Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями

Распределение налога на прибыль между обособленными подразделениями

Уплата налогов при наличии обособленных подразделений


Известно, что плательщиками налогов и сборов признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность их уплачивать (ст. 19 НК РФ). Филиалы и иные обособленные подразделения могут только в случаях, предусмотренных законодательством, выполнять обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на территории места своего нахождения.

Владимир УЛЬЯНОВАудитор Понятие «обособленное подразделение» используется как в гражданском, так и в налоговом законодательстве. В гражданском законодательстве под обособленными подразделениями юридического лица понимаются представительства и филиалы. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ). В налоговом законодательстве под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.

2 ст. 11 НК РФ). Понятия «рабочее место» в НК РФ нет.

Поэтому для его толкования необходимо обратиться к Федеральному закону от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Так, согласно закону, рабочим местом признается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 1 закона № 181-ФЗ). Отметим, что изменилось мнение налоговиков по признанию подразделения обособленным исходя из количества создаваемых рабочих мест.

Ранее, читая НК РФ дословно «стационарные рабочие места» (множественное число), они считали, что обособленное подразделение образуется при создании как минимум двух стационарных рабочих мест.

Но не так давно ведомство пришло к выводу, что и создание одного стационарного рабочего места на срок более одного месяца приводит к образованию обособленного подразделения (письмо МНС России от 29.04.04 № 09-3-02/1912).

налог на прибыль Особенности налогообложения прибыли организаций, имеющих обособленные подразделения, установлены статьей 288 НК РФ. Данные организации исчисленную сумму авансовых платежей (налога) по итогам отчетного (налогового) периода в целом по организации уплачивают в федеральный бюджет по месту своего нахождения.

Распределение её по обособленным подразделениям не производится (п.

1 ст. 288 НК РФ). Уплата же авансовых платежей (налога), подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, производится налогоплательщиками по местонахождению как организации, так и каждого из её обособленных подразделений. Исходной величиной для определения причитающихся к уплате сумм является доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение. Для её определения законодатель предлагает использовать удельные веса: • среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) этого обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) в целом по организации; • остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Сложив эти удельные веса и разделив полученную сумму на 2, организации получают нормировочный коэффициент каждого обособленного подразделения.

Дальше по логике для определения доли прибыли каждого обособленного подразделения напрашивается произвести перемножение общей величины исчисленной налогооблагаемой прибыли по организации в целом на нормировочные коэффициенты.

Однако законодатель в НК РФ этого действия не упоминает. Судите сами:

«Уплата авансовых платежей, а также сумм налога …производится … исходя из доли прибыли , приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику »

(п. 2 ст. 288 НК РФ) . Если дословно выполнить требования законодателя, то с рассчитанного выше нормировочного коэффициента и необходимо и уплачивать налог на прибыль в бюджет субъекта РФ и муниципальный бюджет.

За законодателя недостающее действие предлагает выполнить МНС России, приводя в разделе 8.2 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС России от 20.12.02 № БГ-3-02/729) следующую формулу для определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение: «налоговая база x (уд. вес СЧР + уд. вес ОСОС) x 1/2, где: • налоговая база — налоговая база в целом по организации; • уд.

вес СЧР — удельный вес среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения за последний месяц отчетного (налогового) периода в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) по организации в целом; • уд.

вес ОСОС — удельный вес остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения, числящихся в составе амортизируемого имущества на конец (последний день) отчетного (налогового) периода в остаточной стоимости основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества в целом по организации» . Уточнив определение доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, ведомство одновременно и озадачило налогоплательщиков.

Оно предлагает оперировать остаточной стоимостью основных средств, хотя в НК РФ указывается остаточная стоимость амортизируемого имущества. Напомним, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

(п. 1 ст. 256 НК РФ). Под основными же средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п.

1 ст. 257 НК РФ). Для определения удельных весов среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества налогоплательщики должны использовать фактические показатели упомянутых величин на конец отчетного периода. Налогоплательщики вправе самостоятельно выбрать, какой из показателей — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда — применять при расчете доли прибыли обособленного подразделения.

Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода и его необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Показатель среднесписочной численности работников исчисляется в порядке, установленном Госкомстатом России. С 1 января 2004 года алгоритм её определения изложен в пунктах 85–91 Порядка заполнения и представления унифицированных форм Федерального государственного статистического наблюдения: № П-1

«Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»

, № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (утв. постановлением Госкомстата России от 01.12.03 № 105).

Он не изменился по сравнению с ранее применяемым. И в данном порядке среднесписочная численность включает те же составляющие: • среднесписочную численность работников; • среднюю численность внешних совместителей; • среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Величина расходов на оплату труда определяется в соответствии со статьей 255 НК РФ.

Пример 1 Организация, зарегистрированная в Москве, имеет два обособленных подразделения, находящихся в Подольске Московской области и в Санкт-Петербурге. Они имеют отдельный баланс и расчетный счет. При определении доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, учетной политикой для целей налогообложения утвержден показатель «Расходы на оплату труда».

По итогам первого полугодия налогооблагаемая прибыль организации составила 187 500 руб. За полугодие расходы на оплату труда по головному и обособленным подразделениям составили соответственно 546 780 руб., 235 460 руб. и 314 540 руб. Величины остаточной стоимости амортизируемого имущества на конец 30 июня по упомянутым подразделениям – 836 780 руб., 547 990 руб.

и 670 880 руб. Сумма расходов на оплату труда за полугодие по организации в целом – 1 096 780 руб. (546 780 + 235 460 + 314 540).

Удельный вес расходов на оплату труда по подразделениям за этот период: • 49,853% (546 780 руб.

: 1 096 780 руб.) – по головному подразделению; • 21,468% (235 460 руб. : 1 096 780 руб.) – по обособленному подразделению, находящемуся в Подольске; • 28,678% (314 540 руб. : 1 096 780 руб.) — по обособленному подразделению, находящемуся в Санкт-Петербурге. Величина остаточной стоимости амортизируемого имущества по организации в целом на конец 30 июня — 2 055 650 руб.

Величина остаточной стоимости амортизируемого имущества по организации в целом на конец 30 июня — 2 055 650 руб.

(836 780 + 547 990 + 670 880).

Удельный вес амортизируемого имущества по подразделениям за этот период соответственно: 40,706% (836 780 руб. : 2 055 650 руб.), 26,658% (547 990 руб.

: 2 055 650 руб.) и 32,636% (670 880 руб. : 2 055 650 руб.). Средняя арифметическая величина исчисленных удельных весов (нормировочный коэффициент) по подразделениям – 45,28 % ((49,853 + 40,706) : 2), 24,063 % ((21,468 + 26,658) : 2) и 30,657% (28,678 + 32,636) : 2). Доли налогооблагаемой прибыли, приходящаеся на головное и обособленные подразделения, – 84 900 руб.

(187 500 руб. х 45,28%), 45 118 руб. (187 500 руб. х 26,658%) (г. Подольск) и 57 482 (187 500 руб. х 30,657%) (г. Санкт – Петербург).

Для наглядности исходные и полученные данные приведены в табл.

1. Таблица 1 Показатели Головное подразделение Обособленные подразделения Организация в целом Подольск Санкт — Петербург Расходы на оплату труда, руб.

546 780 235 460 314 540 1 096 780 Доля подразделения в РОТ, % 49,853 21,468 28,678 100 Остаточная стоимость амортизируемого имущества, руб.

836 780 547 990 670 880 2 055 650 Доля подразделения в ОСАО, % 40,706 26,658 32,636 100 Нормировочный коэффициент 45,28 24,063 30,657 100 Доля налогооблагаемой прибыли, приходящаяся на подразделение 84 900 45 118 57 482 187 500 _______________________ Конец примера 1 Суммы авансовых платежей (налога), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и её обособленные подразделения (п.

