Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Плотность электролита в аккумуляторе в зависимости от температуры

Плотность электролита в аккумуляторе в зависимости от температуры

Плотность электролита в аккумуляторе в зависимости от температуры

Плотность электролита в АКБ


Большая часть аккумуляторных батарей, которые продаются в России, относится к полуобслуживаемым. Это означает, что владелец может откручивать пробки, проверять уровень и плотность электролита и при необходимости доливать внутрь дистиллированную воду. Все кислотные АКБ, когда только поступают в продажу, заряжены, как правило, на 80 процентов.

При покупке следите за тем, чтобы продавец выполнил предпродажную проверку, одним из пунктов которой является проверка плотности электролита в каждой из банок. В сегодняшней статье на нашем портале Vodi.su мы рассмотрим понятие плотности электролита: что это такое, какой она должна быть зимой и летом, как ее повысить. В кислотных АКБ в качестве электролита применяется раствор H2SO4, то есть серной кислоты.

Плотность напрямую связана с процентным содержанием раствора — чем больше серы, тем она выше. Еще один немаловажный фактор — температура самого электролита и окружающего воздуха. Зимой плотность должна быть выше, чем летом.

Если же она упадет до критической отметки, то электролит попросту замерзнет со всеми вытекающими последствиями. Измеряется данный показатель в граммах на сантиметр кубический — г/см3. Измеряют ее при помощи простого прибора ареометра, который собой представляет стеклянную колбу с грушей на конце и поплавком со шкалой в середине.

При покупке нового АКБ продавец обязан измерить плотность, она должна составлять, в зависимости от географической и климатической зоны, 1,20-1,28 г/см3. Допускается разница по банкам не более 0,01 г/см3. Если же разница больше, это свидетельствует о возможном коротком замыкании в одной из ячеек.

Если же плотность одинаково низкая во всех банках, это говорит как о полном разряде батареи, так и о сульфатации пластин.

Помимо измерения плотности продавец должен также проверить, как аккумулятор держит нагрузку. Для этого применяют нагрузочную вилку. В идеале напряжение должно падать с 12 до девяти Вольт и держаться на этой отметке некоторое время.

Если же оно падает быстрее, а электролит в одной из банок кипит и выделяет пар, значит от покупки этой АКБ следует отказаться. Плотность в зимний и летний период Более детально данный параметр для вашей конкретной модели АКБ нужно изучить в гарантийном талоне. Созданы специальные таблицы для различных температур, при которых электролит может замерзнуть.

Так, при плотности 1,09 г/см3 замерзание происходит при -7°С.

Для условий севера плотность должна превышать 1,28-1,29 г/см3, ведь при таком показателе температура его замерзания составляет -66°С. Плотность обычно указывают для температуры воздуха +25°С.

Она должна составлять для полностью заряженной батареи:

  1. 1,24-1,26 — при более высоких температурах.
  2. 1,29 г/см3 — для температур в пределах от -30 до -50°С;
  3. 1,27 — при -4-15°С;
  4. 1,28 — при -15-30°С;

Таким образом, если вы эксплуатируете автомобиль в летний период в географических широтах Москвы или Санкт-Петербурга, плотность может быть в пределах 1,25-1,27 г/см3.

Зимой же, когда температуры опускаются ниже -20-30°С, плотность повышается до 1,28 г/см3. Обратите внимание, что «повышать» ее искусственно никак не нужно.

Вы попросту продолжаете пользоваться своим автомобилем в обычном режиме. А вот если АКБ быстро разряжается, имеется смысл провести диагностику и при необходимости поставить на зарядку. В случае же, если машина долго стоит на морозе без работы, АКБ лучше снять и унести в теплое место, иначе он от длительного простоя попросту разрядится, а электролит начнет кристаллизоваться.

В случае же, если машина долго стоит на морозе без работы, АКБ лучше снять и унести в теплое место, иначе он от длительного простоя попросту разрядится, а электролит начнет кристаллизоваться. Практические советы по эксплуатации АКБ Самое основное правило, которое следует запомнить, — в батарею ни в коем случае нельзя заливать серную кислоту.

Повышать плотность таким образом вредно, так как при повышении активизируются химические процессы, а именно сульфатации и коррозии, и уже через год пластины станут полностью ржавыми. Регулярно проверяйте уровень электролита и при его падении доливайте дистиллированную воду. Затем АКБ нужно либо поставить на зарядку, чтобы кислота смешалась с водой, либо зарядить АКБ от генератора во время длительной поездки.

