Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Ответственность за захват власти в рф комментарии

Ответственность за захват власти в рф комментарии

Ответственность за захват власти в рф комментарии

Ответственность за насильственный захват или удержание власти


› › – из тех, случаи применения которых, как правило, фиксируются историей. Речь идет о

«Насильственном захвате власти или насильственном удержании власти»

. Из Конституции нашей страны следует, что главной властью в Российской Федерации выступает ее народ.

Следовательно, только он и только легитимными методами может организовывать правительство.

Любые посягательства на это право считаются посягательством на общество и его – а такое преступление особенно опасно для страны и поэтому карается особо строго. Комментарии к статье 278 УК РФ проясняют, какие деяния подразумеваются ее формулировкой. Подразделяются эти преступные действия на три типа:

  1. насильственный ;
  2. насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
  3. насильственное удержание власти;

Во всех трех случаях речь идет о деянии государственного масштаба, особо опасном для страны и ее граждан, поэтому мера наказания за него – от 12 до 20 лет лишения свободы.

Рассмотрим подробнее три разновидности деяний, подпадающих под действие статьи:

  1. насильственный захват власти – это действия лица или группы лиц, не принадлежащих к власти, но принуждающих ее представителей путем применения насилия или удержания передать полномочия нарушителям закона;
  2. изменение Конституционного строя Российской Федерации также подпадает под эту статью, поскольку напрямую влияет на государственное устройство страны и ее общества, что, разумеется, не может и не должно производиться по решению группы людей.
  3. насильственное удержание власти, напротив, совершается действующей законно избранной властью, когда ее представители нарушают порядок сменяемости правительства или препятствуют передаче власти, отказываясь признавать результаты выборов, референдумов и других законных актов, требующих их отставки;

При определении состава преступления по статье 278 Уголовного Кодекса РФ принципиально важным считается прямой умысел. Это значит, что поступки обвиняемого должны быть намеренными и запланированными именно с целью получения или сохранения власти. В умысле и заключается субъективная сторона преступления.

Под объективной стороной подразумевается, собственно, какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или ее удержание.

При этом результат этого деяния, его удачное или неудачное завершение не имеют значения с точки зрения Уголовного Кодекса. Преступление считается совершенным тогда, когда совершены противоправные действия, независимо от достижения поставленных целей. Важно. Говоря о «захвате власти», мы подразумеваем правительство как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Важно. Говоря о «захвате власти», мы подразумеваем правительство как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Объектом преступления, описываемого статьей, в комментарии к ней называются общественные отношения и основы государственного строя. Субъектом – либо лицо или группа лиц старше 16 лет, либо, если ситуация включает насильственное удержание власти, представитель правительства, нарушивший закон.

Обвинены по статье 278 при этом могут быть как организаторы преступления, так и выполнявшие их указания исполнители. Стоит заметить, что не любое действие, направленное на захват власти, будет подпадать под статью 278 УК РФ: комментарии к ней подчеркивают грань, отделяющую, например, : «Государственная измена». Под действие этой статьи преступление подпадает тогда, когда в события вовлечено иностранное государство; при этом оба обвинения выносятся отдельно.

Также, обвиняемые по статье 278, зачастую виновны в – оно не входит в сопутствующие действия, следовательно, обвинение по нему выносится отдельно.

Несмотря на то, что нарушение по статье 278 УК РФ считается особо тяжким, виновный может избежать осуждения по нему. В первую очередь потому, что осуждены по этой статье могут быть, как уже было сказано, только лица старше 16 лет – тем, кто не достиг этого возраста, выносят обвинения по другим статьям. Еще один критерий – вменяемость виновного: неадекватное состояние и невозможность осознать свои действия могут помешать обвинению.

К тому же обвинение в насильственном захвате власти не всегда легко обосновать: составление доказательной части может стать серьезной проблемой. Отчасти это связано с бланкетным характером статьи: даже в полном тексте ст. 278 УК РФ с комментариями многие аспекты существуют лишь в виде ссылок на Конституцию РФ или разбираются в ходе дела.

