Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Жилищное право - Оплата жкх на детей не проживающих на закрепленной территории

Оплата жкх на детей не проживающих на закрепленной территории

Оплата жкх на детей не проживающих на закрепленной территории

Оплата за несовершеннолетнего ребенка коммунальных услуг


Здравствуйте Игорь! Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22

«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»

в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, если вами понесены расходы по оплате жилья и коммунальных услуг за несовершеннолетнего, вы вправе взыскать с матери ребенка половину от суммы, произведенных вами выплат.

Также у вас есть право обратиться в суд с иском к управляющей компании и бывшей супруге об определении порядка оплаты за содержание жилого помещения, коммунальные услуги, обязании выдачи отдельного платежного документа, в котором просить суд определить размер платы в равных долях между вами и бывшей супругой. Вот пример судебной практики по делу со схожими обстоятельствами СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 14 сентября 2018 г.

по делу N 33-15862/2018 Судья Мартынюк С.Л. Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Лимоновой Л.Ф., судей Кайгородовой Е.В., Коренева А.С.

при секретаре судебного заседания К. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Л., действующей в интересах несовершеннолетнего В.А., Н.Е., действующей в интересах несовершеннолетнего Н.С.А., к Н.А., Н.С.А., обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» об определении порядка оплаты за содержание жилого помещения, коммунальные услуги, обязании выдачи отдельного платежного документа, по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» на решение Красногорского районного суда г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Л., действующей в интересах несовершеннолетнего В.А., Н.Е., действующей в интересах несовершеннолетнего Н.С.А., к Н.А., Н.С.А., обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» об определении порядка оплаты за содержание жилого помещения, коммунальные услуги, обязании выдачи отдельного платежного документа, по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2018.

Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., судебная коллегия установила: истцы обратились в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что несовершеннолетним В.А., «Дата» года рождения и Н.С.М., «Дата» года рождения принадлежит по 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: «Адрес». Кроме них долевыми собственниками жилого помещения являются ответчики Н.С.А., Н.А., которым принадлежит по 1/3 доле в праве собственности на квартиру.

В данном жилом помещении установлены индивидуальные приборы учета на горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию. При этом, несовершеннолетние В.А. и Н.С.М. в спорной квартире никогда не были зарегистрированы и не проживали, коммунальными услугами не пользовались.

Заочным решением Красногорского районного суда г.

Каменска-Уральского Свердловской области от 12.03.2014 был определен порядок оплаты за обслуживание жилья и коммунальные услуги в спорной квартире каждому собственнику в размере соответствующей доли в праве собственности. Однако поскольку несовершеннолетние собственники никогда в квартире не проживали, на них не должны начисляться коммунальные платежи за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, в связи с чем установленный порядок оплаты подлежит изменению.
Однако поскольку несовершеннолетние собственники никогда в квартире не проживали, на них не должны начисляться коммунальные платежи за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, в связи с чем установленный порядок оплаты подлежит изменению. С учетом изложенного, истцы просили определить порядок и размер участия в оплате коммунальных услуг между собственниками следующим образом: Н.А.

и Н.С.А. каждому в размере 1/3 доли от всей суммы начисляемой платы за содержание и ремонт жилого помещения, теплоснабжение, а также в размере всей суммы за коммунальные услуги; несовершеннолетним Н.С.А. и В.А. каждому в размере 1/6 доли от всей суммы начисляемой платы за содержание и ремонт жилого помещения, теплоснабжение, обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» (далее — ООО УК «ДЕЗ») производить начисления и расчет начисляемой платы за жилое помещение и коммунальные услуги и выдавать отдельные платежные документы согласно установленному порядку оплаты. Решением Красногорского районного суда г.

Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2018 исковые требования удовлетворены, определен порядок и размер участия в оплате коммунальных услуг и обслуживания жилья в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: «Адрес» следующим образом: — Н.А.

и Н.С.А. каждому в размере 1/3 доли от всей суммы начисляемой платы за содержание и ремонт жилого помещения, теплоснабжение, в размере всей суммы за коммунальные услуги; — Н.С.А. и В.А. каждому в размере 1/6 доли от всей суммы начисляемой платы за содержание и ремонт жилого помещения, теплоснабжение.

