Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Оформлене казахов по трудовой

Оформлене казахов по трудовой

Прием на работу граждан из Казахстана в 2021 году: процедура и требования


Если вы заинтересованы в трудоустройстве в компании иностранных граждан Казахстана, чтобы не нарушить законодательство России, необходимо ознакомиться с требованиями относительно оформления физлиц, приехавших из соседних государств. Для начала определимся, к какой категории иностранцев относятся казахи.

Дело в том, что граждан Казахстана приравнивают к россиянам. На деле это означает, что по нормам действующего законодательства на них не распространяются ограничения относительно защиты национального трудового рынка.

  • Получать официальное разрешение на работу в России не нужно.
  • Чтобы вы больше понимали целесообразность оформления на работу лиц, проживающих в соседних государствах, не будет лишним информация о том, что граждане других государств обязаны встать на миграционный учет в течение 7 суток после въезда в РФ. Для граждан Казахстана эта норма продлена до 1 календарного месяца, по истечении этого термина наступает ответственность физлица перед законом, причем эти обязательства разделяются между казахом и работодателем.
  • Упрощения касаются и действий работодателя – наниматель может не оповещать госучреждения и соответствующие инстанции о том, что имеет место быть прием на работу казахов, то же самое касается процедуры увольнения граждан Казахстана.

Читайте также: Как указывает статистика, в 2021 году наплыв граждан Казахстана, желающих работать в России, по сравнению с прошлым годом, не уменьшился.

Несмотря на экономический и политический кризис, РФ до сих пор считается страной, где экономика, невзирая на катаклизмы, которые сотрясают мир, продолжает продвигаться вперед. Особенно это касается мегаполисов – здесь найти себе работу не составляет труда, но, конечно, лишь в том случае, если иностранцы рассматривают вариант устройства на работу в качестве неквалифицированных сотрудников.

За место под солнцем с хорошей заработной платой придется побороться. Как вы понимаете, российские граждане, находясь дома, чувствуют себя более уверенно и потому готовы упорно добиваться своих целей и не желают никому уступать. В обществе бытует мнение, что граждан Казахстана может заинтересовать только труд, связанный с применением физической силы, но это не так.

Многие казахи отличаются интеллектуальными способностями и обладают прекрасными знаниями и большим опытом в работе, имеющей отношение к циклу производства, развитию компьютерных технологий.

Физлица, въехавшие в Россию из Казахстана, автоматически воспринимаются чуть ли не «своими».

Подобный подход к делу может стать причиной совершения работодателем ошибок, которые обойдутся впоследствии для его кармана огромными затратами.

Итак, если вы приняли решение взять на работу граждан Казахстана, попросите физлицо подготовить комплект необходимых документов:

  1. трудовая книжка.
  2. соглашение о медицинском страховании (полис);
  3. миграционная карта, где графа «Цель визита» заполняется словом «Работа»;
  4. часть сертификата о постановке работника на миграционный учет, она отрывается от всего бланка;
  5. паспорт, подтверждающий гражданство наемного сотрудника;
  6. оригинал сертификата, в котором идет речь о владении казахов русским языком, подтверждает знание истории России и норм основных законодательных актов РФ;

Если какого-либо из этих документов у казаха нет в наличии, с регистрацией придется повременить. Исключение составляет трудовая книжка, обратите на этот документ особое внимание.

Трудовая книжка может быть выполнена в нескольких образцах:

  1. если это сертификат, оформленный еще с советских времен, то его разрешено продолжать заполнять, он действует на территории РФ;
  2. если трудовая книжка выпущена и предоставлена в пользование в Казахстане, на территории других стран она считается недействительной, в том числе и в России;
  3. трудовая книжка не понадобится лишь в том случае, если между нанимателем и наемным работником подписывается гражданско-правовое соглашение.

Что еще требуется от начальства предприятия? Если у граждан Казахстана есть статус временно или постоянно проживающих физлиц в России, работодателю стоит зарегистрировать их в качестве плательщиков взносов в ПФР.

Пропустить этот пункт можно лишь в том случае, если свидетельство об обязательном пенсионном страховании уже есть – такое действительно возможно, если казахи раньше официально работали в России. Если вы собираетесь взять граждан Казахстана в качестве высококлассного специалиста, желательно ознакомиться и снять ксерокопии дипломов об окончании высших учебных заведений, а также дополнительных документов, которые могут подтвердить профессиональные навыки физлиц и повышение квалификации.