Судебные разбирательства по ст.

278 УК РФ могут быть значительно сложнее, чем по тем статьям, которые отличает наличие четких критериев и большого количества случаев. И это вполне понятно: действия, которые относятся к захвату власти, происходят не часто и носят исключительный характер. Поэтому сложно иметь готовую схему на их случай.

Тем не менее, вопросы защиты общественного и государственного строя — это та область, в которой всегда необходимы серьезные меры. Напоследок напомним о, пожалуй, самом известном случае захвата власти в истории нашей страны.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Рекомендуем статьи по теме Карантин в местах лишения свободы предполагает особый режим содержания заключенных. Разберемся подробнее с данным явлением .

Современное школьное образование предполагает дипломатическое решение конфликтов. Наказание учителя не должно нарушать права детей, посещающих .

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

  • »
  • »
  • »

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет . Объектом насильственного захвата или насильственного удержания власти являются общественные отношения, гарантирующие суверенитет Российского государства и суверенитет государственной власти. Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, что предполагает для уяснения признаков состава преступления обращение к Конституции РФ, которая закрепляет основы формирования и функционирования органов власти.

Конституция РФ, в частности, устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.

10); ее осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ (ст.

11); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В силу федеративного характера Российского государства Конституция РФ предусматривает функционирование двух уровней власти: федерального и субъектов РФ (ст. ст. 5, 11). Конституция РФ фиксирует и исходные положения, определяющие порядок формирования органов государственной власти России (ст.

ст. 81, 96, 111, 118 и др.). Толкование конституционных предписаний применительно к рассматриваемой статьей уголовного закона позволяет установить, что: 1) насильственный захват или насильственное удержание власти могут иметь место либо в отношении какой-то одной ветви власти либо носить широкомасштабный характер, направленный против всех субъектов власти; 2) преступление может быть совершено на различных уровнях осуществления власти: федеральном, региональном, муниципальном. Статья 278 УК РФ предусматривает ответственность лишь за нарушение конституционных принципов и конституционного порядка формирования и осуществления власти в стране. В связи с этим действия, состоящие в нарушении частных правил формирования органов власти (нарушение порядка голосования, выдвижения или назначения кандидатур для занятия должностей в системе власти и т.п.), не затрагивающие принципиальных основ функционирования органов власти, не могут быть квалифицированы по ст.

278 УК РФ, но при наличии к тому оснований могут влечь ответственность по иным статьям уголовного закона. Объективная сторона преступления выражена активными действиями, направленными на захват власти, удержание власти или изменение конституционного строя. Состав преступления формальный; оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст.

Состав преступления формальный; оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст. 278 УК РФ действий независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Сами действия описаны законом альтернативно; для привлечения к ответственности достаточно выполнения хотя бы одного из них. Захват власти означает попытку незаконного прихода к власти субъекта, которому эта власть не принадлежала.

Он может выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих властные полномочия, их изоляции, самопровозглашении преступника на их месте, узурпации власти. Захват власти предполагает полное переподчинение себе виновным компетенции того или иного государственного органа власти в целом, незаконное завладение правом принимать решения и проводить через этот орган государственную политику. Присвоение полномочий конкретного должностного лица и совершение в связи с этим действий, причиняющих вред интересам граждан и организаций, квалифицируется согласно закону по ст.

288 УК РФ. Удержание власти представляет собой попытку незаконного удержания власти лицом, которому ранее она принадлежала на законных основаниях. Лицо в этом случае продолжает исполнять свои государственно-властные полномочия после истечения их конституционного срока либо после принятия вышестоящим органом решения об отставке этого лица (роспуске коллегиального органа) и одновременно препятствует реализации полномочий законным органом власти. Изменение конституционного строя заключается в противоправных попытках преобразовать систему экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, закрепленных Конституцией РФ.

Конституционный строй представляет собой систему социально-экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами; он всегда предполагает существование в государстве народного суверенитета, разделения властей, нерушимости и неотчуждаемости общепризнанных прав и свобод человека. Преступное изменение конституционного строя может осуществляться как лицами, захватившими или удерживающими власть, так и легитимно сформированными органами власти.

