Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Понятие и виды административного наказания

Понятие и виды административного наказания

Понятие, система и разновидности административных наказаний


Как работает сервис Административное наказание — это мера ответственности, устанавливаемая государством за совершенные правонарушения административного характера, которая применяется для предупреждения новых подобных нарушений, совершаемых как непосредственно нарушителем, так и иными лицами (согласно статье 3.1 КоАП РФ). Такой тип наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам.

В статье 3.2 упомянутого выше документа приводится подробный перечень административных наказаний, которые применяются к нарушителям. Среди прочего туда входят:

  1. дисквалификация;
  2. административный штраф;
  3. лишение специальных прав;
  4. предупреждение;
  5. конфискация орудия/предмета правонарушения;
  6. административное выдворение за пределы государства (относится к иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства);
  7. административное приостановление деятельности;
  8. выполнение обязательных работ.
  9. административный арест;

К юрлицам могут применяться такие меры наказания как предупреждения, штрафы, конфискации, а также приостановка деятельности.

Предупреждения, штрафы, лишение специальных прав, арест, дисквалификация, обязательные работы и приостановка деятельности — это основные типы наказаний.

Все остальное относится к дополнительным.

В качестве меры наказания за административное правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное вкупе с дополнительным. Такая система наказаний состоит из разнообразных как по характеру так и по содержанию, а также правовым последствиям мер, что позволяет всесторонне учитывать не только сам проступок при вынесении наказания, но также личность нарушителя и прочие условия/обстоятельства рассматриваемого нарушения, имеющие юридическое значение.

Предупреждение — мера административного наказания, которая выносится в письменной форме и является официальным порицанием правонарушителя (физлица или юрлица). Предупреждение может быть вынесено и в устной форме, являясь в таком случае мерой воспитательного характера.

Таковое считается своеобразным освобождением правонарушителя от административной ответственности. Предупреждение является самой мягкой мерой наказания для административных правонарушений. Оно назначается в случае нарушений, которые совершаются впервые и классифицируются как несущие минимальный вред обществу.

Административный штраф — это денежное взыскание, которое налагается за различные административные нарушения, в законодательно предусмотренных случаях, размер взыскания также прописывается в соответствующих документах. Размер денежного взыскания выражается в рублевом эквиваленте.

Для граждан он устанавливается следующим образом:

  1. 300 000 руб — если правонарушение подпадает под категории, рассмотренные в статьях 5.38, 20.2, 20.18 и 20.25.
  2. не более 5000 рублей — стандартный размер штрафа;
  3. 50 000 руб — если случай рассматривается в статьях 14.1.2 14.16 (часть 2.1) КоАП РФ;

Для должностных лиц действительно следующее:

  1. 100 000 руб — если правонарушение подпадает под статью 14.1.2;
  2. 200 000 руб — если случай прописан в статье 14.16 (часть 2.1);
  3. 600 000 руб — если рассматриваемый случай указан в статьях 5.38, 19.34, 20.18, 20.2.
  4. 50 000 руб — стандартный размер штрафа;

Юрлицам обычно назначают штраф в размере 1 000 000 рублей, кроме случаев, указанных в статьях 14.40 и 14.42 — в таких случаях размер штрафа может составлять 5 000 000 рублей. Или же он может выражаться в сумме, кратной:

