Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Программы поддержки лизинга 2021

Программы поддержки лизинга 2021

Правила субсидирования лизинга колесной техники в 2021 году вступили в силу


21 мая Новый порядок господдержки лизинга колесной транспортной техники, разработанный Минпромторгом России, вступил в действие с 21 мая. Ранее правила распределения субсидий из федерального бюджета лизингодателям, предоставившим своим клиентам скидки на приобретение автомобильной техники по договорам лизинга, были утверждены постановлением Правительства РФ №649 от 8 мая.

Согласно документу, право на получение субсидий имеют российские лизинговые компании, заключившие в году, предшествующем году предоставления субсидии, не менее 100 договоров лизинга либо имеющие уставный капитал более 500 млн руб. Субсидии таким лизингодателям предоставляются Минпромторгом при условии передачи в лизинг колесной транспортной техники с единовременной скидкой на авансовый платеж лизингополучателя.

Максимальный размер скидки, которая будет компенсирована государством, составляет 12,5% от цены транспортного средства (но не более 625 тыс. руб. на один автомобиль) для сельхозпроизводителей, субъектов малого и среднего бизнеса, а также для покупателей седельных тягачей.

По остальным лизинговым контрактам на колесную технику – в размере 10% от цены автомобиля, но не более 500 тыс. руб. на одну машину. Договор лизинга должен быть заключен на срок не менее года, авансовый платеж не должен превышать 50% от стоимости автомобиля, а само транспортное средство должно быть произведено в 2021 году и на момент передачи в лизинг не находилось в собственности физического лица.

Кроме того, транспортное средство должно быть признано Минпромторгом произведенным на территории РФ или иметь высокий уровень локализации (для легковых автомобилей – не менее 1400 баллов (в соответствии с постановлением Правительства РФ №719 от 17 июля 2015 года), для грузовых автомобилей с массой свыше 12 тонн – не менее 1600 баллов, для остальных типов колесной техники – не менее 1500 баллов.Как ранее сообщал FedLeasing.ru, в начале мая правительство увеличило лимиты бюджетных ассигнований в 2021 году до 6 млрд руб., еще 2,5 млрд руб. будет истрачено на субсидии для передачи автомобилей в операционную аренду. В целом, как рассказал 21 мая на заседании правительства премьер-министр РФ Михаил Мишустин, на поддержку спроса продукции автомобильной промышленности из федерального бюджета в 2021 году будет выделено 25 млрд руб.

«ВТБ Лизинг» начинает работу по программе льготного лизинга Минпромторга — 2021

«ВТБ Лизинг» стал участником государственной программы льготного лизинга колесных транспортных средств, которую Министерство промышленности и торговли РФ возобновило в 2021 году. В настоящий момент льготные условия по приобретению техники действуют в рамках трех целевых подпрограмм: «Стандартная программа», «Свое дело» и «Российский тягач». Скидки между собой и c другими государственными программами не суммируются.Программа господдержки предусматривает субсидирование части авансового платежа по договорам при покупке транспортных средств, которые произведены на территории России в 2021 году.

Скидка на аванс по «Стандартной программе» составляет 10%, но не более 500 тыс. рублей на один предмет лизинга.

При покупке в лизинг по целевым подпрограммам «Свое дело» и «Российский тягач» можно получить скидку в размере 12,5% от стоимости техники, но не более 625 тыс.

рублей на один предмет лизинга.

Срок лизинга по программе составляет от 12 до 60 месяцев.Программа льготного лизинга «Свое дело» ориентирована на представителей малого и среднего бизнеса, которые могут с ее использованием приобрести легкие коммерческие автомобили, грузовую технику и автобусы. «Российский тягач» распространяется на магистральные седельные тягачи российского производства. «Стандартная программа» доступна для другой техники и позволяет клиентам также воспользоваться господдержкой.По итогам 2021 года «ВТБ Лизинг» на 25% увеличил портфель сделок, реализованных с применением механизма государственного субсидирования.

Всего клиентам по программе Минпромторга было передано порядка 4 тыс. единиц техники общей стоимостью 8,5 млрд рублей. 84% сделок пришлось на субъектов малого и среднего предпринимательства.

«Мы ожидаем повышенного интереса потребителей к возобновленной программе субсидирования лизинга и уверены, что эти меры смогут поддержать производство и продажу грузовой и коммерческой техники. Предоставляемые государством льготы доказали свою эффективность как для развития малого и среднего бизнеса, отечественного автопрома, так и для рынка лизинга.

Мы является активным участником госпрограмм с момента их запуска, всегда стараемся предложить клиентам наиболее актуальные, выгодные механизмы и способы по решению их задач в области технической модернизации», — прокомментировал генеральный директор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер.В настоящее время подать заявку на получение транспортного средства в лизинг на льготных условиях юридические лица и индивидуальные предприниматели могут в режиме онлайн на сайте «ВТБ Лизинга» vtb-leasing.ru или по телефону единого контакт-центра компании 8 (800) 551-98-70.

Лизинг с господдержкой

• • • 18.10.2019 20:59 2164 Развитие льготного лизинга обещает новые перспективы имущественно-финансовой поддержки малому и среднему бизнесу.Согласно результатам опросов, проведенных Банком России по итогам прошлого года, доля субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), удовлетворенных работой финансовых организаций, больше всего выросла в сфере лизинга — на 5,9%. Для сравнения: количество лояльных клиентов у страховых компаний увеличилось на 2,5%, у микрофинансовых организаций — на 0,9%, тогда как у банков оно сократилось на 4,3%.Рынок лизинга стабильно растет.

По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в 2017 году он вырос на 40%, в прошлом году — на 20% по сравнению с 2017 годом и превысил отметку 1,3 трлн руб.

По прогнозам агентства, рост на уровне 15% будет зафиксирован по итогам этого года.