Также на ООО УК «ДЕЗ» возложена обязанность производить начисления и расчет начисляемой платы за жилое помещение и коммунальные услуги на указанную квартиру, согласно установленному порядку оплаты жилого помещения, и выдавать Н.А., Н.С.А., Н.С.А. и В.А. отдельные платежные документы согласно установленному порядку оплаты жилого помещения. Не согласившись с решением, ответчик ООО УК «ДЕЗ» принесло на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым определить порядок и размер участия в оплате коммунальных услуг и содержание жилья в спорной квартире в следующим образом: Н.А.

и Н.С.А. в размере по 1/3 доли от всей суммы начисляемой платы за содержание жилого помещения, теплоснабжение и в размере по 1/2 доли от всей суммы начисляемой платы за коммунальные услуги; В.Л. (как законному представителю В.А.) в размере 1/3 доли от всей суммы начисляемой платы за содержание жилого помещения и теплоснабжение, Н.Е.

(как законному представителю Н.С.А.) в размере 1/3 доли от всей суммы начисляемой платы за содержание жилого помещения и теплоснабжение; обязать ООО УК «ДЕЗ» производить начисления и расчет начисляемой платы за жилое помещение и коммунальные услуги на квартиру, согласно установленному порядку оплаты жилого помещения, и выдавать Н.А., Н.С.А., В.Л.

и Н.Е. отдельные платежные документы согласно установленному порядку оплаты жилого помещения. Указало, что В.А. и Н.С.А. являются несовершеннолетними, за которых обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут родители, следовательно, и платежные документы должны выдаваться на имя их законных представителей.

Кроме того, судом первой инстанции не распределена обязанность ответчиков по оплате коммунальных услуг, которая должна быть возложена на Н.С.А. и Н.А. в равных долях. У установленных в спорной квартире индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения истекли сроки поверки, у прибора электроэнергии — срок эксплуатации, поэтому начисление коммунальных услуг производится по нормативу.

Также указало, что управляющая организация не оказывает услугу по обслуживанию жилья и не взимает плату за данную услугу, более того, такая услуга не предусмотрена нормами жилищного законодательства.

Однако суд определил порядок и размер участия сторон в оплате коммунальных услуг и обслуживания жилья. В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений, смс-сообщений в адрес ответчиков Н.С.А. и Н.А., а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон. Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч.

1, п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Солидарная ответственность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в силу закона возникает у членов семьи собственника жилого помещения (ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма подлежит применению в том случае, когда участники долевой собственности на жилое помещение являются членами одной семьи. Вместе с тем, если семейные отношения (в смысле жилищного законодательства) между участниками долевой собственности отсутствуют, то данные лица вправе требовать определить иным образом порядок несения расходов по оплате за жилищные и коммунальные услуги.

Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Соответственно, участники долевой собственности вправе требовать от управляющей организации оформления отдельного платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги соразмерно своей доле в праве собственности. Материалами дела подтверждается, что квартира «N» в доме «N» по «Адрес» находится в общей долевой собственности Н.А.

(1/3 доли в праве собственности), Н.С.А.

(1/3 доли в праве собственности), В.А. (1/6 доли в праве собственности) и Н.С.А. (1/6 доли в праве собственности) (л. д. 11, 12, 32 — 36). Родителями В.А., «Дата» года рождения являются Н.А. и В.Л. (л. д. 9). Родителями Н.С.А., «Дата» года рождения, являются Н.А. и Н.Е. (л. д. 10). Из свидетельств о праве на наследство по закону следует, что Н.А.
и Н.Е. (л. д. 10). Из свидетельств о праве на наследство по закону следует, что Н.А.

умер «Дата» (л. д. 11, 12). Согласно справке с места жительства ООО УК «ДЕЗ» от 30.11.2017 (л. д. 37), в квартире «N» в доме «N» по «Адрес» зарегистрированы с 27.01.2006 Н.А., с 11.03.2016 — его сын Н.И., «Дата» года рождения. В.А. зарегистрирован по месту жительства с 09.10.2009 по адресу: «Адрес» (л.