Если машину ставите «на прикол», то есть некоторое время не используете ее, то, даже если среднесуточные температуры опускаются ниже нуля, нужно позаботиться о том, чтобы АКБ был полностью заряжен. Это минимизирует риск замерзания электролита и разрушения свинцовых пластин.

При падении плотности электролита увеличивается его сопротивление, из-за чего, собственно, и затруднен запуск двигателя.

Поэтому прежде, чем завести мотор, прогрейте электролит, включив на некоторое время фары или другое электрооборудование. Не забывайте также проверять состояние клемм и очищать их.

Из-за плохого контакта пускового тока недостаточно для создания нужного крутящего момента.



Проверка плотности аккумулятора, норма плотности

Все, кто имел дело с аккумуляторными батареями, знают, что их основными характеристиками являются номинальное напряжение и емкость заряда.

Но для поддержания работоспособности АКБ не менее важным является такой параметр как плотность аккумулятора.

Конечно, на самом деле речь идет о плотности электролита, находящегося в аккумуляторной батарее.

Но зачастую используется именно это жаргонное выражение. Контролировать концентрированность электролита так же необходимо, как и регулярно заряжать источник тока.В большинстве аккумуляторных батарей применяются свинцовые пластины, а рабочая среда – серная кислота, разбавленная водой.

Насыщенность раствора, измеряемая в грамм/см3, и является той характеристикой, которая влияет на способность аккумулятора накапливать заряд для последующей работы.

Схема устройства свинцово-кислотной АКБКонцентрация кислоты в растворе электролита и работоспособность аккумуляторной батареи напрямую связаны между собой.

  1. Но при высокой плотности резко ускоряется процесс сульфатации свинцовых пластин. Это означает, что при слабом заряде АКБ на них образуется свинцовый сульфат, который уже не преобразуется при заряде обратно в свинец. Это также приводит к уменьшению способности накапливать необходимый заряд, а с течением времени – к полному выходу батареи из строя.
  2. Если величина этого параметра опустится ниже определенного значения, то в мороз вода в электролите может замерзнуть, и аккумулятор полностью выйдет из строя.
  3. При малой плотности падает и способность источника тока накапливать ту емкость заряда, которая обеспечивает его рабочие характеристики. При малой плотности батарея быстрее разряжается и не выдает положенный максимальный ток.

Поэтому важно поддерживать значение этого параметра в соответствии с установленными и проверенными нормами.

Значительное уменьшение или превышение нормативных значений не способствует продуктивной работе аккумуляторной батареи.Холод, при котором возможно замерзание содержимого батареи, показаны на рисунке.

Точка замерзания водно-кислотного раствора в зависимости от его плотностиНаверняка многие автолюбители, знакомые с проблемами поддержания работоспособности аккумуляторов, знают цифру 1,27 г/см3.

Именно такой считается оптимальная плотность, при которой кислотные аккумуляторы способны максимально реализовывать свои возможности.Но это значение справедливо не для всех и их рабочих назначений. К тому же оптимальная плотность меняется для разных температур, при которых приходится работать батарее.
К тому же оптимальная плотность меняется для разных температур, при которых приходится работать батарее.

Поэтому оптимальные значения зимой и летом будут несколько отличаться.

  1. Стартерные АКБ предназначены для выдачи максимально возможного тока при запуске различных двигателей. Это, в первую очередь, автомобильные АКБ. Нормативное значение плотности для них 1,26 – 1,28 г/см3.
  2. Тяговые АКБ должны обеспечивать работу электродвигателей постоянным током в течение длительного времени. Одно из их применений – электрокары и другие движущие средства на электрической тяге. Наилучшее значение плотности электролита для этих АКБ тоже находится в пределах 1,26 – 1,28 г/см3.
  3. Стационарные АКБ применяют для питания любых электрических схем и приборов. Обычно находятся на одном месте в помещении. Для них рекомендована пониженное значение 1,22 – 1,24 г/см3.

Изменяется окружающая температура – изменяются и значения плотности водно-кислотного раствора. При возрастании температуры способность аккумуляторной батареи накапливать заряд увеличивается примерно на 1% с каждым градусом. С понижением температуры, естественно, эта способность уменьшается.

Поэтому рекомендуется в холодную погоду держать АКБ при повышенных плотностных значениях, а для жаркой погоды – снижать эти показатели.

