Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Правила прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя автобуса

Правила прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя автобуса

Правила прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя автобуса

Предрейсовый медицинский осмотр — необходимость или формальность?


Михаил МоржанаевВедущий юрист компании onlinegibdd.ru Дата обновления 07 августа 2021 6984 10 Чтобы обезопасить всех участников движения, закон устанавливает строгие требования к состоянию водителя: можно управлять транспортным средством только в том случае, если он трезв, здоров и бодр. Ответственность за это несет и работодатель. Он обязан организовать проверку самочувствия своих работников.

Процедуру устанавливает Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «». В этой статье расскажем:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .

Предрейсовый медицинский осмотр — это проверка здоровья и самочувствия водителя перед выходом в рейс. Главная цель — убедиться, что он нормально себя чувствует и его состояние не угрожает безопасности дорожного движения.

Причем осмотр может проходить несколько раз. Если за день водитель выходит в разные рейсы, ему нужно проверяться каждый раз.

Кроме предрейсового медосмотра есть еще предсменный. Он проходит один раз — до смены.

Такая обязанность есть у каждого водителя, независимо от того, куда он выехал и каким автомобилем управляет. Если за рулем будет предприниматель, он тоже обязан провериться.

Эти правила устанавливает Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «». Лечебное учреждение (больница, частный медцентр) или медработник со специальной лицензией. Некоторые компании получают лицензию и сами организовывают осмотры. Чтобы получить лицензию, надо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника — врача или медработника со средним образованием, который прошел программу подготовки.
Чтобы получить лицензию, надо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника — врача или медработника со средним образованием, который прошел программу подготовки. Получить лицензию непросто, поэтому обычно компании обращаются за помощью в фирмы, которые помогают собрать документы и получить разрешение.

Зато лицензия дает право оказывать услуги другим компаниям и действует бессрочно.

Если нанимать врача и оформлять лицензию не хочется, компания обращается в стороннее учреждение. Небольшие фирмы обычно делают именно так.

На медосмотре проверяют:

  • Трезвость. Наличие промилле проверяют алкотестером.
  • Самочувствие водителя. Врач измеряет основные показатели: давление, пульс, температуру. Если пульс и давление не в норме, эти показатели могут измерить повторно через 20 минут.

Если у водителя есть какие-то жалобы, не в норме основные показатели или обострилось заболевание, в этот день его отстраняют от работы.

Медработник выписывает направление на дополнительное обследование в больницу. Если алкотестер обнаружил промилле, или есть подозрение, что водитель принимал наркотики, медработник запрещает выход на работу. По закону осмотр входит в рабочие часы.

Если работник проходит его в свободное время, ему оплачиваются сверхурочные. За само обследование тоже платит работодатель.

После проверки медицинский работник заполняет журнал предрейсового медосмотра и ставит в путевом листе отметку, подтверждающую, что водитель допущен к управлению автомобилем.

На штампе обязательно указывают время осмотра, чтобы не было сомнений, что он актуален. Руководитель компании отвечает за журнал: следит за регулярностью записей и соблюдением формы. В журнале заполняют:

  1. подписи медработника и водителя.
  2. личные данные водителя и сведения о его здоровье;
  3. время проведения осмотра;
  4. медицинское заключение;

.

Путевой лист с отметкой о допуске водителю выдают перед каждым рейсом. Обычно это происходит каждый день, либо несколько раз в день.

Но есть исключения: например, длительные командировки.

По закону путевой лист может быть оформлен и на срок, не превышающий месяца.

Если командировка длится, скажем, 20 дней, водителю выдают путевой лист, в котором отмечены все точки его маршрута. Тогда он должен пройти медосмотр только один раз — перед выездом. Результаты будут действительны в течение всего срока командировки.

Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые в рабочее время перевозят пассажиров или опасные грузы. Требования к ним более строгие: их проверяют после каждой смены и рейса.