3 ст. 288 НК РФ). Сведения о суммах авансовых платежей по налогу (налога) налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту их нахождения. Причем сделать это должно головное подразделение: • по авансовым платежам – не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода; • по налогу – до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 289 НК РФ). Для этого используются приложение № 5

«Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения»

и приложение № 5а «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций» к листу 02 «Расчет налога на прибыль организаций» налоговой декларации по налогу на прибыль (утв.

приказом МНС России от 11.11.03 № БГ-3-02/614). Пример 2 Используем исходные и исчисленные данные примера 1. Организация уплачивает только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Обособленные подразделения в Подольске и Санкт-Петербурге исполняют обязанности организации по уплате налогов по месту своего нахождения. За I квартал ими были перечислены в соответствующие бюджеты следующие суммы налога на прибыль: 3825 руб.

– в бюджет Московской области; 450 руб.

– в муниципальный бюджет; 5472 руб. – в бюджет Санкт-Петербурга. Головная организация за этот период перечислила в федеральный бюджет 4500 руб., в бюджет Москвы – 7353 руб. О величинах налогооблагаемой прибыли – 45 118 руб. и 57 482 руб., – приходящихся на обособленные подразделения, находящиеся соответственно в Подольске и Санкт-Петербурге, головная организация должна сообщить им, чтобы те успели представить налоговую декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие в ИМНС России по их местонахождению до 28 июля 2004 года.
и 57 482 руб., – приходящихся на обособленные подразделения, находящиеся соответственно в Подольске и Санкт-Петербурге, головная организация должна сообщить им, чтобы те успели представить налоговую декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие в ИМНС России по их местонахождению до 28 июля 2004 года.

Суммы начисленных авансовых платежей за этот период, которые приходятся на обособленные подразделения, находящиеся: • в Подольске — в бюджет Московской области – 7670,09 руб. (45 118 руб. х 17%), в муниципальный бюджет – 902,36 руб.

(45 118,17 руб. х 2%); • в Санкт-Петербурге – в городской бюджет — 10 921,63 руб.

До 28 июля обособленные подразделения должны перечислить в соответствующие бюджеты следующие суммы налога на прибыль: в бюджет Московской области – 3845 руб. (7670,09 – 3825), в муниципальный бюджет – 452 руб. (902,36 – 450), в городской бюджет г.

Санкт-Петербурга – 5450 руб. (10 921,63 – 5472). Исчисленные суммы авансовых платежей за первое полугодие: • по организации в федеральный бюджет – 9375 руб. (187 500 руб. х 5%); • по головному подразделению в бюджет г.

Москвы — 16 130,92 руб. (84 890 руб. х 19%). Исходя из этого, головная организация должна перечислить до 28 июля в федеральный бюджет 4875 руб.

(9375 – 4500), в бюджет г. Москвы – 8778 руб. (16 130,92 – 7353). Из общей суммы начисленного налога на прибыль в федеральный бюджет на обособленные подразделения, находящиеся в г.

Подольске, приходится 2255,91 руб. (9375 руб. х 24,063%), в г. Санкт-Петербурге – 2874,09 руб.

(9375 руб. х 30,657%). С учетом того, что в I квартале обособленные подразделения компенсировали головному подразделению перечисленные за них суммы в федеральный бюджет – 1125 руб.

и 1440 руб., – они должны будут по итогам полугодия компенсировать ещё 1130,91 руб.

(2255,91 – 1125) и 1434,09 руб.

(2874,09 – 1440). В бухгалтерском учете головного подразделения начисление налога на прибыль и компенсационных платежей обособленных подразделений отразится следующим образом: Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль в федеральный бюджет» — 4875 руб. – начислен налог на прибыль в федеральный бюджет; Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль в бюджет г.

– начислен налог на прибыль в федеральный бюджет; Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль в бюджет г. Москвы» — 8777,92 руб. – начислен налог на прибыль в бюджет г. Москвы; Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль в федеральный бюджет» Кредит 79 субсчет «Расчеты с обособленным подразделением, находящимся в Подольске» — 1130,91 руб.