Для привлечения к ответственности по ст.

278 УК РФ достаточно совершения любого из указанных действий при условии, что оно: а) совершено в нарушение Конституции РФ; б) является насильственным. Насильственный характер действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя может проявляться в причинении вреда здоровью отдельным лицам, лишении их жизни, угрозах причинения различного вреда, предъявлении ультиматумов, блокировании работы конституционных органов власти, изоляции депутатов, захвате зданий и т.д.

В ситуациях, когда насилие выразилось в совершении конкретных преступлений (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, организация массовых беспорядков, террористический акт и др.), содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности преступлений. Отсутствие признака насилия в осуществлении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя исключает ответственность виновного по ст. 278 УК РФ. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла.

Виновный сознает общественную опасность совершаемых действий и преследует специальную цель захватить, удержать власть неконституционным путем, насильственно изменить конституционный строй в государстве.

Мотивы совершения преступления (политические, экономические, религиозные и др.) не влияют на квалификацию, но могут быть приняты во внимание судом при определении размера наказания.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.

278 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях.

Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях. Субъект преступления общий. К ответственности по ст. 278 УК РФ могут быть привлечены как организаторы, руководители захвата, удержания власти или изменения конституционного строя, так и рядовые участники преступления.

Вместе с тем при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности некоторых рядовых участников преступления следует устанавливать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяний (в частности, признаков исполнения приказа или распоряжения).

На преступление, предусмотренное ст. 278 УК РФ, распространяется действие поощрительной нормы, содержащейся в примечании к ст.

275 УК РФ (см. комментарий к ст.

275 УК РФ). 1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями, направленными: 1) на насильственный захват власти; 2) насильственное удержание власти; 3) насильственное изменение конституционного строя РФ. 2. Действия, направленные на насильственный захват власти, означают, что политической партией, движением или иной политической силой предпринята попытка прихода к власти (как в Российской Федерации, так и в субъектах РФ) неконституционным путем без изменения конституционного строя РФ. Насилие в этом случае следует трактовать широко; оно может охватывать заключение под стражу, лишение свободы, интернирование, причинение вреда здоровью.

Причинение смерти требует самостоятельной квалификации преступления.

3. Действия, направленные на насильственное удержание власти, предполагают, что: во-первых, властные функции принадлежали виновным на законных основаниях; во-вторых, они отказываются уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ. Насилие в этом случае применяется к представителям политических сил, к которым должна перейти власть.

4. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, наиболее опасные, так как преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ. 5. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных действий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ. 7. При насильственном удержании власти ответственности подлежит представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, обязанный передать власть; в остальных случаях субъект общий — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. При насильственном удержании власти ответственности подлежит представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, обязанный передать власть; в остальных случаях субъект общий — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Рекомендуем прочесть:  Хочу подать в суд на стоматолога

8. Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст.

275 УК. ← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 278 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте.

Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день.

Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

» Комментарий под редакцией Есакова Г.А.1.

Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) захват власти; б) удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

Захват власти – противоправное свержение, отстранение от власти законных представителей для получения властных полномочий. Удержание власти в нарушение Конституции РФ – это сохранение, удержание властных полномочий в нарушение основного закона лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях или насильственно захватившими власть. Изменение конституционного строя – это полное или частичное изменение базовых начал общественного стоя и государственной организации, характеризующих конституционный строй РФ.Насильственный характер указанных действий означает применение или демонстрацию готовности применения силы преимущественно с использованием оружия и (или) специализированных средств лицами, группами граждан, организациями в процессе осуществления указанных действий.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти могут сопровождаться побоями, умышленным причинением вреда здоровью, принудительной изоляцией и т.п.2. Преступление признается оконченным с начала совершения указанных насильственных действий, независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.Комментарий под редакцией Рарога А.И.1. Непосредственным объектом преступления являются основы политической системы РФ в части легитимности государственной власти, конституционного порядка установления и функционирования государственной власти и ее органов.

Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.2. Объективная сторона преступления может выражаться в действиях троякого характера: направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, или на насильственное изменение конституционного строя РФ.3. Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку неконституционного способа прихода конкретных лиц, политических партий, движений и иных политических сил к власти в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране.

Насилие как неконституционный способ захвата власти или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании, насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с Конституцией РФ и законами России.4. Действия, направленные на насильственное удержание власти, – это отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конституции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым в соответствии с Конституцией РФ должна перейти государственная власть.

Насилие при неконституционной попытке удержать власть по своему содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке захватить власть.5.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, характеризуются насилием, преследующим цель изменить общественный строй, политическую систему, государственное устройство либо основные политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.6. Крайней формой насилия при совершении анализируемого преступления является применение оружия. Но если такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст.

279 УК) и не требует дополнительной квалификации по ст.

278 УК, поскольку названные цели предусмотрены и в ст. 278, и в ст. 279 УК (цель свержения конституционного строя выступает средством последующего захвата власти).

Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки ст. 279 УК, и одновременно цель нарушения территориальной целостности РФ, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст.

278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 278 и 279 УК.7. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, или на насильственное удержание власти, или на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы (захватить или удержать власть, изменить конституционный строй РФ).8. Если в процессе применения насилия причиняется смерть человеку, она не охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст.

ст. 277, 317 или 105 УК.9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью – неконституционный захват власти, неконституционное удержание власти или изменение конституционного строя РФ насильственным путем.10. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

При насильственном удержании власти субъект специальный – представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же передать государственную власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.Стоит заметить, что не любое действие, направленное на захват власти, будет подпадать под статью 278 УК РФ: комментарии к ней подчеркивают грань, отделяющую, например, статью 275: «Государственная измена».Под действие этой статьи преступление подпадает тогда, когда в события вовлечено иностранное государство; при этом оба обвинения выносятся отдельно.

Обвиняемые по статье 278 зачастую виновны в убийстве – оно не входит в сопутствующие действия, следовательно, обвинение по нему выносится отдельно.Несмотря на то, что нарушение по статье 278 УК РФ считается особо тяжким, виновный может избежать осуждения по нему. В первую очередь, потому, что осуждены по этой статье могут быть, как уже было сказано, только лица старше 16 лет – тем, кто не достиг этого возраста, выносят обвинения по другим статьям.

Еще один критерий – вменяемость виновного: неадекватное состояние и невозможность осознать свои действия могут помешать обвинению.К тому же обвинение в насильственном захвате власти не всегда легко обосновать: составление доказательной части может стать серьезной проблемой. Отчасти это связано с бланкетным характером статьи: даже в полном тексте ст.

278 УК РФ с комментариями многие аспекты существуют лишь в виде ссылок на Конституцию РФ или разбираются в ходе дела.Комментарий под редакцией А.В. БриллиантоваОбъектом насильственного захвата или насильственного удержания власти являются общественные отношения, гарантирующие суверенитет Российского государства и суверенитет государственной власти.Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, что предполагает для уяснения признаков состава преступления обращение к Конституции РФ, которая закрепляет основы формирования и функционирования органов власти.

Конституция РФ, в частности, устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3).Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.

10); ее осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ (ст. 11); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В силу федеративного характера Российского государства Конституция РФ предусматривает функционирование двух уровней власти: федерального и субъектов РФ (ст.

12). В силу федеративного характера Российского государства Конституция РФ предусматривает функционирование двух уровней власти: федерального и субъектов РФ (ст.

ст. 5, 11). Конституция РФ фиксирует и исходные положения, определяющие порядок формирования органов государственной власти России (ст. ст. 81, 96, 111, 118 и др.).Толкование конституционных предписаний применительно к рассматриваемой статье уголовного закона позволяет установить, что:1) насильственный захват или насильственное удержание власти может либо иметь место в отношении какой-то одной ветви власти, либо носить широкомасштабный характер, направленный против всех субъектов власти;2) преступление может быть совершено на различных уровнях осуществления власти: федеральном, региональном, муниципальном.Статья 278 УК РФ предусматривает ответственность лишь за нарушение конституционных принципов и конституционного порядка формирования и осуществления власти в стране.