Работоспособность АКБ при различных температурах в зависимости от плотностиКонечно, никто не будет заниматься изменением при каждом скачке погоды. Просто перед наступлением холодов полезно немного увеличить аккумуляторную плотность, а перед летним сезоном – понизить ее. Кроме того, существуют нормы оптимальной плотности для районов с различным климатом.

Этих нормативных значений полагается придерживаться круглый год, за редкими исключениями. Для разных регионов считается нормальной:

  1. В теплых районах 1,22 – 1,25 г/см3
  2. В средней полосе 1,25 – 1,28 г/см3
  3. В холодном климате 1,27 – 1,30 г/см3

Более подробно эти нормативы указаны в таблице.

Нормативные значения плотности электролита АКБ для различных температурных условийДля проверки этой характеристики выпускаются простые измерители, называемые автомобильными ареометрами или денсиметрами.

Их работа основана применении закона Архимеда, то есть способности груза погружаться на разную глубину в зависимости от плотности жидкости. Конструктивно ареометр содержит:

  1. Стеклянный поплавок с грузом и нанесенными на нем делениями, соответствующими измеряемым значениям.
  2. С противоположной стороны – резиновый носик, через который происходит забор жидкости из заливного отверстия АКБ.
  3. Стеклянную или пластиковую колбу.
  4. С одной стороны колбы одевается резиновая груша, предназначенная для засасывания электролита внутрь колбы.

Измеряемое значение определяется по той черте на поплавке, до которой доходит жидкость, набранная в ареометр.

Автомобильный ареометр с одним поплавкомСуществуют более простые ареометры, в которых в колбе находятся несколько грузиков-палочек с разным весом у каждой.

На каждом грузике (или на самой колбе напротив него) нанесено соответствующее значение плотности.

Результат измерения определяется по максимальному значению всплывших грузиков.
Такой ареометр более дешевый, но не обладает достаточной точностью.

Автомобильный ареометр с несколькими поплавкамиСамо измерение ареометром проводится так:

  1. С помощью груши в колбу набирается электролит. Для ареометров с одним поплавком нужно контролировать количество набираемой жидкости. Ее должно быть столько, чтобы поплавок свободно плавал внутри колбы. Но нельзя набирать и много жидкости. Тогда поплавок может упереться в верхний край колбы. Показания ареометра в этом случае будут недостоверны.
  2. Носик ареометра опускается в аккумулятор через заливное отверстие. Есть приборы не с резиновым, а с пластиковым носиком. В этом случае нужно погружать его в электролит осторожно, чтобы не повредить свинцовые пластины.
  3. После забора жидкости смотрим – напротив какой риски на поплавке находится ее уровень. Цифры рядом с риской покажут значение плотности. Для ареометров с несколькими поплавками значение плотности определяется по всплывшим поплавочкам. Плавающий грузик с максимальным числом на нем как раз и показывает результат измерения.

Получение показаний с помощью ареометраДля аккумуляторных батарей из нескольких элементов проверка проводится отдельно в каждой банке.Обычная цена деления в аккумуляторных ареометрах составляет 0,01 г/см3. Но выпускаются ареометры и с более точной шкалой.После окончания измерений необходимо тщательно промыть ареометр дистиллированной водой.Прежде чем начать замеры концентрированности электролита, необходимо придерживаться несложных правил.

А в некоторых случаях придется корректировать показания ареометра в зависимости от условий, при которых они были получены.Самым необходимым условием является поддержание требуемого уровня жидкости в самой АКБ. Плотность будет замерена правильно, но для безопасной работы батареи необходимо будет довести уровень до нормы.
Плотность будет замерена правильно, но для безопасной работы батареи необходимо будет довести уровень до нормы.

А это приведет к изменению плотности.Плотность электролита меняется при заряде/разряде аккумулятора. При разряде она уменьшается, при заряде – увеличивается.

В зависимости от степени разряда аккумуляторной батареи значения меняются следующим образом.

Зависимость показаний ареометра от степени заряда батареиВряд ли можно точно определить уровень разряда. Поэтому сначала необходимо полностью зарядить аккумулятор, подождать несколько часов, и только потом проводить измерения.Если с водно-кислотным раствором проводились какие-либо действия – долив дистиллированной воды или самой кислоты, то не стоит замерять плотность сразу после них.