Прием на работу казахов невозможен без постановки их на учет. Как мы уже говорили, на это иностранцу и работодателю дается термин – 30 дней после пересечения границ России. Законодательные нормы в отношении приезжих из соседних государств таковы, что при въезде от граждан Казахстана в 2017 году не требуется получить штамп на билете, никаких документов оформлять тоже не нужно.

Поэтому работодатель ориентируется исключительно на билет, предоставленный работником.

Сотрудникам отделения ФМС, к которому относится предприятие, остается только ориентироваться на дату подписания трудового контракта. Не нужно думать, что постановку на миграционный учет можно на время отложить в сторону. Если вы этого не сделаете за 1 месяц, как того требует законодательство РФ, ожидайте уведомления о штрафных санкциях, и они немаленькие:

  1. в 2017 году ИП за свою безответственность пожертвует суммой 400 000 — 1 000 000 рублей;
  2. ответственность начальства ограничивается 35 000 — 70 000 денежных знаков в национальной валюте.

Как видите, работодатель сам заинтересован в скорейшей постановке казахов на миграционный учет.

Не нужно перекладывать эту обязанность на плечи наемных работников, лучше сделайте все сами или поручите соответствующему должностному лицу, которому вы полностью доверяете. Прием на работу, а именно постановка на учет, выглядит следующим образом:

  • Узнайте, есть ли в вашем регионе центр, который предоставляет для предпринимателей края государственные и муниципальные услуги. Если он существует, проконсультируйтесь у сотрудников и оформите бумаги должным образом прямо на месте.
  • Придерживаясь обозначенной формы, заполните графы уведомления и отдайте его в отделение ФМС, которое сотрудничает непосредственно с вашей фирмой.
  • Воспользовавшись одним из отделений почты, отошлите уведомление оттуда.

Что нужно чтобы правильно заполнить уведомление? При составлении нельзя обойтись без паспорта гражданина Казахстана.

Когда на руки новому работнику поступит отрывная часть свидетельства, попросите его отксерокопировать и предоставить вам ксерокопию на хранение.

На этом прием на работу иностранца можно считать законченным.

Начнем с НДФЛ, который является одним из самых популярных видов взимаемых налогов. Избежать его уплаты не удастся никому, а вот размеры взносов разнятся, соответственно от ставки НДФЛ зависит и конечная заработная плата, выплачиваемая сотруднику. Читайте также: В 2021 году удержания в пользу НДФЛ осуществляются и в отношении граждан Казахстана, которые приняты на работу.

Для того чтобы удержания в фонды производились на законных основаниях, прием на работу включает подписание трудового договора, причем составленного на бессрочный период времени, возможно также заключение контракта сроком от 6 месяцев, но не меньше. В этом случае доходная часть от осуществления профессиональной деятельности казахами облагается НДФЛ со ставкой 13%.
В этом случае доходная часть от осуществления профессиональной деятельности казахами облагается НДФЛ со ставкой 13%.

Теперь определимся со статусом мигранта, который тоже имеет значение в начислении фиксированных удержаний в казну государства в 2021 году.

  • Когда в договоре зафиксировано, что он действует не более 6 месяцев, взносы с граждан Казахстана не взимаются, таким образом, заработная плата остается без существенных изменений.
  • Прием на работу лица, которое получило вид на жительство на территории России, указывает на те же величины удержаний, которые уплачивают остальные российские наемные работники.
  • Разрешение на то, что казах имеет право временно проживать в РФ, обеспечивает удержание взносов из страховой заработной платы в тарифе 22%. Другие суммы равняются тем, которые взимаются с российских сотрудников, работающих согласно трудового договора.
  • Единственная обязательная к уплате сумма, вне зависимости, какой статус получил гражданин Казахстана – взнос на случай наступления и получения травмы во время осуществления иностранным сотрудником своей профессиональной деятельности.
  • 22% от начисленной заработной платы придется отдать физлицам, которые планируют работать на данном предприятии более полугода. К другим взносам иностранцы не имеют никакого отношения.