Рекомендуем прочесть:  Налоговые режимы для ип в россии

– отражена сумма, которую должно компенсировать обособленное подразделение, находящееся в Подольске; Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль в федеральный бюджет» Кредит 79 субсчет «Расчеты с обособленным подразделением, находящимся в Санкт-Петербурге» — 1434,09 руб. – отражена сумма, которую должно компенсировать обособленное подразделение, находящееся в Санкт-Петербурге.

__________________ Конец примера 2 Отметим, что приведенные в примере 2 суммы компенсации соответствуют случаю, когда налогооблагаемая прибыль, исчисленная обособленными подразделениями, будет действительно соответствовать этим величинам. Если же исчисленная величина налоговой базы по налогу на прибыль по обособленному подразделению будет отлична от значения налоговой базы, полученного через нормировочные коэффициенты, то компенсационные суммы должны учитывать ещё и разницу в величинах налога, приходящихся на разницу налоговых баз. Напомним также, что налогоплательщик, уплачивающий помимо квартальных авансовых платежей ежемесячные авансовые платежи, при определении причитающейся к уплате суммы налога на прибыль по результатам отчетного (налогового) периода должен учесть и их.

При наличии у организации обособленного подразделения, находящегося за пределами Российской Федерации, производимый расчет несколько усложнится.

Так как прибыль, полученная за рубежом, подлежит налогообложению в соответствии с требованиями законодательства страны пребывания. В целях же устранения двойного налогообложения налог на прибыль подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 НК РФ. Ею предусматривается следующее.

Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении её налоговой базы.

Они учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом их размер не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ: • для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства; • для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента. При этом подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту. Налог на добавленную стоимость Исчисление НДС производится в целом по организации.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, полностью перечисляется ею по месту регистрации в налоговых органах.

Напомним, что в первоначальной редакции главы 21 НК РФ существовала обязанность налогоплательщика уплачивать НДС как по местонахождению организации, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. При этом был установлен алгоритм определения сумм налога, приходящихся на каждое из них (ст.

175 НК РФ). Но Федеральным законом от 29.05.02 № 57-ФЗ данная норма была упразднена начиная со второго полугодия 2002 года.

Так как НДС уплачивается по местонахождению организации, то формирует налоговую базу головное подразделение организации независимо от того, где фактически осуществляются операции, признаваемые объектом обложения НДС.

Как известно, налоговая декларация по НДС заполняется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (п. 6 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%; утв.

приказом МНС России от 21.01.02 № БГ-3-03/25). Поэтому при её составлении по местонахождению организации необходимо иметь информацию о данных всех обособленных подразделений.

Исходя из этого учетной политикой для целей налогообложения должен быть определен порядок оформления счетов-фактур, книг продаж и книг покупок обособленными подразделениями. В свое время МНС России рекомендовало в случае, если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, оформлять счета-фактуры в следующем порядке: • счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями; • нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации.

Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения; • журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации. За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и книг продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по НДС (письмо МНС России от 21.05.01 № ВГ-6-03/404).

Акцизы Акциз по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачивается по месту производства таких товаров.

По алкогольной же продукции налог уплачивается по месту её реализации (передаче) с акцизных складов, за исключением реализации (передачи) на акцизные склады других организаций. Поэтому если подакцизные товары производятся обособленными подразделениями или акцизный склад открыт в обособленном подразделении и при этом производится реализация алкогольной продукции с этого склада, то организация должна уплатить акцизы по местонахождению данных подразделений.

При совершении следующих операций с нефтепродуктами: • оприходования организацией, не имеющей свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов; • получения нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство; • передачи организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, – уплата акциза производится налогоплательщиком по местонахождению налогоплательщика, а также по местонахождению каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения. Эта доля определяется как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику. В случае если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта РФ и на одной территории с головным подразделением, то сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по местонахождению головного подразделения (п.

4 ст. 204 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по местонахождению каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ. Налоговые декларации должны быть представлены в срок не позднее: • 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, — налогоплательщиками, имеющими свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов; • 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, — налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли; • 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, — налогоплательщиками, имеющими свидетельство только на оптовую реализацию нефтепродуктов.

Оставшиеся налогоплательщики представляют налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 204 НК РФ). Напомним, что налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц (ст.