В связи с этим действия, состоящие в нарушении частных правил формирования органов власти (нарушение порядка голосования, выдвижения или назначения кандидатур для занятия должностей в системе власти и т.п.), не затрагивающие принципиальных основ функционирования органов власти, не могут быть квалифицированы по ст.

278 УК РФ, но при наличии к тому оснований могут повлечь ответственность по иным статьям уголовного закона.Объективная сторона преступления выражена активными действиями, направленными на захват власти, удержание власти или изменение конституционного строя.

Состав преступления формальный; оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст. 278 УК РФ действий независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий. Сами действия описаны законом альтернативно; для привлечения к ответственности достаточно выполнения хотя бы одного из них.Захват власти означает попытку незаконного прихода к власти субъекта, которому эта власть не принадлежала.

Он может выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих властные полномочия, их изоляции, самопровозглашении преступника на их месте, узурпации власти. Захват власти предполагает полное переподчинение себе виновным компетенции того или иного государственного органа власти в целом, незаконное завладение правом принимать решения и проводить через этот орган государственную политику. Присвоение полномочий конкретного должностного лица и совершение в связи с этим действий, причиняющих вред интересам граждан и организаций, квалифицируются согласно закону по ст.

288 УК РФУдержание власти представляет собой попытку незаконного удержания власти лицом, которому ранее она принадлежала на законных основаниях.

Лицо в этом случае продолжает исполнять свои государственно-властные полномочия после истечения их конституционного срока либо после принятия вышестоящим органом решения об отставке этого лица (роспуске коллегиального органа) и одновременно препятствует реализации полномочий законным органом власти.Изменение конституционного строя заключается в противоправных попытках преобразовать систему экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, закрепленных Конституцией РФ.

Конституционный строй представляет собой систему социально-экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами; он всегда предполагает существование в государстве народного суверенитета, разделения властей, нерушимости и неотчуждаемости общепризнанных прав и свобод человека. Преступное изменение конституционного строя может осуществляться как лицами, захватившими или удерживающими власть, так и легитимно сформированными органами власти.Для привлечения к ответственности по ст.

278 УК РФ достаточно совершения любого из указанных действий, при условии что оно: а) совершено в нарушение Конституции РФ; б) является насильственным.Насильственный характер действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя может проявляться в причинении вреда здоровью отдельным лицам, лишении их жизни, угрозах причинения различного вреда, предъявлении ультиматумов, блокировании работы конституционных органов власти, изоляции депутатов, захвате зданий и т.д. В ситуациях, когда насилие выразилось в совершении конкретных преступлений (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, организация массовых беспорядков, террористический акт и др.), содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности преступлений. Отсутствие признака насилия в осуществлении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя исключает ответственность виновного по ст.

278 УК РФС субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла.

Виновный сознает общественную опасность совершаемых действий и преследует специальную цель – захватить, удержать власть неконституционным путем, насильственно изменить конституционный строй в государстве.

Мотивы совершения преступления (политические, экономические, религиозные и др.) не влияют на квалификацию, но могут быть приняты во внимание судом при определении размера наказания.Субъектом преступления, предусмотренного ст.

278 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях.

Субъект преступления общий.К ответственности по ст. 278 УК РФ могут быть привлечены как организаторы, руководители захвата, удержания власти или изменения конституционного строя, так и “рядовые” участники преступления.

Вместе с тем при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности некоторых “рядовых” участников преступления следует устанавливать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяний (в частности, признаков исполнения приказа или распоряжения).

На преступление, предусмотренное ст.

278 УК РФ, распространяется действие поощрительной нормы, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ (см. комментарий к ст.

