Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Самоанализ проведенной работы с родителями

Самоанализ проведенной работы с родителями

Самоанализ работы на тему «Организация работы с родителями»


Наталия Колодяжная Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящи перед семьей и детским садом,едины: воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка.Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Чтобы работа с родителями носила разносторонний характер, использую разные формы организации работы с родителями: Родительские собрания — одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей.

Вначале каждого нового учебного года проводятся «Организационные собрания» -цель которых ознакомление родителей с возрастными особенностями детей; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Для того,чтобы собрания были интересными использую разные методы: групповые дискуссии, которые позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, выявить индивидуальные приемы воспитания (тема «Знаете ли вы своего ребенка?»). Консруктивиый спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи (тема «Телевидение в жизни Семьи и ребенка»).

Но наибольший интерес среди родителей вызывают игры (психологические и ролевые, с помощью которых мы моделируем и воспроизводим проблемные ситуации (темы «Играют дети — играем вместе», «Развивающие игры в детском саду»).

Так же после каждого родительского собрания провожу тестирования и опрос родителейпо тем или иным вопросам: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Моя семья», «Я и мой ребенок», «Каков ваш творческий потенциал?» Провожу консультации, как групповые и подгрупповые («Давайте играть», «Математическое развитие» и «Развитие речи», «Учим детей любить все в природе», «Роль общения в развитии связной речи», «Закаливание -одно из средств физического воспитания», «Укрепление и сохранение 1 здоровья дошкольников», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» и др., так и индивидуальные с отдельными родителями по интересующим их темам.

Так же после каждого родительского собрания провожу тестирования и опрос родителейпо тем или иным вопросам: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Моя семья», «Я и мой ребенок», «Каков ваш творческий потенциал?» Провожу консультации, как групповые и подгрупповые («Давайте играть», «Математическое развитие» и «Развитие речи», «Учим детей любить все в природе», «Роль общения в развитии связной речи», «Закаливание -одно из средств физического воспитания», «Укрепление и сохранение 1 здоровья дошкольников», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» и др., так и индивидуальные с отдельными родителями по интересующим их темам. Особенно интересно проходят семинары — практикумы, на которых родители выполняют практические действия своими руками («Умелые руки» (создаем красоту своими руками, «В стране оригами», «Место и роль игры в подготовке детей к школьному обучению», «Закаливающие процедуры — на пользу организму ребенка»). Организовываю выставки как детских работ, так и работ, изготовленных вместе с родителями : «Поделки из природного материала своими руками», «Портрет семьи», «Времена года», конкурс «Лучшее новогоднее украшение», конкурс «Кукла своими руками».

Стенгазеты «Из жизни группы», «Экскурсия в конно — спортивую школу». Активность родителей в создании выставок, конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Форма работы через родительские уголки является традиционной.

В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, советы для родителей. Для того, чтобы эта форма работы была действенной, помогала мне активировать родителей,я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Говорят дети», «Это интересно» и т.

д. В родительском уголке отводится место для раздела «Чем мы сегодня занимались» — демонстрируются детские работы по ИЗО деятельности, лепке, ручному труду, выкладываются прописи по математике и развитию речи. Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки — передвижки.

Обычно в них я подбираю тематический материал с практическими рекомендациями.Например: «Профилактика гриппа», «Воспитание детей дошкольного возраста», «Закаливание детей дома» и др. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым трудным в организации.

Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе, другие не желают принимать участие в мероприятиях.

Но таких родителей оказалось мало.

Большинство пап и мам с удовольствием принимали участие в совместных мероприятиях. В группе проведены развлечение по правилам дорожного движения «В стране дорожных знаков», совместный досуг «Семейный час» (о семейных традициях, конкурс посвященный «Дню матери» с участием мам и детей». На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителямидало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателя.

Этот вывод я делаю на основании анкетирования (смотри приложение). Из всех родителей определились родители — лидеры (45%,которые являются организаторами и помощниками во всех начинаниях.

Родители — исполнители (50%) выполняют любые важные поручения, И родители — наблюдатели (5%, Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

75% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках, конкурсах, развлечениях, проектной деятельности, В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого — педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по -своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Самоанализ работы с родителями воспитателя первой младшей группы за 2015–2016 учебный год.

Ольга Ковенко Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.

Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата.