Общий лизинговый портфель участников рынка на начало 2021 года оценивался на уровне 3,9 млрд руб.

«Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.»

, — прогнозирует генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. Отсутствие жесткого регуляторного пресса в отношении лизинга позволяет формировать более привлекательную по сравнению с банковским кредитованием кредитную политику, отмечает он.В сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) динамика лизинговых сделок действительно гораздо лучше, чем в кредитовании, отмечает председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «За прошлый год доля лизинговых сделок в сегменте МСП достигла почти половины всего объема рынка лизинга». Сам малый бизнес, по его словам, в опросах по поводу наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как номер один, как более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.Однако у этого финансового инструмента есть еще потенциал для наращивания его использования субъектами МСП, считают в Банке России.

Согласно дорожной карте ЦБ по развитию финансирования субъектов МСП,

«недостаточное использование инструмента лизинга субъектами МСП»

— одна из ключевых проблем, сдерживающих развитие бизнеса. Регулятор, в частности, намерен до конца этого года создать дополнительные меры регулирования и надзора за сектором, которые позволят обеспечить надежность и прозрачность этого вида финансовой поддержки.Повысить доступность и объем использования лизинга стремятся и государственные ведомства. Параллельные программы льготного лизинга для бизнеса реализуют Минэкономразвития и Минпромторг России.Программа для малыхОбъем лизинговой поддержки предпринимателей через Минэкономразвития в период с 2017 года по октябрь текущего года составил 6,04 млрд руб.Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) является оператором лизинговой программы.

Проект реализуется через сеть дочерних региональных лизинговых компаний (РЛК) в четырех субъектах РФ: Татарстане, Башкирии, Республике Саха (Якутия) и Ярославской области. Уставный капитал каждой РЛК — 2 млрд руб. (75% — доля Корпорации, 25% — региональных бюджетов).

Причем РЛК работают без привязки к свое локации — за время действия программы поддержку получили около 200 лизинговых проектов из 54 субъектов РФ.Программа от Минэкономразвития предполагает лизинговое финансирование малого и микробизнеса на приобретение промышленного оборудования и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции по льготным ставкам: 6% годовых — для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Предприниматель должен работать на рынке не менее одного года, иметь хорошую кредитную историю и не иметь долгов по налогам. «За финансированием могут обратиться предприниматели, которые заинтересованы в приобретении оборудования стоимостью от 1 млн до 200 млн руб.

сроком до семи лет», — сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.При этом требования по размеру авансового платежа ниже, чем в коммерческих лизинговых компаниях. Как правило, он составляет 10%, а в случае привлечения поручительства региональной гарантийной организации (РГО действуют во всех субъектах РФ) вообще не требуется. Кроме того, отсутствуют какие-либо комиссии за совершение сделки.

«Для субъектов МСП зачастую не столько критичен размер процентной ставки, сколько размер аванса по лизинговой сделке», — комментирует директор Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова.Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, на текущий квартал наибольшая доля профинансированных лизинговых проектов в портфеле приходится на машиностроение (17,8%), химическую промышленность (16,3%), пищевую промышленность (14,9%), металлургию (12,7%), текстильную промышленность (5,8%), а также сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство (5,6%).

«Для субъектов МСП зачастую не столько критичен размер процентной ставки, сколько размер аванса по лизинговой сделке»

, — комментирует директор Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова.Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, на текущий квартал наибольшая доля профинансированных лизинговых проектов в портфеле приходится на машиностроение (17,8%), химическую промышленность (16,3%), пищевую промышленность (14,9%), металлургию (12,7%), текстильную промышленность (5,8%), а также сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство (5,6%). «По статистике количество отказов — минимальное.

В основном речь идет о случаях, когда потенциальный пользователь программы невнимательно ознакомился с условиями и требованиями», — предупреждают в ведомстве.В перспективе планируется расширение географии льготной лизинговой поддержки, в частности, увеличение доли проектов из регионов Дальнего Востока и Северного Кавказа. Также, в случае докапитализации РЛК в рамках нацпроекта по МСП в 2021–2024 годах станет возможным включение в программу субъектов среднего предпринимательства.

Активно обсуждается возможность расширения перечня финансируемых видов имущества — например, дополнительно к оборудованию, — для предпринимателей, работающих в туристической индустрии, сообщают представители пресс-службы Минэкономразвития.На сегодняшний день в реализации данной программы не участвуют коммерческие компании.

В корпорации объясняют это тем, что РЛК работают в сегменте лизинга оборудования, где частный бизнес на сегодняшний день не очень активен.

РЛК — это структуры с узкой специализацией и компетенцией, которые предлагают предпринимателям возможность заключения сделок с низкими авансами, низкими ставками и длинными сроками.

При этом инвестированные однажды средства в капитал РЛК позволяют гарантированно поддерживать реализацию программы на протяжении многих лет, повторно реинвестируя полученные в составе лизинговых платежей деньги в новые лизинговые проекты, говорят операторы программы.Так, сформированный капитал в размере 8 млрд руб.

и плановая докапитализация действующих РЛК в 2021–2024 годах в сумме 9,3 млрд руб. обеспечат оказание лизинговой поддержки предпринимателям по итогам восьми лет (с 2017-го по 2024-й) в размере не менее 29,8 млрд руб.

«Подобного мультипликативного эффекта можно добиться только через реализацию механизма возвратного государственного финансирования»

, — отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.Кроме того, Минэкономразвития и Корпорация в рамках паспорта нацпроекта по МСП разрабатывают новый механизм субсидирования по договорам лизинга, который может быть запущен уже в следующем году.

К работе в числе прочего привлечены профучастники лизингового сообщества, поскольку планируется привлечь в данную программу рыночные лизинговые компании.