д. 39), Н.С.А. с 01.06.2011 — по адресу: «Адрес» (л. д. 38), Н.С.А. с 27.03.2015 — по адресу: «Адрес» (л. д. 40). Также судом первой инстанции установлено и не оспорено сторонами, что управление многоквартирным домом «N» по «Адрес» осуществляет ООО УК «ДЕЗ».

Заочным решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 12.03.2014 по иску Н.А.

был определен порядок оплаты за обслуживание жилья и коммунальные услуги в спорной квартире каждому собственнику в размере принадлежащей ему доли в праве собственности на квартиру «N» в доме «N» по «Адрес» (л. д. 13). Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отношения между собственниками квартиры по оплате жилья и коммунальных услуг носят длящийся характер, собственники вправе в любое изменять установленный порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

И учитывая, что несовершеннолетние собственники Н.С.А. и В.А. никогда в спорной квартире не были зарегистрированы и не проживали, коммунальными услугами пользуются только собственники Н.А. и Н.С.А., пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что собственники вправе изменить установленный порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги, вместе с тем, принимая решение, суд первой инстанции не распределил обязанность ответчиков по оплате коммунальных услуг. Так, установив обязанность Н.А.

и Н.С.А. производить оплату коммунальных услуг (за исключением отопления), суд не определил долю каждого из них в данных расходах, а также не учел, что Н.С.А. в спорном жилом помещении не проживает и не зарегистрирован. В квартире «N» в доме «N» по ул. «Адрес» проживают Н.А. и его несовершеннолетний сын Н.И., а начисление платы за коммунальные услуги производится по нормативу.

«Адрес» проживают Н.А. и его несовершеннолетний сын Н.И., а начисление платы за коммунальные услуги производится по нормативу. Таким образом, обязанность по оплате коммунальных услуг (за исключением услуги теплоснабжения) должна быть возложена на Н.А. с начислением сумм, исходя из количества зарегистрированных лиц в квартире «N» в доме «N» по «Адрес» — из расчета на двух человек (Н.А.

и его несовершеннолетнего сына Н.И.). При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об установлении Н.А.

размера участия в расходах на оплату коммунальных услуг (за исключением услуги теплоснабжения) с начислением сумм, исходя из количества зарегистрированных лиц в квартире «N» в доме «N» по «Адрес» — из расчета на двух человек (Н.А.

и его несовершеннолетнего сына Н.И.) и отказе в удовлетворении требований истцов об установлении Н.С.А. размера участия в расходах на оплату коммунальных услуг (за исключением услуги теплоснабжения).

При этом, судебная коллегия отмечает, что указанный порядок оплаты коммунальных услуг может быть в последующем изменен при изменении количества лиц, проживающих в спорной квартире. Доводы апелляционной жалобы о том, что платежные документы должны выдаваться на имя законных представителей несовершеннолетних собственников, судебной коллегией отклоняются. Согласно ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 27.06.2017 N 22

«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»

, в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (ст.

ст. 21, 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.

ст. 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, на законных представителей несовершеннолетних собственников жилого помещения возлагается обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при этом выдача платежных документов непосредственно на имя Н.С.А. и В.А. исполнение данной обязанности Н.Е. и В.Л. не отменяет. Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд определил порядок и размер участия сторон в оплате коммунальных услуг и обслуживания жилья, не влекут отмены решения суда, поскольку оплата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги судом конкретизирована для каждого собственника.

Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Красногорского районного суда г.

Каменска-Уральского Свердловской области от 31.05.2018 в части разрешения требований В.Л., действующей в интересах несовершеннолетнего В.А. Н.Е., действующей в интересах несовершеннолетнего Н.С.А., об определении порядка и размера участия по оплате коммунальных услуг отменить. Принять в данной части новое решение, которым установить Н.А.

размер участия в расходах на оплату коммунальных услуг (за исключением услуги теплоснабжения) с начислением сумм, исходя из количества зарегистрированных лиц в квартире «N» в доме «N» по «Адрес» — из расчета на двух человек (Н.А. и его несовершеннолетнего сына Н.И.).

В удовлетворении требований истцов об установлении Н.С.А.

