Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Реализация функций налога в налогообложении доходов физических лиц

Реализация функций налога в налогообложении доходов физических лиц

Реализация функций налога в налогообложении доходов физических лиц

Анализ российской системы налогообложения доходов физических лиц


Выработка эффективной политики в области налогообложения доходов физических лиц должна опираться на детальный анализ и оценку основных показателей налогообложения. Достоверная аналитическая оценка фактически полученных результатов действия НДФЛ позволит своевременно выявить роль налога на доходы физических лиц в обеспечении необходимого баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков как важного условия экономического роста.

Основными целями анализа динамики поступлений налога на доходы, на наш взгляд, являются:

  1. — выявление достоинств и недостатков в механизмах исчисления налога исходя из реализации принципа справедливости;
  2. — оценка роли налога на доходы в формировании доходов бюджетов;
  3. — выработка рекомендаций по работе, направленной на обеспечение полноты поступления налога на доходы физических лиц, исходя из правовых и экономических факторов, влияющих на доходы бюджета от налогообложения.

Итак, проследим, насколько же реализуется фискальная функция налога на доходы физических лиц. Поступления от НДФЛ являются самой крупной доходной статьей государственного бюджета во многих зарубежных странах.

Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах НДФЛ составляет значительную часть доходов государства. Так, в среднем по промышленно развитым странам поступления составляют около 27 %, в отдельных странах поступления от него существенно превышают эту величину.

К примеру, в США доля НДФЛ на современном этапе достигает в доходах бюджета 60 %, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40 %, в Японии в разные годы ее величина составляла от 35 до 42 %, несколько меньше во Франции — 17 %.

Доля НДФЛ и в структуре налоговых поступлений наглядно отражена в таблице 8. Таблица 8. Доля налога на доходы физических лиц в составе налоговых доходов бюджета в ряде развитых стран Страны 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Нидерланды 25,7 25,2 24,8 25,4 20,4 18,9 17,5 15,7 Япония 41,6 26,2 25,5 25,6 22,8 21,4 20,2 35 Германия 13,9 27,8 28,0 27,1 27,1 27,3 24,7 23,2 Франция 12,4 13,2 13,7 13,9 13,9 13,9 14,1 14,7 17 Великобритания 31,5 31,2 28,2 27,8 27,8 27,4 25,9 25,8 40 Италия 30,9 27,3 26,8 27,1 27,1 26,2 25,1 22,0 Таким образом, в развитых странах на налог на личные доходы физических лиц приходится около 1/3 всех налоговых поступлений.

Таблица 8. Доля налога на доходы физических лиц в составе налоговых доходов бюджета в ряде развитых стран Страны 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Нидерланды 25,7 25,2 24,8 25,4 20,4 18,9 17,5 15,7 Япония 41,6 26,2 25,5 25,6 22,8 21,4 20,2 35 Германия 13,9 27,8 28,0 27,1 27,1 27,3 24,7 23,2 Франция 12,4 13,2 13,7 13,9 13,9 13,9 14,1 14,7 17 Великобритания 31,5 31,2 28,2 27,8 27,8 27,4 25,9 25,8 40 Италия 30,9 27,3 26,8 27,1 27,1 26,2 25,1 22,0 Таким образом, в развитых странах на налог на личные доходы физических лиц приходится около 1/3 всех налоговых поступлений. Следует отметить, например, что во Франции и Греции этот налог составляет 17 % и 10 % соответственно от всех налоговых поступлений, а основная фискальная нагрузка там падает на косвенные налоги.

С другой стороны, в отдельных развитых странах налог на личные доходы заметно превышает 1/3 всех налоговых поступлений.

Так, в Канаде и Финляндии его доля равна 40 %, в Дании — 55 %, В развивающихся же странах этот показатель колеблется от 7 до 15 %. За рубежом, как правило, индивидуальный подоходный налог собирается на общегосударственном (в федеративных государствах — федеральном) уровне.

Это не исключает наличия в ряде стран и особых местных налогов на доходы, которые играют, как правило, гораздо менее значимую роль. Кроме того, необходимо отметить, что в зарубежных странах происходило увеличение доли налога на доходы в ВВП.

