Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Правоспособность субъектов предпринимательской деятельности

Правоспособность субъектов предпринимательской деятельности

Хозяйственная самостоятельность субъекта предпринимательской деятельности. Правосубъектность. Общая и специальная правоспособность


Хозяйственная самостоятельность означает возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности. Объем этой самостоятельности также связан с формой собственности, на базе которой действует хозяйствующий субъект.

Корпоративные предприятия обладают большей хозяйственной самостоятельностью, а самостоятельность государственных и муниципальных предприятий ограничена.

Но и они имеют возможность самостоятельного принятия некоторых хозяйственных решений.

Предпринимательский риск является неотъемлемым элементом понятия предпринимательства.

При плохих результатах предпринимательской деятельности осуществляющий ее субъект рискует разориться. Риск является логическим продолжением самостоятельности предпринимателя. Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е.

способностью быть субъектом права. Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента: правоспособность — способность иметь субъективные права и юридические обязанности; дееспособность — способность реализовать права и обязанности своими действиями; деликтоспособность — способность нести юридическую ответственность за свои действия. Правосубъектность является важнейшим и неотъемлемым свойством личности в правовом государстве.

Значение правосубъектности как не только правовой, но и политической категории подчеркивается в важнейших актах международного права: статья Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) закрепляет, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; аналогичное положение содержит и статья 6 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).
Значение правосубъектности как не только правовой, но и политической категории подчеркивается в важнейших актах международного права: статья Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) закрепляет, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности; аналогичное положение содержит и статья 6 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).

Правосубъектность — важная категория, которая позволяет понять, что необходимо для возникновения предпринимательского правоотношения.

Правосубъектность по сути представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями.

Под правосубъектностью в предпринимательском праве понимается социально-правовая возможность субъекта быть участником предпринимательских правоотношений.

Правоспособность, как мы уже отмечали, представляет собой элемент правового статуса субъекта, заключающийся в общей способности иметь предусмотренные законом права и обязанности, быть носителем прав и обязанностей. С точки зрения общей теории права различается три вида правоспособности: общая (способность, по сути дела абстрактная, быть субъектом права вообще); отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей отрасли права) и специальная (способность быть субъектом определенной группы прав в рамках конкретной отрасли права). Общей правоспособностью обладают, например, физические лица.

Правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Объем его правоспособности не зависит от пола, возраста, социальной принадлежности, имущественного положения и других обстоятельств.

Правоспособность нельзя ограничить, «делегировать» (передать другому лицу); правоспособности невозможно лишиться, в том числе в случае совершения противоправного деяния. Отметим, что правоспособность, отраслевая для общей теории права, будет являться общей для соответствующей отрасли права.

Так, в предпринимательском праве принято различать общую и специальную правоспособность.

Субъект, обладающий общей предпринимательской правоспособностью, вправе заниматься любой хозяйственной деятельностью, осуществлять предпринимательство в любой сфере, иметь любые права и нести любые обязанности в области осуществления коммерческой деятельности. Так, общей правоспособностью, по общему правилу, обладают юридические лица.

Часть 1 ст. 49 ГК РФ закрепляет, что коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Специальная правоспособность означает, что субъект может иметь не любые права, а только те, которые соответствуют предмету его деятельности. Специальной правоспособностью обладают, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Способом ограничения общей правоспособности является практика лицензирования отдельных видов деятельности. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный ъ ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Особым видом специальной правоспособности является так называемая исключительная правоспособность.

Исключительная правоспособность означает, что субъект вправе осуществлять строго определенный вид деятельности; другими видами деятельности он заниматься не вправе. Исключительной следует считать, например, правоспособность банков, которые в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Исключительной следует считать, например, правоспособность банков, которые в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Исключительная правоспособность присуща также страховым организациям, акционерным инвестиционным фондам, центральным компаниям финансово-промышленных групп и некоторым другим субъектам предпринимательского права.

Вопрос 62- Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, как субъект предпринимательской деятельности Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе. Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ.

Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 1.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.3.

Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.4. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.5.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.7. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.8.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.8. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса.

Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего. Вопрос 63 Понятие, значение, условия и цели осуществления валютного регулирования, осуществляемого государством.

Валютное законодательство и полномочия регулирующих органов Несмотря на использование термина «валютное регулирование» в наименовании и тексте Федерального закона № 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального определения этого понятия. В литературе высказаны различные точки зрения относительно его содержания, но единой их чертой можно считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования. В связи с этим валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:* создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля; -* установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;* обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;* регламентации международных расчетов;* поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;* обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

уровни валютного регулирования в зависимости от его территориальной направленности: 1) межгосударственный. Валютное регулирование на данном уровне проводится в целях формирования структурной основы, способствующей обмену товарами и услугами и движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост. В целях непрерывного совершенствования упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, государства сотрудничают между собой и с международными организациями (МВФ и др.) для обеспечения упорядоченности валютных режимов и содействия стабильности системы обменных курсов.

