Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Автомобильное право - Штраф за создание аварийной ситуации на дороге в рб

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге в рб

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге в рб

Что делать, если хотят лишить водительских прав за сигнал. Инструкция от адвоката


Раньше за сигналы водители, как правило, получали предупреждение или штраф до трех базовых (статья ст. 18.14.2 КоАП). Но на фоне акций протеста стали применять ч. 10 ст. 18.14 КоАП с более жесткой санкцией — штраф в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до двух лет или без лишения.

В ГАИ считают, что гудком водители создают аварийную обстановку, пишет Под созданием аварийной обстановки понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц. — В присланных мне более чем сотне протоколов как под копирку написана вышеуказанная фабула без какой-либо конкретики: кому была создана аварийная обстановка, каким образом и так далее, — делится наблюдениями адвокат Павел Латышев.

По его словам, в качестве доказательств виновности чаще всего фигурируют протоколы, рапорты, иногда — протоколы опроса сотрудника ДПС, который и составил протокол о нарушении. Ни в одном из материалов дела, которые изучил адвокат, не было ни видеозаписей, на которых был зафиксирован факт применения звукового сигнала, ни видеозаписей, при каких обстоятельствах был применен соответствующий звуковой сигнал. И если, например, в Гомеле массовое рассмотрение дел по сигналам закончилось тем, что чаще всего водителям все-таки изменяли статью на более легкую, есть случаи, когда люди оставались без прав.

Адвокат говорит, что как минимум два таких случая известны ему в Минске, где водителям дали штраф 5 базовых и лишили прав на 1 год.

Были случаи, когда автовладельцы получали просто штраф в 5 базовых.

— В ГАИ не принимали во внимание доводы водителей (которые часто подтверждались объяснениями свидетелей) о том, что звуковой сигнал применялся именно для предотвращения ДТП, — обратил внимание адвокат.

— Чтобы в действиях водителя был состав административного правонарушения по ч.

10 ст. 18.14 КоАП, в деле должен быть конкретный пострадавший (потерпевший), которому в результате звукового сигнала была создана конкретная аварийная обстановка с подробным описанием того, в чем она выразилась, — продолжает Павел Латышев. — Если таких данных в материалах дела нет — значит, нет достоверных доказательств того, что была создана аварийная обстановка и дело подлежит прекращению за недоказанностью виновности лица.

Если же водитель сигналил с целью предотвратить ДТП, потому что перед ним кто-то резко тормозил, перестраивался, то никакого нарушения ПДД нет.

Если же водитель сам признает, что сигналил в поддержку кого-либо, то его ответственность — это максимум предупреждение или штраф до трех базовых величин (ч.

2 ст. 18.14 КоАП). Есть и еще один момент, на который обращает внимание адвокат. Если водитель сейчас соглашается с тем, что он виновен по статье о создании аварийной обстановки, но получает всего лишь штраф, то он должен помнить, что данные о привлечении к ответственности по этой статье длительное время будут храниться в едином банке данных о правонарушениях.
Если водитель сейчас соглашается с тем, что он виновен по статье о создании аварийной обстановки, но получает всего лишь штраф, то он должен помнить, что данные о привлечении к ответственности по этой статье длительное время будут храниться в едином банке данных о правонарушениях. Это значит, что в дальнейшем при реальном совершении правонарушения по данной статье штрафа, скорее всего, уже не будет, а будет реальное лишение прав.

Здесь две схемы действий. Первая — для тех, у кого постановление по делу еще не вынесено.

  1. Если таких доказательств нет либо вы сигналили для предотвращения ДТП, нужно подготовить и подать в прокуратуру и вышестоящую ГАИ соответствующую жалобу на неправомерные действия инспектора ДПС по составлению в отношении вас протокола об административном правонарушении.
  2. Сначала нужно ознакомиться с материалами дела. Для этого нужно подать ходатайство. Главное — определиться, есть ли в материалах дела доказательства того, что вы создали аварийную обстановку.
  3. Если вас вызывают в ГАИ, а ответа на жалобу еще нет, необходимо в ГАИ заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела до разрешения поданных жалоб.
  4. Если жалобы не удовлетворены либо их проигнорировали и не рассмотрели — на стадии рассмотрения дела в ГАИ необходимо на основе жалобы подготовить и подать ходатайство о прекращении административного процесса за недоказанностью либо отсутствием состава административного правонарушения.

Если же ваше дело уже рассмотрели и постановление по нему вынесено, то схема действий будет другая.

