Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Организации осуществляющие техническое обслуживание вдго

Организации осуществляющие техническое обслуживание вдго

Обслуживание внутридомового газового оборудования


Газоснабжение является одним из видов коммунальных услуг, и в настоящее время трудно представить жизнь без газа. Но нужно помнить о том, что газ – источник повышенной опасности, газоснабжение жилого дома зачастую сопряжено с авариями, в том числе и с человеческими жертвами.

Причинами аварий являются, как правило, ненадлежащая эксплуатация газового оборудования или его неудовлетворительное состояние. В настоящее время вопрос безопасной эксплуатации газового оборудования стоит очень остро, совершенствование законодательства в данной сфере идет полным ходом.

Подробности – в статье.Развитие законодательства об эксплуатации газового оборудованияВ советское время содержанием газового оборудования в целом занимались газораспределительные организации.В 1993 году началось акционирование газовых хозяйств (см. Распоряжение Госкомимущества РФ от 30.04.1993 № 765‑р «О приватизации предприятий газового хозяйства РФ»).

При этом приватизации подлежали только распределительные газопроводы, а внутридомовое газовое оборудование (далее – ВДГО) никому не было передано на баланс, то есть фактически оказалось бесхозным.

Тем не менее газораспределительные организации продолжили следить за техническим состоянием ВДГО, поскольку в тариф на газ для населения были включены затраты на его обслуживание. В условиях тяжелой экономической ситуации 90‑х годов не могло быть и речи о плановой замене изношенных внутридомовых газовых сетей и газового оборудования.

Позднее в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116‑ФЗ

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

газовое оборудование жилых зданий не было включено в перечень опасных производственных объектов. Кроме того, в 2003 году были введены в действие Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9, в п.

1.1.5 которыхуказано, что их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий. Таким образом, в отношении безопасной эксплуатации ВДГО настал полный правовой вакуум.В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170,организации – балансодержатели жилого фонда обязаны заключать договоры технического обслуживания ВДГО со специализированными организациями (п. 5.5.6). Тем не менее большинство муниципалитетов отказались заключать данные договоры, ссылаясь на дефицит бюджетных средств.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005) функции обеспечения конечных потребителей газом были переданы ТСЖ и управляющим компаниям, которые нередко из экономии нанимают для обслуживания ВДГО фирмы, не располагающие ни опытом, ни компетентным персоналом, ни необходимым оборудованием.Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта ВДГО специализированной организацией (п. 95). При этом предусмотрено, что в случае расторжения (прекращения) потребителем договора о содержании и ремонте ВДГО допускается приостановление подачи газа (п.

97).Многочисленные аварии, спровоцированные в том числе пробелами в законодательстве об эксплуатации газового оборудования, привели к принятию еще одного нормативного правового акта – Правил поставки газа[1], которые регулируют отношения между поставщиками и потребителями газа.

Основные понятия Правил поставки газаВ соответствии с п. 3 Правил поставки газа ВДГО – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.Сторонами договора поставки газа признаются поставщик газа и абонент.Поставщик газа – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.Абонент – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Подобная схема договорных отношений по поставке газа полностью совпадает с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг потребителям (пп. «в» п. 49).Правила поставки газа дают также определение понятию «специализированная организация» – это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.Порядок заключения договора поставки газаДля заключения договора ТСЖ или иная организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, должны направить в газоснабжающую организацию оферту (заявку на заключение договора) (п.

7 Правил поставки газа). Сведения, которые обязательно указываются в оферте, перечислены в п. 8 Правил поставки газа. Так, необходимо обозначить, что предполагается газоснабжение многоквартирного дома, состоящего из жилых и нежилых помещений с такой‑то площадью, таким‑то количеством собственников. Также нужно назвать виды потребления газа, состав газоиспользующего оборудования, привести сведения о приборе учета газа (если таковой имеется на вводе в дом); информацию о гражданах, имеющих льготы и иные меры социальной поддержки по оплате газа; реквизиты акта об определении границ раздела собственности.Кроме того, к оферте должны быть приложены:– заверенные копии учредительных документов;– доверенность представителя или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (например, устав для председателя правления ТСЖ); – документы, подтверждающие размеры общей площади помещений в доме (технический паспорт);– документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в доме (справки);– документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав ВДГО, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям;– документы, связанные с прибором учета газа на вводе в дом;– копия договора о техобслуживании ВДГО;– документы, подтверждающие предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате газа;– копия акта об определении границы раздела собственности.В течение месяца газоснабжающая организация рассматривает оферту заявителя и принимает решение (п.