Необходимо подождать, пока долитая жидкость полностью перемешается в аккумуляторе.Калибровка стандартных ареометров ориентируется на температуру +25 °С. Для получения наиболее точных показаний замеры плотности электролита нужно проводить при такой же температуре.

Зимой тестируемую АКБ надо занести в теплое место и дать ей прогреться до нужной температуры.

Но не стоит проводить измерения буквально в домашних условиях. Раствор кислоты может случайно испортить мебель или одежду.

Лучше воспользоваться отапливаемым помещением, приспособленным для таких работ.Если же нет возможности проводить измерения при рекомендованной температуре в 20 – 25 °С, то можно сделать замеры при любой температуре, а затем воспользоваться корректировочной таблицей:

Корректировочные значения для измерений при разных температурахРегулярные проверки плотности электролита в аккумуляторе позволят не только поддерживать его в оптимальных условиях для работы, но и своевременно выявить возможные проблемы и неисправности.Нам важна ваша оценка!80Поделиться материалом Аккумуляторы27.07.2018 Аккумуляторы28.09.2018 Аккумуляторы11.08.2018

Какая оптимальная плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом?

» Плотность электролита – главный параметр всех свинцово-кислотных электрических аккумуляторов, потому что он оказывает влияние на срок эксплуатации и ёмкость прибора.Необходимо удерживать оптимальное значение показателя, чтобы гарантировать правильную работу АКБ. Оно зависит не только от климатических характеристик региона, в котором находится автомобиль, но и от времени года.

К примеру, если плотность аккумулятора в зимний период составляет 1,25 г/см3, то это свидетельствует о критическом уровне, при котором транспортное средство не сможет завестись. Особенно речь идёт о районах, в которых температура может опускаться до -50 градусов.

Однако при умеренном климате такое значение соответствует заявленным требованиям нормы. Следовательно, считается, что показатели в разные временные сезоны должны отличаться друг от друга.Перед многими автовладельцами встаёт дилемма: разная или одинаковая должна быть плотность аккумулятора зимой и летом?

Давайте разбираться.Плотность электролита на зиму в аккумуляторе транспортного средства должна составлять около 1,27 г/см3. Но такое значение оптимально лишь для центральных районов России.

В регионах, в которых температурный режим ниже -35 градусов, показатель изменяется в диапазоне от 1,28 г/см3 до 1,35 г/см3. Например, если автомобиль работает в условиях Крайнего Севера, то величина колеблется в пределах 1,31–1,35 г/см3.

Возникает вопрос: почему плотность электролита в аккумуляторе зимой должна иметь такое значение? Существует две причины, дающих ответ на поставленный вопрос:

  • Механизмы автомобиля замерзают в мороз и требуют увеличения электродвижущей силы, чтобы осуществить запуск двигателя. Даже лучшие модели автомобилей не смогут работать без дополнительной энергии. Уменьшение значения показателя вплоть до 1,1 г/см3 приведёт к замерзанию электрического аккумулятора.
  • Жидкость с большой вероятностью превратится в лёд при минусовой температуре, так как в ней доля воды превышает допустимую норму.

Зимняя плотность аккумулятора находится на низком уровне. Следовательно, при разрядке она упадёт до критических значений.

Чтобы решить эту проблему, желательно постоянно следить за состоянием АКБ.

Чтобы проследить взаимосвязь между уровнем заряда и водным соотношением в составе электролита, можно рассмотреть различные сценарии при уменьшении АКБ на 25 % и 50 %:

  • При исходной величине в 1,23 г/см3 диапазон упадёт до 1,19 г/см3 и 1,15 г/см3.
  • При первоначальной плотности в 1,30 г/см3 она сократится до 1,26 г/см3 и 1,22 г/см3.
  • При начальном значении показателя в 1,27 г/см3 объём уменьшится до 1,23 г/см3 и 1,19 г/см3.

Следовательно, плотность аккумулятора на зиму не должна опускаться ниже 1,27 г/см3. Однако нужно помнить, что электролит не может прогреться в результате ежедневных поездок от дома на работу, которые составляют менее получаса.

Это в свою очередь влияет на АКБ, который получает необходимый уровень заряда только после осуществления разогрева. Значение показателя стремительно падает по причине того, что аккумуляторная батарея разряжается.Таким образом, отвечая на вопрос, какая плотность аккумулятора должна быть зимой, можно привести таблицу оптимальных значений. Однако данные показатели характерны исключительно для полностью заряженной батареи.