Процедура у послерейсовых медосмотров такая же, как у предрейсовых. У этих осмотров две цели:

  • Проконтролировать здоровье сотрудника. Регулярные осмотры помогают вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
  • Выявить сотрудников, которые употребляют на работе алкоголь или психоактивные вещества.

Для остальных водителей осмотры только рекомендованы.

Например, рекомендуется осматривать после рейса людей группы риска: пожилых, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.

Медосмотр отнимает рабочее время: водитель должен доехать до места осмотра, пройти освидетельствование, получить допуск и только потом может выехать в рейс.

Если рейсов несколько, и они начинаются в разных точках города, водитель вынужден каждый раз возвращаться в медцентр, с которым сотрудничает компания. Поэтому некоторые предприниматели организовывают дистанционные осмотры.

Дистанционные осмотры проводятся на точках, где установлена специальная аппаратура: терминал для измерения параметров тела, камера, алкотестер. Процедура осмотра такая:

  • Водитель заполняет свои данные в специальной компьютерной системе.
  • Встроенный алкотестер проверяет наличие алкоголя в крови.
  • Терминал, который установлен на точке дистанционного осмотра, измеряет давление, температуру и пульс водителя.

Все это время за осмотром через веб-камеру наблюдает лицензированный медработник. Он следит, чтобы водитель ничего не нарушил при осмотре.

Если все в порядке, медработник выдает заключение и допускает водителя в рейс. Свое решение он подтверждает электронной подписью.

В России есть компании, которые продают оборудование для дистанционных осмотров. Гипотетически, предприниматель может установить несколько аппаратов в нужных точках города и сэкономить время водителей. Но законность этого способа до сих пор под вопросом.

Сторонники того, что дистанционные осмотры законны, опираются на Федеральный закон N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

. Статья 36.2 разрешает оказывать медпомощь с применением телемедицинских технологий.

Обычно компании, которые продают оборудование или организовывают дистанционные осмотры, убеждают клиентов в том, что все абсолютно легально. Но судебные решения и ответы контролирующих органов указывают на то, что органы власти РФ не считают дистанционные медосмотры законными. К примеру, Арбитражный суд Сахалинской области .

К примеру, Арбитражный суд Сахалинской области .

Суд пришел к выводу, что в нормативных актах нет прямых указаний на то, что телемедицина может применяться при проведении предрейсовых медосмотров. А это разъяснение относительно законности дистанционных осмотров на сайте прокуратуры Республики Крым. Росздравнадзор считает, что дистанционные медосмотры создают угрозу безопасности движения.

В законах нет ни прямого запрета на оказание телемедицинских услуг при проведении предрейсового медосмотра, ни разрешения на дистанционные осмотры. Но практика показывает, что суд практически всегда признает, что дистанционный осмотр — это нарушение. Дело может не дойти до наказания.

Сотрудники, которые проверяют водителей, иногда входят в положение и закрывают глаза на то, что медосмотр был проведен дистанционно. Но по закону у проверяющих есть все основания оштрафовать водителя и предпринимателя на крупную сумму. Поэтому допуск водителя в рейс без личного медицинского освидетельствования — серьезный риск.

Штрафы за отсутствие медосмотра устанавливает статья 12.31.1. КоАП РФ: Для водителей: 3 000 рублей Для должностных лиц: 5 000 рублей Для юридических лиц: 30 000 рублей Штрафы за нарушение установленного порядка медицинских осмотров прописаны в статье 11.32 КоАП РФ: Для водителей: 1 000 — 1 500 рублей Для должностных лиц: 2 000 — 3 000 рублей Для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей Если компания не провела осмотр или нарушила порядок его проведения, а водитель попал в ДТП с тяжкими последствиями, может дойти до уголовного преследования.

Это расценивается, как нарушение требований охраны труда (Уголовный кодекс РФ, Статья 143). Руководителю и лицу, которое отвечает за проведение осмотров, в этом случае могут назначить: Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18-ти месяцев.

Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов. Исправительные работы на срок до 2-х лет.

Принудительные работы до 1 года или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Взыскать штраф с работника за непрохождение им медосмотра нельзя — такое решение принял Свердловский областной суд 27.11.2019 по .

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?

Можно. В течение 20 дней со дня вручения постановления действует скидка 50%. Проверить наличие штрафа можно по госномеру автомобиля или по постановлению.

Отследить штрафы бывает непросто: они могут быть выписаны как на организацию, так и на водителя. Чтобы не проверять данные вручную, подключите сервис по контролю за штрафами юридических лиц . Все штрафы организации сервис соберет в личном кабинете.

Вы сможете оплатить их в один клик и в любой момент посмотреть историю платежей.

А если штраф наложен на водителя, программа пришлет ему СМС со ссылкой на онлайн-оплату.

Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве.

Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону. Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Электронная почта Подписаться Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в (№196-ФЗ от 10.12.1995).

Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.
Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда.

Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда.

А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.

К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии.

Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года.

Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения.

При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления. В целом, организация предрейсовых медосмотров — задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность.

И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия — поручить проведение подобных мероприятий независимой , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г.

№ 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп

«Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»

.

Тут же ставится подпись медицинского работника.Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  • Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.
  • Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  • Для граждан – от 1000 до 1500 руб.

Приложение. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

Приложениек Министерстваздравоохранения РФот 15 декабря 2014 г.

N 835н Порядокпроведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров 1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Российской Федерации, другими и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами .

Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами .

4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения .

5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения . 6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов 7.

Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя 8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя ) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным). 9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя .

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме: 1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса; 2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь. При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40

«Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ»

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут). 12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о: 1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков); 2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь. 14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике: 1) дата и время проведения медицинского осмотра; 2) фамилия, имя, отчество работника; 3) пол работника; 4) дата рождения работника; 5) результаты исследований, указанных в настоящего Порядка; 6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с настоящего Порядка; 7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи; 8) подпись работника. 15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы.

В случае ведения Журналов в электронном виде внесённые в них сведения заверяются усиленной .

16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп

«прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»

и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. По-видимому, в тексте пункта 16 допущена опечатка.

Имеется в виду , а не подпункт 1 пункта 12 настоящего Порядка 17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. По-видимому, в тексте пункта 17 допущена опечатка.

Имеется в виду , а не подпункт 1 пункта 12 настоящего Порядка 18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя). 19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.

В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи. Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок.

_____________________________ *(1) Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст.

6986) (далее — TK РФ), Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.

4873; 2013, N 52, ст. 7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.

N 196-ФЗ). *(2) Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ. *(3) Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

N 323-ФЗ

«Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.

6724; 2013, N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон).

*(4) Федерального закона. *(5) Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ. *(6) Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 196-ФЗ, TK РФ. *(7) Федерального закона. *(8) Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 196-ФЗ. *(9) Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.

2036; 2013, N 27, ст. 3463). <> Содержание

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Из этой статьи вы узнаете, кто и в каком порядке проводит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей. Также сможете скачать образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра Образец журнала послерейсового медицинского осмотра Рекомендации по проведению предрейсовых медосмотров

Необходимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей прописана в ч.

5 ст. 23 ФЗ №196. Очередные коррективы и дополнения к этому закону вступили в силу с 30.12.2018 г. Цель медосмотров: предрейсовых – не позволить лицам, которые не в состоянии безопасно управлять транспортными средствами, садиться за руль.

Это делается для:

  1. защиты окружающей среды от попадания в нее опасных веществ, которые перевозит автомобиль.
  2. сохранности автомобиля, груза;
  3. сохранения жизни и здоровья водителя, пассажиров, окружающих людей;
  4. обеспечения безопасности дорожного движения;

послерейсовых – выявить случаи воздействия на трудящихся ОПФ и производственных вредностей, проконтролировать поведение водителей после того, как их путевые листы заполнены. Все эти медосмотры обязательны даже в тот день, когда работник прошел ежегодную медкомиссию. Содержание Различия в проведении предрейсового медицинского осмотра и послерейсового медицинского осмотра состоят в следующем.