Это сотрудничество может происходить путем координации валютной политики государств и общеэкономической интеграции, принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций, а также согласования валютной политики отдельных государств в отношении третьих стран. Представляется справедливым мнение, что в настоящее время происходит универсализация правового режима в международной валютной системе и международное право в этой сфере приобретает примат над правом внутригосударст¬венным3.2) внутригосударственный (национальный).

По своей природе внутригосударственное валютное регулирование направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними валютными по токами, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государства и устойчивости национальной валюты. Органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство РФ. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Валютное законодательство- 1)Конституция Российской Федерации, Конституция и Уставы субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 содержит лишь две нормы, касающиеся валютно-правовой сферы.

Прежде всего, это положение о том, что валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «ж» ст.71). Это означает, что в ведении компетентных федеральных органов находится как установление порядка совершения валютных операций, так и формирование систем валютного регулирования и контроля.

2) Международные договоры и соглашения Российской Федерации 3) Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет общие условия совершения сделок, распространяющиеся и на сделки, осложненные валютным элементом, предусматривая специальный режим их осуществления только при совершении сделок купли-продажи (п.2 ст.454, п.4 ст.498), займа (п.2 ст.807) и хранения (п.1 ст.921, п.1,2 ст.925); Д) Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ, который: — определяет понятие внешнего долга (ст.6);- устанавливает возможность пополнения государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней исключительно за счет средств федерального бюджета (ст.84);- определяет понятия государственных внешних заимствований Российской Федерации и ее субъектов;- запрещает осуществлять муниципальные заимствования в иностранной валюте;- определяет в качестве внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета кредиты и займы в иностранной валюте;- регламентирует порядок: осуществления государственных внешних заимствований; установления предельных объемов государственного внешнего долга и государственных внешних заимствований; предоставления государственных валютных гарантий Российской Федерации и государственных кредитов;- устанавливает пределы парламентского контроля за осуществлением государственных внешних заимствований;- определяет полномочия Минфина России по ведению Государственной долговой книги Российской Федерации; Е) Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ.
2) Международные договоры и соглашения Российской Федерации 3) Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет общие условия совершения сделок, распространяющиеся и на сделки, осложненные валютным элементом, предусматривая специальный режим их осуществления только при совершении сделок купли-продажи (п.2 ст.454, п.4 ст.498), займа (п.2 ст.807) и хранения (п.1 ст.921, п.1,2 ст.925); Д) Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ, который: — определяет понятие внешнего долга (ст.6);- устанавливает возможность пополнения государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней исключительно за счет средств федерального бюджета (ст.84);- определяет понятия государственных внешних заимствований Российской Федерации и ее субъектов;- запрещает осуществлять муниципальные заимствования в иностранной валюте;- определяет в качестве внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета кредиты и займы в иностранной валюте;- регламентирует порядок: осуществления государственных внешних заимствований; установления предельных объемов государственного внешнего долга и государственных внешних заимствований; предоставления государственных валютных гарантий Российской Федерации и государственных кредитов;- устанавливает пределы парламентского контроля за осуществлением государственных внешних заимствований;- определяет полномочия Минфина России по ведению Государственной долговой книги Российской Федерации; Е) Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №146-ФЗ. Ж) Кодекс торгового мореплавания РФ Собрание Законодательства РФ.1999.

№18. Ст.2207. от 30.04.99 №81-ФЗ, который определяет пределы ответственности сторон правоотношений по морской перевозке и порядок взыскания денежных сумм исходя из расчетной единицы, в качестве которой принята единица специального права заимствования, как она определена МВФ (ст.11). 4) Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации.

5)Указы Президента Российской Федерации. 6)Постановления Правительства РФ

3.1.

Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права

  Предпринимательское правоСмагина И А Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов предпринимательского права1.

Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и Основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности.

Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.2.

Наличие хозяйственной компетенции, т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии.Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах.

Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.).

Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Обособленное имущество учитывается субъектов на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.4.

Самостоятельная имущественная ответственность – означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.Виды субъектов российского предпринимательского права:1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;2) индивидуальные предприниматели;3) юридические лица;4) хозяйственные объединения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Читать книгу целиком Поделитесь на страничке Из книги автора 5.

Источники банковского права: понятие, виды Вопрос об источниках банковского права непосредственно связан с проблемой норм банковского права, поскольку нормы банковского права не могут быть оторваны от форм своего выражения.Источник права– это форма выражения Из книги автора 8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) Из книги автора Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права 1.1.

Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических Из книги автора 1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере Из книги автора 1.3. Принципы российского предпринимательского права Принципы российского предпринимательского права – основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право.

Выделяют ряд принципов предпринимательского права.1.

Принцип свободы предпринимательской Из книги автора Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения 2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном.

Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном.

Под Из книги автора 2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном.

Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности Из книги автора 2.2.

Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.1. Конституция Из книги автора 2.3.

Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо Из книги автора Тема 3. Субъекты предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов Из книги автора Тема 5. Порядок и способы создания субъектов предпринимательского права 5.1.

Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия Из книги автора 5.1. Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта Из книги автора 5.2. Этапы создания субъектов предпринимательского права В процессе создания коммерческой организации выделяют несколько этапов.1.

Определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. Законодательство устанавливает различные требования к Из книги автора Тема 1.

Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права I.Тесты.

Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Российское предпринимательское право является:А.

Базовой отраслью праваБ. Комплексной отраслью праваВ. Специальной отраслью Из книги автора Тема 2.

Источники предпринимательского права.

Предпринимательские правоотношения I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Источником российского предпринимательского права не является:А.

Обычай делового оборотаБ. Международный договор РФВ.

Из книги автора Тема 3. Субъекты предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Подразделение коммерческой организации получает наибольшую самостоятельность в хозяйственном обороте, если оно образовано как:А. Представительство Б. Филиал

§ 3.

Правоспособность (компетенция) субъектов предпринимательского права

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпри­нимательская правоспособность) означает способность иметь права и обя­занности по осуществлению и регулированию (организации) предприни­мательской деятельности. Предпринимательская правоспособность — не­отъемлемый элемент понятия субъекта предпринимательского права.

Она дает возможность вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях. В условиях плановой экономики совокупность прав и обязаннос­тей субъектов хозяйственного права характеризовалась понятием компе­тенции. Это понятие используется и в настоящее время применительно к субъектам, осуществляющим регулирование (организацию) хозяйствен­ной деятельности, а также к внутрихозяйственным субъектам.

Что же ка­сается субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную де­ятельность (индивидуальных и коллективных предпринимателей), то для их правовой характеристики в настоящее время большей частью исполь­зуется понятие правоспособности. Это связано с тем, что частноправо­вые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, вклю­чены в гражданское законодательство, где применяется именно понятие правоспособности.

С точки зрения объема правомочий различается общая и специаль­ная правоспособность.

Общая правоспособность дает возможность вес­ти любую хозяйственную деятельность, приобретать любые предприни­мательские права и принимать на себя любые обязанности. Специальная правоспособность дает возможность иметь не любые права, а лишь такие, которые соответствуют предмету деятельности субъекта предпринима­тельского права.

Характерной тенденцией развития правоспособности хозяйствующих субъектов в нашей стране, равно как и за рубежом, является постепенный переход от специальной к общей правоспособности. В условиях плановой экономики правоспособность государственных предприятий была весь­ма ограничена, первоначально они имели лишь те права, которые пря­мо предусматривались в законодательстве.

В ходе осуществления эконо­мической реформы в 60-е гг.

прошлого столетия права государственных предприятий были расширены, стал применяться другой способ опреде­ления этих прав — метод исключения. При его использовании предпри­ятия могли решать все вопросы своей хозяйственной деятельности, за ис­ключением тех, которые относятся к компетенции органов хозяйствен­ного руководства. В конце 80-х — начале 90-х гг.

XX в. был провозглашен принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Однако этот принцип на первых порах сочетался со специальным характером правоспособности предприятий.

Так, в ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» указывалось, что предприятия могут вести любую не запрещенную законом деятельность, соответствующую предмету их деятельности.

Между тем переход к рыночной экономике требовал более широко­го определения правомочий предприятий. Особенно это относилось к основному виду предприятий — акционерным обществам, которые ста­ли широко создаваться в тот период.

Первоначально были предприняты попытки расширить правомочия предприятий правительственными пос­тановлениями и президентскими указами. В Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановле­нием Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г.

№ 601′, указывалось, что ак­ционерное общество действует в соответствии с предметом деятельности, определяемым в его уставе, но может совершать также сделки, выходящие за пределы уставной правоспособности. Таким образом, по существу, была предусмотрена общая правоспособность акционерных обществ.

В более широком плане этот вопрос определялся Положением о по­рядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482[55]. В этом положении предусматривалось, что в уставах предпри­ятий не должен обязательно определяться предмет деятельности, за ис­ключением государственных и муниципальных предприятий.

Тем самым для предприятий (кроме государственных и муниципальных) была уста­новлена общая правоспособность.

Однако и Положение об акционерных обществах, и Положение о го­сударственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в этой части противоречили Закону РСФСР

«О предприятиях и предпри­нимательской деятельности»

, согласно которому, как отмечено выше, все предприятия в то время обладали специальной правоспособностью.