Оценивать потенциал такого взаимодействия пока сложно, говорит Роман:

«Но любая льготная программа — это хорошо, если она будет рабочей»

.Деньги впередВ свою очередь, программа Минпромторга, которая реализуется с мая 2015 года, основана именно на принципе субсидирования льготного лизинга с привлечением частных лизинговых компаний и в целом рассчитана на бизнес разных масштабов. Впрочем, в ее структуре есть отдельные направления, которые подразумевают поддержку и МСП.

Названия подпрограмм говорят сами за себя: «Российский тягач» (лизинг магистральных седельных тягачей «КамАЗ»), «Российский фермер» (поддержка сельхозпроизводителей) и «Свое дело» (помощь МСП). Малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на льготный лизинг по всем трем подпрограммам.Программа предусматривает субсидирование выпадающих доходов лизинговым компаниям (от 10 до 15% цены техники в зависимости от региона передачи), предоставляющим предпринимателям колесную технику, автобусы, строительно-дорожные, коммунальные, лесозаготовительные и снегоболотоходные машины со скидкой 12,5%.С 2017 по 2018 год Минпромторгом были заключены соглашения о предоставлении субсидий почти с 90 лизинговыми компаниями, сообщают в министерстве. Льготные условия финансовой аренды бизнес может получить непосредственно в этих лизинговых компаниях, в том числе «Европлан», «Сбербанк Лизинг», «Росагролизинг», «ВЭБ-Лизинг» и другие (полный список компаний опубликован на официальном сайте ведомства).

Чтобы получить лизинг на льготных условиях, претендент должен выбрать оптимальную модель техники из списка, предусмотренного государственной программой; подать в лизинговую компанию заявление, в котором указано намерение участвовать в программе льготного лизинга; дождаться одобрения сделки и подписать договор. После чего субъект МСП получает выбранное транспортное средство в пользование и оплачивает стоимость предмета лизинга по льготной цене.В прошлом году в рамках программы было реализовано более 2,6 тыс.

единиц техники 73 российских производителей на общую сумму порядка 28 млрд руб. В 2017 году на программу было выделено 13,75 млрд руб., в 2018-м — 6,1 млрд руб., в 2021-м — 4,9 млрд руб. В июле 2018 года программа льготного лизинга была продлена до 2021 года.Как говорит Татьяна Позднякова, за долгую лизинговую практику в случае с программой Минпромторга государство предложило действительно эффективный механизм поддержки внутреннего спроса за счет удобного потребителям механизма лизинга.

Важно, например, что субсидии Минпромторга предлагаются на стадии авансового платежа. Как уточняет Татьяна Позднякова, это предпочтительнее и для субъекта МСП — меньше денег приходится отвлекать из оборота, чтобы заплатить аванс лизинговой компании, и для лизинговой компании (улучшается структура лизинговой сделки).

«Механизм, когда субсидия конечному потребителю предоставляется в момент заключения договора, без необходимости возмещать уже понесенные затраты и без необходимости собирать дополнительные справки гораздо доступней, надежней и эффективней»

, — считает эксперт. В целом, по словам Татьяны Поздняковой, многие программы поддержки, которые разрабатываются на федеральном и региональном уровнях, необходимо оптимизировать — делать их менее запутанными и снижать сопровождающие их высокие издержки. А также повышать информированность бизнеса о возможностях финансовой поддержки, говорит Татьяна Позднякова: «Конечные потребители зачастую не знают о программах для них».Федор КОНОВ Источник: Добавить комментарий Другие новости Банки.ру

Старая программа субсидий возобновлена

Газета «Коммерсантъ» от 23.03.2020, стр.

9 Минпромторг перезапускает программу льготного лизинга спецтехники, в рамках которой субсидируется 10–15% цены. В том числе министерство собирается погасить долг 500 млн руб. перед лизингодателями за 2018 год, который те уже планировали перевыставить клиентам.

Но произойдет это по остаточному принципу: только если после принятия заявок на 2021 год бюджетный лимит 3 млрд руб.

будет выбран не полностью. Минпромторг опубликовал на regulation.gov.ru проект программы льготного лизинга спецтехники, который, по сути, возобновляет ее действие вопреки решениям предыдущего правительства. Предполагалось, что с 2021 года все разрозненные меры поддержки промышленности будут объединены в рамках единой лизинговой субсидии. Механизм распространялся на автотранспорт, спец- и сельхозтехнику, городской электротранспорт и железнодорожный подвижной состав.

Но, , от схемы единого лизинга решено было отказаться в пользу действовавших прежде программ. В 2021 году льготный лизинг спецтехники будет действовать на условиях, на которых программа работала до 2021 года.Бюджет субсидирует 10% цены техники для европейской части РФ и 15% для отдельных регионов. В 2021 году, когда на этой программе тестировали условия единого лизингового механизма, такой размер скидки был максимальным — лизингодатели могли предлагать и меньший ее объем, чтобы продать больше техники на 1 руб.
В 2021 году, когда на этой программе тестировали условия единого лизингового механизма, такой размер скидки был максимальным — лизингодатели могли предлагать и меньший ее объем, чтобы продать больше техники на 1 руб.

субсидии. Предполагалось, что это поможет увеличить рынок лизинга техники в стоимостном выражении.

Кроме перезапуска программы проект предполагает и возмещение старых скидок за 2018 год.

В начале 2021 года Объединенная лизинговая ассоциация оценивала долг бюджета перед лизинговыми компаниями в 1,3 млрд руб.

, в итоге чиновники не возместили около 500 млн руб. скидок за 2018 год. Их предполагалось перевыставить клиентам — в среднем по 400 тыс. руб. на единицу техники (10% стоимости).

В проекте говорится, что скидки за 2018 год будут возмещены в приоритетном порядке.Также на эти долги, в отличие от новых субсидий, не будет распространяться лимит в размере 30% средств бюджета на одного лизингодателя. Сейчас в бюджете на 2021 год на льготный лизинг спецтехники выделено 3 млрд руб.