В ходе учебногогода были поставлены цели и задачи: — Объединить усилия семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника; — Распространять педагогические знания среди родителей; — Оказать практическую помощь в воспитании детей; — Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка. Для родителей на протяжении всего учебного года в приемной группы постоянно обновлялись стенды «Советует специалист», «Для вас родители», «Почитай мне мама», «Наше творчество», где помещается информация для родителей, и работы детей по художественному творчеству.

Ежедневно для родителей выпускается анонс образовательной деятельности на день. Ежедневно в конце рабочего дня сообщаем родителям о том, как их ребенок провёл день в детском саду, о его самочувствии.

Родители приняли активное участие в конкурсе новогодних поделок.

Изготовили кормушки для птиц. Откликнулись на просьбу принести выносной материал для игр детей в летний период. В течение года были проведены: 1.

Консультации «Кризис трех лет» «Развиваем мелкую моторику рук детей» «Если ваш ребенок часто дерётся с детьми» «Адаптация детей к условиям детского сада» «О детском травматизме» «Как уберечь ребенка от травм» «Ветряная оспа» «Учим 2-3 летнего ребёнка убирать игрушки» «Учим ребенка дружить» «Как предупредить весенний авитаминоз» «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности» «Спички детям не игрушка» «Капризы и упрямства Вашего малыша» Консультация для родителей по формированию основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Чтобы не было беды». 2. Памятки для родителей:

«Возрастные особенности психического развития детей от двух до трёх лет»

«10 правил воспитания ребёнка» «Грипп». 3. Проведено родительское собрание на тему: «Малыш идет в детский сад».

Планируется провести итоговое собрание «Чему мы научились за год». 4. Проведено анкетирование родителей в начале учебного года «Давайте познакомимся» и в конце учебного года «Анкетирование родителей по результатам года». 5. Было оформлено поздравление для родителей: — к Новому году — к Дню Защитника Отечества — к 8 Марта — к Дню смеха — к Пасхе — к Дню Победы.

Хочется отметить помощь в работе родительского комитета.

В дальнейшем планирую продолжить работу над активным вовлечением родителей в жизнь детского сада.

Практикум для воспитателей «Самоанализ опыта общения с родителями»

Рашкуева Елена Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.

Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка» Практикум для воспитателей.

Самоанализ опыта общения с родителями. Рашкуева Елена Васильевна Музыкальный руководитель Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией (коммуникация, выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция, восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).

В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого как активного субъекта общения. Интерактивная сторона общенияраскрывается в способах обмена действиями: кооперации, конкуренции и — особом случае взаимодействия — конфликте. Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним.

Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное чувствование – эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»). Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.

Предлагаемые ниже тесты, упражнения и задания для воспитателей направлены на самоанализ собственного опыта общения с родителями воспитанников и на развитие техники общения (совокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, а также воздействовать на другого). Упражнение «Яблоко и червячок» Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко.

Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке.

Все любуются вами, восхищаются.

Вдруг откуда не возьмись,подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!

Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза, зарисуйте и запишите свой ответ. Задание для самопроверки знаний в области психологии общения.

Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова. 1. Мешают доброму взаимопониманию грубый тон, назидательность речи.

2. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о неуверенности в себе. 3. Одна из наиболее информативных частей лица глаза.

4. Губы поданы вперед и нервно подрагивают – собеседник обиделся и готов заплакать.

5. Поглаживание подбородка говорит о раздумье, о желании принять решение. 6. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов — умение считаться с интересами других людей. 7. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но неэффективно, а часто и вредно.

Задание «Выбери верный ответ» Цель.

Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличностного общения. Задача. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений). Первое суждение. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.

Первое суждение. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны. Второе суждение.Разумными вариантами отношения к конфликту являются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).

Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения. Упражнение «Мимическая реакция» Цель. Тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.

• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации.

В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись», удивленно («Не ожидала», вопросительно («Что-нибудь случилось?», радостно («Наконец-то!»). • Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.

Покажите, как вы успокоите ее.

• Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую ему ботинки.

Вы удивлены. Покажите свое удивление.

Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я». Позиция «Я» в роли «дитяти» — позиция подчеркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности.

Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера.

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию.

В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.

Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Упражнение на умение интонировать Произнесите следующие фразы: «Мне не безразличны успехи вашего ребенка», «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели. Задание

«Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями?»

Цель.

Развивать умение чувствовать смысл словесного обращения к собеседнику.

Задачи. 1. Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

2. Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желательные»).

Варианты фраз: 1. Извините, если я помешала.

2. Я бы хотела. 3. Вероятно, вы об этом еще не слышали.

4. Вам будет интересно узнать.