Данный вопрос был решен надлежащим образом лишь с принятием ч. 1 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организа­ции, за исключением государственных и муниципальных предприятий, могут вести любые виды деятельности, не запрещенные законом.

В свя­зи с этим коммерческие организации, кроме государственных и муници­пальных предприятий, не должны обязательно указывать в учредительных документах предмет и цели своей деятельности (ст.

52 ГК РФ).Таким образом, коммерческие организации, за исключением государ­ственных и муниципальных предприятий, обладают в настоящее время об­щей правоспособностью.

Однако из этого правила имеются исключения, предусмотренные законодательством. Так, согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г.

№ 17-ФЗ)[56] банки обладают спе­циальной правоспособностью и не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст.

5 закона). Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»[57] спе­циальную правоспособность имеют акционерные инвестиционные фонды. В уставе такого фонда должна содержаться инвестиционная декларация, в которой перечисляются виды инвестиционной деятельности, осуществля­емой данным фондом.

Специальной правоспособностью обладают также страховые организации, центральные компании финансово-промышлен­ных групп и некоторые другие коммерческие организации. Особой разновидностью специальной правоспособности является ис­ключительная правоспособность. Она дает возможность осуществлять лишь один вид деятельности, не совмещая его с другими видами.

Например, со­гласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке цен­ных бумаг»[58] специализированный реестродержатель может осуществлять только деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бу­маг, не совмещая ее с другими видами деятельности (ст. 10 закона). Правоспособность индивидуальных предпринимателей определена в законодательстве недостаточно четко.

В ст. 18 ГК РФ в общем плане го­ворится о праве граждан вести предпринимательскую деятельность.

Со­гласно Закону РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1

«О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятель- 4 ностью, и порядке их регистрации»

в свидетельстве о регистрации, вы­даваемом индивидуальному предпринимателю, должны были указывать­ся виды деятельности, которые он может осуществлять.

В действующих правилах регистрации это не предусмотрено, что дает основания рассмат­ривать правоспособность индивидуальных предпринимателей как общую (см. § 6 настоящей главы учебника). Правоспособность субъектов предпринимательского права ограничи­вается в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.

Введе­ние лицензирования определенного вида деятельности означает приме­нение в отношении предприятий, ведущих такую деятельность, режима, близкого к специальной правоспособности. Однако это обстоятельство не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта, воп­рос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом.

При ве­дении без лицензии деятельности, подлежащей лицензированию, пред­приятие может быть ликвидировано в принудительном порядке по реше­нию суда (ст. 61 ГК РФ). Хозяйственная компетенция субъектов, осуществляющих регулиро­вание (организацию) предпринимательской деятельности, как правило, является специальной. Это относится прежде всего к государственным и муниципальным органам, осуществляющим регулирование хозяйствен­ной деятельности.

Специальный характер их компетенции дает возмож­ность обеспечить защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного (муниципального) регулирования эко­номики. Полномочия федеральных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование (организацию) хозяйственной деятель­ности, в общих чертах определяются Указом Президента РФ от 9 мар­та 2004 г. № 314

«О системе и структуре федеральных органов исполни­тельной власти»

[59].

Согласно этому указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство осуществляет государственную политику, нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятель­ности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств, имеет право отменять их решения, проти­воречащие федеральному законодательству.

Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности, издает индивидуальные правовые акты, но не впра­ве осуществлять нормативно-правовое регулирование. Федеральное агентство осуществляет функции по оказанию государ­ственных услуг, по управлению государственным имуществом, издает ин­дивидуальные правовые акты.

Агентство не вправе осуществлять норматив­но-правовое регулирование, а также функции по контролю и надзору.Более конкретно задачи данных государственных органов, осущест­вляющих регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, оп­ределяются в положениях об этих органах, утверждаемых Правительством РФ, а иногда — Президентом РФ. При этом в некоторых случаях полно­мочия государственных органов существенно уточняются, например, от­дельным федеральным службам предоставлено право издавать норматив­ные правовые акты (см.

гл. 2 настоящего учебника). Компетенция подразделений предприятий и иных хозяйствующих субъектов является ограниченной.

Они обладают внутрихозяйственной компетенцией, позволяющей им участвовать в отношениях, складываю­щихся внутри предприятия между ними, а также между подразделения­ми и предприятием в целом. Внутрихозяйственная компетенция опреде­ляется локальными нормативными актами, издаваемыми самими пред­приятиями. В законодательстве по-разному регулируются полномочия внутренних и обособленных подразделений.

Последние могут участвовать не только в отношениях с подразделениями и предприятием в целом, но и с другими организациями.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+