  1. Далее необходимо подготовить и подать соответствующую жалобу на вынесенное по делу постановление. Важный момент: сделать это надо в течение 10 суток со дня объявления постановления (если вы присутствовали при рассмотрении дела) либо в течение 10 суток с момента получения копии постановления (если вы отсутствовали на рассмотрении дела).
  2. Но и здесь начинать нужно все равно с ознакомления с материалами дела.

Читайте также: Автор: Ольга Антипенко, tut.by

Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения

— предупреждение

— возможно лишение права управления ТС

— лишение права управления ТС

— возможен административный арест В редакции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, действующей с 31 января 2018 г.

Суммы штрафов указаны в белорусских рублях. С 1 января 2021 г.: 1 б.в. = руб. Статья 18.9. Нарушение правил пользования транспортным средством 1. Выбрасывание мусора или иных предметов из ТС – руб. от 1 до 2 б.в. 2. Исключена 3. Открытие дверей ТС во время движения – руб. от 2 до 10 б.в. Статья 18.12.

от 2 до 10 б.в. Статья 18.12. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства 1.

Управление ТС, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) предупреждение – руб. от 1 до 3 б.в. 2. Исключена 3.

Управление ТС, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении предупреждение до руб. до 1 б.в. 4. Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом, мопедом либо перевозка на них пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами предупреждение до руб. до 1 б.в. 5. Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке предупреждение – руб.

от 1 до 3 б.в. 6. Управление ТС с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака – руб. от 10 до 20 б.в. 7. Исключена 8.

Управление ТС с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком предупреждение до руб. до 2 б.в. 9. Действия, предусмотренные частями 1, 3–5 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – руб.

от 2 до 5 б.в. Статья 18.13. Превышение скорости движения 1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час предупреждение до руб. до 1 б.в. 2. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час – руб.

от 1 до 3 б.в. 3. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час – руб. от 3 до 10 б.в. 4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – руб.

от 5 до 15 б.в. возможно лишение до 1 года 5.

Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи, от десяти до двадцати километров в час руб. 0,5 б.в. 6. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи, от двадцати до тридцати километров в час руб. 2 б.в. 7. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи, от тридцати до сорока километров в час руб.

4 б.в. 8. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи, от сорока и более километров в час руб.

6 б.в. Статья 18.14. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения 1. Невыполнение лицом, управляющим ТС, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.15 настоящего Кодекса предупреждение – руб.

от 1 до 5 б.в. 2. Нарушение лицом, управляющим ТС, правил движения ТС в жилых зонах, пользования звуковыми сигналами предупреждение до руб. до 3 б.в. 3. Нарушение лицом, управляющим ТС, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами, буксировки ТС, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки предупреждение до руб.

до 2 б.в. 4. Нарушение лицом, управляющим ТС (за исключением водителей транспортных средств оперативного назначения), правил пользования радио- и телефонной связью во время движения предупреждение до руб. до 2 б.в. 5. Нарушение лицом, управляющим ТС, правил перевозки пассажиров или грузов предупреждение до руб. до 4 б.в. 6. Невыполнение лицом, управляющим ТС, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения ТС на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим ТС, преимущества в движении маршрутному ТС, пешеходам, иным участникам дорожного движения предупреждение – руб.

от 1 до 5 б.в. 7. Нарушение правил маневрирования либо проезда перекрестков предупреждение – руб.

от 1 до 5 б.в. 8. Нарушение лицом, управляющим ТС, правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения – руб. от 2 до 10 б.в. возможно лишение до 1 года 9. Невыполнение лицом, управляющим ТС, правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда ТС оперативного назначения – руб.

от 2 до 10 б.в. возможно лишение до 1 года 9¹.

Управление мотоциклом, мопедом на одном колесе, а равно движение, при котором лицо, управляющее таким транспортным средством, не держится за руль или не держит ноги на педалях (подножке) – руб.

от 5 до 10 б.в. возможно лишение до 6 месяцев 10. Действия, предусмотренные частями 1–9¹ настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки [см.

прим. ниже] – руб. от 5 до 20 б.в.

возможно лишение до 2 лет 11.

Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.15 настоящего Кодекса, либо нарушение правил проезда перекрестков, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – руб.
Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.15 настоящего Кодекса, либо нарушение правил проезда перекрестков, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – руб.

от 3 до 10 б.в. 12. Действия, предусмотренные частями 4–6 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – руб. от 2 до 8 б.в. Статья 18.15. Нарушение правил проезда железнодорожного переезда Нарушение лицом, управляющим ТС, правил проезда железнодорожного переезда – руб.