«ВТБ Лизинг» не участвовал в программе в 2018 году и не претендует на компенсации, но глава компании Дмитрий Ивантер называет это правильным шагом, который дает верный сигнал для всей отрасли. Он отмечает, что скидки зачастую получал малый и средний бизнес.

При условии выделения достаточного бюджета на 2021 год программа, безусловно, будет способствовать росту продаж, которые в отсутствие субсидирования будут снижаться уже со второго квартала, говорит директор департамента региональной сети АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова. Но в Минпромторге уже говорят, что получили ряд замечаний и проект будет корректироваться. В частности, сначала предполагается сформировать реестр получателей субсидии по договорам лизинга, заключенным не ранее 1 ноября 2021 года, передача техники лизингополучателю по которым осуществлена в 2021 году.

Только затем при наличии бюджета будут выплачены долги 2018 года.

Но в дальнейшем формирование долгов по новому механизму исключено, считают в Минпромторге. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что в текущих обстоятельствах возмещение скидок за 2018 год крайне важно, так как перевыставление их клиентам окажет на них серьезное негативное влияние.

В «Росспецмаше» говорят, что субсидии смогут поддержать спрос, который с большой долей вероятности будет сокращаться в условиях кризиса. Ольга Никитина

  1. подписка подписка
  1. подписка подписка

Самое важное в канале Коммерсантъ в

Единый льготный лизинг распадается на отдельные меры поддержки

Газета «Коммерсантъ» от 20.02.2020, стр.

8 Как узнал “Ъ”, Минпромторг фактически откажется от программы единого льготного лизинга, принятой в конце декабря.

Министерство хочет вернуться к разрозненной поддержке отраслей, против которой выступал куратор промышленности в прошлом правительстве Дмитрий Козак.

Как ранее и предполагалось, в отдельную программу будут выделены прямые субсидии производителям газомоторной техники 3,3 млрд руб. Кроме того, 2 млрд и 3 млрд руб.

пойдут на отдельные программы лизинга по колесному транспорту и спецтехнике соответственно. По данным “Ъ”, из периметра единой лизинговой субсидии (ЕЛС) исключаются отрасли, курируемые заместителем главы Минпромторга Александром Морозовым, в частности автопром: их субсидирование пойдет через отдельные инструменты.

Фактически это означает полную отмену ЕЛС, поскольку основная часть субсидий — 79,1% — в ее рамках приходилась на продукцию автопрома и подвижной состав.

Единый льготный лизинг, в рамках которого лизингодателям предлагалось конкурировать за финансирование, продав больше техники на 1 руб.

субсидии, был принят в конце 2021 года. Этот механизм на автотранспорт, спец- и сельхозтехнику, городской электротранспорт и железнодорожный подвижной состав, заменив собой ряд разрозненных мер поддержки. В аппарате идеолога изменений Дмитрия Козака, который ранее курировал промышленность, считали, что прямые субсидии поддерживают чистую прибыль компаний, в то время как субсидирование косвенных инструментов (лизинг, кредиты) воспринималось как более эффективное и обеспечивающее здоровую конкуренцию.

Факт отмены ЕЛС подтверждают в «Альфа-Лизинге», ссылаясь на предварительную информацию от Минпромторга.

Председатель правления, директор по сопровождению бизнеса компании Вероника Новикова отмечает, что планируется возвращение к системе субсидирования на основе узких программ поддержки отдельных сегментов автомобильной отрасли: колесной, спец- и сельхозтехники.

В рамках поправок к бюджету 2021 года на льготный лизинг колесного транспорта предполагается дополнительно выделить 2 млрд руб., спецтехники и оборудования — 3 млрд руб. Ранее в бюджете таких статей не было, поскольку они поглощались единым механизмом.

Вероника Новикова отмечает, что этими двумя программами субсидирование и ограничится. Директор департамента региональной сети «Сбербанк Лизинга» Ольга Кириллова говорит, что программа ЕЛС отложена, обсуждается возможность реализации различных мер поддержки не в рамках единой процедуры.

Поправки к бюджету транслируют решение Минпромторга о разделении ЕЛС на несколько отраслевых программ, считает гендиректор «Газпромбанк Лизинга» Максим Агаджанов.

Он называет это решение логичным, поскольку в каждой отрасли существуют свои особенности.

По его словам, 5 млрд руб.— очень небольшая сумма: по оценке компании, в 2021 году на эти цели потребуется около 8 млрд руб.

с учетом прошедших полутора месяцев без господдержки. Также в поправках к бюджету выделяется 3,3 млрд руб.

на прямые субсидии производителям газомоторной техники (ГМТ).

, что договоренность об исключении этой меры из периметра лизинга достигнута еще в первые дни работы Юрия Борисова на посту промышленного вице-премьера. Гендиректор «ВТБ Лизинга», председатель совета НП «Лизинговый союз» Дмитрий Ивантер говорит, что по плану эта субсидия будет работать на принципах 2021 года, когда скидка зависела от цены приобретаемой ГМТ. Сергей Удалов из «Автостата» полагает, что при решении определенных задач, например развития рынка ГМТ, лучше вести стимулирование спроса отдельными мерами.

В целом программы стимулирования спроса должны постепенно сворачиваться, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала»: они рассчитаны на резкое падение рынка, которого сейчас нет. Сейчас в автопроме, полагает он, есть некоторый баланс спроса и предложения, и господдержка не решает никаких проблем: все зависит от общего состояния экономики.

Сейчас в автопроме, полагает он, есть некоторый баланс спроса и предложения, и господдержка не решает никаких проблем: все зависит от общего состояния экономики. Ольга Никитина

  1. подписка подписка
  1. подписка подписка

Самое важное в канале Коммерсантъ в

Участники рынка до сих пор не понимают, как будет работать «единая лизинговая субсидия» с 2021 года

«Лизинг». Приложение от 03.12.2019, стр.