5. Я бы хотела еще раз услышать.

6. Мне представляется интересным то, что. 7. Я пришла к такому выводу, что. 8. Вы хотите. 9. Думается, ваша проблема заключается в том, что.

10. Давайте с вами быстро обсудим.

11. Как вы знаете. 12. Хотя вам это и неизвестно. 13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать. 14. Вы, конечно, об этом еще не знаете.

15. А у меня на этот счет другое мнение. 16. Конечно, вам уже известно.

17. Вы, наверное, об этом слышали. Одним из основных средств разрешения противоречий и конфликтов между воспитателем и родителями является педагогический такт. Развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями способствуют моделирование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с родителями.

Развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями способствуют моделирование и проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с родителями. Предлагаем несколько вариантов игрового моделирования педагогами проблемных задач и ситуаций общения с родителями. Решение проблемной задачи методом «развивающейся кооперации» Цель.

Поиск верных способов решения проблемной ситуации, прогнозирование дальнейших действий педагога, анализ событий, предваряющих рассматриваемую ситуацию. Подобного рода упражнения обогащают опыт общения с родителями, способствуют предупреждению ошибок в общении с ними. • Воспитатель обратился к матери одного из воспитанников с просьбой на предстоящей встрече поделиться с другими родителями опытом физического воспитания своего ребенка.

Та удивилась, смутилась и от выступления отказалась.

Задание. Каждый воспитатель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает способ своего поведения, с его точки зрения наиболее верный.

Затем вырабатывается общее мнение и конструктивные способы поведения в данной ситуации.

Следующие варианты решения проблемных задач предлагаются педагогам, начинающим свою профессиональную деятельность.

• Воспитатель огорчен тем, что на родительском собрании воспитанников группы, которое все оценили полезным и своевременным, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь».

Задание. Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших действий воспитателя. 1-й вариант. Подготовлю папку-передвижку на основе материалов состоявшейся встречи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.

2-й вариант. Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что вам не удалось прийти.» 3-й вариант. Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попрошу его ненавязчиво поделиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было.

Надеюсь, что последним захочется побеседовать со мной на тему, представленную на собрании.

4-й вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на собрании.

5-й вариант. Не буду придавать отсутствию некоторых родителейна встречах особого значения: участвовать в них или нет — их право. 6-й вариант. Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени.

Разобравшись в себе, поделюсь с каждым из не пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.

Проблемные задачи с целью ролевого проигрывания различных способов действий педагога 1.

«Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына»

, — говорит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее в дверях группы. Мать отвечает, что очень торопится, и уходит. Воспитатель удивлен безразличием матери, о чем и рассказал коллегам.

• Ваша реакция на сетование воспитателя. 2. Воспитатель известил родителей о предстоящей уборке снега на игровой площадке, поместив информацию на групповом стенде. Пришли три человека. Воспитатель недоволен.

• Чем можно объяснить происшедшее?

Что предпринять в дальнейшем? 3. На одной из встреч с родителями воспитатель объяснял нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтраку. Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался.

«Покормите его, пожалуйста», — произнесла мать, поспешно исчезая за дверью. • Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию,если: а) мать обратилась к вам в категоричной форме; б) воспитанник сообщил вам, что «они с мамой проспали»; в) воспитанник сказал, что «мама поругалась с папой»; г) воспитанник сообщил вам, что «по дороге они с мамой увидели раненую птичку и искали для нее безопасное место».

4. Мать пришла за ребенком с большим опозданием. • Проиграйте варианты вашего поведения,учитывая следующие условия: а) мать одна воспитывает двоих детей (второй первоклассник); это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился; б) в семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет забирать ребенка из детского сада; ребенок стал реагировать на это тревогой и беспокойством в течение всего дня; в) мать впервые пришла за ребенком так поздно.

И последний совет воспитателям. Проведя встречу с родителями, беседу обязательно проанализируйте их ход и итоги, чему помогут следующие вопросы.

1. Какова цель встречи, с точки зрения ее педагогической значимости для родителей? 2.Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы ее проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр. 3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи.

Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?

4. С какими трудностями вы встретились во время встречи?

Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия?

Что помогало (или мешало) вам с ними справляться? 5. Наблюдали ли вы во время встречи проявление родителями рефлексии? В чем это выражалось? Приведите примеры.

6. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринужденность и пр.).

Какова ваша точка зрения на соотношение рационального и эмоционального компонентов общения с родительской аудиторией?