По российскому законодательству, прием на работу казахов предусматривает возвращение налоговых вычетов. Еще один важный нюанс – если до конца года иностранец проживает на территории России менее чем 183 дня, НДФЛ применяется со ставкой 30%, а вычеты здесь уже не фигурируют.

Метки записи: , ,

Инструкция, если у вас договор с гражданином Казахстана

Очень часто нам задают, так называемые «комплексные запросы», это когда тема вроде бы одна, но расписать её надо со всех сторон. Вот и недавно поступил запрос, который мы разбирали и с точки зрения налогового, трудового и даже миграционного законодательства.(По состоянию законодательства и практики на ноябрь 2021) Некоторые наши клиенты привлекают к подрядным работам специалистов из Казахстана, имеющих статус ИП (по законодательству Казахстана). В связи с этим возникают вопросы, связанные с особенностям привлечения таких специалистов, в том числе связанным с налогообложением НДС, НДФЛ, страховым взносам, регистрацией и миграционным учетом, требуется ли патент на работы, допуск на объекты и т.д.

  • О налогообложении НДФЛ вознаграждения, полученного гражданином Казахстана за работу в РФ
  • Миграционный учет граждан Казахстана
  • Страховые взносы
  • Уведомительная обязанность заказчика услуг
  • Налог на добавленную стоимость (НДС)
  • НДФЛ
  • Особенности привлечения к труду гражданина Казахстана
  • Правовой статус исполнителя
  • О функциях налогового агента у организации — Заказчика

Необходимо учитывать, что гражданин Казахстана, которого российская организация намерена привлечь к работе, имеет статус индивидуальных предпринимателей (далее по тексту — ИП) по законодательству Казахстана.

В то же время, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон № 115-ФЗ) иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве ИП — это иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве ИП, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус ИП по законодательству своей страны, то он не может рассматриваться в качестве индивидуального предпринимателя в РФ. В связи с чем гражданина Казахстана в своем ответе мы рассматриваем как физическое лицо, а не как ИП.

Исключение составляет раздел, в котором рассматривается уплата НДС.

Если гражданин Казахстана намерен осуществлять в РФ предпринимательскую деятельность на территории РФ, ему следует зарегистрироваться в качестве ИП в РФ (такая возможность законом предусмотрена). Следует отметить, что граждане Казахстана в силу условий международного договора привлекаются к трудовой деятельности в РФ в упрощенном порядке по сравнению с другими иностранцами.

Так, в силу ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.

Астане 29.05.2014), далее — Договор о ЕАЭС:1.

Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.3.

При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.3. В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Поскольку РФ и Казахстан являются членами ЕАЭС, на граждан Казахстана, привлекаемых к труду в РФ, распространяются нормы Договора о ЕАЭС.Таким образом, гражданин Казахстана не обязан получать патент для выполнения работы на территории РФ (в т.ч.

по договору подряда). Кроме того, документы об образовании, полученные им в Казахстане, не требуют процедуры признания в РФ. Граждане Казахстана подлежат миграционному учету по месту пребывания, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ

«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»

) (далее по текст Закон № 109-ФЗ).

Согласно ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан РФ на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории РФ от 07.06.2012 (далее — Соглашение) гражданин Казахстана, пребывающий на территории РФ, обязан встать на миграционный учет по истечении 30 дней с даты въезда на территорию РФ.

Аналогичное положение — в абз. 1 и 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС.Таким образом, граждане Казахстана вправе не вставать на миграционный учет в течение 30 суток со дня въезда в РФ. По истечении данного срока пребывающие в РФ граждане Казахстана подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ (абз.

По истечении данного срока пребывающие в РФ граждане Казахстана подлежат миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ (абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2, абз.

2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

По общему правилу срок временного пребывания в РФ гражданина Казахстана не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом о правовом положении иностранных граждан, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Законом (ч.

1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Срок временного пребывания гражданина Казахстана, осуществляющего трудовую деятельность в РФ, определяется сроком действия соответствующего трудового или гражданско-правового договора (ч. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Миграционный учет включает регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания иностранных граждан.

Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, временно пребывающие в РФ — по месту пребывания (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 4, ч. 2, 3 ст.

7 Закона № 109-ФЗ). Основанием для постановки лица на учет по месту пребывания является получение территориальным органом МВД РФ уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9).