Так, результатом налоговых реформ 80-х гг. стало увеличение данного показателя в США с 8,4 до 10,1 % в 90-е гг., во Франции — с 4,41 до 6,8 %, в Японии — с 4,6 до 6,1 %.

Фискальное значение НДФЛ в развивающихся странах невелико, удельный вес его в бюджете незначителен. Причинами этого являются, во-первых, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения, а во-вторых, бюджет государства формировался в основном за счет других доходов [112, 149, 150].

Проанализируем, от каких факторов зависят уменьшение или увеличение налога на доходы в казну государства. Во-первых, при формировании доходов бюджета за счет подоходного налога немаловажную роль играет и шкала налогообложения. Ставки налога построены, как правило, по сложной прогрессии, большинство экономистов считает, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует именно прогрессивная шкала: чем больше доход, тем большая его часть изымается в виде налога, однако в ряде государств он взимается на основе принципа пропорциональности.

Во-вторых, в последние годы имеет место устойчивая тенденция снижения максимальных ставок налога на доходы. Например, за последние десять лет ставки НДФЛ сократились в Австралии с 57 до 47 %, Австрии — с 62 до 50, Бельгии — с 72 до 55, Франции — с 65 до 54, Японии — с 70 до 50, США — с 50 до 40 %. Подробная информация о ставках подоходного налога в некоторых зарубежных странах приведена в таблице 9.

Однако после снижения предельные ставки подоходного налога все еще остаются достаточно высокими. Следует отметить, что, несмотря на уменьшение ставок, в названных странах доля поступлений налога на доходы с физических лиц практически осталась неизменной — около 10 % ВВП. Это объясняется тем, что во многих странах снижение предельных ставок подоходного налога сопровождалось расширением налоговой базы за счет отмены ряда вычетов (скидок, льгот).

Таблица 9. Ставки подоходного налога в зарубежных странах в 2008 году [57] Страны Стандартные ставки налога, % Минимальная ставка налога Максимальная ставка налога Австралия 20 47 Австрия 10 50 Германия 19 53 Дания 8 29 Италия 19 46 Канада 17,5 31,3 Мексика 3 35 Нидерланды 8,85 60 Польша 19 40 Чехия 15 40 Франция 10,5 54 США 15 40 В-третьих, наряду со снижением предельных ставок имеет место тенденция сокращения числа ступеней шкалы подоходного налога. Наиболее весомое их уменьшение произошло в следующих странах: в Австрии — с 10 до 5, Канаде — с 10 до 4, Франции — с 12 до 4, США — с 14 до 5 [57, с.55].

В-четвертых, необходимо отметить, что величина налоговой ставки колеблется практически в каждой стране и меняется с учетом налоговых скидок, предоставляемых налогоплательщикам. Например, в зависимости от семейного положения налогоплательщика ставки налога дифференцируются.

Например, в Великобритании с учетом основных нестандартных налоговых скидок (расходов, связанных с работой, процентов, выплачиваемых за кредит на покупку дома, и т.д.) для одинокого налогоплательщика ставка НДФЛ почти на 3 % выше, чем для супружеской пары.

Обобщая мировой опыт, хотелось бы отметить, что практически во всех странах ставка подоходного налога для одиноких налогоплательщиков выше, чем для супружеских пар, при этом различия величины ставок в государствах достигают двадцати и более процентов. Такой подход к определению размеров налогового бремени обусловлен демографической и социально-экономической политикой, проводимой в каждом государстве [35, с.

471]. Хотелось бы отметить, что в ФРГ для определения размера налога на заработную плату начали применять такие специальные инструменты, как «налоговые классы», «налоговые карты» и «налоговые таблицы». Шесть налоговых классов группируют рабочих и служащих в зависимости от семейного положения, числа работающих, совместного или раздельного ведения хозяйства, наличия детей (см.