В случае если заряд находится на недостаточном уровне, то они будут больше.Регион использования транспортного средстваЗначение показателя плотности, г/см3Южные регионы1,25Центральные регионы1,27Северные регионы1,29Регионы Крайнего Севера1,31В летний период аккумуляторная батарея имеет проблему, связанную с потерей большого количества жидкости.

Плотность рекомендуется держать на 0,02 г/см3 ниже значения, которое требуется по стандартам. В первую очередь такое замечание относится к регионам, расположенным на юге России.Летом температурный режим под капотом, в котором располагается аккумулятор, повышен.

Это влечёт за собой следующие моменты:

  • Активное прохождение процессов превращения электрической энергии в химическую, протекающих в аккумуляторных кислотных батареях.
  • Улетучивание жидкости из состава кислоты.

Всё это обеспечивает сильную отдачу тока, осуществляющуюся даже при минимальных допустимых показателях плотности электролита.

Например, значение 1,22 г/см3 характерно для местности с тёплым и влажным климатом. Если уровень электролита систематически опускается, то это приводит к увеличению значения. Такой взаимосвязанный процесс является причиной химического разрушения проводников электрического тока. Поэтому контроль количества воды в АКБ – важная задача, выполнение которой является залогом грамотного ухода за автомобилем.
Поэтому контроль количества воды в АКБ – важная задача, выполнение которой является залогом грамотного ухода за автомобилем.

Решение заключается в добавлении дистиллированной жидкости при понижении уровня электролита. Если данное действие опустить, то могут возникнуть проблемы с перезарядом и сульфацией.Рассеянность автолюбителей – главный фактор, который лежит в основе разрядки аккумулятора. Другими словами, если водитель не уследил за состоянием АКБ, то нужно предпринять определённые меры.

Они заключаются в обеспечении батареи зарядом при помощи специального устройства.

Однако перед этим необходимо обратить внимание на уровень жидкости, которая могла испариться в процессе функционирования.

Если это произошло, требуется долить очищенную воду без содержания каких-либо примесей.Следовательно, рассмотрев, какая плотность должна быть в аккумуляторе зимой в зависимости от региона, нельзя не привести значения для летнего сезона.Регион использования транспортного средстваЗначение показателя плотности, г/см3Южные регионы1,25Центральные регионы1,27Северные регионы1,27Регионы Крайнего Севера1,27Автовладельцы часто сталкиваются с необходимостью поднять плотность в аккумуляторной батарее, что объясняется двумя причинами.

Во-первых, периодическим регулированием количества дистиллированной жидкости. Во-вторых, частой зарядкой устройства, так как уменьшение интервала осуществления данного действия – первый признак того, что желательно провести процедуру повышения величины.

Выделяют два способа корректировки значения показателя:

  1. использование дополнительных кислот.
  2. применение электролита, обладающего высокой концентрацией;

Чтобы изменить в нужном направлении плотность в аккумуляторной батарее, следует приобрести следующие предметы:

  1. электролит или кислота корректирующего содержания;
  2. цистерна для создания нового раствора;
  3. очищенная жидкость.
  4. специализированный стакан с делениями, применяемыми для измерения объёма;

Алгоритм действий по изменению значения включает в себя 5 этапов:

  • Вторично осмотреть значение электролита. Если оно осталось на прежнем уровне, то повторно осуществить предыдущие этапы.
  • Аккумулятор следует подзарядить с помощью специального устройства, так как номинальный ток даст возможность поступившей воде смешаться.
  • Взять небольшое количество электролита с банки аккумуляторной батареи.
  • Добавить корректирующий раствор в количестве, которое соответствует взятому на предыдущем этапе.

    Такое действие осуществляется при условии, что поставлена задача поднять плотность.

    Если необходимо получить противоположный результат, то регулирующий раствор заменяют на дистиллированную жидкость.

  • После отключения АКБ от батареи целесообразно выждать в районе 2 часов. Это позволит плотности во всех банках встать на один уровень, что сделает вероятность возникновения погрешности при контрольном тестировании минимальной.

Плотность электролита изменяется в результате понижения в определённом отсеке аккумулятора. Причём предварительно полезно изучить номинальный объём, который в нём находится.

Например, в классической стартерной батарее 6СТ-55 величина электролита равна 633 см3, а в 6СТ-45 – 500 см3. Если рассматривать его состав, то в него входят серная кислота и очищенная вода в процентном соотношении 40 на 60.