размера участия в расходах на оплату коммунальных услуг (за исключением услуги теплоснабжения) по квартире «N» в доме «N» по «Адрес» В остальной части решение суда от 31.05.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика» — без удовлетворения. Председательствующий Л.Ф.ЛИМОНОВА Судьи Е.В.КАЙГОРОДОВА А.С.КОРЕНЕВ

Блог

Правоспособность гражданина по Гражданскому кодексу РФ (далее — ГК РФ) начинается с рождения и заканчивается смертью.

То есть, право иметь в собственности жилье в многоквартирном дома (МКД) может также быть у несовершеннолетних сирот, которые находятся, например, в детском доме или под опекой третьих лиц. Кто же в этом случае должен оплачивать жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в таких помещениях?

Ведь долги за ЖКУ — это прямые убытки управляющих организаций (УО) и ресурсоснабжающих организаций (РСО). Ни Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ), ни иные НПА не предусматривают освобождения от оплаты ЖКУ детей-сирот, пока они находятся в детских домах либо под опекой третьих лиц.

Пунктом 11 ст 155 ЖК РФ неиспользование жилого помещения не является основанием для неоплаты за его содержание и коммунальных услуг.

С 06 апреля 2021 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2019 № 656-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2021 — 2021 годы» (далее — Распоряжение 656) принятого взамен Распоряжения Правительства РФ от 22.01.2015 № 72-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015 — 2017 годы».
С 06 апреля 2021 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2019 № 656-р

«Об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2021 — 2021 годы»

(далее — Распоряжение 656) принятого взамен Распоряжения Правительства РФ от 22.01.2015 № 72-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015 — 2017 годы».

В распоряжении указаны меры, которые должны принять органы законодательной и исполнительной власти, государственные органы субъектов РФ, межведоственное взаимодейтсвие этих органов, а также нормативно-правовые (НПА) акты, которые должны быть приняты во исполнение данного распоряжения, в том числе и в части оплаты ЖКУ по жилым помещениям, принадлежащим таким детям-сиротам. В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ (далее — МК РФ) дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот. Статьей 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке) законные представители детей-сирот под надзором органа опеки и попечительства обязаны принимать меры по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой.

То есть, опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.

Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного. Таким образом, опекун имеет право извлекать выгоду из имущества подопечного, чтобы потом на эти средства содержать это имущество, конечно, под надзором органов опеки.

Но наше государство является социальным государством, следовательно, для социально-незащищенных слоев населения,к которым относятся и дети-сироты, должны быть обязательно приняты меры социальной поддержки в аналогичных случаях. В силу ст. 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, законные представители обязаны оплачивать принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение за счет доходов подопечного. А также в обязанности законных представителей входит выполнения всего комплекса необходимых мер, таких как взаимоотношения в УО, РСО и иными органами и организациями, вытекающими из прав на жилое помещение, и т.д. Законными представителями следует считать опекунов, попечителей, усыновителей, а также руководителя учреждения, где содержится сирота.

Исходя из вышеуказанного, Распоряжения 656 меры социальной поддержки оказываются в отношении детей сирот путем внесения изменений и дополнений в действующие законы как федеральные, так и субъектов РФ. В некоторых регионах приняты законы, освобождающие детей-сирот от несения обязанности по содержанию жилого помещений и оплате коммунальных услуг за счет бюджетов соответствующих уровней, что и прописывается в нормах о финансировании данных законов.

Например, законом г. Москвы от 30.11.2005 № 61

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»

установлено, что Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, на время получения по очной форме профессионального образования освобождаются от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п.

12 ст. 13 закона). Обязанности по контролю и надзору за состоянием жилых помещений возложено на органы опеки этим законом. Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП (ред. от 15.12.2017)

«Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве»

, например, установлена ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством).

Постановление 16ААС от 12 декабря 2018 г. № 06АП-6427/2018: «.Статьей 148 СК РФ определено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 ГК РФ.

Согласно статье 37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Поскольку право собственности на имущество зарегистрировано за администрацией, и в спорный период квартира и соответствующие документы были переданы в отдел по охране детства управления образования администрации города Благовещенска, то с учетом статьи 210 ГК РФ администрация, как собственник имущество несет бремя его содержания. Доказательства получения опекуном денежных средств на оплату коммунальных услуг по незаселенным жилым помещениям, переданным несовершеннолетним по найму, не представлены.

