Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Положения по созданию кратковременных групп для детей дошкольного возраста

Положения по созданию кратковременных групп для детей дошкольного возраста

Положения по созданию кратковременных групп для детей дошкольного возраста

Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»


Любовь Михайловна Пирогова

Данное методическое пособие представляет практический материал по адаптации детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение их ранней социализации и развития. Авторы- составители: — Никонец Инна Ивановна заместитель директора по методической работе МДОАУ д/с «Родничок» — Пирогова Любовь Михайловна старший воспитатель МДОАУ д/с «Родничок» Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития.

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.

Важность развития ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию: 1.

Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации); 2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе. 3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.

В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка — стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

1. У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; 2.

Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения; 3.

У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.

Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду.

Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.

Необходимость создания группы кратковременного пребывания детей раннего возраста на базе нашего ДОУ обусловлена рядом факторов: — Социальный запрос родителей; по итогам анкетирования 65% родителей заявили о необходимости функционирования данной группы; — Сравнительный анализ адаптации в течение нескольких лет показал, что лишь 40- 60% детей имеют легкую степень адаптации. Анализ ситуации выявил следующие причины: дети не имеют опыта общения с другими людьми — взрослыми и сверстниками; у детей не сформированы навыки предметно — игровой деятельности; родители не формируют у детей навыки самостоятельности; — Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, в частности о развитии детей раннего возраста. Программа группы кратковременного пребывания «Малышок» отвечает особенностям психофизиологического развития детей 1,5 -3 лет жизни и желания родителей адаптировать их к новым условиям.

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение ранней социализации и развития. • Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста; • Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение; • Формирование умений общения со сверстниками; • Обеспечение познавательного, социального, художественно-эстетического, речевого развития детей; • Расширение охвата дошкольным образованием детей раннего возраста. Организация работы группы кратковременного пребывания.

Реализация данной программы возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, при наличии оборудованных свободных помещений: музыкальный и физкультурный залы, изостудия и др. Срок реализации – 1 год ГКП комплектуется детьми раннего возраста с 1,5 года до 3 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей, договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать ГКП.
Срок реализации – 1 год ГКП комплектуется детьми раннего возраста с 1,5 года до 3 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей, договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать ГКП. • Наполняемость группы 10 человек.

В соответствии с возрастом дети делятся на две группы: с 1,5 до 2 лет, с 2 до 3 лет.

• Программа содержит 72 занятия. • Продолжительность совместной деятельности 40 минут. В течение данного времени специалистами организуется игровая деятельность по четырём направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Учитывая игровой характер заданий и смену видов деятельности, считаем такую продолжительность допустимой. Практика показывает, что дети сохраняют интерес к деятельности на протяжении всего времени. • Необходимое условие – присутствие на занятиях одного из родителей, либо лица их замещающего (няня, тетя, бабушка, дедушка и др., который принимает активное участие при выполнении заданий.

Благодаря чему в совместной деятельности обеспечивается сочетание индивидуальных и групповых форм работы. • Открытие ГКП оформляется приказом директора ДОУ.

• Группа работает в первую половину дня с 11.00 до 12.00 часов (без питания, сна и прогулки). • Образовательные услуги в ГКП предоставляются на платной основе. • положение о группе кратковременного пребывания • приказ об открытии ГКП • заявления родителей (законных представителей) • договор с родителями • трудовой (или гражданско-правовой) договор с педагогами • перспективный план работы • табель посещаемости детей • табель учета рабочего времени педагогов • В ГКП учебно-воспитательный процесс осуществляют: • воспитатель • музыкальный руководитель • руководитель физического воспитания • Диагностика и коррекция развития детей проводятся штатными работниками МДОАУ: педагогом-психологом и учителем-логопедом.

• Руководство и контроль работой группы кратковременного пребывания осуществляет старший воспитатель. 1. Индивидуальная деятельность. 2. Совместная подгрупповая игровая деятельность.

3. Консультативная помощь родителям. 4. Диагностическое обследование.

5. Здоровьесберегающее сопровождение 1. Вхождение ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско-взрослом сообществе. 2. Создание модели организации развивающей среды с учетом основных направлений развития ребенка.

3. Обеспечение физического и психического здоровья детей, творческого развития личности каждого ребенка. 4. Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.

5. Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ. Возможные риски: Предоставление воспитательно – образовательных услуг не в полном объеме по причине пропусков из-за погодных условий, простудных заболеваний.

Примерная структура совместной игровой деятельности 11.00-11.10 Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями. Индивидуальное консультирование с родителями (Ответственный- воспитатель) 11.10-11.20 Приветствие. Сюрпризный или игровой момент.

Адаптационные игры (воспитатель) 11.20-11.40 — игры, направленные на сенсорное развитие / художественное творчество; — игры, направленные на физическое развитие / развитие речи; — игры-развлечения, музыкальные игры. (воспитатель,руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель) 11.40-11.50 Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей.

(воспитатель,руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель) 11.40-11.50 Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Групповое или индивидуальное консультирование родителей.

(педагог-психолог, медик, узкие специалисты) 11.50-12.00 Релаксационные игры.

Уход домой. (воспитатель) Примерная нагрузка на детей группы кратковременного пребывания по основным направлениям образовательной деятельности Совместная деятельность с педагогом (90%) Физическое направление 30% Примерный объем нагрузки в день 40 мин. Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин. Познавательно-речевое направление 30% Примерный объем нагрузки в день 40 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин. Художественно-эстетическое развитие 15% Примерный объем нагрузки в день 20 мин. Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин. Социально-личностное развитие 15% Примерный объем нагрузки в день 20 мин. Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин. Самостоятельная деятельность (10%) Цели и задачи комплекса развивающих занятий: Цель – способствовать полноценному психофизическому развитию детей раннего возраста.
Самостоятельная деятельность (10%) Цели и задачи комплекса развивающих занятий: Цель – способствовать полноценному психофизическому развитию детей раннего возраста.

Задачи: • Развитие познавательной сферы: процессов внимания, памяти, мышления, восприятия. • Пополнение активного словарного запаса.

• Развитие чувства ритма, координации движений, общей и мелкой моторики • Развитие игровых навыков и произвольности поведения, снижение импульсивности и излишней двигательной активности, агрессии, тревоги. • Формирование коммуникативных навыков у детей и их родителей • Обучение родителей приемам игрового взаимодействия с детьми • Подготовка детей к поступлению в ДОУ

Организация работы в группах кратковременного пребывания в ДОУ

Светлана Ефимова С приходом в детский сад у ребенка начинается новый, не простой этап в жизни. Он сопровождается изменением привычной для ребенка обстановки, режима дня, разлукой с мамой.

Это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни, то есть адаптация.

Для того чтобы адаптация ребенка проходила спокойно, без негативных последствий, чтобы обеспечить плавный переход ребенка в новые условия – условия детского сада и были организованы группы кратковременного пребывания в ДОУ. В чем же ее особенности и достоинства и зачем нужна подобная форма воспитания?

Во-первых, группа кратковременного пребывания в детском саду отличается от обычной ясельной тем, что ребенок не получает психологической травмы из-за расставания с мамой.

Ведь именно с ней он поначалу посещает дошкольное учреждение, постепенно привыкая к своим новым друзьям, воспитателям, занимаясь интересными и подходящими для его возраста делами.

Во-вторых, ребенок проводит здесь не целый день, а всего лишь несколько часов в неделю, что позволяет опытным педагогам и психологам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы малыш получил все необходимые для него знания. Благодаря этому время распределяется экономно, его хватает и для запланированных занятий, и для свободной деятельности.

В-третьих, группа кратковременного пребывания в детском саду имеет особую специфику, что подразумевает наличие особой образовательной программы с учетом возраста малышей, их психологических и эмоциональных особенностей.

В-четвертых, нельзя забывать и о маме, которая может со спокойной душой оставить ребенка на профессионалов и за те же несколько часов успеть заняться своими делами. Основные цели организации работы педагогов в группе кратковременного пребывания: осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду; содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения; развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей при взаимодействии с ними с целью создания необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка.

Основные цели организации работы педагогов в группе кратковременного пребывания: осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду; содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения; развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей при взаимодействии с ними с целью создания необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка.

Задачи групп кратковременного пребывания в детском саду: Главные из них: укрепление физического и психического здоровья малышей; формирование эмоциональной устойчивости с учетом физиологических особенностей детей; расширение кругозора, соответствующее возрасту развитие способностей; помощь детям в адаптации к конкретному учреждению; формирование средств и способов общения со сверстниками и взрослыми; работа с родителями, ознакомление их с необходимыми видами деятельности. Группа кратковременного пребывания в детском саду во всех отношениях оказывает огромную помощь родителям в правильном и соответствующем воспитании детей.