1 В 2021 году промышленный блок правительства нацелился на повышение эффективности господдержки машиностроения и с 2021 года намерен заменить ряд разрозненных мер субсидирования, в том числе прямого финансирования производителей, на единую лизинговую субсидию. Она должна охватить автотранспорт, специальную и сельхозтехнику, городской электротранспорт и железнодорожный подвижной состав.

Лизингодателям предложили посоревноваться за господдержку, пообещав передать клиентам больше техники за меньшие средства бюджета. К декабрю документ все еще не принят, и, видимо, программа стартует со второго квартала 2021 года.

Но у лизингодателей за полгода обсуждения не уменьшилось число вопросов к ее параметрам.

В основном на рынке видят риски недобросовестной конкуренции и невыполнения планов из-за форс-мажоров, которые не освобождают от штрафов. С 2021 года правительство планировало заменить разрозненную поддержку сегментов машиностроения на единый сразу для нескольких отраслей механизм льготного лизинга, дающего потребителю скидку на авансовый платеж. Сейчас бюджет компенсирует 10% авансового платежа на лизинг автотранспорта (8,9 млрд руб.

в 2021 году) и спецтехники (2,1 млрд руб.), а также напрямую субсидирует покупку газомоторной (2,5 млрд руб.) и сельхозтехники (11 млрд руб., предполагается увеличить до 14,5 млрд руб.), городского электротранспорта (1,5 млрд руб.) и железнодорожного подвижного состава. Спрос в этих отраслях теперь предлагалось поддержать в рамках единого льготного лизинга.

Помимо желания унифицировать господдержку промышленности логика изменений правил заключалась и в том, чтобы отказаться от прямого субсидирования производителей как менее эффективного. В ЛК «Европлан» в этой части отмечают, что в российской промполитике объем поддержки производителей (сторона предложения) всегда оказывается значительно больше объема поддержки покупателей (сторона спроса), хотя именно реализация техники конечному пользователю больше помогает конкуренции и российской экономике. В «Сбербанк Лизинге» подчеркивают, что лизинг превратился в важнейший инструмент приобретения основных средств (для примера: более 70% грузового транспорта приобретается посредством лизинга), а сосредоточение поддержки через единый механизм представляется благом как для конечного потребителя, так и для лизинговой отрасли.

Механизм субсидирования в любом виде в первую очередь интересен лизингополучателям, говорит гендиректор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер, и компания в этом случае выступает как посредник, предоставляющий возможность своим клиентам получить поддержку от государства при приобретении отечественной техники: «Мы всегда говорим о необходимости упрощения мер поддержки»,— подчеркнул он. Но лизингодатели также могут выиграть за счет включения в господдержку через лизинг новых отраслей машиностроения.

Так, включение в единую лизинговую субсидию поддержки приобретения газомоторного транспорта, электрического подвижного состава и сельскохозяйственной техники позволит «Сбербанк Лизингу» нарастить продажи в этих сегментах, считают в компании. Оживление спроса в сегменте газомоторной техники ожидают и в «ВТБ Лизинге». Перспективы для увеличения портфеля сделок за счет нового механизма видят и в «Газпромбанк Лизинге».

Изначально предполагалось, что новая схема господдержки спроса на продукцию машиностроения через единый льготный лизинг будет принята в июле, а осенью начнется отбор заявок. Такие сроки в правительстве объясняли тем, что необходимо заранее предусмотреть бюджетные лимиты и не допускать работы компаний в долг. Но в итоге процесс затянулся: документ до сих пор не принят.

Сейчас старт программы отложен.

Текущая редакция документа подразумевает проведение отбора лизинговых компаний в феврале—марте 2021 года, соответственно, и начало работы программы ожидается во втором квартале, сказали “Ъ” в «Сбербанк Лизинге». Время на согласование еще есть, говорит гендиректор «Газпромбанк Лизинга» Максим Агаджанов: к началу декабря его должны вынести на утверждение в аппарат правительства. Это подтверждает и источник “Ъ” в промблоке кабинета.

Как будет устроена новая система Несмотря на то что документ еще не принят, летом “Ъ” уже стали известны основные параметры единого льготного лизинга. В рамках него существенные суммы должны быть направлены только на автопром (за исключением газомоторной техники: на нее выделено менее 0,01%), спецтехнику и спецоборудование, подвижной состав, городской электротранспорт и оборудование для фармацевтической отрасли, хотя Минпромторг уточнял, что в итоге отраслевые лимиты могут пересматриваться в зависимости от потребности.

Главная особенность нового механизма — необходимость лизингодателей соревноваться между собой за получение бюджетных субсидий по параметру результативности: нужно передать в лизинг как можно больше техники и оборудования в расчете на 1 руб.

субсидии. В проекте для автопрома минимально возможный порог получения субсидии составлял 10 руб. стоимости техники на 1 руб. господдержки.

В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Козака рассказывали “Ъ”, что рассматривался вариант, при котором субсидирование будет отдельно и в приоритетном порядке идти по лизинговому портфелю, по которому производители техники взяли на себя долгосрочные экспортные обязательства по корпоративным программам повышения конкурентоспособности (перечень компаний, подписавших такие соглашения, пока неизвестен).
В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Козака рассказывали “Ъ”, что рассматривался вариант, при котором субсидирование будет отдельно и в приоритетном порядке идти по лизинговому портфелю, по которому производители техники взяли на себя долгосрочные экспортные обязательства по корпоративным программам повышения конкурентоспособности (перечень компаний, подписавших такие соглашения, пока неизвестен).

Деньги лизинговые компании должны были получать не сразу, а только по итогам года в зависимости от фактически проведенных сделок. То есть речь шла о конкурсе на основе прогнозных показателей, чтобы «забронировать» под себя средства. Не выполнив обещанное, лизинговой компании пришлось бы заплатить штраф на разницу в размере ключевой ставки ЦБ.