от 2 до 4 б.в. Статья 18.16. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) 1.

Управление ТС лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления ТС такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – руб. от 50 до 100 б.в. лишение 3 года 2. Исключена 3. Употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке ТС либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – руб.

от 50 до 100 б.в. лишение 3 года Статья 18.17.

Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия 1. Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения – руб.

от 2 до 30 б.в. возможно лишение до 2 лет 2.

Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами – руб.

от 5 до 25 б.в. возможно лишение до 2 лет Статья 18.18.

Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения Исключена Статья 18.19. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления 1. Управление ТС лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления ТС лицу, не имеющему права управления – руб.

от 5 до 20 б.в. 2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – руб. от 20 до 50 б.в. административный арест до 15 суток Статья 18.20. Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 1.

Эксплуатация в дорожном движении ТС без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – руб. от 3 до 5 б.в. — ИП и юр. лицо – руб. от 10 до 15 б.в. 2. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае совершения дорожно-транспортного происшествия лицом, уполномоченным управлять этим средством – руб.

от 5 до 10 б.в. — ИП и юр. лицо – руб.

от 15 до 25 б.в. 3. Допуск к участию в дорожном движении ТС без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, совершенный владельцами этих средств или ответственными за их эксплуатацию должностными лицами владельцев ТС – руб. от 4 до 25 б.в. 4. Участие в дорожном движении в Республике Беларусь ТС, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь – руб.

от 4 до 25 б.в. 4. Участие в дорожном движении в Республике Беларусь ТС, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь – руб. от 10 до 20 б.в. Статья 18.21. Невыполнение требования об остановке транспортного средства 1.

Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства – руб.

от 2 до 8 б.в. 2. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства – руб.

от 3 до 10 б.в. возможно лишение до 6 месяцев 3. Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, повлекшее преследование такого лица сотрудниками органов внутренних дел – руб. от 5 до 20 б.в. возможно лишение до 2 лет Статья 18.22.

Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения 1.

Остановка или стоянка транспортного средства с нарушением правил дорожного движения предупреждение руб. 1 б.в. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, либо неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов руб.

2 б.в. 3. Остановка или стоянка грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения руб.

5 б.в. 4. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения руб.

10 б.в. 5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12–18.16, 18.19–18.21 настоящего Кодекса и частями 1–4 настоящей статьи предупреждение до руб.

до 0,5 б.в. 6. Остановка или стоянка транспортного средства с нарушением правил дорожного движения либо неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи руб. 1 б.в. 7. Остановка или стоянка грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото– и киносъемки, видеозаписи руб. 3 б.в. Статья 18.23. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) 1.

Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством предупреждение – руб. от 1 до 3 б.в. 2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – руб.

от 3 до 5 б.в. 3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки [см. прим. ниже] – руб. от 3 до 8 б.в.

4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются – руб.

от 5 до 20 б.в. Статья 18.24.

Допуск к участию в дорожном движении ТС, имеющего неисправности Допуск к участию в дорожном движении лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию ТС, ТС, имеющего неисправности, при наличии которых его участие в дорожном движении запрещено, или переоборудованного без соответствующего разрешения, или не зарегистрированного в установленном порядке, или в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении – руб.

от 4 до 6 б.в. Статья 18.25. Допуск к управлению ТС водителя, находящегося в состоянии опьянения 1. Допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо водителя, не прошедшего в предусмотренном законодательством случае обследование или контроль, либо лица, не имеющего права управления транспортным средством – руб.
Допуск к управлению транспортным средством лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо водителя, не прошедшего в предусмотренном законодательством случае обследование или контроль, либо лица, не имеющего права управления транспортным средством – руб.

от 8 до 45 б.в. 2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение – руб. от 15 до 50 б.в. Статья 18.26. Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок 1.

Выполнение международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа), либо без использования регистрационных листков (тахограмм) или карточки водителя, либо с использованием карточки водителя, выданной иному лицу, либо с применением устройства, которое может повлечь искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителя, а равно непредставление водителем, выполняющим такую перевозку, информации о режиме труда и отдыха за установленный законодательством период времени – руб. от 30 до 50 б.в. 2. Нарушение требований законодательства к использованию контрольного устройства (тахографа), которое может повлечь искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителя, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи – руб. от 5 до 10 б.в. 3. Нарушение водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки – руб.