Под местом пребывания иностранного гражданина понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Закона № 109-ФЗ, то есть в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п.

4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).

Уведомление о прибытии должно быть представлено в территориальный орган МВД России принимающей стороной или непосредственно иностранным гражданином (ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, является принимающей стороной только в случае, если иностранец фактически проживает по адресу этой организации либо в ее помещении, не имеющем адреса (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).

В противном случае принимающей стороной она не является, и ставить иностранца на миграционный учет по своему адресу не обязана. В силу п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) установлены Приказом МВД России от 04.06.2019 № 363.

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления уполномоченного органа о заключении договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена ответственность по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ (штраф от 800 тыс.

руб. до 1 млн. руб.).Таким образом, организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) гражданско-правового договора с гражданином Казахстана направить в территориальный орган МВД соответствующее уведомление по установленной форме. В противном случае существует риск привлечения к административной ответственности. Применительно к НДФЛ рассмотрим два аспекта:

  1. является ли Организация — Заказчик по договору подряда налоговым агентом по НДФЛ в отношении Исполнителя — физического лица.
  2. подлежит ли налогообложению в РФ вознаграждение гражданина Казахстана, полученное по договору подряда за выполнение работы в РФ;

В соответствии с НК РФ вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ признается доходом от источников в РФ.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  1. физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
  2. физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

В силу ст.

209 НК РФ для физических лиц — налоговых резидентов РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный от источников в РФ и от источников за пределами РФ, для физических лиц — нерезидентов — доход от источников в РФ. В силу п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, по общему правилу вознаграждение гражданина Казахстана за работу, выполненную на территории РФ вне зависимости от его налогового статуса (налоговый резидент — нерезидент) должно облагаться НДФЛ, т. к. это его доход от источника в РФ.

В то же время, если Договором как международным соглашением РФ установлены иные правила, чем предусмотрено НК РФ, то в силу ст.

15 Конституции, ст. 7 НК РФ подлежат применению нормы Договора. В отношениях между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция). Согласно п. 1 ст. 14 Конвенции: «.
Согласно п. 1 ст. 14 Конвенции: «.

Доход, полученный резидентом договаривающегося государства от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, облагается налогом только в этом государстве, кроме случаев, когда резидент располагает в другом договаривающемся государстве регулярно доступной ему постоянной базой для целей осуществления такой деятельности. Если у него есть такая база, доход может облагаться налогом в другом государстве, но только в части, относящейся к этой постоянной базе.».

Таким образом, доход, полученный налоговым резидентом Казахстана от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, облагается налогом только в Казахстане.

Исключение составляют случаи, когда резидент располагает в РФ регулярно доступной ему постоянной базой для целей осуществления такой деятельности. Если в РФ у него есть такая база, доход может облагаться налогом в РФ, но только в части, относящейся к этой постоянной базе. Из вышеизложенного следует, что, по общему правилу доход налогового резидента Казахстана от выполнения работы по гражданско-правовому договору в РФ будет облагаться налогом на доходы только в Казахстане, НДФЛ он облагаться не будет.

И только в случае, если указанный гражданин будет иметь в РФ постоянную базу для выполнения профессиональной деятельности, его вознаграждение в части относящейся к указанной базе будет облагаться НДФЛ.

Что касается налоговой ставки НДФЛ, применяемой к доходам гражданина Казахстана. В ст.73 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014), далее — Договор, указано: «.В случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения настоящей статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов». В соответствии со ст.96 Договора под трудовой деятельностью понимается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.

Таким образом, в силу международного договора налогообложение доходов в связи с работой по гражданско-правовому договору, полученных гражданами Республики Казахстан в РФ, облагается по ставке 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. Аналогичный вывод следует из письма Минфина РФ от 17.07.2015 № 03-08-05/41341.

Подводя итог вышесказанному, делаем следующий вывод:Если гражданин Казахстана будет являться налоговым резидентом РФ, его вознаграждение за оказание услуг в РФ будет облагаться НДФЛ по ставке 13 %.Если гражданин Казахстана будет являться налоговым резидентом Казахстана, его вознаграждение за выполнение работ в РФ НДФЛ облагаться не будет, за исключением случая, когда он будет обладать в РФ постоянной базой для осуществления профессиональной деятельности. В этом случае его вознаграждение за выполнение работы в РФ в части указанной базы будет облагаться НДФЛ по ставке 13 %.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, являются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.Следовательно, если физлицо будет являться налоговым резидентом РФ (или будет являться налоговым резидентом РК, но при этом на территории РФ будет иметь постоянную базу для осуществления профессиональной деятельности), то организация — заказчик будет являться по отношению к нему налоговым агентом.