Судом отклонен довод ответчика о том, взыскание с долга за вывоз твердых бытовых отходов (очистка) необоснованно по причине незаселенности квартиры в спорный период. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 статьи 155 ЖК РФ). Вышеизложенное правильно установлено судом первой инстанции, обратного другими лицами, участвующими в деле, не доказано.

ООО «Благ-РКЦ» осуществляет выставление и прием платежей за жилищно-коммунальные услуги в пользу ООО «Благовещенская Управляющая компания» на основании агентского договора от 01.05.2014, по условиям которого юридические и фактические действия по взысканию дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке, осуществляет истец. Из материалов дела усматривается, что в период с 11.12.2014 по 17.05.2017 по спорному помещению оказаны жилищно-коммунальные услуги, в том числе по вывозу твердых бытовых отходов (очистка), по содержанию жилья (содержание и ремонт), по коммунальной услуге теплоснабжение (отопление), по коммунальной услуге ГВС и ХВС для нужд ОДН.

Доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком как собственником спорного помещения суду в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.

Учитывая, что заключение договора найма не повлекло за собой фактическое вселение и проживание Крицкой Н.Ю. в жилом помещении, которое в спорном периоде находилось в фактическом владении муниципального образования в лице структурного подразделения органа местного самоуправления, суд первой инстанции принял правильное решение о взыскании с муниципального образования в лице Администрации основного долга».

Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 03.07.2017 № 44г-59/2017: «.Из приведенным правовых норм следует, что содержание входящих в муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользование, которыми сохранено за детьми, оставшимися без попечения родителей, в период их нахождения в образовательных учреждениях для детей-сирот возлагается на муниципальное образование как собственника муниципального жилищного фонда. Несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и помещенный в соответствующее образовательное учреждение для детей-сирот, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса РФ) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользование которым сохранено за таким несовершеннолетним лицом.

Не установлена законом данная обязанность и в отношении образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период пребывания в таком учреждении несовершеннолетнего, за которым сохраняется право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда. Как видно из приобщенного к материалам гражданского дела Устава, школа-интернат № 19 является юридическим лицом, некоммерческой организацией — краевым государственным казенным общеобразовательным учреждением, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы. Учредителем школы-интерната является Хабаровский край.

Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Семейным Кодексом РФ.

.Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по , закрепленное согласно распоряжению главы сельского поселения «Поселок Горин» от 21.07.2006 г. № 190-р за несовершеннолетним Б., оставшимся без попечения родителей, в период пребывания несовершеннолетнего в школе-интернате № 19 находилось в муниципальной собственности, сохраняло принадлежность к муниципальному жилищному фонду и на момент разрешения настоящего дела судами. Данное жилое помещение в ведение школы-интерната № 19 не передавалось.

Администрация муниципального образования, осуществляя полномочия собственника, распоряжалась имуществом, заключив 15.08.2013 г. договор о предоставлении данного жилого для временного (до 31.12.2014) проживания гр. Д. с возложением на поднанимателя обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг.

При таком положении следует признать ошибочным вывод об обязанности образовательного учреждения за счет собственных средств нести расходы, связанные с содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, закрепленного за несовершеннолетним учащимся, а также уплатить пени за несвоевременное внесение указанной платы. .Кроме того, суд апелляционной инстанции, изменяя постановленное по делу решение мирового судьи, принял решение об отказе МООО «ТЭП» в удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения «поселок Горин» Солнечного муниципального района Хабаровского края, то есть в нарушение положений части 3 статьи 196 ГПК РФ разрешил по существу требование, которое истцом предъявлено не было и судом не рассматривалось».

Казалось бы, из анализа норм вышеприведенных законом все ясно. Вкупе с федеральными нормами следует еще изучать и законы субъекта РФ, а также муниципальные правовые акты для взыскания таких долгов за ЖКУ.