Достичь необходимой плотности показателя можно, опираясь на представленные данные в следующей таблице:Плотность аккумулятора, г/см3Обязательная величина параметра, г/см31,241,251,26Забор электро-литаДолив раствора 1,40 г/см3Добавление жидкостиЗабор электро-литаДолив раствора 1,40 г/см3Добавление жидкостиЗабор электро-литаДолив раствора 1,40 г/см3Добавление жидкости1,24—6062-120125-1,2544-25—6570-1,2685-8839-40—1,27122-12678-8040-431,28156-162117-12080-861,29190-200158-162123-1271,30———Продолжение таблицыПлотность аккумулятора, г/см3Обязательная величина параметра, г/см31,271,281,30Забор электро-литаДолив раствора 1,40 г/см3Добавление жидкостиЗабор электро-литаДолив раствора 1,40 г/см3Добавление жидкостиЗабор электро-литаДолив раствора 1,40 г/см3Добавление жидкости1,24173175-252256—-1,25118120-215220—-1,268566-177180-290294-1,27—122126-246250-1,2840-436365-8198202-1,2975-78—143146-1,30109-11336-387981-Отметим, что представленные данные соответствуют корректирующему электролиту с плотностью 1,40 г/см3. Если жидкость будет иметь другое значение, то возникает необходимость использовать следующую формулу расчёта для рассматриваемого показателя:Представленные вычисления можно заменить методом золотого сечения, который гораздо проще применить на практике:

  • Если значение ещё не соответствует требуемому, то долить ¼ от откаченной величины.
  • Откачать больший объём воды из банки аккумулятора.
  • Продолжать добавлять раствор до достижения оптимального результата.
  • Заполнить половину освободившегося объёма банки необходимым количеством электролита.
  • Вылить полученную воду в специальный стакан с делениями, чтобы получить информацию о величине.

Кислотная среда небезопасна для человека при неграмотном обращении.

Целесообразно соблюдать все меры предосторожности, чтобы раствор электролита не попал на кожу или в дыхательные пути.

Осуществлять корректировку рассматриваемой величины рекомендуется в помещениях с хорошей вентиляцией.Возникают ситуации, в которых значение показателя опускается ниже 1,18 г/см3.

В таких случаях использование электролита должно сопровождаться применением кислоты. Причём алгоритм действий изменения плотности включает в себя аналогичные этапы с одной поправкой: шаг разбавления при таком значении должен быть небольшим. Это связано с тем фактом, что плотность электролита имеет очень большую концентрацию, и возникает вероятность пропустить нужную отметку.В процессе приготовления раствора в жидкость нужно вливать кислоту, а не наоборот.При определённых обстоятельствах не представляется возможным исправить плотность электролита.

Поэтому есть только один выход: купить новый аккумулятор. Возникает вопрос: как определить такие случаи? Очень просто: электролит становится коричневого оттенка, что свидетельствует об осыпании активной массы, принимающей участие в реакции электрохимического плана.

Следовательно, это приводит к постепенной поломке аккумуляторной батареи.Чтобы такая ситуация не застала врасплох, необходимо знать, что хороший АКБ будет служить в течение 5 лет при следовании всем эксплуатационным правилам.

Следовательно, если данный срок истёк, то нет смысла проводить манипуляции по ремонту батареи. Если вы хотите, чтобы ваш прибор прослужил положенный срок, то следуйте следующим указаниям:

  1. обеспечивайте грамотное обслуживание;
  2. проверять уровень заряда.
  3. контролируйте плотность с помощью ареометра;

Оптимальный уровень плотности находится в пределах от 1,27 до 1,35 г/см3 в соответствии с сезоном и температурным режимом региона.

Если значение рассматриваемого показателя выше нормы, то это свидетельствует о завышении, что отрицательно влияет на функционирование автомобиля. Данный процесс может привести к повреждениям аккумуляторной батареи.

В ситуациях, при которых наблюдается противоположная картина, существует вероятность того, что автомобиль не заведётся.

Главная причина в том, что АКБ замёрзнет при низких температурах.Следовательно, необходимо контролировать значение, чтобы плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом соответствовала оптимальной. Это поможет избежать возникновения непредвиденных обстоятельств.

Однако сделать подобное проблематично, так как плотность изменяется при разных уровнях заряда аккумулятора.

Например, при её уменьшении происходит поглощение дистиллированной жидкости батареей, что приводит к увеличению концентрации показателя.