Педагоги проводят с детьми игры, которые направлены на развитие мышления, речи, мелкой моторики, воображения, памяти, восприятия.

Кроме того, с малышами работают музыкальный руководитель и психолог.

Группа кратковременного пребывания в ДОУ – это не просто веселое и интересное времяпрепровождение, но и огромная польза для детей, и для их родителей.

Цель, задачи, назначение группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада.

Виктория Цаер В группу кратковременного пребывания (адаптационная) обычно принимаются дети в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет.

Эти группы предназначены для: детей, родители которых бы хотели начать адаптацию ребенка к саду и коллективу; детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребенка в сад на полный день; родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности. Сегодня уже очевидно, что детский сад является развивающей, прогрессивной, современной системой, необходимой для детей первых лет жизни.

При этом никто не спорит, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия.

Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все умеют найти необходимые педагогические воздействия.

Взрослые часто не умеют или не считают нужным играть с детьми, организовывать совместную деятельность. Таким образом, возникает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми.

Оптимальной формой такой помощи являются создаваемые в детских садах адаптационные группы кратковременного пребывания.

В ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.

Специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 3 раза в неделю на 3, 5 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий с взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.

В детском саду разрабатывается образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни. Цели группы кратковременного пребывания: содействие всестороннему развитию детей, их ранней со-циализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к ус-ловиям дошкольного учреждения взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Задачи группы кратковременного пребывания: разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого — педагогического сопровождения ребенка. Для детей: в естественной и мягкой форме адаптироваться к условиям данного образовательного учреждения; получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками (налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми); укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками; развитие познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора; развитие основных видов деятельности; подготовка детей к поступлению в детский сад на полный день.

Для родителей: ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения; взаимодействие с родителями с целью улучшения взаимопонимания между ними и собственными детьми; формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста; способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе кратковременного пребывания, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер – эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе. Главная особенность групп кратковременного пребывания состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т.

е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

В рамках воспитательно — образовательного процесса деятельность педагогов ГКП направлена на: содействие успешной адаптации детей к условиям детского сада; создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка; повышение культуры общения между взрослыми и детьми; привлечение внимание родителей к неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями. Функционирование группы кратковременного пребывания осуществляется в детском саду под контролем заведующего и старшей медицинской сестры. Непременным условием при поступлении детей в ГКП является комплексное обследование ребенка с целью определения уровня физического и интеллектуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка.

Важным условием создания и функционирования ГКП – подбор высококвалифицированного штата специалистов,работающих с детьми и родителями: воспитатель, младший воспитатель, медсестра. Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

Организуя образовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться. Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

При организации среды учитываются: возрастные особенности развития детей; уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности; индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка; динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами; использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде. В детскомсаду предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений: комната для раздевания и ожидания родителями, комната для занятий и игр, мини — спортивный комплекс, музыкальный зал.

Особенности организации деятельности группы. Кратковременное пребывание предполагает, что ребенок посещает детский сад неполный рабочий день.

Поэтому при выборе программы следует учитывать, насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом, чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога.

Кроме того, выбранная программа должна иметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестве развивающих занятий.

Другими словами – «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших образовательных задач решался в комплексе. С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще одна особенность кратковременного пребывания, а именно — посещение ребенком развивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например, музыкальных или речевых).

Соответственно запрос родителей обусловит особые требования на программу развития детей группы.

Педагогу придется реализовывать лишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развития ребенка. В связи с этим, целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т.

к. не специализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду.

Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а так же особенностью комплектования — группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогу придется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны — сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей.

Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами.

Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.

Особенности планирования педагогического процесса. Образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностики и в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развития ребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдение ребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности и выполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периода адаптации).

По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями, на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далее воспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы, основой которого являются индивидуальные программы детей, посещающих группу. Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы для проведения диагностики развития ребенка.

В планировании образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно — рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду.

Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметных областей знаний. Самое главное это облегчить адаптацию ребенка, чтобы в дальнейшем пребывание в детском саду доставляло радость малышу и родителям.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+