Предрейсовые медосмотры обязательны для каждого из водителей компании. Исключение – водители, которых в рейс экстренно вызывают аварийные службы.

Время вызова неизвестно заранее, а когда он поступает, на счету каждая секунда.

Поэтому ст. 23 ФЗ №196-ФЗ разрешает им сразу отправиться спасать жизни и имущество. Послерейсовые медосмотры проходят только водители, задействованные в пассажироперевозках либо транспортировке опасных грузов.

Предрейсовый медицинский осмотр, как и послерейсовый медицинский осмотр, проводятся регулярно. Необходимость медосмотра определяется видом выполняемой работы. Поэтому если индивидуальный предприниматель сам сядет за руль, ему придется проходить соответствующие медосмотры, как будто он обычный наемный труженик.

Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам.

Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели.

Им разрешено:

  1. привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
  2. вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  • Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение.

    Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.

  • Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  • Подготовить помещение для медосмотров.

    Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).

  • Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  • Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч.

    журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава: — состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров.

Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу); — хорошо освещено; — оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом; — оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике. Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  1. Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  2. Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  3. Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  4. На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  5. Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  6. Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
  7. Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  8. Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же.

Он проводится для контроля:

  1. воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
  2. поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  1. была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ.

    В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).

  2. медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
  3. проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.

Сегодня в российских законодательных актах нет единого образца журнала предрейсового медицинского осмотра водителей.

Поэтому этот образец каждая компания вправе разработать самостоятельно с учетом своих потребностей.

Базовые требования к наполнению и оформлению журнала содержатся в специальной Методике, которую разработал Минздрав.

Для этого в 2003 году было издано специальное письмо, требования которого обязательны к исполнению.

По утвержденной этим письмом Методике, журнал предрейсового медицинского осмотра водителей:

  1. исключает возможность подмены страниц. Для этого журналы шнуруются, скрепляются печатью, все страницы нумеруются. Печать может ставить работодатель либо медучреждение, если контроль проводится в больнице.
  2. содержать графы для записи ФИО водителя, его возраста, места работы, даты, времени медосмотра, заключения врача, принятых мер, ФИО медработника.

Примерные образцы журналов для фиксации предрейсовых медицинских осмотров и послерейсовых медицинских осмотров приведены ниже.

Вы можете доработать их по своему усмотрению. Если в вашей компании сохранились советские журналы, утвержденные еще в 1989 году, и вы собираетесь заполнять их, это не станет ошибкой. Главное, чтобы их содержание подходило вам по сфере деятельности и включало приведенную в утвержденной Минздравом Методике информацию.

Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец обложки:

Так выгладит образец журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец листа с таблицей:

Образцы журналов предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей на 2021 год доступны для скачивания вначале статьи. Заполнять эти журналы может только назначенный приказом медработник, который проводил медосмотры. Даже если непосредственный руководитель работ явно наблюдает у подчиненного признаки, например, алкогольного опьянения, а время работы ответственного медработника закончилось, он не может заполнять журнал.

Ему следует организовать доставку «проблемного» подчиненного в больницу на профессиональный осмотр по согласованию с руководством. Итак, мы разобрали образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей образец, который можно скачать вначале статьи. Узнали, зачем организовывать медосмотр водителей перед рейсом, и как эту процедуру регулирует государство.

Также советуем почитать: Оцените пожалуйста сайт или материал!

Приказ о предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах для водителей

Водители, официально работающие по специальности, обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры — это требование законодательства, и для этого издается приказ.СодержаниеПриказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г.

№ 835н утвержден порядок проведения осмотров водителей.