Порядок применения НДС в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС, определяется в соответствии с разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), являющимся Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее- Приложение № 18). Согласно раздела I Приложения № 18 налогоплательщик (плательщик) — налогоплательщик (плательщик) налогов, сборов и пошлин государств-членов. Таким образом, хозяйственные отношения российской организации с гражданином, являющимся ИП по законодательству РК, будут подпадать под действие Приложения № 18, если этот гражданин является налогоплательщиком НДС по законодательству РК.

В ст. 367 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) сказано: 1.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: 1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан: индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой.

Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством Казахстана ИП являются плательщиками НДС. Согласно п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Подпунктами 1,2 п. 29 Протокола установлено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

  1. работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.
  2. работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимися на территории этого государства-члена.

Таким образом, местом реализации услуг по монтажу и наладке оборудования, оказываемых казахстанским индивидуальным предпринимателем российской организации в РФ, является территория РФ, соответственно, такие услуги облагаются НДС в РФ.

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ с учетом настоящей главы. В силу п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в отношении услуг по монтажу и наладке оборудования, оказываемых казахстанским индивидуальным предпринимателем на основе договора подряда российской организации в РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом.

Аналогичный вывод следует из письма Минфина РФ от 26.05.2016 № 03-07-13/1/3020.

Положениями подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. В соответствии с подп. 2 п. 3 ст.

422 НК РФ в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, облагаются только страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и страховыми взносами на обязательное медицинское страхование. В ст. 2 Закона № 115-ФЗ установлено, что:

«.временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.»

Если гражданин Казахстана будет оказывать российской организации разовые услуги, у него, скорее всего, будет отсутствовать и вид на жительство и разрешение на временное проживание, поэтому он будет иметь статус временно пребывающего.

Именно из этого статуса мы и будем исходить при ответе. В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее — Закон № 167-ФЗ) обязательному пенсионному страхованию подлежат, в том числе временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. На основании ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (далее — Закон № 326-ФЗ) временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане обязательному медицинскому страхованию не подлежат.

В то же время, п. 1 ст. 7 НК РФ, ст. 2 Закона № 167-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора РФ.

В ст. 98 Договора о ЕАЭС сказано:«. 3. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами». Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС к социальному обеспечению (социальному страхованию) относятся обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, в силу положений международного договора социальное страхование граждан Казахстана, осуществляющих трудовую деятельность в РФ, включающее обязательное медицинское страхование, осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан РФ. Поскольку Договор о ЕАЭ не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, и отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению таких граждан до настоящего времени не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства, т.е. положения ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ.

Из вышеизложенного следует, что если граждане Казахстана являются временно пребывающими, то они относятся к застрахованным лицам в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования.

Поэтому с выплат в пользу таких граждан по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, следует уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам как для граждан РФ. Аналогичный вывод следует из письма Минфина РФ от 29.12.2018 № 03-15-06/96593. Несмотря на то, что письмо касается граждан Беларуси, полагаем, что оно актуально и для рассматриваемой ситуации, т.к.

Беларусь также является членом государств ЕАЭС.Таким образом, по нашему мнению, если гражданин Казахстана будет иметь статус временно пребывающего в РФ, выплачиваемое ему вознаграждение по договору подряда подлежит обложению страховыми взносами на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование по тарифам как для граждан РФ. Пост написан компанией Это авторский материал.

Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано.