192 НК РФ). Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в отношении нефтепродуктов производится в сроки представления налоговой декларации по эти операциям.

По всем же остальным операциям уплата производится частями по сроку 15-го и 25-го числа. Так, при реализации (передаче) алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее: • 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) — по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца; • 15-го числа месяца, следующего за отчетным, — по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

По оставшимся же облагаемым операциям уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) упомянутых товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. Налог на доходы физических лиц Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению каждого обособленного подразделения, определяется исходя из величины подлежащего налогообложению дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п.

7 ст. 226 НК РФ) . Если обособленные подразделения имеют отдельный баланс и расчетный счет, то они самостоятельно выполняют функции налогового агента, исчисляют, удерживают и перечисляют налог на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты. Пример 3 Используем данные примера 1. Доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, по головному, обособленным подразделениям и организации в целом приведены в табл.

Доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, по головному, обособленным подразделениям и организации в целом приведены в табл.

2. Таблица 2 Показатели Головное подразделение Обособленные подразделения Организация в целом Подольск Санкт — Петербург Расходы на оплату труда, руб.

546 780 235 460 314 540 1 096 780 Налогооблагаемые доходы, руб.

523 480 221 960 301 240 1 046 680 В течение первого полугодия в соответствующие бюджеты должны быть перечислены следующие суммы налога на доходы физических лиц: 68 053 руб. (523 480 руб. х 13%), 28 855 руб.

(221 960 руб. х 13%) и 39 161 руб. (301 240 руб. х 13%). _______________________________________________ Конец примера 3.

Если же обособленное подразделение не имеет отдельного баланса и расчетного счета, то исчисление налога на доходы физических лиц по выплатам, производимым работникам этого подразделения, должно осуществлять головное подразделение организации.

При этом удержанный налог с упомянутых доходов перечисляется по местонахождению обособленного подразделения (письмо Минфина России от 07.06.01 № 04-04-06/304).

Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, в налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ). По итогам налогового периода они должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного в этом налоговом периоде налога — Справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) (п. 1, 2 ст. 230 НК РФ). Если обособленные подразделения самостоятельно выполняют функции налогового агента, то данные документы формируются ими.

В противном случае их ведет головное подразделение. При этом справки о доходах работников обособленного подразделения направляется по местонахождению этого подразделения. Единый социальный налог Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают ЕСН и представляют налоговую отчетность по месту своего нахождения, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений.

Обособленные подразделения в этом случае исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма ЕСН, подлежащая уплате по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению обособленных подразделений (п.

8 ст. 243 НК РФ). Пример 4 Используем данные примера 1.

Фонд оплаты труда обособленного подразделения, находящегося в Санкт-Петербурге, за I полугодие — 314 540 руб. Э та сумма составляет налогооблагаемую базу по ЕСН в части федерального бюджета, ФФОМС и ТФОМС.

Налогооблагаемая база составляющей ЕСН в ФСС России меньше на вознаграждения по договорам гражданско-правового характера – 54 600 руб. По итогам полугодия ни у одного физического лица налогооблагаемый доход не превысил 100 000 руб. Так как налогооблагаемая база у всех физических лиц, которым производились выплаты в первом полугодии, не превысила 100 000 руб., то при начислении ЕСН используются максимальные ставки налога.

За этот период начислены следующие суммы авансовых платежей по составляющим ЕСН:

  1. в ТФОМС – 10 694,36 руб. (314 540 руб. х 3,4%);
  2. в федеральный бюджет – 88 071,20 руб. (314 540 руб. х 28%);
  3. в ФСС России – 10 397,60 руб. (314 540 руб. – 54 600 руб.) х 4%).
  4. в ФФОМС – 629,08 руб. (314 540 руб. х 0,2%);

Исчисленные суммы перечислены в течение полугодия обособленным подразделением в соответствующие бюджеты. __________________________________________ Конец примера 4. Если же в организации существуют обособленные подразделения, которые не имеют отдельного баланса, расчетного счета и не начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц, то исчисление ЕСН производится головным подразделением.