275 УК РФ). Структурно статья 206 УК РФ состоит из четырех частей, при этом часть первая раскрывает термин захвата и удержания, а вторая включает в себя семь квалифицирующих признаков:

  • Удержание в заложниках беременной женщины. Об этом факте должно быть хорошо известно преступнику. В частности, указанное состояние может быть очевидным и наблюдаться визуально;
  • Осуществление преступления из корыстных соображений или по найму.
  • Совершение захвата, сопряженного с опасным для жизни и здоровья пленников насилием;
  • Применение в ходе осуществления злодеяния оружия, а равно предметов, используемых как оружие. Этот шаг осуществляется с целью подавления воли плененных лиц к возможному противодействию;
  • Совершение злодеяния группой лиц, вступивших в предварительный сговор между собой. Квалификация их действий, с учетом распределенных ролей, осуществляется через ст. 33 УК РФ;
  • Захват в заложники двух и более граждан;
  • Пленение лица, являющегося для преступника заведомо несовершеннолетним;

Внимание! Третья и четвертая части рассматриваемой статьи предусматривают ответственность за наступление трагических последствий. К ним относятся причинение смерти по неосторожности, а равно убийство человека.

Скачать для просмотра и печати: Статья 33 Уголовного кодекса РФ «Виды соучастников преступления»( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Понравилась статья?

Рекомендуем прочесть:  Как узнать свой снитлся

Поделиться с друзьями:

Комментарий к статье 278 УК РФ Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

1.

Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.

10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации — образуемые ими органы государственной власти.

Основы конституционного строя составляют положения гл. 1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл.

9 Конституции РФ. 2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимают попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем, при этом не меняя конституционный строй РФ.

В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти.

Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью. 3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст.

ст. 277, 317 или 105 УК. 4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти либо вообще «какого-либо лица». Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 278 и 210 УК. Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. ст. 212 или 279 УК. 6. Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают продолжение осуществления властных функций лицами, которым власть принадлежала на законных основаниях, отказ уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ.

Указанные действия согласно комментируемой статье должны сопровождаться применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти власть. Содержание насилия при попытке удержать власть аналогично содержанию насилия при неконституционной попытке захватить власть в стране.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в ст. 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ. 8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ.

При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния.

При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий — лицо, достигшее возраста 16 лет. 11. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст.

275 УК (см. комментарий к ней).

Насильственный захват или удержание власти: состав преступления и наказания

На протяжении длительного времени каждого из нас или, по крайней мере, многих, школьные учебники истории учили одному тезису — «Государственная власть — неприкосновенна». Залог успеха демократического строя — это предоставление возможности самому народу определять, кто будет управлять государством, и только по воле народа, правящая структура страны может быть освобождена от своих обязанностей или заменена. Но, к сожалению, этим нерушимым тезисом часто пренебрегают, особенно в государствах с низкой правовой культурой, например, страны Африки, где правящей структурой становятся те, у кого больше ресурсов (оружия, людей, техники).

И подобный насильственный захват власти, и её удержание прослеживается на протяжении не только средних веков, но и в современной мировой истории, в том числе в истории Советского Союза.

В настоящей статье речь как раз и пойдёт о том, какое предусмотрено наказание за совершение захвата и удержания власти, а также какие существуют виды и особенности данного преступления.Стоит ли говорить о том, что за совершение незаконного захвата власти предусмотрена уголовная ответственность, со всеми правовыми последствиями. В рамках Уголовного Кодекса за квалификацию и определение тяжести наказания отвечает статья 278, положения которой выглядят следующим образом:Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с на срок до двух лет.Объектом рассматриваемого преступления является сам Конституционной строй Российской Федерации, которой устанавливает легитимность действующей управленческой структуры страны, и защищает её суверенитет.Положением настоящей статьи не определёны конкретные действия, совершение которых необходимо для квалификации по статье 278 УК РФ, в отличие от направленности и последствии их осуществления, а именно:

  1. «удержание власти» — подобные последствия могут проявляться в двух видах: 1-ое — это незаконное удержание властных полномочий, которая уже признана незаконной или были избраны другие лица, 2-ое — это прямые действия по сохранению захваченной власти.
  2. «незаконные изменения конституционного строя РФ» — это изменение установленных и государства в целом.
  3. «насильственный/силовой захват власти» — как уже стало понятно, данные последствия достигаются осуществлением группой лиц или организацией вооружённого нападения с присвоением правящих функций в обход действующего законодательства, в том числе избирательного. При этом территориально это может проявляться как в захвате государственной власти страны в целом, так и отдельно взятых субъектов.