11 Правил поставки газа). Поставщик газа вправе отказать в заключении договора по основаниям, названным в п. 13 рассматриваемого документа: – отсутствие у заявителя ВДГО, а именно газопровода, газоиспользующего оборудования или приборов учета газа[2];– отсутствие у заявителя договора о техобслуживании ВДГО;– отсутствие у поставщика технической возможности подачи газа;– представление не всех документов либо недостоверных сведений.Договор заключается на неопределенный срок (п.

13 рассматриваемого документа: – отсутствие у заявителя ВДГО, а именно газопровода, газоиспользующего оборудования или приборов учета газа[2];– отсутствие у заявителя договора о техобслуживании ВДГО;– отсутствие у поставщика технической возможности подачи газа;– представление не всех документов либо недостоверных сведений.Договор заключается на неопределенный срок (п.

14 Правил поставки газа). В случае отказа от заключения договора газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление.Договор техобслуживания ВДГОПравила поставки газа исключают возможность заключения договора поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО. Как было отмечено ранее, к оферте, направляемой газоснабжающей организации, следует приложить копию договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, а отсутствие договора об обслуживании ВДГО является одним из оснований для отказа в заключении договора поставки газа (пп.

«к» п. 9 и пп. «б» п. 13 Правил поставки газа). Напомним, что Правила предоставления коммунальных услуг возлагают на исполнителя коммунальных услуг обязанность по обслуживанию внутридомовых инженерных систем. И в этом смысле Правила поставки газа нововведений не содержат.

Тем не менее представляется, что, руководствуясь лишь Правилами предоставления коммунальных услуг, газоснабжающие организации ранее не могли отказать управляющим организациям и ТСЖ в поставке газа. Именно поэтому только с выходом в свет Правил поставки газа организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, «засуетились» и в срочном порядке стали заключать договоры со специализированными организациями.Ключевую роль играет повышенная опасность ВДГО.

Отсутствие договоров о содержании и ремонте газового оборудования создает угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства, так как возникновение аварийной ситуации в системе ВДГО может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери. Стороны договораДоговор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении заключается между абонентом и специализированной организацией. В определении понятия специализированной организации содержится указание на то, что она должна быть допущена к осуществлению деятельности в установленном законом РФ порядке.

Однако такой порядок не утвержден (п.

4 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 возлагает на Министерство регионального развития РФ обязанность утвердить порядок содержания и ремонта ВДГО[3]). Лицензирование деятельности по техобслуживанию и ремонту ВДГО было отменено в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 № 128‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».Вместе с тем согласно п.

3 Правил поставки газа под специализированной организацией понимается газораспределительная организация. В свою очередь, в силу пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, газораспределительная организация осуществляет эксплуатацию газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям (собственник газораспределительной системы или лицо, заключившее с собственником договор на ее эксплуатацию).

Что касается абонента, под ним понимается исполнитель коммунальных услуг, в обязанности которого входит заключение договора поставки газа. Отметим, что гражданин может вступать в договорные отношения со специализированной организацией только в том случае, если речь идет об обслуживании ВДГО индивидуального жилого дома.

Даже если собственники помещений в многоквартирном доме избрали непосредственное управление, договор о техобслуживании ВДГО должен быть заключен от имени всех собственников. Заключение договора о содержании и ремонте части общего имущества в доме каждым собственником не представляется возможным.Условия договораЯсность в обозначенный вопрос должен внести порядок содержания и ремонта ВДГО, обязанность утвердить который возложена на Минрегион РФ.

Учитывая, что техобслуживание ВДГО направлено на обеспечение безопасности и предотвращение аварий, представляется, что в договоре должны быть установлены разумные сроки осмотра ВДГО.

Исходя из содержания Правил поставки газа специализированная организация:– должна иметь аварийно-диспетчерскую службу или заключить договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы (п. 3);– должна производить демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта (п. 29);– вправе давать заключения о состоянии ВДГО (пп.

«в» п. 47);– может принимать участие в проведении проверки (п. 57).Взаимоотношения сторон по договору техобслуживания газового оборудования осложняются тем, что к ВДГО относится как оборудование, являющееся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, так и имущество, находящееся непосредственно в квартире граждан.