При наличии иных обособленных подразделений, как было сказано выше, сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению организации, определяется как разница между общей суммой ЕСН, подлежащей уплате организацией в целом, и суммой налога, подлежащей уплате по местонахождению иных обособленных подразделений организации. Таким образом, в полученной разнице окажутся и суммы налога, исчисленные с выплат и иных вознаграждения в пользу работников и физических лиц обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного счета. Отметим, что расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН по организации, имеющей в своем составе обособленные подразделения, производят исходя из данных налоговой базы организации в целом независимо от того, исполняют ли обособленные подразделения обязанности организации по уплате авансовых платежей по налогу или нет.

Поэтому головное подразделение, произведя расчет условия на право применения «регресса», передает его в обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате авансовых платежей по налогу и представлению расчетов по авансовым платежам по месту своего нахождения. Причем передать этот расчет необходимо в срок, позволяющий обособленному подразделению представить налоговую декларацию (расчет по авансовым платежам) в установленные сроки: до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом). По местонахождению организации по окончанию отчетных периодов налогоплательщик в расчет по авансовым платежам по ЕСН (утв.

приказом МНС России от 29.12.03 № БГ-3-05/722) помимо обязательных для всех плательщиков ЕСН страницы первой титульного листа, разделов 1, 2, 2.1, 2.3 включает и раздел 2.2.

В этом разделе приводятся сводные показатели по организации в целом и суммарные величины по обособленным подразделениям, исполняющим обязанности организаций по уплате налога и представлению налоговой отчетности. При применении налоговых льгот, установленных статьей 239 НК РФ, необходимо будет дополнительно представить соответствующий раздел, касающийся используемой льготы. Напомним, что в форме расчета их четыре: разделы 3, 3.1, 3.2, 3.3.

В расчет по авансовым платежам по ЕСН по местонахождению обособленных подразделений включаются вышеперечисленные листы, за исключением раздела 2.2.

Отметим, что достоверность и полнота сведений, указанных в разделе 2.3 (в нем производится расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН), в представляемом обособленным подразделением расчете по авансовым платежам должна подтверждаться руководителем и главным бухгалтером организации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по месту своего нахождения, а также по местонахождению каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

).

Таким образом, так же как и при исчислении ЕСН, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, с этих сумм исчисляют и уплачивают страховые взносы.

Они также могут исполнять обязанности организаций по представлению декларации и расчетов по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по месту регистрации.

Если же в организации существуют обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, то уплату страховых взносов по выплатам физическим лицам этого подразделения производит головное подразделение по месту своего нахождения.

В этом случае декларация и расчеты по этим платежам представляются также по месту регистрации организации. Так же как и с ЕСН, существует разница в представляемых расчетах по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по местонахождению организации и обособленных подразделений.

По местонахождению организации в расчет необходимо включить сводные показатели по организации в целом и суммарные данные по обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс, расчетный счет и выплачивающим вознаграждения (разд. 2.3). Налог на имущество организаций Наличие у обособленного подразделения отдельного баланса обязывает организацию исчислить налог на имущество по месту его нахождения. Напомним, что такие организации уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

Сумма налога в этом случае определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ). Если же обособленное подразделение не ведет отдельного баланса, но в месте его нахождения имеется недвижимое имущество, то организация должна уплатить налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества (ст.

385 НК РФ). Напомним, что в статье 376 НК РФ помимо введенной обязанности в определении организацией отдельно налоговых баз в отношении имущества: • подлежащего налогообложению по местонахождению организации; • каждого её обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или её обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; • облагаемого по разным налоговым ставкам, – установлен и алгоритм определения среднегодовой (средней) стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период. Ею признается частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п.

4 ст. 376 НК РФ). Исходя из этого при наличии у организации обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, по местонахождению которого находится движимое и недвижимое имущество, при исчислении налога на имущество это имущество будет учитываться по частям. При определении налоговой базы по местонахождению обособленного подразделения учитываются только величины остаточной стоимости объектов недвижимого имущества.