Что думают на рынке Пройдя конкурсный отбор, лизинговая компания может быть уверена, что получит бюджетные средства на возмещение скидки лизингополучателю, и это большой плюс, полагает Максим Агаджанов. При этом, чтобы заявиться на конкурс, компаниям придется проделать большую работу с клиентами: выявить потребности и объемы, оценить реальность выполнения обязательств как со стороны клиента, так и лизинговой компании, подчеркивает он.

Новый механизм, по его словам, предполагает большую ответственность лизинговой компании перед государством.

В то же время прогнозирование оптимального объема техники и субсидии на будущий год, учитывая возможные изменения спроса в экономике, господин Агаджанов называет и основным проблемным фактором изменений. Штрафные санкции предусмотрены во всех программах поддержки лизинга и сейчас, отмечает Дмитрий Ивантер, говоря, что «ВТБ Лизинг» аккуратно прогнозирует свои возможности и возможности клиентов и партнеров, учитывая риски, которые могут привести к невыполнению заявленных показателей. Хотя «бронирование» объемов субсидий одновременно несет и риски.

Крупная компания может «забронировать» себе большую часть субсидии под будущих клиентов, которых еще у нее нет, а компаниям, которые работают с реальными клиентами, может уже не хватить льгот, говорят в «Европлане» — есть риск, что такое распределение ограничивает конкуренцию по сравнению с действовавшим ранее механизмом, когда лизинговые компании стремились заключить максимально возможный объем сделок по программе на рыночных условиях и получить субсидию из выделенной на год суммы пропорционально своему результату. Первый заместитель гендиректора «Регион Лизинга» Александр Кожевников добавляет, что механизм конкуренции оканчивается на конкурсе по квотам, далее клиентам придется выбирать между ограниченным числом компаний, чтобы получить субсидируемый лизинг.

«По мере того как часть компаний будут выбирать свою квоту, выбор будет сужаться, и за счет этого оставшиеся компании будут под конец года обладать эксклюзивом, а значит, смогут задирать стоимость лизинга. Механизм может стать существенно менее конкурентным»,— считает господин Кожевников.

Рекомендуем прочесть:  До кокого числа платить нал

Скорее всего, авторы механизма полагали, что конкуренция между лизингодателями за бюджет окажет положительное влияние на рынок, приведет к снижению стоимости приобретения колесной техники конечным пользователем — российскими предприятиями, отмечает руководитель управления госрегулирования, комплаенс и авторизации ГК «Альфа-Лизинг» Римма Иващук.

«Со стороны выглядит очень по-рыночному, но по факту пострадают мелкие и средние предприниматели, лизинговые компании, а выиграют мошенники»

,— считает она. По проекту лизингодатель не имеет четкого руководства к действию, то есть отсутствуют критерии, за которые выплачивается субсидия, нет четкого размера предоставляемой скидки и отсутствует требование предоставить клиенту скидку на лизинг, продолжает она.

В то же время лизингодатели обязаны вернуть субсидии полностью, если не выполнят критерий результативности, и оплатить штрафы, если не выполнят план продаж, и

«возврат субсидий потребуется даже при общемировом кризисе и форс-мажоре, то есть государство полностью возложило макроэкономические риски на лизинговую компанию»

. Кроме того, по словам госпожи Иващук, к субсидии предполагается допускать всех подряд (независимо от даты регистрации и опыта в лизинге).

«То есть недобросовестные компании будут дестабилизировать лизинговый рынок большими скидками, а в результате государству возврат субсидий получить не удастся, вместо этого пойдет волна уголовных дел по участникам и разработчикам данной программы»

,— опасается она.

Добропорядочные лизинговые компании будут вынуждены конкурировать с недобросовестными за лизингополучателей, тратя усилия не на развитие рынка лизинга и системную работу, а на приспособление к условиям субсидирования.

В целом эти основные параметры механизма не менялись, в него вносились только незначительные корректировки, говорят собеседники “Ъ”. Также не менялся и общий пул заменяемых им мер господдержки.

В «Европлане» отмечают, что основные изменения, которые претерпел механизм, касаются распределения средств господдержки между лизинговыми компаниями: сумма субсидии теперь распределяется в начале года на основании подаваемых заявок. В Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА, объединяет большинство компаний сектора) “Ъ” сказали, что проект требует доработки и замечания к нему были переданы в правительство.

В Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА, объединяет большинство компаний сектора) “Ъ” сказали, что проект требует доработки и замечания к нему были переданы в правительство. Основным замечанием там называют тот факт, что отбор компаний сейчас ведет к допуску в единый лизинг компаний, взявших на себя наибольшие обязательства по объему приобретаемой для клиентов техники, но претендующих на меньший объем субсидии. Это, считают в ОЛА, может превратить программу в меры индивидуальной поддержки избранных компаний.

В своих обращениях в правительство члены ассоциации говорят о необходимости формирования перечня техники, подпадающей под условия программы (по аналогии с существующими для автолизинга и лизинга спецтехники).

Сколько потратят на единый льготный лизинг Глава министерства Денис Мантуров в конце июня оценивал объем единой субсидии в 33,5 млрд руб. за три года, что существенно меньше объема финансирования всех поглощаемых ей текущих мер поддержки. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что сейчас Минпромторг также заявляет финансирование около 10 млрд руб.

на 2021 год. Впрочем, вливание даже такого объема средств может повлиять на рынок лизинга. Выделяя 10 млрд руб. на субсидирование единой лизинговой программы в 2021 году и еще 10 млрд руб.

на субсидирование кредитования, государство не оставляет варианта не участвовать в программе, полагает Римма Иващук, так как такой объем вливаний перекашивает рынок лизинга, где конкурировать без применения субсидий и наращивать при этом бизнес становится маловероятным.

