 5-ФКЗ

«О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» с 6 августа 2014 года Дисциплинарное судебное присутствие упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации[3]. · 1 Полномочия · 2 Состав · 3 Рассмотрение дел · 4 Примечания · 5 Ссылки Дисциплинарное судебное присутствие[4]: · рассматривало жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей; · рассматривало обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное судебное присутствие формировалось из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерациив количестве 6 членов[5].

Мировые суды В соответствии со ст. 28 ФКЗ «О судебной системе в РФ» в подсистеме судов общей юрисдикции должен функционировать институт мировых судей, которые относятся к судам субъектов РФ. Вопросы осуществления правосудия мировыми судьями регулируются ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г.

и законами субъектов РФ о мировых судьях. Компетенция мирового судьи установлена в ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ».

Мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции: — уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы.

Компетенция мирового судьи по рассмотрению уголовных дел уточнена в ст. 31 УПК РФ.Мировому судье подсудны две категории уголовных дел. Во-первых, это дела частного обвинения, предусмотренные ст.

115, 116, ч. 1 ст. 129 и 130 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, клевета без отягчающих обстоятельств, оскорбление).

Во-вторых, это уголовные дела о преступлениях небольшой или средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы, кроме дел о некоторых преступлениях, прямо указанных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ; — дела о выдаче судебного приказа.

Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Он имеет силу исполнительного документа, взыскание по судебному приказу производится по истечении десятидневного срока после его выдачи и в порядке, установленном для исполнения иных судебных решений; — дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; — дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; — иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; — дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; — дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; — дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; — дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые определяются законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в РФ» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

В ст. 5 ФЗ «О мировых судьях в РФ» установлены требования, предъявляемые к мировому судье. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиями и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.

Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но он не должен превышать пяти лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в РФ»). Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в РФ».

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением ККС субъекта РФ в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.

8 ФЗ «О мировых судьях РФ»). Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат, работники которого являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ (ст. 9 ФЗ «О мировых судьях РФ»). Мировые судьи, являясь судами субъекта РФ, тем не менее не являются изолированной судебной системой, а входят в единую судебную систему РФ.

Это выражается в том, что они осуществляют правосудие от имени РФ, порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, и только в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ (ч.

2 ст. 1 ФЗ «О мировых судьях»). Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории РФ (ч.

3 ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в РФ»).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+