табл.10). Таблица 10. Обобщенная характеристика налоговых классов в ФРГ Налоговые классы Характеристика 1 класс Холостые рабочие без детей и те из женатых, овдовевших или разведенных, у которых отсутствуют условия для включения в более благоприятные налоговые классы 2 класс Холостые, разведенные и овдовевшие, имеющие на содержании не менее 1 ребенка 3 класс Женатые рабочие, имеющие неработающего супруга. Если оба супруга работают, то один из них по общему согласию переходит в 5 класс 4 класс Семьи с работающими супругами, доходы которых облагаются раздельно 5 класс Женатые рабочие, оба работающие, но один из супругов по общему согласию включен в 3 класс 6 класс Рабочие, имеющие заработки в нескольких местах, с целью их учета Налоговые классы дают возможность работающим выбрать в установленных рамках наиболее благоприятные ставки налогообложения, Пример определения подоходного налога с годовой заработной платы в 600000 марок в зависимости от налогового класса и числа детей налогоплательщика приведены в таблице 11. Таблица 11. Пример определения налога на доходы Налоговый класс Количество детей 0 1 2 3 4 5 6 1 15453 14399 13363 12363 11358 10436 9516 2 13460 12450 11469 10517 9595 8704 7847 3 9636 8960 8306 7674 7066 6480 5916 4 15453 14923 14399 13881 13368 12863 12363 Таким образом, налоговые таблицы учитывают не только налоговые классы, но и количество детей в семье, а также то, на чьем содержании они находятся.

Кроме того, в налоговых таблицах учитывается ряд лиц, освобождаемых от налогообложения. По мнению автора, использование вышеназванных специальных инструментов в ФРГ все в большей степени приобретает значение стабилизатора социальной ситуации в обществе, а значит, обеспечивает реализацию социальной справедливости, но при этом способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Рассматривая налоговое бремя на физических лиц, можно выделить три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов, где доля налоговых изъятий в ВВП (включая взносы на социальное страхование) составляет 45 — 55 %, низким — около 20 %, средним — 30 — 40 %.

К первой группе относятся скандинавские страны, страны Бенилюкса, Франция, Австрия.

Страны с относительно низким уровнем налоговых изъятий — Турция, Южная Корея, Мексика.

Страны со средней налоговой нагрузкой — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада. Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя имеет место в странах с достаточно высоким уровнем среднедушевых доходов населения. Причем основную налоговую нагрузку в данных странах несут именно физические лица [57, с.

Причем основную налоговую нагрузку в данных странах несут именно физические лица [57, с. 54]. Эту тенденцию можно выявить при соотношении уровня налоговых ставок по налогу на доходы корпораций и индивидуальному подоходному налогу (таблица 12).

Таблица 12. Максимальные ставки по налогу на доходы корпораций и индивидуальному подоходному налогу в 2009 году [20] Страны Наибольшая ставка, % налог на доходы корпорации индивидуальный подоходный налог Великобритания 33 40 Франция 21 54 Италия 37 45,5 Швеция 28 25 Испания 35 32 США 34 40 Германия 45 53 Россия 24 35 Из данных таблицы 12 видно, что величина ставок подоходного налога в названных странах гораздо выше, чем размер ставок налога на доходы корпораций. Так, если средняя величина ставки налога на доходы корпораций составляет 32,6 %, то средняя величина ставки налога на доходы равняется 40,6 %, т.е. разница между данными показателями составляет 8 %.

Если же рассматривать отдельно по странам, то эта величина может быть гораздо больше.

Например, во Франции разница между размерами ставок составляет 33 %, разрыв в 7 % существует в Великобритании, в США, разница между ставками в Германии составляет 6 % и 8 %.

Это соотношение, безусловно, подтверждает тот факт, что основное налоговое бремя в развитых странах несут физические лица. В России ситуация обратная, причем парадоксом является то, что по уровню среднедушевых доходов Россия серьезно отстает от высокоразвитых стран, а по налоговому бремени стоит в одном ряду с такими странами, как Великобритания, Швейцария, ФРГ [20, с.

30]. Налогообложение индивидуальных доходов в развивающихся странах очень сильно отстает от уровня развитых стран. Развивающиеся страны в большинстве своем применяют шедулярную систему как более целесообразную в их условиях. Следует отметить, что в развивающихся странах главная причина малой доли подоходного налога в бюджете — низкий уровень доходов подавляющего большинства населения, к тому же достаточно высок необлагаемый минимум.