Создайте свой блог, и аудитория «Клерка» о вас узнает

Принимаем на работу гражданина Казахстана

При приеме на работу гражданина Казахстана необходимо учитывать следующее. В отличие от других иностранных граждан гражданин Казахстана является работником страны, у которой с Россией заключен Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

По условиям договора ЕАЭС гражданину Казахстана не нужно получать визу, не нужно оформлять патент на работу и не нужно получать разрешение на работу. В связи с этим работодателю не нужно разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

  • Копия ИНН, если отсутствует, то желательно получить;
  • Паспорт гражданина Казахстана (другой документ, удостоверяющий личность) – снять копию;
  • Справка 2-НДФЛ с предыдущего места работы (если имеется);
  • Полис добровольного медицинского страхования (если сотрудник временно пребывающий), за исключением граждан Белоруссии;
  • Справка по форме 182-н с предыдущих мест работы (если имеется).
  • Трудовая книжка (в случае отсутствия книжки российского или советского образца, а также при первичном устройстве на работу, необходимо приобрести новую) – остается у работодателя;
  • СНИЛС копия свидетельства пенсионного страхования (в случае отсутствия, необходимо оформить);
  • Документы об образовании (с переводом на русский язык) – копии документов;
  • При въезде на территорию РФ гражданин Казахстана должен правильно заполнить миграционную карту и подчеркнуть Работа, как цель визита. Это необходимо в том случае, когда гражданина Казахстана планирует находиться на территории РФ более 30 дней, а также работать в РФ. До 30 дней гражданин Казахстана может находиться на территории РФ и не вставать на миграционный учет.

    Миграционная карта необходима гражданину Казахстана для дальнейшего оформления регистрации на территории РФ. Что необходимо знать работодателю?

    Гражданин Казахстана может прописаться не только у физического лица (или в собственном помещении), но и у юридического лица–работодателя как у принимающей стороны.

    Однако, если гражданин Казахстана будет зарегистрирован по месту нахождения юридического лица, то обязан там и фактически проживать, если этого не будет, то штраф может составлять до 800 000 рублей. Кроме этого, работодатель обязан уведомить сотрудников ФМС о прибытии гражданина Казахстана.

    Штраф за нарушение принимающей стороной миграционного учета составляет для организаций и ИП до 500 000 рублей. Таким образом, если работодатель не будет являться принимающей стороной, то необходимо будет проверить наличие временной регистрации у гражданина Казахстана.

  • В соответствии с пунктом 8 статьи 13 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.

    работодатель обязан уведомить органы МВД о заключении Трудового договора с гражданином Казахстана. () Сделать это необходимо не позднее 3 дней с даты заключения Трудового договора.

    Штрафы за несвоевременное уведомление органы МВД о приеме гражданина Казахстана могут составлять до 1 000 000 рублей.

  • Доходы, получаемые гражданином Казахстана от трудовой деятельности в РФ, будут полностью облагаться налогами, такими же и в том же объеме, как и у российских граждан. Что касается НДФЛ (налог на доходы с физических лиц), то согласно статье 73 Договора о ЕАЭС, налогообложение будет происходить по ставке 13% с первого дня работы гражданина Казахстана.

    Однако, налогообложения НДФЛ по ставке 13% возможно только для . Гражданин Казахстана может и не являться резидентом.

    Поэтому Минфин РФ считает, что по итогам налогового периода необходимо окончательно определить налоговый статус гражданина Казахстана. И если по итогам налогового периода окажется, что гражданин Казахстана нерезидент, то необходимо пересчитать НДФЛ по ставке 30% (Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 03-04-05/34859).

  • У гражданина Казахстана при трудоустройстве необходимо затребовать полис ДМС (добровольное медицинское страхование).

    Он нужен только для того, чтобы трудоустроить иностранного гражданина и заключить с ним Трудовой договор. Обязанность требовать полис ДМС обусловлена статьей 327.3 Трудового Кодекса РФ. (Исключением будет являться наличие у работодателя платного договора об оказании медицинских услуг с медицинской организацией).

    В дальнейшем, работающий гражданин Казахстана будет иметь полное право на социальное обеспечение, как и российский гражданин. Это сказано в пункте 3 статьи 98 Договора ЕАЭС.

    А значит, гражданин Казахстана сможет оформить полис ОМС (обязательное медицинское страхование), а работодатель будет полностью оплачивать за него взносы в ОМС. Полис ДМС уже будет не нужен.

Все вышеописанные условия данной статьи применимы также к гражданам Белоруссии, Армении и Киргизии, ведь все они являются участниками Договора о ЕАЭС.

За исключением одного, для граждан Белоруссии требовать полиса ДМС, для заключения трудового договора не нужно в связи с наличием отдельного договора о равных правах между Россией и Белоруссией.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+