от 5 до 25 б.в. 4. Нарушение предусмотренных законодательством сроков перенесения информации из контрольного устройства (тахографа) или карточки водителя в программно-технические средства либо сроков хранения информации о режиме труда и отдыха водителя – руб. от 2 до 5 б.в. Статья 18.27. Нарушение правил учебной езды Исключена Статья 18.28.

Ограничение прав на управление и пользование транспортным средством и его эксплуатацию Применение к владельцам и водителям ТС, другим участникам дорожного движения не предусмотренных законодательством мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование ТС либо его эксплуатацию (блокировка колес, снятие регистрационных знаков, принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения лиц, получивших в установленном порядке водительские удостоверения), а равно иное незаконное ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию – руб. от 15 до 20 б.в. Статья 18.29. Нарушение требований законодательства в области перевозки опасных грузов, веществ и предметов 1.

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, предназначенным для перевозки опасных грузов, предусмотренных законодательством требований безопасности при перевозке опасных грузов – руб. от 0,5 до 5 б.в. 2. Нарушение должностным лицом субъекта перевозки опасных грузов предусмотренных законодательством требований безопасности при перевозке опасных грузов – руб. от 1 до 10 б.в. 3. Провоз в ручной клади или сдача в багаж веществ и предметов, запрещенных к перевозке железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и иными видами транспорта, а равно сдача в камеру хранения транспортной организации опасных веществ или предметов – руб.

от 0,5 до 5 б.в. Примечание. Под созданием аварийной обстановки в статьях 18.14 и 18.23 КоАП понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц. См. также «»

Как уступить дорогу, чтобы действия водителя не расценивались как «создание аварийной ситуации»?

За прошлый год на территории Ошмянского района в ДТП погибло два пешехода, шесть – получили ранения различной степени тяжести. Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам.

Водители часто задают вопрос:

«Как уступить дорогу, чтобы их действия не расценивались как «создание аварийной ситуации»

? Этот пункт правил мы попросили прокомментировать старшего Госавтоинспектора отделения ГАИ Александра Каморника: — Уступить дорогу – значит, не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление или скорость движения. Вместе с тем, этими же словами в административном кодексе сформулировано не что иное, как «создание аварийной обстановки».

Это действия, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Исходя из этих норм, получается, что водитель имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе — но их направление и скорость движения не меняются.

Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад — и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, водитель не только «не уступил дорогу», но и «создал аварийную ситуацию». И административную ответственность уже должен нести не за

«непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам»

(ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание «аварийной ситуации» (ч.

10 той же статьи), что с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: от одной до пяти базовых величин «непропуск» против 5-20 базовых величин с лишением «прав» на срок до 2 лет или без лишения за «аварийную ситуацию». Дорогая несостыковка получается.

Единственное понятное руководство по пропуску пешеходов, прописанное в «Комментариях к ПДД», — это «принцип двух свободных полос»: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля.

Одна полоса движения в каждом направлении Здесь все просто. Если на дороге всего две полосы, водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу: справа по ходу движения его машины или слева.

Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля, водитель может продолжать движение. Две и более полосы движения в каждом направлении Здесь можно применять «принцип двух свободных полос».

Законодательно он нигде не закреплен — лишь в порядке разъяснения прописан в «Комментариях к ПДД», но инспекторы ГАИ при осуществлении контроля за дорожным движением на эту теорию ориентируются. Как только пешеход ступил на проезжую часть, водитель обязан уступить ему дорогу: предоставить преимущество в движении, если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности.

В свою очередь «Пешеходный переход» и нанесенная разметка «зебра» не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек.

Если, например, автобус или грузовик не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека, который, вроде бы, только «намеревается», и участником дорожного движения вы его не считаете, просто травмирует боковым зеркалом.

Разумнее всего снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода. 0

Создание аварийной обстановки

1 июля 2009 в 11:20 5739

Правдивые и ложные обвинения.

Как защитить себя? Обвинения водителя в создании аварийной обстановки со стороны сотрудников ГАИ являются довольно распространенными.

Причем в последнее время протоколы за это нарушение составляются все чаще, но в ряде случаев обвинение в создании аварийной обстановки выглядит весьма сомнительным. А поскольку санкция за такое нарушение — не только штраф, но и лишение права управления транспортными средствами, то водителям необходимо четко понимать, когда о таком обвинении может идти речь, а когда нет и как защищаться в каждом конкретном случае.