  1. стоимости предмета нарушения на время окончания/пресечения этого нарушения;
  2. сумме излишков дохода/убытков, которых удалось избежать в ходе неправомерного применения инсайдерской информации, либо в процессе манипулирования рынком.
  3. сумме невыплаченных/подлежащих уплате налогов/сборов/пошлин (на время окончания/пресечения правонарушения) или же сумме незаконно проведенной валютной операции, либо сумме выручки в валюте, которая была продана не в установленном порядке, либо сумме средств в денежном эквиваленте которые не были зачислены в требуемый срок на счета уполномоченного банка или же сумме средств, которая не была возвращена в положенный срок в РФ, либо сумме, которая складывается из стоимости ценных бумаг, различного имущества или услуг имущественного характера, которые были переданы/оказаны юрлицом в незаконном порядке, либо сумме неуплаченных штрафов административного характера;
  4. начальной или максимальной цене госконтракта (или же муниципального) в ходе размещения заказа, касающегося поставок товара, оказания услуг для нужд государства или муниципальных органов, а также гражданско-правового договора бюджетных учреждений в процессе размещения заказа на товары/услуги/работы для этого учреждения;
  5. сумме выручки, полученной правонарушителем в процессе реализации товара (а также работ или услуг) в той сфере, в которой было обнаружено административное правонарушение за тот календарный год, который предшествует году, в течение которого было выявлено подобное нарушение или же за часть календарного года, в котором было обнаружено правонарушение, которая предшествовала дате выявления этого нарушения, если нарушитель не реализовывал товар (не оказывал услуги или не выполнял работы) в предшествующем году;
  6. сумме выручки, которую правонарушитель получил в ходе реализации товара/работ/услуг с использованием неправомерно завышенных цен, находящихся на регулировании государства за весь период совершаемого нарушения (однако не более 1 года);

Вне зависимости от ситуации размер административного штрафа не должен быть менее 100 рублей. Административные штрафы зачисляются в бюджет в полнообъемном формате на основании законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 3.8 КоАП к административным правонарушителям может быть применено лишение специального права на срок не менее 1 месяца и не более 3 лет.

Такое наказание применяется за грубое/систематическое нарушение правил использования этих прав.

К подобным относят право на:

  1. управление ТС;
  2. охоту;
  3. приобретение, хранение, ношение оружия и патронов.

Лишение прав на охоту не допускается для лиц, которые используют ее в качестве основного источника средств к существованию на законных основаниях. Также лишение права на управление ТС не может быть применимо к лицам, которые используют их ввиду своей инвалидности, кроме случаев, прописанных в статьях 12.8 (части 1, 4), 12.26 (часть 1) и 12.27 (части 2, 3), которые рассматривают такие варианты, как управление в состоянии алкогольного опьянения, уклонение от медицинского освидетельствования, оставлении места ДТП, невыполнение ПДД, запрещающих употреблять алкогольные и наркотические вещества и тому подобное.

В особых (исключительных случаях) за отдельные административные правонарушения особо серьезного характера (например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение работникам полиции и прочее) согласно статье 3.9 КоАП может быть применен административный арест.
Подобная мера не может быть применена к:

  1. сотрудникам уголовных органов и органов внутренних дел, а также таможенных органов, имеющих специальные звания.
  2. беременным и женщинам, на чьем попечении имеются дети младше 14 лет;
  3. инвалидам 1 и 2 группы;
  4. несовершеннолетним;
  5. военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы;

Слишком сложно?

Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Под административным арестом понимается помещение нарушителя в условия общественной изоляции на срок не более 15 суток, в случае нарушения требований режима ЧП или режима, устанавливаемого в местах проведения контртеррористических операций — до 30 суток.

Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Под административным арестом понимается помещение нарушителя в условия общественной изоляции на срок не более 15 суток, в случае нарушения требований режима ЧП или режима, устанавливаемого в местах проведения контртеррористических операций — до 30 суток. Порядок нахождения под таким арестом прописан в Федеральном законе №64-ФЗ.

Дисквалификация как мера административного наказания — это лишение физлиц права замещать должности государственных и муниципальных служб, а также занимать руководящие посты в исполнительных органах управления юрлиц, состоять в совете директоров, выполнять предпринимательскую деятельность, подразумевающую управление юрлицом или управлять юрлицом в иных случаях, предусмотренных законодательством, а также представлять государственные/муниципальные услуги или вести деятельность в сфере спортивной подготовки и организации спортивных мероприятий. Срок такого наказания назначается в пределах от полугода до 3 лет.

Такая мера наказания может применяться к следующим лицам:

  1. имеющим частную практику;
  2. работникам организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
  3. выполняющим предпринимательскую деятельность без оформления юрлица;
  4. выполняющим организационно-распорядительные или же административно-хозяйственные функции в составе органов юрлица;
  5. занимающим посты в совете директоров;
  6. замещающим должности государственной службы (федеральной, гражданской, муниципальной);
  7. тренерам и иным специалистам в сфере спорта.