Что регулируется правовым актом:

  1. на проведение осмотров водителей.
  2. В каких документах отражается проведение медосмотра.
  3. Куда заносятся сведения о результатах.
  4. Регулируется, в какое время проводятся осмотры.
  5. Если обнаружены отклонения, то, как поступить.
  6. Правила ведения журналов.
  7. Устанавливается порядок проведения.
  8. Что должно проверяться на комиссиях.
  9. Кто должен организовать и контролировать прохождение медосвидетельствования.
  10. Регламентируются требования о прохождении.
  11. Как поступить, если обнаружено заболевание.

Требования нормативного акта должны выполняться медицинскими организациями и предприятиями, имеющими в штате автоводителей.Виды медицинских освидетельствований для безопасности езды на дорогах :

  • Для тех, кто получает удостоверение на вождение в первый раз.
  • Освидетельствование, связанное с заменой водительского удостоверения, у которого истек срок действия.
  • Прохождение медкомиссии для всех будущих водителей.
  • При замене прав проводится освидетельствование.
  • Медосмотры перед заступлением на должность, а также внеочередные, периодические и плановые.
  • Для шоферов предусмотрены осмотры следующего характера:
  • После лишения водителя его удостоверения.
  • Проведение внеочередного осмотра обязательно.
  • По прохождению срока, связанного с возрастом автолюбителя.
  • Предрейсовые и послерейсовые медосвидетельствования.
  • Прохождение обязательного освидетельствования.
  • Проведение медосмотров дважды в год.

Разные виды осмотров подходят для разных обстоятельств и проходить их все, чтобы управлять средством передвижения, не обязательно.Чтобы знать, кому обязательно проходить медосвидетельствования, достаточно воспользоваться следующей информацией:

  1. Частным предпринимателям, если их деятельность связана с перевозками грузов.
  2. Если трудовая сфера связана с перемещением опасных грузов или пассажиров, то прохождение медкомиссии обязательно.
  3. Если гражданин трудится на предприятии с автотранспортом, то на протяжении всего времени он обязан проходить медкомиссию, исключение составляют сотрудники, которые выезжают на трассу по отдельному вызову.
  4. Для тех, кто впервые принимается на работу, чтобы водить технические средства передвижения.

Получается, что медосвидетельствования нужно проходить всем работающим на транспортных средствах.

Медосвидетельствование нужно проходить одни раз по приему на автотранспортное предприятие.Как часто проводятся осмотры:

  • Если сотрудник трудится, то раз в два года он должен пройти освидетельствование.
  • Внеочередные освидетельствования проводятся для лиц, работающих на авто. Если обнаружены отклонения по здоровью, то нужно пройти медосмотр этого направления.
  • Перед выходом в рейс он должен пройти медосмотр, но имеются исключения — это сотрудники оперативных групп.
  • Послерейсовый осмотр проходят лица, которым по направлению деятельности нужно перевозить опасные грузы или пассажиров.

Прохождение всех видов осмотра положено за счет средств администрации предприятия.

Если транспортное средство используется для личных нужд, то раз в десять лет следует проходить медицинских специалистов, чтобы подтвердить состояние здоровья.По медосмотрам разрабатывается положение.Пункты, содержащиеся в документе:

  • Описываются все обстоятельства, влияющие на допуск к работе: нет жалоб на состояние здоровья, отклонение заболеваний тоже не существует, организм нормально функционирует. Признаков отсутствия приема спиртосодержащих напитков нет, нет приема наркотиков и иных возбуждающих психику веществ. Сон и отдых водителя не был нарушен. Если вопрос о допуске к авто решен, то учитывается группа риска, сведения по возрасту, стаж по данной профессии, какой характер и условия работы. Для больных гипертонией учитывается норма артериального давления, с учетом результатов замеров не меньше десятка раз.
  • Описание порядка проведения. Измерение уровня давления, осмотр глаз визуальный, проверка пульса. Выявляются признаки по алкогольному опьянению: на наличие алкоголя, наркотиков или обнаружения токсических веществ в организме. Какое количество алкоголя содержится в воздухе, выдыхаемом сотрудников АТП, имеются ли вещества, влияющие на психику человека в моче.
  • Когда нетрудоспособность установлена, то заполняется три документа: сведения заносят в ; водителю выдается справка в произвольном формате, в которой описывается время прохождения, дата, цель по направлению, указывается первоначальный диагноз, какая медицинская помощь была оказана.
  • На основании каких нормативных актов оно разработано. Сюда прописывается наименование законодательства о безопасности езды на транспорте.
  • Кем проводятся осмотры. Осмотры проводятся медучреждениями, на основе заключенных договоров. Последние должны иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности.
  • Прохождение медосмотра полагается перед выездом в рейс водителя.
  • Осмотры должны проводиться в соответствующих условиях, то есть работодатель должен специально оснастить кабинет.
  • Если обнаружен алкоголь в крови, то данную информацию следует внести: в специальный журнал осмотров перед рейсом; заполнить протокол по контролю трезвости в трех экз., одни из них остается у медиков, второй — у заказчика, а третий выдается сотруднику.
  • Какова цель проведения медосвидетельствования: какие вредные факторы воздействуют, позволяет ли состояние здоровья работать в таких условиях, что нужно предпринять, нужны ли дополнительные обследования водителей авто.
  • Чем регламентирован порядок прохождения: письмо Минздрава.
  • При каких обстоятельствах нельзя допускать водителя к работе: если имеется временная нетрудоспособность, на наличие алкоголя в крови выявлена положительная проба, признаки воздействия наркотических веществ, если водитель принял лекарственные продукты, влияющие на качество вождения средством передвижения.
  • Специалистом заносятся сведения в два документа: журнал учета данных по медосвидетельствованию и в путевой лист водителя. Инициалы и фамилия сотрудника указываются в штампе.

Немаловажно учесть требования к медкабинету, если медосвидетельствование будет проводиться на территории объекта:

  1. Журнал, в котором проводится регистрация обоих видов медосвидетельствования.
  2. Комплектующие и наличие оборудования важны для оснащения кабинета медработников.
  3. Печати о прохождении медосмотров предрейсовых и послерейсовых.
  4. К основанию должно плотно прилегать покрытие на полу, не допускается наличия щелей, расшитых швов и иных отверстий.
  5. Наличие перчаток для осмотра.
  6. Для жидкостей биологического происхождения предусматривается контейнер.
  7. Перечень обязательных документов для проведения медосмотров:
  8. По высоте стен помещение должно быть не менее 2,6 метров.
  9. Стены и потолки должны быть выполнены гладкими, то есть, чтобы они легко обрабатывались, и влажная уборка проводилась легко моющими средствами.
  10. Там, где размещены раковины, должна быть керамическая плитка на стенах. Высота отделки 1,6 м, а ширина 0,2 м с обеих сторон.
  11. Освещенность должна быть комбинированной, то есть наличие искусственного и естественного освещения обязательно.
  12. Если водитель отстранен от управления авто, то необходимо вносить эти сведения в специальный журнал.
  13. Линолеум должен быть четко пропаян.
  14. Чтобы свет не слепил глаза, то предусматриваются дополнительные козырьки, жалюзи. Важно чтобы от освещенности не было перегрева.
  15. Общая площадь кабинета должна составлять 12 квадратов.

К учреждению, где проведение медосмотра осуществляется, предъявляются следующие требования:

  • Срок, указанный в учредительных документах не должен быть просрочен, а если он не соответствует, то медосвидетельствование будет являться недействительным.
  • Организация должна пройти своевременную аккредитацию.
  • Необходимо свидетельство и сертификат о том, что медицинская данные работы.

Для получения свидетельства на право проведения работ, необходимы следующие документы:

  1. Наличие специального образования, подтвержденного свидетельством (сестринское дело).
  2. Документ о повышении квалификации сотрудников.
  3. Удостоверение о подготовке по специальной программе сотрудников.