Величины же остаточной стоимости движимого имущества войдут в данные при исчислении налоговой базы по местонахождению организации.

Пример 5 У обособленного подразделения организации отсутствует отдельный баланс. По месту его нахождения зарегистрировано транспортное средство, а также имеется здание. Остаточная стоимость этого имущества на 1-е число семи месяцев текущего года приводится в табл.

3. Ставка налога на имущество в субъекте РФ, где находится обособленное подразделение, — 2,2%.

Таблица 3 Имущество Величина остаточной стоимости, руб.

1 января 1 февраля 1 марта 1 апреля 1 мая 1 июня 1 июля Здание 2 304 000 2 296 800 2 289 600 2 282 400 2 275 200 2 268 000 2 260 800 Автомобиль 73 600 72 000 70 400 68 800 67 200 65 600 64 000 Отсутствие отдельного баланса у этого обособленного подразделения и наличие здания обязывает организацию исчислить и уплатить налог на имущество по его местонахождению. При определении налоговой базы по налогу на имущество по местонахождению обособленного подразделения учитываются только величины остаточной стоимости здания. Величина средней стоимости имущества за первое полугодие 2004 года по этому обособленному подразделению – 2 282 400 руб.

((2 304 000 + 2 296 800 + 2 289 600 + 2 282 400 + 2 275 200 + 2 268 000 + 2 260 800) : (6 + 1)). Исходя из этого сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет за полугодие, – 12 553,20 руб. (2 282 400 руб. х 2,2% : 4). Величины же остаточной стоимости автомобиля на 1-е числа каждого месяца войдут в данные при исчислении налоговой базы по местонахождению организации.

Поэтому для удобства расчета организации желательно было бы ввести отдельные субсчета для учета объектов недвижимости, находящихся в обособленных подразделениях, не имеющих отдельного баланса.

_________________________ Конец примера Законодатель, введя обязанность по определению отдельно налоговых баз в отношении различного имущества (см. выше), обязал налогоплательщиков по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу: • по своему местонахождению; • по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; • по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) (ст.

386 НК РФ). Если в субъектах РФ, где находится организация и все её обособленные подразделения, используется форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), утвержденная МНС России (приказ МНС России от 23.03.04 № САЭ-3-21/224), то состав представляемых документов во все места будет идентичен.

Налогоплательщику в этом случае в каждую ИМНС России, в которых зарегистрированы организация и обособленные подразделения, необходимо представить заполненные титульный лист, разделы 1 и 2 декларации. Использование льгот по налогу на имущество обяжет дополнительно заполнить раздел 5 декларации. Если же на учете в организации имеются объекты недвижимого имущества, место фактического нахождения которых — территория разных субъектов РФ, то налогоплательщику необходимо заполнить раздел 4 декларации.

Напомним, что в случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ, то в отношении него налоговая база определяется отдельно.

Причем при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ она принимается в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории этого субъекта РФ (п. 2 ст. 376 НК РФ). Транспортный налог Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ). Напомним, что согласно этой статье объектом налогообложения по указанному налогу признаются: • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани; • самолеты, вертолеты; • теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики должны уплачивать транспортный налог по местонахождению транспортных средств (ст.

363 НК РФ). Особенности определения местонахождения транспортных средств установлены статьей 83 НК РФ.

Согласно этой статье, местонахождением транспортных средств признаются:

  1. для иных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — местонахождение собственника имущества.
  2. для морских, речных и воздушных транспортных средств — местонахождение собственника имущества;

Для автомототранспортных средств и прицепов существуют правила их регистрации (утв.

приказом МВД России от 27.01.03 № 59). Согласно этим правилам, подразделения Госавтоинспекции регистрируют транспортные средства за организациями по местонахождению юридических лиц (п.

22 Правил). А оно определяется местом государственной регистрации юридического лица. Однако транспортное средство может быть зарегистрировано и по местонахождению обособленного подразделения организации.