В обратных ситуациях возникает процесс сульфатации, ведущий к снижению уровня плотности. В результате этой химической реакции пластины наглухо закрываются и теряют возможность правильно заряжаться.

Главный исход – выход из строя АКБ. 1 912 просмотровПонравилась статья? Поделиться с друзьями:

Что такое плотность электролита в аккумуляторе и ее значения

» Большинство автомобилей комплектуются свинцово-кислотными аккумуляторными батареями.

Принцип действия свинцовых аккумуляторов заключается в обратимой химической реакции свинца и его окиси, расположенный в пластинах и раствора электролита. В качестве электролита используется водный раствор серной кислоты Плотность электролита показывает концентрацию (степень разбавленности) кислоты.

Серная кислота и вода могут смешиваться в любых пропорциях. Понятие плотность электролита введено для того, чтобы показать, какое количество чистой кислоты содержится в единице объем электролита. Смешивая кислоту с водой, получают промежуточные значения.

Чем больше воды содержит раствор, тем меньшее значение плотности он имеет, поскольку концентрированная кислота гораздо тяжелее:

  1. концентрированная серная кислота – 1.84 г/см3.
  2. дистиллированная вода – 1.00 г/см3;

Плотность электролита в аккумуляторе имеет определенные значения, которые существенны для нормального протекания химических реакций в процессе работы. В зимний период и летом концентрация кислоты должна иметь разные значения.

Особенно это касается регионов с большими колебаниями температуры. Несоответствие плотности оптимальным значениям может привести к отрицательным последствиям:

  • Низкая плотность:
  1. снижение КПД батареи из-за повышения внутреннего сопротивления;
  2. вероятность замерзания при низких отрицательных температурах;
  3. снижение емкости, так как свинец пластин не полностью вступает в реакцию из-за недостатка кислоты;
  • Высокая плотность:
  1. Осыпание пластин.
  2. Сульфатация пластин из-за образования крупных труднорастворимых кристаллов сульфида свинца;

Важно!

Плотность электролита в АКБ не является постоянной величиной. Это связано с тем, что во время разряда кислота из раствора реагирует с материалом пластин и ее концентрация падает. Во время зарядки происходит обратная реакция.

Разность плотностей заряженного и разряженного аккумулятора составляет примерно 0.15 – 0.16 г/см3. Таким образом, зная параметры электролита в полностью заряженном аккумуляторе, можно определить степень разрядки, не пользуясь измерительными приборами, а определив состояние электролита при помощи ареометра.

Измерения производят с учетом температуры, так как наблюдается сильная зависимость. Рекомендуемые значения относятся к измерениям при температуре от +20 до +30°С В других случаях поправки к измерениям должны иметь такие значения:

  1. от +5 до +19°С — 0.01 гр/см3;
  2. от +4 до -10°С — 0.02 гр/см3;
  3. от -11 до -25° -03 гр/см3;
  4. от +31 до +45°С + 0.01 гр/см3;
  5. от +20 до +30°С + 0.00 гр/см3;
  6. от -26 до -40° -04 гр/см3.

Для электролита автомобильного аккумулятора с нормальной плотностью 1.27 гр/см3 можно привести следующую зависимости от степени разряда батареи: Плотность гр/см3 Уровень заряда Температура замерзания 1.27 100%, – 60°С; 1.26 95%, – 55°С; 1.25 87%, – 50°С; 1.24 80%, – 46°С; 1.23 75%, – 42°С; 1.22 70%, – 37°С; 1.21 63%, – 32°С; 1.20 56%, – 27°С; 1.19 50%, – 24°С; 1.18 44%, – 18°С; 1.17 37%, – 16°С; 1.16 31%, – 14°С; 1.15 25%, – 13°С; 1.14 19%, – 11°С; 1.13 13%, – 9°С; 1.12 6%, – 8°С; В таблице плотности электролита приведена зависимость плотности и температуры замерзания.

Приведенные данные показывают, что глубокий разряд батареи чреват ее замерзанием уже при температуре 8 — 16°С Часто задаваемый вопрос – какая должна быть плотность электролита для лета и для зимы? Большинство производителей аккумуляторов рекомендуют придерживаться следующих значений плотности, в зависимости от минимальной зимней температуры. Важность контроля плотности электролита зимой связана не только с недопущением перемерзания электролита, но и повышением КПД батареи для успешного запуска непрогретого двигателя:

  1. от -4 до -15° 26 гр/см3;
  2. от -15 до -30° 28 гр/см3;
  3. от +4 до -15° 24 гр/см3;
  4. от -30 до -50° 29 гр/см3;
  5. от +6 до +4° 22 гр/см3;

Перечисленные значения справедливы для полностью заряженных батарей.