Административное приостановление деятельности (согласно статье 3.12 КоАП) представляет собой временное прекращение деятельности тех лиц, которые занимаются предпринимательством без оформления юрлица, а также непосредственно юрлиц и сопутствующих им организаций (например, филиалов или структурных подразделений) и лиц, осуществляющих эксплуатацию агрегатов, зданий, объектов и тому подобного, включая выполнение различных работ и оказание услуг. Такая мера административного наказания применяется при наличии риска жизни/здоровью граждан, возникновения эпидемий или заражения подкарантинных объектов, радиационных аварий, техногенных катастроф, нанесения серьезного вреда состоянию окружающей среды, а также в случае правонарушения административного характера в сфере оборота наркотиков и психотропных веществ, включая их прекурсоров или же частично содержащих упомянутые вещества, а также в сферах отмывания доходов, которые были получены противозаконными путями, финансирования терроризма, а также в тех случаях, которые затрагивают законодательные ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, распространяющиеся на иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, включая правила привлечения подобных лиц к трудовой деятельности на торговых объектах, а также в сфере управления, общественного порядка/общественной безопасности, градостроительной деятельности и транспортной деятельности.

Приостановление деятельности может быть назначено на срок не более 90 суток исключительно в случаях, которые прописаны в статьях Особенной части КоАП — если иные, менее строгие меры административных наказаний не могут обеспечить достижения назначенных целей. Согласно ходатайству лица, которое ведет предпринимательскую деятельность без формирования юрлица или юридического лица в судебном порядке может быть досрочно прекращено исполнение подобного наказания в случае установления/устранения обстоятельств, которые послужили причиной для его назначения. Обязательные работы (согласно статье 3.13 КоАП) представляют собой выполнение физлицами, которые совершили правонарушение административного характера, в свободное от основной работы/учебы/службы время общественно полезных работ на бесплатной основе.

Срок подобных работ назначается в диапазоне 20-200 часов с условиями отбытия не более 4 часов в день.

Подобное административное наказание не применяется к:

  1. беременным и женщинам, которые имеют детей в возрасте менее 3 лет;
  2. лицам, имеющим специальные звания в сфере органов внутренних и уголовных дел, а также таможенной и противопожарной службы и органов контроля оборота наркотических/психотропных веществ.
  3. военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы;
  4. инвалидам 1 и 2 группы;

Подобная мера наказания назначается в судебном порядке.

Конфискация орудия/предмета административного правонарушения согласно статье 3.7 КоАП РФ является по своей сути принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность либо собственность субъектов государства тех вещей, которые не были изъяты из оборота. Стоит учитывать, что конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и прочих орудий охоты/рыболовства, разрешенных законом, не может быть применена к тем лицам, которые используют охоту/рыболовство в качестве основного законного источника средств для своего существования. Конфискацией не является изъятие из незаконного владения правонарушителя орудия, коим это нарушение было совершено или же предмета такого нарушения, если они:

  1. подлежат возврату законному владельцу на законодательном уровне;
  2. изъяты из оборота или находятся в противоправном владении правонарушителя и подлежат переводу в государственную собственность/уничтожению на этом или ином основании.
Рекомендуем прочесть:  Субсмдия на квартплату в курске

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства — это принудительное и контролируемое их перемещение через госграницу государства за его пределы или же, в случаях, предусмотренных законом — контролируемый самостоятельный выезд подобных лиц из России.

Согласно статье 3.10 КоАП административное выдворение в качестве меры наказания назначается в судебном порядке.

Если же иностранное лицо или лицо без гражданства совершило административный проступок в процессе въезда в РФ, то такая мера наказания назначается уполномоченными должностными лицами таможни или пограничных войск. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понятие и виды административного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

Х.

И. Цечоев ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ Работа представлена лабораторией социально-правовых исследований Института образования взрослых Российской академии образования. Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор В.