Однако на деле придется учитывать много нюансов, а также сделать предварительно запросы для определения надлежащего ответчика и остальных обстоятельств, важных для дела. Но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Таким образом, для взыскания задолженности по такой квартире через суд при неисполнении обязательств законными представителями, юристу УО придется побыть немного детективом, но инициировать судебное разбирательство и взыскать долг реально, хотя не так быстро и легко, как с обычными должниками — совершеннолетними собственниками и нанимателями. С уважением, Ильмира Носик. Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на вебинар, который пройдет 21 мая 2021 года. Тема лекции: «Договор управления в 2021 году – дань «традиции» или способ решения массы проблем?».

Заявку можно подать . Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.

Плата за принадлежащее детям-сиротам жилое помещение и коммунальные услуги (Огурцова М.Л.)

Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 24.07.2014Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как наиболее уязвимая социальная группа нуждаются в особой заботе государства. Одной из основных задач государственной политики в области детства является совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих надлежащую защиту прав детей-сирот, в том числе жилищных.Комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 — 2017 гг., утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.09.2013 N 1701-р.

Он содержит мероприятия организационного и правового характера, направленные на решение наиболее актуальных проблем, связанных с созданием условий для предоставления жилья детям-сиротам, в том числе проведение мониторинга оказания в субъектах РФ мер социальной поддержки детям-сиротам в части оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, а также освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).Анализ правоприменительной практики свидетельствует о многочисленных проблемах, связанных с исполнением обязанности по внесению платы за коммунальные услуги и жилое помещение, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которого являются дети-сироты, в период их пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в исправительных учреждениях, а также за период пребывания у опекунов (попечителей), в приемных семьях.Так, задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги может возникнуть, если в закрепленном за ребенком-сиротой жилом помещении никто не проживает, а также в случае невыполнения обязанности по внесению платы лицами, проживающими в таких жилых помещениях (например, лицами, лишенными родительских прав, членами семьи детей-сирот).В соответствии с ч.

1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме предусматривает плату за содержание и ремонт жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.Рассмотрим ситуацию, когда в принадлежащем ребенку-сироте жилом помещении в период его временного отсутствия никто не проживает.Согласно ч.

11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.Разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354

«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, предусмотрена возможность перерасчета размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, а также платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.В соответствии со ст.

123 Семейного кодекса РФ дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот.

Нахождение детей-сирот у опекунов, в указанных учреждениях следует расценивать как временное отсутствие в «закрепленных» за ними жилых помещениях, в связи с чем плата за коммунальные услуги взимается в соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании заявления законных представителей детей-сирот (опекунов, попечителей, организаций для детей-сирот).

Следует отметить, что федеральным жилищным законодательством не предусмотрено освобождение детей-сирот от внесения платы за жилое помещение.В соответствии с ч.

5 ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.

Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.Согласно ч. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Таким образом, законные представители обязаны оплачивать принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение за счет доходов подопечного.

В то же время 12 субъектов РФ в рамках предоставленных полномочий и исполняемых расходных обязательств предусмотрели в региональном законодательстве норму об освобождении детей-сирот от платы за жилое помещение в период их временного отсутствия .——————————— Республика Саха (Якутия), Карачаево-Черкесская Республика, г. Москва, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Нижегородская, Псковская, Свердловская, Ярославская области, Ненецкий автономный округ.Представляется, что данную практику регионального нормотворчества следует признать положительной, в связи с чем полагаем целесообразным ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

(далее — Закон N 159-ФЗ) дополнить п.

10 следующего содержания:

«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, на время пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в период получения профессионального образования, либо прохождения военной службы по призыву освобождаются от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем) в порядке, установленном правительством субъекта Российской Федерации»

.Нередки случаи, когда в принадлежащем ребенку-сироте жилом помещении проживают на законных основаниях члены его семьи или иные лица, из-за неправомерных действий которых может образоваться задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период временного отсутствия ребенка-сироты.

В целях предупреждения накопления задолженности в соответствии с п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (исполнитель), ограничивают или приостанавливают предоставление коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя .——————————— Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Жукова Т.В. Заплати квартплату и спи спокойно // ЭЖ-Юрист.

2011. N 47. Тематическое приложение. С. 4.Согласно ст. ст. 18, 24 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» законные представители детей-сирот под надзором органа опеки и попечительства обязаны принимать меры по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой. Так, если несовершеннолетний является нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя, то лица, проживающие в закрепленном за ребенком-сиротой жилом помещении и не вносящие плату за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин, могут быть в соответствии со ст.