В «Сбербанк Лизинге» отмечают, что заложенные на следующий год объемы не очень сильно скажутся на бизнесе компании, но «для менее крупных, особенно региональных, игроков снижение уровня поддержки может существенно отразиться на динамике лизингового портфеля». Как прошел эксперимент внедрения нового механизма О том, что будет представлять собой единый льготный лизинг, можно судить по аналогичной схеме, которую с лета текущего года (и только на этот год) запустили для спецтехники.

Спрос в этом сегменте и раньше поддерживался через льготный лизинг: бюджет по договорам лизинга субсидировал фиксированную долю от цены техники — 10% для европейской части РФ и 15% для Дальневосточного, Сибирского ФО, Калининградской области, Крыма и Севастополя. Согласно принятому в конце июня новому механизму, этот размер скидки стал максимальным, то есть лизинговые организации теоретически могли предлагать и меньший ее объем, чтобы нарастить показатель результативности.

Целью изменений называлось увеличение рынка лизинга техники в стоимостном выражении. Корректировки механизма, внесенные в текущем году, позволили лизинговым компаниям установить целевые показатели в части объемов российской техники, планируемых к реализации в течение года, сказали “Ъ” в Минпромторге.

В целом, как и в едином лизинге, здесь также под каждого лизингодателя заранее резервировался бюджет.

В министерстве говорят, что сформированный механизм конкурса позволил отобрать наиболее эффективные лизинговые компании, нацеленные на наращивание портфеля лизинга российской техники. С 2017 года Минпромторгом заключены соглашения о предоставлении субсидии с более чем 95 лизинговыми организациями, говорят там, но получили субсидии в итоге порядка 60 компаний. В 2021 году в отборе приняли участие 49 компаний, с 34 из них заключены соответствующие соглашения, говорят в министерстве.

Некоторые лизинговые компании, вероятно, не стали участвовать в пилоте. Так, в частности, поступил «Регион Лизинг»: Александр Кожевников объясняет решение тем, что риски не просчитываемы. Оценить плюсы от того, что средства для каждой компании были выплачены в соответствии с «бронью», пока невозможно.

В «Европлане» говорят, что лизингодатели предоставили скидки, в полном объеме выполнили свои обязательства, отчитались перед бюджетом, но компенсацию пока не получили.

В Минпромторге подтверждают, что на сегодня осуществили лишь компенсацию не выплаченных за 2018 год субсидий, говоря о том, что уже

«поступают заявления о предоставлении субсидий по договорам лизинга, заключенным в 2021 году»

. В целом детальные итоги реализации механизма в 2021 году возможно будет подвести по итогам года, считают в министерстве. В Минпромторге еще раз подчеркивают, что с 1 января отдельное правительственное постановление №518 по льготному лизингу спецтехники утратит силу, а дальнейшее ее субсидирование будет осуществляться в рамках механизма единой лизинговой субсидии.

По результатам «пилота» по спецтехнике чиновники обещают, что «лучшие практики по результатам применения механизма в 2017–2019 годах будут учтены при формировании механизма, планируемого к запуску в 2021 году». Ольга Никитина

  1. подписка подписка

PDF-версия Самое важное в канале Коммерсантъ в

Субсидии для рынка в 2021 году составят 15 млрд рублей

Газета «Коммерсантъ» от 05.10.2020, стр. 1 Власти номинально увеличивают господдержку спроса на автомобили в 2021 году — в бюджете на нее заложено почти 15 млрд руб.

против 12,5 млрд на этот год. Однако фактически в течение 2021 года благодаря дополнительным решениям правительства на льготные автокредиты и лизинг было выделено 33 млрд руб.

Лизинговые компании надеются, что в 2021 году Белый дом будет действовать аналогично. В противном случае выделенных денег не хватит и на полгода работы программ.

Правительство собирается направить 14,9 млрд руб. в 2021 году на поддержку спроса на продукцию автопрома, следует из законопроекта о бюджете, который сейчас рассматривается в Госдуме. В частности, на льготное автокредитование в 2021 году направят 11,1 млрд руб.

В рамках этой программы покупатель имеет право на скидку на авансовый платеж в размере 10% стоимости автомобиля (для Дальнего Востока — 25%).

Господдержка в 2021 году изначально должна была составить 12,5 млрд руб., в том числе 10,5 млрд руб.— льготный лизинг. При этом из этой суммы 5,5 млрд руб.

приходилось на «долги» перед банками за реализацию программы в предыдущие годы, то есть ее реальный объем был вдвое меньше.

Однако в течение года правительство обычно увеличивает финансирование — так, по итогам 2021 года оно должно составить 22,5 млрд руб.При этом в 2021 году проблема «долгов» будет не такой острой. В ВТБ “Ъ” пояснили, что в 2021 году не планируется субсидирование старых программ автокредитования из-за достижения планового срока погашения кредитов.

В основном, по данным “Ъ”, в рамках программы выдавались трехлетние кредиты. Но сокращение бюджета программы, напоминают в ВТБ, ведет к тому, что она будет действовать менее продолжительный период. Вторая составляющая господдержки — льготный лизинг автомобилей.

На него в бюджете на 2021 год заложено 3,8 млрд руб., тогда как год назад — 2 млрд руб. Но, как и в случае с автокредитованием, в течение 2021 года финансирование льготного лизинга значительно выросло — до 8 млрд руб.

для финансового лизинга, к которым добавились еще 2,5 млрд руб.