Как быть, например, если собственник не допускает сотрудников специализированной организации в жилое помещение для проверки состояния газоиспользующего оборудования и приборов учета? Ответственности граждан не предусмотрено, поэтому остается лишь уповать на их сознательность. Порядок заключения договораЗаконодательство не предусматривает каких‑либо особенностей заключения рассматриваемого договора.
Порядок заключения договораЗаконодательство не предусматривает каких‑либо особенностей заключения рассматриваемого договора. Представляется, абонент должен обратиться в специализированную организацию с заявкой, предоставить сведения, необходимые контрагенту, и подписать договор на определенный срок.Какие меры должны предпринять ТСЖ и УО до подписания договора со специализированной организацией?

В первую очередь встает вопрос: спрашивать ли согласия жильцов на общем собрании?Выбирая тот или иной способ управления домом, собственники помещений в доме оказывают доверие ТСЖ либо управляющей организации. При этом товарищество и управляющая компания вправе самостоятельно определять, каким образом осуществлять управление домом (например, с каким подрядчиком заключать договор).

Следовательно, согласие общего собрания на заключение конкретного договора не требуется. Исполнение обязательств по договору техобслуживания ВДГО и аварийно-диспетчерского обеспечения связано с определенными затратами (оплата услуг по договору).

При любом способе управления эта сумма уплачивается собственниками помещений в доме. По смыслу жилищного законодательства расходы на содержание и ремонт общего имущества в доме должны быть согласованы с собственниками. Таким образом, для легитимности сбора с жильцов сумм в счет оплаты услуг специализированной организации расходы, связанные с заключением и исполнением рассматриваемого договора, должны быть утверждены на общем собрании.Напомним, что в соответствии с п.

5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников, в том числе для тех, кто не принимал участия в голосовании (или голосовал против). Это значит, что в случае одобрения на общем собрании расходов на исполнение договора техобслуживания ВДГО все собственники вне зависимости от своей воли должны будут нести данные расходы.

Куда включить возникшие расходы?Цена договора техобслуживания ВДГО является ключевым условием. Не нужно много говорить о том, что увеличение платы за газоснабжение за счет прибавления к плате за газ платы за обслуживание газового оборудования может вызвать негативную реакцию у собственников, и без того обремененных коммунальными платежами.

Кроме того, отсутствуют основания для включения стоимости технического обслуживания в структуру розничной цены на газ (см. Информационное письмо ФСТ РФ от 23.06.2005 № СН-3765/9).Обслуживание ВДГО, несомненно, входит в состав услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Следовательно, заключение договора со специализированной организацией повлечет за собой увеличение сумм по этой строке платежного документа. Рост расходов в данном случае должен быть санкционирован общим собранием собственников. Не запрещено и включение в квитанцию новой строки «Обслуживание ВДГО».

Более того, в случае заключения договора техобслуживания ВДГО по исключительной инициативе ТСЖ или УО появление новой строчки в платежном документе представляется наиболее предпочтительным.Заключать или не заключать?Что делать, если большинство собственников против заключения договора и не желают оплачивать возникающие расходы?В случае если управляющие организации и ТСЖ по своей инициативе заключают договор обслуживания ВДГО, они несут риск убытков из‑за того, что собственники не обязаны вносить им плату за обслуживание ВДГО в отсутствие специального решения общего собрания собственников (членов ТСЖ).

При рассмотрении дела в судебном порядке товариществам и управляющим организациям следует обращать внимание суда на то, что поставка газа в многоквартирный дом исключена при отсутствии договора техобслуживания ВДГО.

В Постановлении ФАС ЗСО от 28.05.2009 № Ф04-3101/2009(7364‑А46-31) справедливо отмечено, что управляющая компания обязана заключать договоры на техническое обслуживание ВДГО во избежание создания угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.Незаключение товариществом и управляющей организацией договора обслуживания ВДГО грозит административной ответственностью по ст.

7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Санкция данной статьи предусматривает административный штраф для должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. (Постановление ФАС ПО от 24.02.2009 № А12-15498/2008).Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, следует провести разъяснительную работу, чтобы донести до собственников необходимость заключения договора со специализированными организациями в целях их же безопасности.
(Постановление ФАС ПО от 24.02.2009 № А12-15498/2008).Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, следует провести разъяснительную работу, чтобы донести до собственников необходимость заключения договора со специализированными организациями в целях их же безопасности.