И. Кайнов Административное законодательство устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Ключевые слова: право, правонарушение, ответственность, административное наказание, предупреждение, штраф, конфискация, арест. Kh. Tsechoyev NOTION AND KINDS OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT The administrative legislation determines that administrative punishment is a measure of responsibility established by the state for commission of administrative vio- lation and is applied in order to prevent commission of new offences both by the offender and by other persons.

Administrative punishment cannot aim to humiliate human dignity of a person who has committed violation, or to cause his/her physical suffering, or to do harm to business reputation of a legal entity.

Key words: law, offence, responsibility, administrative punishment, prevention, penalty, confiscation, arrest.

За совершение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 3.2) устанавливает следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

3.2) устанавливает следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и приме- няться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда); 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — пятьдесят минимальных iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . размеров оплаты труда, на юридических лиц -одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Возмездное изъятие назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: • подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; • изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в со- стоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства администра- тивного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие администра- тивную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность (ст.

4.2 КоАП РФ), признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось админи- стративному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.

4.6 КоАП РФ; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушения группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, предусмотренные ч.

1 ст. 4.3 КоАП РФ, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.

1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение администра- тивного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Административное наказание и его виды

Административное наказание – это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. От административного наказания необходимо отличать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: административное задержание (на срок не более трех часов, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ); личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; привод и др.

Указанные меры применяются в предусмотренных законом случаях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя и т.п. Административное же наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения. Перечень административных наказаний, содержащийся в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим.

Он может быть изменен или дополнен только путем внесения изменений в данную статью. К видам административных наказаний относятся:

  1. 1) предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме;
  2. 2) административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. В КоАП РФ определен минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений: в отношении граждан он не может превышать 5000 руб.; в отношении должностных лиц – 50 тыс. руб.; в отношении юридических лиц – 1 млн руб. Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Административный штраф является наиболее распространенной мерой административного наказания: он предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части КоАП РФ, а также в законах субъектов РФ об административных правонарушениях;

  1. 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

    Это вид административного наказания имущественного характера, может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения;

  2. 6) административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Назначается судьей на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до 30 суток.
  3. 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении такого орудия в федеральную собственность или собственность субъекта РФ;
  4. 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права на управление транспортным средством), назначается только судьей. Срок лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет;

Административный арест – одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, и потому может назначаться лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (например, за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, мелкое хулиганство и др.).

Административный арест не применяется к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; несовершеннолетним лицам; инвалидам I и II групп;

  1. 9) административное приостановление деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей производится на основании решения суда на срок до 90 суток. Это относительно новая мера административной ответственности, введенная в действие 12 августа 2005 г. Административное приостановление деятельности применяется при угрозе жизни или здоровью людей в случаях, предусмотренных в ст. 3.12 КоАП РФ.
  2. 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через государственную границу РФ за пределы России либо в контролируемом их самостоятельном выезде;
  3. 8) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет;

Из приведенного перечня видов административных наказаний, в отношении юридического лица могут применяться только перечисленные в п.

1–4, 9. При назначении соответствующего вида наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, в отношении граждан – личность виновного. О совершении административного правонарушения и применении мер административного наказания соответствующим органом выносится постановление. Такое постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, если иной срок не установлен в законе.

Указанное постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему органу или должностному лицу и (или) в суд.

В КоАП РФ для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков установлен годичный срок погашения административного наказания.

В отличие от уголовного наказания, которое может быть назначено только по приговору суда, система органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях, характеризуется множественностью и многообразием субъектов. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах их компетенции:

  1. 1) судами общей юрисдикции (мировыми судьями) и арбитражными судами;
  2. 3) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, например, такими как органы внутренних дел, налоговые, таможенные органы, федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда, органы федеральной антимонопольной службы и др.;
  3. 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  4. 5) должностными лицами, указанными в гл. 23 КоАП РФ.
  5. 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ;

В заключение необходимо отметить, что административная ответственность применяется вне рамок служебного подчинения субъектами судебной и исполнительной власти. Это обстоятельство отличает административную ответственность от дисциплинарной, регулируемой нормами трудового права.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+