Он исключает из налогообложения не только трудовые слои населения с низкими доходами, но даже и средние слои общества.

Оценивая значение фискальной функции налога на доходы физических лиц в России и анализируя ситуацию, сложившуюся в системе подоходного налогообложения физических лиц, можно отметить, что фискальное значение налога на доходы физических лиц усиливается (см.

табл.13). Однако остается много причин, которые обусловливают несоответствие российского подоходного налогообложения уровню фискального значения в развитых странах.

К таким причинам можно отнести низкий уровень доходов населения, слабое администрирование и массовое уклонение от его уплаты. Таблица 13. Поступление основных налогов в консолидированный бюджет РФ по видам (млрд. руб.) Показатели / годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Доходы консолидированного бюджета РФ 5427,3 7611,6 10642,8 13250,7 16003,4 13599,7 7662,9 Налог на прибыль организаций 867,6 1332,9 1670,6 2172,0 2513,2 1264,6 1774,4 НДФЛ 574,5 707,1 930,4 1266,6 1666,3 1665,8 1789,6 НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1069,7 1025,8 924,3 1390,4 998,7 1176,6 1384,0 Акцизы 246,9 236,1 253,3 289,9 314,7 327,4 441,4 Источник: Федеральная служба государственной статистики: Статистический сборник «Россия в цифрах»: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2004-2011 гг.

Результатом реформы НДФЛ 2001 г. в России стал отказ от глобальной системы налогообложения доходов населения и переход к шедулярной системе.

Данные о поступлении налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2004 — 2010 г. свидетельствует о том, что применение ставки налога в размере 13 % способствовало увеличению поступлений налога.

К факторам, которые повлияли на динамику поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет (см.

рис. 1), на наш взгляд, следует отнести изменение ставки налога; изменение численности занятого населения в экономике страны, изменение величины доходов граждан, в первую очередь, заработной платы, поскольку именно она является основным источником дохода для основной массы населения, снижение величины ее задолженности, изменение производительности труда, которое влияет на величину заработной платы, ужесточение санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также общее снижение задолженности по налогам и в определенной степени вывод «из тени» доходов.

Рис. 1. График поступления основных налогов в консолидированный бюджет РФ за 2004-2009 гг.

Нами было учтено влияние трех факторов на динамику поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации: численности занятого населения, размера среднемесячной начисленной заработной платы, величины расчетной ставки налога на доходы Динамика представлена в таблице 14.

Таблица 14. Факторный анализ динамики поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет России Показатели / годы 2007 2008 Численность занятого населения, млн.

чел. 65,4 65,6 Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.

4426 5460 Расчетная ставка НДФЛ, % (с учетом условий в стр.

1 и 2). 12,6 13,9 Поступления НДФЛ, млрд.

руб. 1266,6 1666,3 Источник: Федеральная служба государственной статистики: Статистический сборник «Финансы России»: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2007-2009гг. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что увеличение численности населения, занятого в экономике страны, на 0,2 млн. человек, рост среднемесячной начисленной заработной платы и увеличение расчетной ставки (как отношение поступившего налога к начисленной заработной плате) при прочих равных условиях привели к увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 г.
человек, рост среднемесячной начисленной заработной платы и увеличение расчетной ставки (как отношение поступившего налога к начисленной заработной плате) при прочих равных условиях привели к увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 г.

на 400,04 млрд. руб. (1266,6 млрд. руб. — 1666,3 млрд. руб.). Таким образом, из исследованных факторов на увеличение поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 г.

повлияли рост заработной платы (в первую очередь), увеличение числа занятых в экономике и увеличение расчетной ставки налога. Существенное влияние на поступления НДФЛ в консолидированный бюджет России оказывают факторы демографического характера, такие как смертность и рождаемость.

Также огромное влияние на поступления налога оказывают объемы промышленной продукции. Их увеличение при условии неизменной тенденции на 1 % влечет за собой увеличение поступлений налога на 4,345 млрд.