Новый акт – прежние проблемыОтсутствие договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией, является одним из оснований прекращения подачи газа (пп. «е» п. 45 Правил поставки газа, пп. «б» п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг).

А в случае прекращения поставки газа собственники помещений в доме вправе требовать от управляющих организаций исполнения их обязанностей в судебном порядке.Надо сказать, что нормы, регулирующие порядок и условия приостановления исполнения договора, вступают в противоречие с нормами Правил предоставления коммунальных услуг, регулирующими порядок приостановления подачи газа.Например, поставщик газа вправе приостановить исполнение обязательств по договору в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение трех расчетных периодов подряд (трех месяцев) (пп. «в» п. 45 Правил поставки газа), а исполнитель коммунальных услуг вправе прекратить подачу газа потребителям при наличии у потребителя задолженности по оплате услуг, превышающей шесть ежемесячных размеров платы (пп. «а» п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг).

В очередной раз возвращаемся к вопросу о возможности применения Правил предоставления коммунальных услуг к отношениям между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.

Однозначного ответа нет[4]. На практике вопрос не разрешен, а в теории исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных, соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с ресурсоснабжающими организациями по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке (см. Письмо Минрегиона РФот 13.02.2007 № 2479‑РМ/07). Существующие трудности, вызванные конкуренцией норм, еще предстоит решить арбитрам.* * *В заключение хотелось бы отметить, что в сфере обслуживания газового оборудования грядут большие перемены.

Предполагается вернуть госконтроль за состоянием оборудования. Деятельность специализированных организаций планируют сделать снова лицензируемой.

Возможно, полномочия ТСЖ и УО в сфере обслуживания ВДГО будут ограничены. Специалисты предлагают также разделить бремя содержания ВДГО между собственниками помещений и государством. Быть или не быть таким изменениям – покажет время.

Но уже сейчас можно констатировать, что газовое хозяйство нуждается в обновлении – как в физическом, так и в нормативном. [1] Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

Добавим, что поставка газа для иных целей по‑прежнему регулируется Правилами поставки газа в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162.[2] В случае когда заявка подана с целью приобретения газа для предоставления гражданам коммунальных услуг.

В этой ситуации договор поставки газа заключается с каждым собственником отдельно.[3] На официальном сайте Минрегиона РФ в сети Интернет можно ознакомиться с проектом данного документа, а также с проектом Методических рекомендаций по применению Правил поставки газа.[4] См. статью

«Подача коммунальных ресурсов: ограничение, прекращение»

, № 7, 2009. Журнал :

  1. , юрист НП «Нижегородская ассоциация ТСЖ»

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Доклад о рыноке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования

Рынок услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования Федеральным законом от 05.12.2016 № 412-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введены санкции в отношении физических и юридических лиц в случае отказа от заключения договора на техническое обслуживание ВДГО, в случае недопуска для проведения технического обслуживания ВДГО, а также в случае уклонения от замены оборудования, входящего в состав ВДГО и (или) ВКГО. За указанные нарушения предусмотрено наложение административного штрафа в размере: для граждан – от одной до двух тысяч рублей; для должностных лиц – от пяти до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц – от сорока до ста тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа в размере: для граждан – от двух до пяти тысяч рублей; для должностных лиц – от десяти до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; для юридических лиц – от восьмидесяти до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если действия (бездействие) по перечисленным выше нарушениям привели к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, это влечет наложение административного штрафа в размере: для граждан – от десяти до тридцати тысяч рублей; для должностных лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей; для юридических лиц – от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В сентябре 2017 года произошел ряд существенных изменений в вопросах обслуживания внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного (ВКГО) газового оборудования. Постановлением Правительства от 9 сентября 2017 г. № 1091

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»

внесены важные изменения, в частности, в: Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв.

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.

№ 491; Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв.

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г.

№ 549; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354; Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г.

№ 354; Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410. Данные изменения касаются обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В состав общего имущества в многоквартирном доме включается, в частности, внутридомовая инженерная система газоснабжения. Уточнено, что она состоит из газопроводов до запорной арматуры (крана) включительно. Исключение предусмотрено не просто для газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования, а для бытового газоиспользующего оборудования.