Ответственность за нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки, предусмотрена ч.9 ст.18.14 КоАП Республики Беларусь. Для понимания того, в каких случаях говорить о создании аварийной обстановки правомерно, рассмотрим конструкцию этой нормы. Прежде всего, ответственность предусмотрена не за любое нарушение, повлекшее создание аварийной обстановки, а только за предусмотренное частями 1-8 этой же ст.18.14 КоАП.

Правда, список этих нарушений обширен: проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, нарушение правил обгона и встречного разъезда, проезда перекрестков, начала и изменения направления движения, проезда специальных транспортных средств; несоблюдение требований дорожных знаков, разметки, безопасной дистанции, нарушение правил расположения транспортных средств на дороге, движения по автомагистралям, приоритета транспортных средств общего пользования, пользования внешними световыми приборами, предупредительными сигналами, перевозки людей или движения по тротуарам и пешеходным дорожкам; нарушение правил проезда пешеходных переходов и другие.

Как видим, список достаточно обширный, однако исключительный.

Это значит, что за другие нарушения (независимо от их последствий) привлекать водителя к ответственности по ч.9 ст.18.14 КоАП нельзя! Однако главное не это. Сама ч.9 ст.18.14 КоАП содержит определение аварийной обстановки как ситуации, при которой другие участники движения были вынуждены изменить скорость, направление движения или принять иные меры для обеспечения собственной безопасности или безопасности других лиц. На практике это означает, что должны существовать участники движения, которым была создана такая обстановка, подпадающая под это определение.

Причем эти участники движения подпадают под определение потерпевших, которое дает ст.4.2 ПИКоАП Республики Беларусь. Отсюда следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.18.14 КоАП РБ, должен содержать ряд необходимых реквизитов. А именно: в нем помимо, естественно, данных предполагаемого нарушителя должно быть указано, какое именно нарушение из вышеприведенного списка он совершил, какой пункт Правил дорожного движения при этом нарушил, а также данные того участника движения, который был вынужден принимать меры для обеспечения безопасности, и его транспортного средства (если это не пешеход)!

Последнее прямо вытекает из требований ст.10.2 ПИКоАП, которая устанавливает требования к содержанию протокола об административном правонарушении.

В частности, обязательно должна быть отмечена суть предполагаемого правонарушения, а это значит, что нужно указать, каким именно нарушением и кому была создана аварийная обстановка, в чем это выразилось (какие именно экстренные меры для обеспечения безопасности он был вынужден принять). Кроме того, там же как на обязательный элемент протокола указано на данные потерпевших (и свидетелей), если они есть. А само понятие аварийной обстановки, изложенное в ч.9 ст.18.14 КоАП, как мы уже установили, говорит об обязательности наличия потерпевшего.

Более того, ст.6.3 ПИКоАП Республики Беларусь устанавливает, что доказательства совершения административного правонарушения устанавливаются, помимо всего прочего, и пояснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелей и потерпевших. Таким образом, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, отрицает данное правонарушение, то оно должно быть подтверждено пояснением свидетелей или потерпевших. Без них, по сути, оказывается, что доказательства правонарушения отсутствуют.

Из этого делаем вывод: не каждое нарушение Правил дорожного движения, даже грубое, такое, например, как проезд на запрещающий сигнал светофора или выезд на полосу встречного движения, может считаться созданием аварийной обстановки! Для того чтобы оно являлось таковым, необходимо, чтобы другой участник движения был вынужден резко менять скорость или направление движения либо применять другие меры для обеспечения безопасности. С другой стороны, для доказывания того, что такие обстоятельства имели место (то есть для доказывания состава правонарушения), необходимо, чтобы данные того, кто был вынужден принимать такие меры, были зафиксированы в протоколе, а если сам водитель отрицает создание аварийной обстановки, то в деле должно быть пояснение потерпевшего.

Без всего этого протокол следует считать не соответствующим требованиям ст.10.2 ПИКоАП. Между тем не секрет, что на практике при оформлении таких правонарушений сотрудники ГАИ, во-первых, часто приписывают создание аварийной обстановки там, где на самом деле ее не было; во-вторых, редко фиксируют данные потерпевших и практически никогда не берут у них письменные пояснения для приобщения к протоколу.

На этом-то водителю и целесообразно строить свою защиту!