Результаты тестирования (анкета №3) На вопрос

«Интересуется ли воспитатель Вашими педагогическими потребностями?»

в 90% случаях ответ отрицательный.

Что мы можем предложить для решения этого вопроса?

(Анкета №4) Если же уж конфликт воспитатель-родитель произошел, что мы должны взять из этой ситуации?

1. Получение социального опыта 2.

Разрядка напряжённости. 3. Помогает прояснить отношения.

4. Стимулирует позитивные изменения. 5. Формализация общения. Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций. (Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» — соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» — избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» — компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» — приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» — сотрудничество).

Анализ работы с родителями (законными представителями)

Анна Чудинова Воспитателя Чудиновой А. Е. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Любая педагогическая система без семьи — не возможна. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей.

Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того, активизировать родителей и они стали помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, учитываются особенности ребенка и перспективы его развития.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными. В своей работе я старалась наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы — семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. Информационно-аналитические: социологические опросы, тесты, анкетирование, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми).

Познавательные: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, викторины, флэш-мобы, которые направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Наглядно-информационные: открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, выпуск газет, информационные стенды, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы. Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков воспитания детей.

Досуговые формы организации общения педагогов и родителей призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Помимо этого наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей могут подразделяться на наглядно — просветительскую форму, которая направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.

В заключении хотелось бы отметить, что семья и детский сад — два важный института социализации ребенка, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников образовательного процесса.

Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей.

Проанализировав результаты проделанной работы,я пришла к следующим выводам: одной из основных задач, стоящих перед детским садом, для обеспечения полноценного развития ребенка, повышения педагогической культуры родителей является взаимодействие с семьей.

Успех такого взаимодействия, сотрудничества повышает и успех семейного, домашнего воспитания.

Самоанализ работы «Взаимодействие работы с родителями»

Олеся Панькина Самоанализ работы БОУ г. Омска «СОШ № 161» 2 младшая группа «Буратино» Бачуриной Н.

И., Панькиной О. Ю. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. Цели и задачи, стоящи перед семьей и детским садом,едины: воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка.Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно.

Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Чтобы работа с родителями носила разносторонний характер, использую разные формы организации работы с родителями: Родительские собрания — одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей.

Вначале учебного года проводилось «Организационное собрание» — цель которых ознакомление родителей с возрастными особенностями детей; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Для того,чтобы собрания были интересными использую разные методы: групповые дискуссии, которые позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, выявить индивидуальные приемы воспитания.

Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи. Но наибольший интерес среди родителей вызывают игры (психологические и ролевые, с помощью которых мы моделируем и воспроизводим проблемные ситуации).

Так же после каждого родительского собрания отвечаем родителям по тем или иным вопросам. Проводятся консультации, как групповые и подгрупповые и др., так и индивидуальные с отдельными родителями по интересующим их темам.

Мы считаем, особенно интересно прошел опрос «Лучший девиз группы», где родители сами выбирали лучший девиз группы.

За столь короткое время организованы выставки как детских работ, так и работ, изготовленных вместе с родителями: «Поделки из природного материала своими руками», «Портрет мамы», «Спичка – невеличка», подарок на день рождение «Нам 1 год». Активность родителей в создании выставок, конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Форма работы через родительские уголки является традиционной.

В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, советы для родителей.

В родительском уголке отводится место для раздела «Территория творчества» — демонстрируются детские работы по ИЗО деятельности, лепке, ручному труду.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки – передвижки, консультации.

Обычно подбирается тематический материал с практическими рекомендациями. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым трудным в организации.

Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе, другие не желают принимать участие в мероприятиях.

Но таких родителей оказалось мало. Мамы с удовольствием приняли участие в мероприятие, нетрадиционное собрание «Моя любимая мамочка» с участие мам.

Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей (Презентация ИКТ в работе с родителями). На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителямидало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого — педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Семья и детский сад, два воспитательных феномена, каждый из которых по — своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Самоанализ проведения родительского собрания

Марина Закирова На тему: «Чему мы научились за год» Цель: подведение итогов образовательной деятельности. Задачи: -познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; -подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей; -способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.

Форма проведения родительского собрания: семейная гостиная На родительское собрание родители были приглашены по объявлению, которое вывесили за 2 недели до его проведения и еще за неделю до его начала напомнили о его проведении.

Родительское собрание было организовано в группе. На собрании присутствовало 12 человек.