    Программа обучения должна быть не менее 500 часов.

  4. Дипломы, в которых изложена информация о высшем образовании специалистов.
  5. Сведения, изложенные в сертификате о подтверждении квалификации сотрудников.
  6. Сертификат, подтверждающий квалификационные навыки специалиста.
  7. Копии трудовых книжек о стаже работы. Последний должен быть не менее пяти лет.

Общие требования:

  • Если предприятие крупное, то не факт, что администрации выгодно заключать договоры со сторонними организациями, не исключено, что проведение осмотров может быть на территории объекта.
  • На территории организации должен быть организован медпункт или заключен договор с медучреждением, которое может проводить эти работы.

    Это может быть любая больница или поликлиника, не важно какой формы собственности.

  • В штате предприятия может трудиться врач, прошедший проверку знаний в установленном порядке, а также предприятие может заключить договор со сторонними организациями на проведение данного мероприятия.

Последовательность проведения медосвидетельствования для лиц, работающих за рулем.

На основании требований законодательных актов установлено:

  1. Выявить наличие признаков употребления спиртосодержащих продуктов.
  2. Специалисты обязаны выслушать все жалобы от водителя.
  3. Наличие психотропных и наркотических веществ в организме.
  4. Провести осмотр человека визуальным способом.
  5. Измерить показатели давления крови в сосудах, работу сердечной мышцы, температуру тела.

Чтобы определить количество алкоголя, содержащегося в крови, используется специальный прибор — алкотестер.На практике врач осматривает кожный покров, слизистую оболочку глазного яблока, проводит осмотр рта, проверять зрачки на реакцию от светового воздействия. Специалистом замеряется давление и пульс.

Когда у водителя транспортного средства отмечается гипертония, то показатели нормального давления должны быть известны ранее, поэтому он допускается к работе с тем давлением, при котором он себя хорошо чувствует.Алкотестер помогает выявить прием алкогольсодержащих напитков, а наличие наркотических средств определяется с помощью исследований биоматериала.По результатам проведенного осмотра водителей делается заключение:

  • Не допускаются к работе лица, состояние здоровья которых не соответствует норме. Это значит, что на вредные факторы у организма будет ответная реакция.
  • Нет влияющих на здоровье водителя опасных факторов и он сумеет правильно оценить обстановку на дорогах, чтобы сориентироваться как поступить и не навредить машинам на дорогах и пешеходам.

Информирование администрации предприятия об итогах проведенного мероприятия необходимо, так как руководство должно знать допускать ли сотрудника далее к работе или нет. Сведения должны быть учтены в путевом листе. Указание точных дат и печати медучреждения обязательны, это будет важным обстоятельством при оформлении документов.Если не пройдено медицинское освидетельствование водителей, то это будет являться грубейшим нарушением закона.

Дело в том, что нарушение преследуется наложением штрафных санкций. Какой штраф предусмотрен на основании нормативных актов для предприятий?Перечень штрафных санкций, установленных правовыми актами:

  1. Для работника, выпустившего водителя без прохождения осмотра устанавливается в размере — 5 тысяч рублей.
  2. Для самого водителя, выезжающего на трассу в размере 3 тысяч рублей.
  3. Для организационных структур устанавливается сумма штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Получается, что сумма штрафов немалая и неинтересно нарушать требования документов.

Если сравнивать с суммой оплаты для медорганизаций, то расходы на медкомиссию составят примерно 1,5 тысячи рублей в месяц. Это намного дешевле, чем оплачивать штрафы и получать предписания от контролирующих органов.На основании законодательных актов установлено, что медицинские освидетельствования проводятся перед тем как выйти в рейс водителю на средстве передвижения.

Определяется, какие опасные факторы могут повлиять на состояние здоровья и общее самочувствие водителя.Осмотры должны оплачиваться администрацией предприятия, никаких платных дообследований не должно быть.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+