90 ЖК РФ по заявлению законных представителей несовершеннолетнего выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие .

Своевременное решение вопроса о выселении из жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, членов его семьи или иных лиц (в частности, граждан, лишенных родительских прав) будет способствовать обеспечению сохранности указанных помещений и находящегося в них имущества. Помимо выселения из занимаемого жилого помещения к недобросовестным лицам за невнесение установленной платы может быть применена и такая мера ответственности, как взыскание пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Кроме того, выселение не освобождает от уплаты задолженности по оплате за жилое помещение с учетом начисленной пени за весь период проживания до момента выселения из жилого помещения.——————————— Рамзаева Л.Ю.

Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений по новому жилищному законодательству: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 110.Совершенно по-иному дело обстоит с жилыми помещениями, находящимися в собственности детей-сирот, в том числе общей долевой собственности совместно с лицами, лишенными родительских прав.

Право пользования жилым помещением, находящимся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут иметь в том числе:- бывшие члены семьи собственника жилого помещения, за которыми в соответствии с ч.

4 ст. 31 ЖК РФ на основании решения суда временно сохранено право пользования жилым помещением собственника ;——————————— Законные представители детей под надзором органа опеки и попечительства должны своевременно предпринимать действия по выселению в соответствии со ст. 31 ЖК РФ из жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц, которые перестали быть членами семьи собственника жилого помещения, в первую очередь, лиц, лишенных родительских прав в отношении собственника жилого помещения. Вместе с тем за бывшим членом семьи собственника жилого помещения на основании ч.

4 ст. 31 ЖК РФ по решению суда может быть сохранено на определенный срок право пользования жилым помещением.- бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения, имевшие на момент приватизации данного жилого помещения равные права пользования помещением с лицом, его приватизировавшим .——————————— См.

ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

.В настоящее время законодательством не предусмотрены действенные правовые средства воздействия на указанных лиц, из-за неправомерных действий которых образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.Полагаем возможным в целях защиты жилищных прав детей-сирот дополнить ч. 2 ст. 35 ЖК РФ, которой предусмотрены некоторые основания для выселения граждан, нарушающих правила пользования жилым помещением, абзацем следующего содержания:

«Если гражданин, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 статьи 31 настоящего Кодекса, или бывший член семьи собственника приватизированного жилого помещения, имевший на момент приватизации данного жилого помещения равные права пользования помещением с лицом, его приватизировавшим, в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они по требованию собственника жилого помещения подлежат выселению на основании решения суда»

.Результаты анализа жилищного законодательства свидетельствуют также об отсутствии правовых механизмов по формированию платежной дисциплины со стороны потребителей-собственников жилых помещений.

Министерством регионального развития РФ было разработано два законопроекта, направленных на борьбу со злостными неплательщиками — собственниками жилых помещений. В первом законопроекте предлагалось при долгах свыше пяти процентов от рыночной стоимости квартиры через суд требовать их погашения за счет продажи жилья.

Во втором проекте закона предусмотрена возможность наложения обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг .

Указанные предложения, несомненно, заслуживают внимания, вместе с тем их нельзя признать эффективными в целях обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, и устранения задолженности по их оплате.——————————— http://www.garant.ru/article/490131.Представляется целесообразным в случае образования задолженности из-за действий лиц, лишенных родительских прав, являющихся сособственниками жилых помещений, закрепленным за детьми-сиротами, во-первых, ограничить или приостановить им предоставление коммунальной услуги согласно п.

117 Правил предоставления коммунальных услуг, во-вторых, признать невозможным проживание ребенка-сироты в жилом помещении с лицами, лишенными в их отношении родительских прав. Для этого следует внести изменения в п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, исключив условие о необходимости наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.

3 ст. 72 ЖК РФ для признания невозможности проживания детей-сирот в жилом помещении с лицами, лишенными в их отношении родительских прав. Норма абзаца первого подп. 1 п. 4 ст. 8 о необходимости предоставить вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.

3 ст. 72 ЖК РФ, в случае если дети-сироты являются собственниками жилых помещений, в которых проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей, содержащееся в п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+