руб. [153]. Если рассматривать рост заработной платы как основной фактор увеличения поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации, то необходимо отметить, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличивалась из года в год.

Так, если в 2005 г. она составляла 8554,9 руб., то в 2006 г. ее значение равнялось 10633,9 руб. (+2079 руб.), в 2007 г. ее сумма достигла 13593,4 руб.

(+2959,5), в 2008-г. — 17290,1 руб. (+3696,7), в 2009 г. — 18637,5 руб. (+1347,4), т.е. налицо явная тенденция к увеличению начисленной заработной платы.

Если рассматривать темп прироста этого показателя за эти годы, то можно сказать, что он существенно снизился к 2009 году.

Причиной является мировой финансовый кризис, повлиявший и на российскую финансовую систему. В целом с 2005 года сложилась тенденция к росту темпов, прироста среднемесячной начисленной заработной платы. Так, если сопоставить темп прироста заработной платы в 2006 г.

по отношению к 2005 г., то он составлял 124,3 %, а в 2009 г.

по отношению к 2008 г. он составил 107,8 % (см.

таблицу 15). Таблица 15. Динамика среднемесячной начисленной заработной платы за 2005 — 2009 гг.

Показатели /годы 2005 2006 2007 2008 2009 Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.- 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1 18637,5 Абсолютный прирост, руб.

2079 2959,5 3696,7 1347,4 Темп прироста, % 124,3 127,8 127,1 107,8 Источник: Федеральная служба государственной статистики: Статистический сборник «Финансы России»Крат.стат.сб./Росстат- М., 2005 — 2010 гг.

Кроме того, следует принять во внимание предположение о том, что реальная заработная плата не должна уменьшаться, т.е.

рост номинальной заработной платы должен соответствовать росту цен. Уровень инфляции в РФ в 2005 году составил 10%, в 2006 г.

— 12,1 %, в 2007 году — 13 %, в 2008 — 15%., а в 2009 году — 13%. При устранении действия инфляции на заработную плату можно сказать, что ее реальные размеры, безусловно, изменятся. Таким образом, получается, что абсолютный прирост реальной среднемесячной начисленной заработной платы, очищенной от влияния фактора инфляции, будет несколько ниже, чем абсолютный прирост номинальной заработной платы.

Итак, необходимо отметить, что на факт легализации доходов населения приходится не весь прирост заработной платы, а лишь ее определенная часть, причем меньшая доля.

Следовательно, можно сказать, что поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в анализируемом периоде были обеспечены действием инфляции, несмотря на замедление ее темпов. Необходимо заметить, что на рост поступлений налога оказывает влияние и контрольная работа налоговых органов.

Установлено, что за период после реформирования российской системы подоходного налогообложения физических лиц приоритет был отдан фискальной составляющей этого налога в ущерб регулирующей функции. Одним из главных условий проведения реформы было упрощение процесса уплаты и сокращения расходов на администрирование.

Одним из главных условий проведения реформы было упрощение процесса уплаты и сокращения расходов на администрирование. При прогрессивной шкале ставок наличие уже двух источников доходов автоматически означало необходимость представления налоговых деклараций, в отличие от плоской ставки.

Важным аспектом в данной связи являлось введение шедулярной системы налогообложения доходов физических лиц, а именно обложение у источника почти всех видов доходов (процентов, дивидендов, заработной платы). Изучая опыт зарубежных стран, можно отметить, что значительная часть работ по анализу последствий налоговых реформ посвящена оценке результатов реформ в США в 1986, 1992, 1996 гг. При этом оценка последствий налоговых реформ часто затруднена из-за существования факторов, оказывающих влияние на ситуацию в экономике: экономическая динамика, внешнеэкономическая конъюнктура, денежно-кредитная политика и др.

Анализ результатов российских реформ подоходного налогообложения был произведен Институтом экономики переходного периода (ИЭПП).