новой программы «Доступная аренда» (долгосрочная операционная аренда, ориентированная на парки такси и каршеринга). Снижение субсидирования в 2021 году не позволит удовлетворить интерес клиентов к покупке новых автомобилей, отмечает руководитель отдела контроля и госрегулирования ГК «Альфа-Лизинг» Римма Иващук.Римма Иващук подчеркивает важность программы, так как она влияет одновременно на автопроизводителей, предприятия и частный бизнес, заинтересованных в обновлении автопарков. Гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер выразил надежду, что объемы госпрограмм в 2021 году не снизятся «так драматически»: «Как показал опыт 2021 года, правительство оперативно реагирует на высокий интерес рынка к льготному лизингу и увеличило объем финансирования программ в середине года, когда первоначально выделенные средства были израсходованы».

«Выделение 3,8 млрд бюджетных ассигнований для реализации льготного лизинга в 2021 году — хорошая стартовая сумма, исходя из того что 2021 год начинался с 2 млрд руб.,— говорит гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов.— Мы думаем, что этим поддержка Минпромторга в будущем году не ограничится и дополнительный бюджет будет рассмотрен».

В лизинговой компании «Европлан» обращают внимание, что бюджет на льготный лизинг машин на этот год был исчерпан уже в сентябре.

В 2021 году, если финансирование не будет увеличено, это может произойти еще раньше. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что программы поддержки спроса традиционно ориентированы на бюджетный сегмент, который наиболее подвержен негативному влиянию кризиса.

При этом прогнозировать ситуацию на рынке в начале следующего года сложно. Пока в ценах на машины еще не полностью учтено ослабление рубля: по мере повышения цен потребители будут стараться успеть купить автомобиль, что поддержит спрос на какое-то время, полагает эксперт.

Ольга Никитина

  1. подписка подписка
  1. подписка подписка
  2. подписка подписка

Самое важное в канале Коммерсантъ в

В программе «Доступная аренда» поучаствуют крупнейшие лизинговые компании

Участвовать в программе «Доступная аренда» будут крупнейшие лизинговые компании, рассказали «РГ» в Минпромторге. Фото: iStock Как ожидается, совокупные лизинговые и арендные платежи по автомобилям, закупленным в рамках программы, могут быть снижены до 25%.Правительство России утвердило постановление по программе «Доступная аренда» в июле.

«Организации готовят комплекты документов для финансирования первых сделок»

, — пояснили в Минпромторге. Заинтересованность в участии в программе выразили крупнейшие лизинговые компании. Среди них АО «Сбербанк Лизинг», АО «ВТБ Лизинг», ООО «Балтийский лизинг», ООО «Контрол лизинг», ООО «Альфамобиль», ООО «Мэйджор Лизинг».

Также участие в программе примут компании — профессиональные арендодатели, например, «Соллерс Транспортные Решения», уточнили в министерстве.Программа запущена в рамках постановления правительства России об утверждении правил предоставления субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018 — 2021 годах.

На ее реализацию из бюджета выделено около 2,5 млрд рублей. В 2021 году планируется реализовать до 14 тысяч транспортных средств отечественного производства.

В рамках программы лизинговые компании закупают новые автомобили и предоставляют их в аренду. Арендатор вносит авансовый платеж, часть которого за клиента покрывает государство.Программа может быть востребована, например, каршеринговыми компаниями, малым бизнесом, который в условиях снижения спроса на транспортные услуги вынужден откладывать обновление автопарка. Автомобиль также может взять в аренду индивидуальный предприниматель и физическое лицо.

Как ранее отмечал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, благодаря программе дополнительное развитие получат рынок телематического оборудования, рынок услуг автострахования и помощи на дорогах, а также технологий удаленной диагностики и экспресс- обслуживания автомобилей.По условиям программы, автомобиль предоставляется во временное пользование. Услуги страхования, техобслуживания, оплата парковочных разрешений уже включены в стоимость арендной платы. Взять в аренду можно и легковые автомобили, и легкий коммерческий транспорт, и автобусы, а также грузовые автомобили, при условии, что они произведены в России.

Государство будет субсидировать скидку на авансовый платеж по договору операционного лизинга в размере до 25 % стоимости машины. Максимальная сумма субсидии — 350 тысяч рублей для легковых автомобилей, 500 тысяч — для легкового коммерческого и 900 тысяч рублей — для коммерческого автотранспорта.Как рассказали «РГ» в компании «ВТБ Лизинг», программа вызвала интерес среди клиентов.

«У нас уже есть несколько запросов от крупных корпоративных клиентов, которые готовы оформлять сделки в рамках программы. В частности, речь идет о профессиональных арендодателях и каршеринговых компаниях

«, — отметил начальник управления развития бизнеса автолизинга «

ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов. Компания готова перейти к реализации сделок, как только будут решены некоторые технические вопросы, добавил он.Интерес к программе проявляют клиенты, которые прежде никогда не испытывали на себе поддержку федеральных властей в части лизинга.

В частности, речь идет о физических лицах и каршеринговых компаниях, заметил Михайлов. Наибольшей популярностью, по его мнению, будет пользоваться та часть программы, которая нацелена на арендные и каршеринговые компании, так как в этом сегменте клиенты сразу смогли оценить все преимущества программы.Для предоставления автомобилей в аренду физическим лицам, не являющимся плательщиками НДС, лизинговым компаниям потребуется сформировать новые для себя продукты.

Также нужна будет серьезная информационная кампания среди граждан, чтобы объяснить им преимущества нового подхода к владению и пользованию автомобилем, заметил Михайлов.Как пояснил оператор «горячей линии» компании «Мэйджор Лизинг», для физических лиц в компании действует условие не использовать автомобиль в коммерческих целях. Скидка по авансовому платежу в среднем составит 10%. Аванс при этом должен быть не менее 20% стоимости автомобиля.

Если же автомобиль желает взять в аренду индивидуальный предприниматель, то он должен быть зарегистрирован в таком статусе не менее года и при этом иметь финансовые обороты.По мнению президента Московского транспортного союза Юрия Свешникова, сейчас на рынке уже существует достаточно много предложений по аренде автомобилей, взять автомобиль в аренду для коммерческого использования несложно.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+