Принимая всё вышеописанное во внимание, следует сказать о формальности состава данного злодеяния, которая проявляется в выполнении любых действий, направленность которых предполагает наступление вышеприведённых последствий, даже без учёта их фактического наступления.Также нельзя обойти и не упомянуть сходство рассматриваемого деяния с государственной изменой (ст.275 УК РФ). При этом совокупная квалификация с возможна, при условии сотрудничества виновных лиц с иностранными государствами или иностранными организациями, в том числе с их представителями.Очень важный момент заключается в том, что совокупная квалификация априори следует за данным захватом власти, так как осуществляется она с или силового воздействия, что, гарантировано, приводит к пострадавшим и человеческим потерям.Наиболее яркими примерами по рассматриваемой теме выступает захват власти в 90-ые годы 20 века, в период перестройки в Советском Союзе, становлении Российской Федерации, при которой президентские полномочия перешли, в основном, благодаря силовому влиянию.А последний резонансный пример — это события на Майдане в Украине в 2014 году, последствия, которых и для украинцев, и для жителей Европы, в том числе России, прослеживаются до сих и будут аукаться ещё длительное время.Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:

Ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти согласно статьи 278 УК РФ

»

Статья 278 УК РФ определяет деяния, которые должны предотвращаться и наказываться за реальный умысел свергнуть или насильственным методом заменить конституционный строй. Державная власть обладает правом неприкосновенности, её избирают по волеизъявлению подданных, но никак по стремлению отдельных сгруппировавшихся лиц. Во всех странах мира пытаются пресечь любую угрозу захвата власти, но не всегда получается вовремя на это отреагировать.

Примером могут служить исторические факты и фильмы, рассказывающие о незаконном захвате власти, такие как революция, произведённая большевиками в 1917 году, в 1933 приход к власти национал-социалистов (фашисты) во главе с Гитлером, путч в России в 1991 году.

Насильственный захват власти – это стремление противозаконно прийти к браздам правления объектом (синоним — узурпатором), не обладавшим ранее этой привилегией. Лица, пытающиеся:

  1. принудительно её удерживать;
  2. завладеть властью;
  3. заменить существующий строй.

Есть правонарушители, посягнувшие на Конституцию РФ.

Применение насилия для захвата власти проявляется в нанесении повреждений различной степени, мирным гражданам, независимо, была ли достигнута цель субъектами насилия.

В согласии с Уголовным кодексом преступление, совершённое против государства, предусматривает наказание лишением свободы на 12-20 лет.

Спланированная организованная правонарушающая деятельность, жестокость, квалифицируют характерную черту преступления незаконного удерживания и завладения властью.

Конституцией определенно, что Государственную власть осуществляют:

  • Федеральное собрание.
  • Суды РФ.
  • Правительство РФ.
  • Президент страны.

В Российской Федерации никто не имеет прав присваивать власть и нарушать букву закона.

Незаконное завладение властным полномочием преследуется федеративным законодательством.