Началом подготовительной работы стало вступительное слово воспитателя, на котором педагог напомнил родителям, что в группе «Малышок» воспитываются дети двух возрастов. Рассказал, что в течение года все малыши развивались согласно возрасту, осваивали программный материал и показали положительную динамику по всем направлениям развития, похвалила и отметила всех детей, рассказав про каждого ребенка индивидуально.

Воспитатель отметила что все дети хорошо адаптировались к детском саду, вручила каждому родителю по памятке. Затем проводилась игра с родителями «Шуточная викторина для родителей» и Мини викторина «Чему же научились ваши детки?», где родители вытягивали листы и зачитывали вопросы «Чему же научились дети?», а затем сами отвечали на свой вопрос, что дает свою эффективность в достижении поставленной цели. Проведена игра — релаксация «Разведчики».

Затем было сказано заключительное слово воспитателя и обговаривалось разное.

Воспитатель вовлекала родителей в воспитательный процесс и старалась чтобы он прошел более эффективно, включая в него различные приемы: беседу, игру, обсуждение, вопрос-ответ.

Отмечалось большая активность родителей на собрании, возросший интерес к поставленной теме, родители внимательно слушали, задавали вопросы, общались между собой, вели себя спокойно. Видна самостоятельная работа родителей, найден контакт с родителями.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась педагогическая просвещенность и грамотность родителей; родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Поставленные цели и задачи в ходе собрания были реализованы полностью. При следующей организации родительского собрания, хотелось бы при рассказе информационной части собрания использовать презентацию.

А чтобы родители не оставались в роли пассивных слушателей и исполнителей, я постараюсь узнать какие темы интересны родителям и подобрать темы собрания, интересующие родителей. .

Самоанализ работы с родителями в старшей группе

Марина Фурсова Самоанализ работы с родителями в старшей группе «Подсолнушки»на 2018-2019 учебный год: Чтобы работа с родителями носила разносторонний характер, использую разные формы организации работы с родителями: Родительские собрания — одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Для того,чтобы собрания были интересными использую разные методы: групповые дискуссии, которые позволяют повысить педагогическую грамотность родителей, выявить индивидуальные приемы воспитания.

Но наибольший интерес среди родителей вызывают игры (психологические и ролевые, с помощью которых мы моделируем и воспроизводим проблемные ситуации). Так же после каждого родительского собрания отвечаем родителям по тем или иным вопросам. Сейчас ни одно родительское собрание нельзя себе представить без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческий дарований»

, «Развитие связной речи дошкольников» Проводятся консультации, как групповые и подгрупповые и др., так и индивидуальные с отдельными родителями по интересующим их темам.

Консультации: «возрастные особенности детей 5-6 лет», «Все о развитии детской речи», «Развитие творчества и креативного подхода к продуктивным видам деятельности», «Легоконструктор как инструмент развития творчества дошкольников», «Правила поведения на новогодних утренниках», «Развитие мелкой моторики – залог правильной и грамотной речи дошкольников» Анкетирование: «Чего ожидают родители от педагогов дошкольного учреждения», «Умеете ли Вы общаться со своим ребенком?», «Роль отца в воспитании дошкольника», «Организация и проведение игровой деятельности совместно с родителями» Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки – передвижки.

Папки-передвижки:

«Здоровый образ жизни в вашей семье -что это такое?»

, Использование нетрадиционных техник изо- деятельности в творческом развитии дошкольников», «Дорожная азбука», «Если мамы дома нет» Памятки: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Принципы подбора пальчиковых игр» Участие в проектах : «От зернышка до булочки», «Дикие животные», «Книжная страна», «Пресмыкающиеся», «Первоцветы» Клубный час: «Использование нетрадиционных техник изодеятельности», «Использование различных видов конструирования», «Новогодняя мастерская» Организация фотовыставок: «Как хорош край, в котором ты живешь», «Моя мамочка родная!», «Мой папа самый лучший», «Мама, в целом мире слов не хватит, чтоб за все тебя благодарить» Активность родителей в создании выставок, конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Выставки творческих работ: «Дары Кубани», «Зимняя сказка» Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым трудным в организации.

Это объясняется тем, что одни родители очень заняты на работе, другие не желают принимать участие в мероприятиях.

Совместные праздники: «О самой чудесной на свете!» ко Дню Матери, «Новый год», «Праздник дедушек и пап», «Морской круиз» (8 марта) На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителямидало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, помощниками воспитателей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Всей своей работой стараюсь доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Проблемы: Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии.

Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

Я считаю, для того чтоб семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала, необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.

е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+