Заливка электролита в новую батарею производится раствором меньшей концентрации – на 0.02 гр/см3.

В процессе зарядки значение поднимется до необходимой величины. Нормой плотности электролита в средней полосе принято считать 1.26 – 1.27 гр/см3.

При большой разнице среднесуточных температур в летний и зимний период рекомендуется корректировать значение плотности. Процесс не представляет сложности, но опасен из-за агрессивности электролита.

Если машина храниться в гараже и эксплуатируется регулярно, то необходимость в коррекции не возникает, поскольку в результате длительных поездок батарея успевает зарядиться до нормального состояния и содержание кислоты не палает до критических значений. Кратковременные поездки не способствуют нормальному заряду.

Старые аккумуляторы имеют повышенные значения саморазряда, поэтому после длительного простоя плотность может упасть до недопустимых значений. Электролит корректируется на полностью заряженном аккумуляторе.

Важно знать, что в большинстве автомобилей с правильно отрегулированной системой регулировки напряжения, уровень заряда аккумулятора не превышает 80 – 90%.

В зимнее время при наличии большого числа мощных потребителей (вентилятор печки, обогрев стекол и сидений, свет фар), это значение еще меньше.

Для правильной подготовки батареи к зимнему сезону необходима полная зарядка специализированным зарядным устройством.

Заряд производят при слабом кипении электролита до тех пор, пока в течении текущих двух часов плотность расти уже не будет. Рост плотности говорит о том, что заряд еще не окончен. Плотность электролита в заряженном аккумуляторе измеряют через два часа после зарядки, чтобы пластины полностью освободились от пузырьков газа и снизилась температура.

Не забывайте про учет температуры электролита! Содержание кислоты повышают при помощи корректирующего электролита, который добавляют в банки взамен части основного электролита. Важно! Отбор раствора из каждой банки батареи должен быть одинаковым!

Количество добавляемого корректора также одинаково. Сколько убрано жидкости, столько корректирующего раствора нужно добавлять Плотность электролита в аккумуляторе и зимой и летом проверяется после получаса дополнительного заряда с последующей двухчасовой выдержкой.

Это делается с целью равномерного перемешивания электролита. Обязателен учет температуры. Переход на летнюю эксплуатацию делается аналогично, только вместо более крепкой кислоты добавляется дистиллированная вода. Дополнительный заряд должен продолжаться более длительное время, поскольку добавляемая вода из-за низкого удельного веса будет находится в верхнем слое.

Важно! Нельзя ускорять перемешивание покачиванием и переворачиванием батареи, поскольку осадок с дна емкости попадет между пластинами и батарея выйдет из строя. В процессе эксплуатации аккумулятора можно увидеть, что разные банки имеют расхождения при измерении плотности. Если эта величина не превосходит 0.01 – 0.02 гр/см3, то ничего страшного нет.

Большая разница свидетельствует, что банка с меньшим значением начинает выходить из строя.

Встречаются рекомендации исправлять состояние неисправной банки путем долива корректирующего раствора.

Этого делать нельзя ни в коем случае. Простое увеличение концентрации кислоты даст только отрицательный эффект и ускорит выход банки из строя.

В данной ситуации необходимо произвести тренировочный цикл заряда. Полностью заряженный аккумулятор разряжают до 50% номинальной емкости, а затем заряжают малым током до полного заряда. Повторяя процесс несколько раз, можно полностью восстановить неисправные банки батареи.

Такие же требования предъявляются к выравниванию уровня электролита. В процессе зарядки током бортовой сети происходит частичное испарение воды из банок.

Особенно активно этот процесс происходит летом.

Кислота при этом не испаряется, вопреки некоторым источникам из интернета.

Поэтому уровень электролита выравнивается исключительно дистиллированной водой. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вес автомобильного аккумулятора не относится к параметрам, которые в первую очередь интересуют автомобилистов.

Не Современный человек пользуется смартфонами, ноутбуками, беспроводными наушниками, дополнительными гаджетами.

Их плохое свойство — ограниченный Хорошая оснащенность современных автомобилей подразумевает подключение разнообразных потребителей к бортовой сети.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+