В новой краткой редакции комментария говорится:

  • Преступное деяние можно считать оконченным с начатия свершения данных принудительных действий, независящих от результата и свершения поставленных стремлений.
  • Предметом правонарушения выступают подданные России, зарубежной страны, субъекты без подданства, здравомыслящие, достигнувшие 16-го возраста.
  • Объективный бок правонарушения выражается действиями – завладением властью, её удерживанием, деянием, которое направлено на принудительную перемену существующего строя России. Стремление к захвату власти – есть приобретение полномочий власти, путём противоправного свержения и устранения от власти легитимных избранников. К удерживанию власти относится сохранность, противоправное удержание правовых полномочий субъектами, которым она раньше законно принадлежала или ею насильно завладевшими. К изменениям конституционального строя относится преобразование в полном или частичном объёме изменений в основах социального и правительственного устройства, характерных для конституционного строя России. Данные действия насилия могут означать готовность к использованию или показ решимости к применению силы при помощи оружейного арсенала или иных спецсредств лицами, гражданскими группировками, организациями, в периоде исполнения данных деяний. Насильственный захват и удерживание власти почти всегда сопутствует расправой, намеренным нанесением вреда жизнедеятельности человека, принудительным изолированием.

Когда действия преступления связаны с одиночными нарушениями правил порядка голосования, выдвигания и назначения кандидатов на занятие вакансий в органах власти, но не влияющие на основы работы действующей власти, то такие действия не подпадают под статью 278 УК РФ, к ним применяются иные меры уголовной ответственности.

Примеры:16 марта 2016 года по отношению к подсудимым Б. и К., обвиняемых по нескольким статьям, а также по ст. 278 УКРФ, судом было продлено пребывание под стражей сроком на 80дней до 5 июля 2016 года.

Защитниками данных граждан подана апелляционная жалоба, где выражалось:

  1. несогласие с судовым определением, просьбой отмены как незаконного и необоснованного решения;
  2. что судом не принялись в расчёт личные данные подсудимых и семейное положение.
  3. недостаток доказательной базы состава преступления для увеличения судовой инстанцией срока пребывания под арестом;
  4. ходатайство о замене наказания подзащитным с нахождения под стражей на иную, не связанную с изолированием от общественности;

При разбирательстве материалов судового производства, обсудив изложенные защитниками апелляционные жалобы, доводы, заслушав граждан, фигурирующих в судовых собраниях апелляционной инстанции, судовая коллегия не находит основание, чтобы отменить судебное решение. Но участникам судопроизводства была предоставлена возможность обосновать свою позицию по рассматриваемому делу с предоставлением соответствующих доказательств.

Вынося решение, судом учитывались все факторы – род занятий, семейное положение, личные данные до инкриминированных действий, обстоятельства расследования юридического дела, представленное обвинение. Учитывая характер и тяжесть предъявленных подсудимым Б. и К. обвинений, все совокупности указанных обстоятельств свидетельствуют о необходимости продления периода нахождения под арестом, соответственно требованию ч.

3 ст. 255 УПК РФ. Приговор оставить без изменения. 27 июля 2017 года заседанием судовой инстанции рассматривался иск Исправительного учреждения об осуществлении административного наблюдения в отношении осуждённого М.

от 18.04.2012 года, по нескольким статьям, включая ст.278УКРФ на 7 лет отбывания наказания в исправительной колонии особого режима. В заявление указывалось, что М.

отбывает наказание за тяжкие правонарушения и вовремя их отбывания постоянно нарушал порядок исправительного учреждения. 12.02.2018 г. осуждённый освобождается условно-досрочно. Просьба назначить по отношению М.

А. В. административный надзор на 4 года с включением усечения прав:

  1. по месту регистрации или пребывания дважды на месяц отмечаться в органах внутренних дел;
  2. в установленное время находится по адресу проживания;
  3. запретить выезжать с мест, указанных судом.
  4. запретить участвовать и посещать места массового или иного мероприятия;

Судебное заседание происходило без М.на основании его заявления, где он просил рассмотреть дело без уполномоченного и его участия, также указывал на несогласие с данным иском. Выслушав представителя исправительной колонии, произведя исследования описанных материалов судопроизводства, судовой орган сделал следующие выводы.

Учитывая изложенное, характерную степень социальной опасности содеянных М.

правонарушений, его неудовлетворительные поступки в месте отбывания наказания, состояние здоровья, судом вынесено постановление, требование исправительного учреждения подлежит удовлетворению. Субъекты, умышленно наносящие вред социальному обществу, существующей власти подлежат суровому наказанию согласно статье 278 УК РФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+