Начинается она с момента составления протокола. В своих пояснениях к протоколу (если необходимо, то на отдельном листе, обязательно сделав в протоколе отметку о том, что пояснения на отдельном листе прилагаются) необходимо указать, во-первых, свое несогласие с нарушением; во-вторых, если не зафиксировано, кому именно была создана аварийная обстановка, указать на это и на несоответствие протокола ст.10.2 ПИКоАП РБ; если данные указаны, но пояснения в деле нет, то указать на это и на несоответствие ст.10.12 ПИКоАП. Далее необходимо немедленно направить жалобу на действия сотрудника ГАИ, составившего протокол, руководителю соответствующего подразделения ГАИ и (или) в прокуратуру.

В жалобе указать на те же несоответствия и просить аннулировать протокол об административном правонарушении.

Делать это нужно немедленно, буквально в день нарушения или на следующий!

Вы ведь возмущены и действуете по горячим следам!

Даже если жалобу в итоге не удовлетворят, рассмотрение дела будет на какое-то время задержано, пока ее будут рассматривать, — это принесет свою пользу.

Дело в том, что по ст.7.6 КоАП Республики Беларусь административное взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня нарушения. Если дело в этот срок рассмотреть не успели, то наложить административное взыскание нельзя, дело подлежит прекращению, хотя и не в связи с отсутствием состава правонарушения, а только за истечением этого срока.

Но и это лучше, чем быть лишенным права управления транспортными средствами! Итак, если дело все-таки принято к рассмотрению (придет ответ, что Ваша жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам. Вам надлежит явиться по такому-то адресу в такое-то время на рассмотрение дела об административном правонарушении), то необходимо в обязательном порядке подать письменное ходатайство.

В ходатайстве настаивать на своей невиновности.

Например, если реально участника движения, который бы был вынужден принимать экстренные меры для обеспечения безопасности, не было, указать на это. Если данные потерпевшего не указаны в протоколе, также обязательно отметить это и сослаться на несоответствие протокола ст.10.2 ПИКоАП, а если в деле нет пояснений потерпевшего, данные которого указаны, — на ст.10.12 ПИКоАП.

В ходатайстве просить вызвать в суд сотрудника ГАИ, составившего протокол, в связи с наличием к нему вопросов (например, кому именно была создана аварийная обстановка, почему не зафиксированы данные потерпевшего, почему отсутствует протокол опроса потерпевшего и т.п.), если в протоколе указаны данные потерпевшего и свидетелей — то и этих лиц.

Также просить прекратить дело за отсутствием состава административного правонарушения.

Эти лица часто не являются в суд, их приходится вызывать повторно, а если и являются, то их пояснения часто не подтверждают того, что аварийная обстановка действительно была создана. Это ходатайство необходимо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес отделения ГАИ, где будет рассматриваться дело об административном правонарушении. Также может быть полезным обращение к адвокату для ведения такого дела об административном правонарушении.

Практика показывает, что в присутствии адвоката должностные лица практически не прибегают к упрощению процедуры рассмотрения дела, которое, если оно имеет место, на практике приводит к тому, что в обстоятельствах конкретного дела никто не разбирается, а водителя часто привлекают к ответственности необоснованно, «проштамповывая» составленный сотрудниками ГАИ протокол. А последствием этого может быть лишение права управления транспортными средствами. Хотя это и является грубым нарушением закона, повестки лицам, привлекаемым к административной ответственности, часто не рассылаются вообще!

А затем дело рассматривается заочно, в их отсутствие, и в значительном количестве случаев налагается административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами! Такого исхода лучше не допускать, заранее узнав дату рассмотрения (для этого в письменном ходатайстве надо указать, что просите уведомить о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заказной почтой).

Присутствуя на рассмотрении дела, поддержать свое ходатайство. Здесь надо учитывать, что вызов указанных в ходатайстве лиц помимо того, что может помочь доказать отсутствие аварийной обстановки, часто приводит к тому, что дело не успевают рассмотреть до истечения срока наложения административного взыскания.

А следовательно, лишить водителя права управления транспортными средствами оказывается невозможно. Кстати, по этой же причине подавляющее большинство водителей устраивает, если дело возвращается судом, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, в соответствующее подразделение ГАИ на устранение недостатков в соответствии со ст.11.3 ПИКоАП Республики Беларусь, — на это уходит время. Ведь срок рассмотрения дела об административном правонарушении в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс.

При таких условиях защита водителя, необоснованно обвиненного в создании аварийной обстановки, может быть весьма эффективной, а условием привлечения к ответственности того, кто действительно виновен в таком нарушении, является правильное оформление сотрудниками ГАИ протокола об административном правонарушении и иных документов, необходимых для разрешения дела. Александр СТАРИЧЕНКО. Свои вопросы можете направлять на e-mail: или , .

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+