Аналогичным образом уточнено понятие внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме. К внутриквартирному газовому оборудованию относятся газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорной арматуры (крана) включительно.

Изменения коснулись и того, что понимать под термином «специализированная организация». Ранее специализированной организацией признавалась только газораспределительная организация, допущенная к техобслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу. Теперь это организация, осуществляющая деятельность по техобслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая установленным требованиям, направившая уведомление о начале осуществления этой деятельности.

На территории Рязанской области как субъекта действуют две газораспределительные организации – ОАО «Рязаньгоргаз» (единая газораспределительная организация на территории города Рязани) и ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» (газораспределительная организация, включающая 11 филиалов и обслуживающая потребителей газа в 25 административных районах Рязанской области). Государственной инспекцией жилищного и строительного надзора Рязанской области сформирован Список специализированных организаций, подавших уведомления об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с №412-ФЗ от 05.12.2016 (опубликован на официальном сайте Инспекции).

Также изменениями на владельцев газового оборудования возложена обязанность по заключению договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования со специализированной организацией.

В отношении внутридомового газового оборудования такой договор должен заключаться в зависимости от способа управления многоквартирным домом, управляющей организацией, ТСЖ или собственниками жилых помещений. В отношении внутриквартирного газового оборудования – собственником приватизированного жилого помещения или нанимателем и собственником жилого помещения в отношении неприватизированных жилых помещений.

Установлено, что по договору о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.

Также уточняется: порядок приостановления и возобновления подачи газа потребителю; статус специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, а также предъявляемые к ней требования; порядок осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения функционирования газового оборудования; порядок проведения работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Пункт 30 Правил № 410 дополнен абзацем, в соответствии с которым специализированная организация в целях направления заявителю (заказчику) заявки (оферты) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования может привлекать третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе расчетно-кассовый центр или управляющую организацию. Кроме того, изменениями уточнены основания для отказа специализированной организации от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 410 управляющая организация, товарищество или кооператив, выступающие на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не могут быть понуждены к его заключению теперь только в случае отсутствия у управляющей организации, товарищества или кооператива полномочий действовать в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме, в которых расположено внутриквартирное газовое оборудование, или в качестве представителя каждого из собственников помещений в многоквартирном доме в случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта «в» пункта 17 настоящих Правил. До внесения изменений отказ от заключения договора допускался в случае, если с заявкой (офертой) на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования обратилась специализированная организация, которая не осуществляет транспортировку газа до указанного внутридомового газового оборудования по договору транспортировки газа с поставщиком газа (за исключением случаев, когда в качестве топлива на внутридомовое газовое оборудование используется сжиженный газ), а также если управляющая организация, товарищество или кооператив не являются ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположено указанное внутридомовое газовое оборудование. В соответствии с пунктом 35 Правил № 410 основанием для отказа специализированной организации от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования теперь может быть только отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (домовладения) к газораспределительной сети (за исключением случаев, когда использование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется посредством потребления сжиженного углеводородного газа).

В соответствии с пунктом 36 Правил № 410 в случае отказа от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования по основанию, указанному в пункте 35 настоящих Правил, специализированная организация обязана в письменной форме уведомить заказчика об отказе от заключения договора с указанием причины такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующей заявки (оферты) и документов, предусмотренных пунктами 19 – 23 настоящих Правил. Также изменениями установлено, что аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется аварийно-диспетчерской службой местной газораспределительной организации, имеющей обязанность по транспортировке газа в населенном пункте.

Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Кроме того, устанавливаются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В 2017 году в Рязанское УФАС России не поступало заявлений по вопросам, вытекающим из договора услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Вместе с тем, в ходе анализа практики других территориальных органов, а также судебной практики Рязанским УФАС России выявлен ряд проблемных вопросов. Они касаются, в частности, порядка заключения договора, разграничения эксплуатационной ответственности на техническое обслуживание ВДГО многоквартирных домов, выставления газораспределительной организацией обслуживающим внутридомовые сети организациям и управляющим компаниям счетов за перекрытие и повторный пуск газа в случае аварийных ситуаций, определения цен и тарифов (прейскуранта цен) на оказываемые услуги специализированной организацией и др.

Как разрешаются данные вопросы можно увидеть на представленной схеме.

Более подробно хотелось бы остановиться на проблеме разграничения эксплуатационной ответственности на техническое обслуживание ВДГО многоквартирных домов.

Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 27 июня 2017 года по делу № А09-8576/2016 установил, что при разрешении данного вопроса необходимо учитывать пункт 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в котором указано, что внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Товарищество собственников недвижимости «Пушкина, 57», ОГРН 1153256014086, ИНН 3241013322, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Газпром газораспределение Брянск» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.

Товарищество собственников недвижимости «Пушкина, 57», ОГРН 1153256014086, ИНН 3241013322, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Газпром газораспределение Брянск» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.

Согласно акту об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети в редакции истца «внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью. Запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом вводом сети газораспределения и сетью газопотребления, не входит в состав внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме».

Арбитражный суд Брянской области в решении от 19.12.2016 по делу № А09-8576/2016 считает необоснованной позицию истца по редакции акта об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети, поскольку истцом неправильно истолкованы и применены нормы права, без учета фактических обстоятельств дела.

Для сетей газоснабжения установлено специальное правило: внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил N 491). Эксплуатационная ответственность исполнителя коммунальных услуг по вопросам обслуживания сетей газоснабжения многоквартирного жилого дома распространяется до места соединения с газораспределительной сетью.

Внутридомовая инженерная система является частью многоквартирного дома. Поскольку отключающее устройство является частью сети газопотребления, то бремя его содержания в технически исправном и безопасном состояния возлагается на ТСН как лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А09-8576/2016 данное решение оставлено в силе. Однако Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 июня 2017 года по делу № А09-8576/2016 решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2016 в обжалуемой части и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А09-8576/2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Как следует из разъяснений, содержащихся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, граница сетей газоснабжения в многоквартирном доме по общему правилу должна находиться в месте соединения вводного газопровода сети газопотребления с первым запорным устройством, находящимся на газопроводе-вводе сети газораспределения.

Иное возможно лишь при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.

Вынесение границы за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит. Исключение возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте «а» пункта 1 и подпункте «ж» пункта 2 Правил N 491, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 (далее — Правила № 491).

Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью. Разрешая спор по настоящему делу по существу, устанавливая границу эксплуатационной ответственности между сторонами, а, следовательно, и размер платы за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в редакции ответчика, арбитражный суд фактически перенес границу эксплуатационной ответственности истца за пределы внутридомового газового оборудования, что противоречит действующему законодательству.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 26.10.2015 № 309-ЭС15-12855, от 26.05.2017 № 303-ЭС17-5751.

Вместе с тем, в настоящее время законодателем изменены положения о том, что относить к внутридомовой инженерной системе газоснабжения.

Так, внутридомовая инженерная система газоснабжения состоит из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. Таким образом, определено, что отключающие устройства (краны), установленные в квартирах многоквартирных домов на отводах (опусках) к бытовому газоиспользующему оборудованию, относятся к ВДГО.

Однако судебная практика, учитывающая данные изменения к настоящему моменту не сформирована.

АО «Мособлгаз»

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги. Так как определить среднемесячный платеж исходя из нормативов потребления, установленных на одного человека, при отсутствии сведений о количестве проживающих в жилом помещении не представляется возможным, постановлением Правительства Московской области от 09.11.2006г.

№ 1047/43 (в примечании) определено, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности, в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан, нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи Московской области (2,7 чел.).

Таким образом, применение коэффициента 2,7 при расчетах с населением за поставленный газ не противоречит нормам жилищного законодательства и законодательства о ценообразовании в сфере газоснабжения.

Правомерность указанной нормы о применении коэффициента 2,7 подтверждена определениями Верховного Суда от 15.03.2006 года по делу № 4-ГО6-3 и от 18.06.2008 по делу № 4-Г08-21. Если указанная форма расчетов абонента не устраивает, то оплачивать за газ без применения указанного коэффициента можно одним из следующих способов:

  • Установив в жилом помещении прибор учета газа, что позволит производить оплату за газ, исходя из фактического газопотребления.
  • Зарегистрировавшись в жилом помещении по месту пребывания, оплачивать за газ, исходя из фактически зарегистрированного числа граждан.

Можно также отключить газоиспользующее оборудование. Отключение производится представителями газового хозяйства по заявлению абонента после оплаты стоимости работ по отключению.

Основанием освобождения от оплаты за пользование газом является акт об отключении (включении) газовых приборов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+