В отличие от исследователей американских реформ, им исследована лишь краткосрочная реакция экономических агентов и поэтому учитывались эффекты, связанные с перераспределением доходов налогоплательщиками между декларируемыми и недекларируемыми доходами. На основе существующих в мировой практике моделей зависимости декларируемого налогоплательщиками дохода от предельной налоговой ставки для анализа результатов реформы НДФЛ в России ИЭПП предлагает следующие подходы:

  1. 2) модель для поступлений НДФЛ. Помимо переменных поступлений, влияющих на изменение базы налогообложения, т.е. предельной ставки и величины потребительских расходов, в такой модели также должно учитываться изменение средней ставки налогообложения доходов. При оценке зависимости приростов налоговых поступлений от изменения средней предельной ставки и налоговой базы в связи с наличием зависимости прироста налоговой базы и средней предельной налоговой ставки в качестве оценки базы следует брать показатель, который является наименее коррелированным с изменением средней предельной ставки налога. Оценку же зависимости прироста налоговой базы от изменения средней предельной ставки подоходного налога следует проводить в рамках системы, учитывающей их взаимную зависимость.
  2. 1) модель, в которой база налога на доходы физических лиц зависит от предельной ставки и общих доходов населения. Необходимо отметить, что при этом возникает проблема взаимной зависимости предельной ставки и базы налогообложения. По этой причине для оценки влияния изменения предельной ставки необходимо исследовать систему одновременных уравнений, в которой кроме прямой зависимости изменения налоговой базы от изменения средней предельной налоговой ставки оценивается также и обратная зависимость;

Поскольку задачей являлась оценка влияния изменения средней предельной ставки на поступления налога, следует вместо налоговой базы включить в модель переменную, отражающую рост налоговой базы, не связанный с изменением налоговой ставки.

Таким показателем может быть величина расходов населения.

Прирост расходов населения должен равняться приросту доходов.

Однако изменение расходов характеризует изменение доходов в целом (включая теневую и декларируемую часть) и не подвержено влиянию изменения соотношения между официальными и теневыми доходами, Таким образом, можно оценить изменение доходов в целом, включая теневую и официальную часть, с помощью изменения расходов. Анализ поступления налогов — это расчет, интерпретация и оценка показателей, характеризующих, различные стороны процесса формирования налоговых доходов в этой области.

На основе анализа будет возможно дать оценку факторам, влияющим на поступления от налогообложения доходов населения.

В перспективе полный учет выявленных факторов позволит разработать эффективные предложения по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц, а также выработать рекомендации по работе, направленной на увеличение собираемости налога.

Максимизация доходов от налогообложения приводит к повышению налогового бремени. Если же государство ставит цели максимизации темпов экономического развития, роста благосостояния граждан, то налоговое бремя снизится. Достижение той или иной цели возможно лишь при полном учете всех факторов, влияющих на величину поступлений от налогообложения доходов физических лиц.

Для изменения величины поступлений налога на доходы физических лиц, на наш взгляд, можно выделить следующие факторы:

  1. — трудоустроенность граждан в реальном секторе экономики. Учет налогоплательщика является важным фактором увеличения налоговых поступлений в бюджет;
  2. — налоговая грамотность и налоговая дисциплинированность населения;
  3. — нестабильность законодательства в области налогообложения.
  4. — численность населения;
  5. — платежеспособность физических лиц;
  6. — неплатежи в экономике, практикуемые формы безналичных расчетов, приводящие к росту недоимки по налогам;
  7. — вид налогообложения (пропорциональный или прогрессивный, и т.д.;
  8. — подход к налогообложению доходов граждан (семейный, индивидуальный);

Таким образом, проследив реализацию фискальной функции налога, можно отметить, что поступления от подоходного налога во многих странах являются крупной статьей в доходах бюджетов. В России налог на доходы физических лиц занимает третье место по удельному весу в консолидированном бюджете, уступая НДС и налогу на прибыль организаций.

Налог на доходы физических лиц

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней.

Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения. (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

(НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения. Налог с физического лица — это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход. Преимуществами НДФЛ являются:

  1. · соотношение суммы налога не с усреднённым, а с конкретным доходом налогоплательщика (т.е. этот налог относится к группе личных налогов);
  2. · основной способ взимания этого налога — у источника выплаты — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет;
  3. · налог в наибольшей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности. НДФЛ имеет ярко выраженный фискальный характер (формирование бюджетов всех уровней), кроме того, взимание этого налога имеет большие перспективы.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в основном можно выделить три функции налогов:

  1. — контрольную.
  2. — фискальную;
  3. — распределительную;

Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны, части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налога в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, льготообразующих признаков объекта налогообложения.

Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 0,931

  1. Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 1)
  2. УДК 336.226
  3. Раздел Экономические науки
  4. Дата публикации 09.07.2015

Нефедьева А.С.

1 Корнева Е.В. 1 1 ФГБОУ ВПО

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

(ВГУЭС) В статье представлены основные направления системы подоходного налогообложения физических лиц, которые на сегодняшний день имеют некую значимость по причине не совсем качественного преобразования системы. Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его значение можно оценить, определив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.

Рекомендуем прочесть:  Налог на вид жительство в россии

Для решения основных проблем налога на доходы физических лиц, обозначенных в данной работе, необходимо принятие мер по совершенствованию системы налогообложения в целом. Для этого были проанализированы проблемы и пути их решения в налоговой системе РФ.

Также были рассмотрены принципы налогообложения, основные функции налога на доходы физических лиц и их назначение. 128 KB основные функции налоганалоговая системаналог на доходы физических лицудельный вес доходовпрогрессивная шкаласовершенствование системы налогообложения 1.

Артемьева Ю.А. К вопросу о способах толкования налоговых норм // Глобальный научный потенциал. 2013. — № 8. — С. 128–132. 2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей.

Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

2010. — № 5. — С. 9–16. 3. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2014. — № 5 (38). — С. 63–65.

4. Консультант Плюс. – [Электронный ресурс]; URL: http://www.consultant.ru. 5. Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом // М., 2003.

— С. 140. Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшую долю составляет налог на доходы физических лиц. Он считается одним из самых собираемых налогов как в России, так и в других странах.

Также он формирует значительную часть государственного бюджета и является неотъемлемой частью функционирования экономики в целом.

Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления. Иными словами, данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование своего бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют наименьшую социальную защищенность.

Рассмотрим данный налог более подробно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения. НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно.

Методы исчисления налога достаточно просты и понятны.

Ставки налога фиксированы, объекты — конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е.

формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных. Социальная функция выражается в поддержании равновесия.

Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан.

Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность.

Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства. Основное назначение регулирующей функции — это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок.

За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения. С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2]. Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения: 1) принципа справедливости — распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству; 2) принципа определенности — уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны; 3) принципа удобности — налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога; 4) принципа экономии — должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ.

Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4]. НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней.

Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1). Таблица 1 Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг. Бюджет 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Консолидированный бюджет РФ, % 21 22 22 Консолидированный бюджет субъекта федерации, % 39 41,9 43 Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов.

По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.

Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения. 2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами.

Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума. 3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов.

Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая.

Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов. 4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует.

Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности. 6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц.

Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г.

Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения — это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода. Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц.

Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%.

Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее. 1. Введение прогрессивной ставки налога.

В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу.

Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%.

В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей — 35%, а от 200 млн рублей — 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции).

Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы.

Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования.

Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда. 4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах). 6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога. Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании.

Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан.

Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов. Рецензенты: Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г.

Владивосток; Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г.

Владивосток. Нефедьева А.С., Корнева Е.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ // Современные проблемы науки и образования.

– 2015. – № 2-1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20384 (дата обращения: 08.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 ИФ РИНЦ = 0.570 ИФ РИНЦ = 0.431 ИФ РИНЦ = 0.303 ИФ РИНЦ = 0.380 ИФ РИНЦ = 0.600 ИФ РИНЦ = 0.308 ИФ РИНЦ = 1.369 ISBN РИНЦ DOI Журнал издается с 2005 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера.

Журнал представлен в Научной электронной библиотеке.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN.

Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier). Служба технической поддержки – Ответственный секретарь журнала Бизенкова М.Н.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+