Для этого к стандартному пакету документов прикладываются: • свидетельство налогового органа по местонахождению обособленного подразделения, подтверждающее постановку юридического лица на учет в данном налоговом органе с указанием его идентификационного номера в качестве налогоплательщика; • приказ (распоряжение) юридического лица о наделении обособленного подразделения транспортными средствами, в том числе приобретаемыми ими на основании доверенности для юридического лица; • доверенность, выданная юридическим лицом руководителю обособленного подразделения на право представления полномочий юридического лица перед третьими лицами. При регистрации транспортного средства по месту обособленного подразделения в свидетельстве о регистрации и паспорте транспортного средства в качестве собственника указывают юридическое лицо. А при заполнении адресных данных – фактический адрес местонахождения филиала.

О том, что транспортное средство зарегистрировано по местонахождению филиала, свидетельствуют записи в графах «Особые отметки» вышеупомянутых документов (п. 77 Правил). Исходя из вышеизложенного, если транспортные средства зарегистрированы по местонахождению организации и обособленного подразделения, то организации по каждому из них должна уплатить транспортный налог.

В регионах упомянутый налог вводится законами субъектов РФ. Поэтому сумму транспортного налога организация должна исчислить и уплатить по своему местонахождению и по местонахождению филиала по правилам, установленным на соответствующей территории субъекта РФ. Пример 6 Используем данные примера 1.

По местонахождению головного подразделения зарегистрированы легковые автомобили «Волга» и «Соболь». Мощность двигателя у обоих транспортных средств — 110 л. с. В обособленном подразделении, находящемся в Подольске, зарегистрирован легковой автомобиль «Соболь».

У него мощность двигателя также 110 л. с. Транспортные средства находятся в организации полный календарный год.

Установленные ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л.

с.:

  1. по г. Москве – 15 руб/л. с. (ст. 6 Закона г. Москвы от 23.10.02 № 48 «О транспортном налоге»);
  2. по Московской области – 17 руб/л. с. (ст. 1 Закона Московской области от 16.11.02 № 129/2002–ОЗ «О транспортном налоге в Московской области»).

Сумма транспортного налога за 2004 год, которую необходимо уплатить, по местонахождению:

  1. обособленного подразделения – 1870 руб. (17 руб/л. с. х (110 л. с. + 110 л.

    с.).

  2. организации – 3300 руб. (15 руб/л. с. х (110 л. с. + 110 л. с.));

В Московской области налогоплательщик должен уплачивать авансовые платежи по окончании отчетных периодов (ими признаются первый квартал, полугодие, 9 месяцев).

Исчисление авансовых платежей осуществляется с использованием коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа – 467, 50 руб. (1870 руб. х 3 мес. : 12 мес.). С учетом округления налогоплательщик должен уплатить в бюджет 468 руб.

По итогам полугодия к уплате подлежит 467 руб. ((1870 руб. х 6 мес. : 12 мес.) – 468 руб.).

По окончании отчетных периодов налогоплательщик по местонахождению обособленного подразделения представляет расчет авансовых платежей по транспортному налогу (форма его приведена в приложении 1 к Закону Московской области № 129/2002-ОЗ).

Расчет представляется до 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. ________________________ Конец примера 6 Единый налог на вмененный доход Плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, как известно, являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом (п.

1 ст. 346.28 НК РФ). Поэтому если организация или её обособленные подразделения зарегистрированы на территории субъекта РФ, где введен ЕНВД, и ими осуществляется «переводимый» вид деятельности, то она обязана уплачивать ЕНВД. В этом случае по переведенному виду деятельности представляется налоговая декларация, форма которой утверждена МНС России (приказ МНС России от 21.11.03 № БГ-3-22/648). Пример 7 Уточним условие примера 1.

Организация занимается розничной торговлей, причем в Подольске у неё имеется магазин, торговая площадь которого 95 кв метров. Организации, ведущие на территории Московской области розничную торговлю через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв метров, по данному виду деятельности переводятся на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст. 1 Закона Московской области от 27.12.02 № 136/2002-ОЗ

«О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Московской области»

).

Исходя из этого, организация обязана уплачивать ЕНВД за данное обособленное подразделение независимо от того, что она зарегистрирована в другом субъекте РФ, в котором ЕНВД не введен.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+