Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Максимальные часы работы кафе в жилом доме

Максимальные часы работы кафе в жилом доме

Максимальные часы работы кафе в жилом доме

В доме хотят открыть общепит. Жильцы в ужасе. Что делать?

Фото Евгения Смирнова, Кублог Вы не можете запретить открывать кафе в вашем доме, не имея на то законных оснований. Раньше для открытия общепита (магазина) нужно было согласие собственников жилья многоквартирного дома. Теперь — этого не требуется. Согласие жильцов (общего собрания собственников) потребуется, если владелец общепита захочет разместить рекламу на фасаде здания (речь идет не о вывеске заведения), или сделать вентиляцию на фасаде дома, входную группу и другие работы, касающиеся внесения изменений в общее имущество дома (ст.44-47 ЖК РФ).

Согласно требованиям законодательства, предприниматель должен собрать внушительный пакет документов, разрешений и согласований для открытия заведения общественного питания. Однако жильцы дома не вправе документы проверить.

Такое право есть только у надзорных органов: Роспотребнадзор, прокуратура, государственная пожарная инспекция и т.п. Конечно, если у вас возникли подозрения в том, что предприниматель не все делает правильно, вы можете обратиться с жалобой в надзорные органы для проверки деятельности предприятия общественного питания.

Жалоба составляется в произвольной форме. Обязательно опишите то, что вы считаете нарушением со стороны владельца общепита, укажите свои контакты и ФИО. Государственные органы должны вам ответить в течение месяца.

Предприятия общественного питания можно размещать (пункт 2.2 СП 2.3.6.1079-01

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

, введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (в ред. от 31.03.2011):

  1. в отдельно стоящем здании;
  2. в нежилых этажах жилых зданий;
  3. на территориях промышленных и других зданиях для обслуживания работающего персонала.
  4. в помещениях, пристроенных и встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям;

Если общепит размещен в жилом здании, то его владелец не должен:

  1. принимать продукты и сырье со стороны двора дома, где расположены окна квартир. Погрузка-выгрузка должна производиться с торца жилого здания, где нет окон, либо со стороны проезжей части;
  2. размещать площадку мусоросборника ближе, чем на 25 м от входов в дом, игровых площадок и мест отдыха (п.

    2.6 СП 2.3.6.1079-01);

  3. размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха;
  4. ухудшать условия проживания и отдыха людей;
  5. размещать парковку транспорта персонала и посетителей во дворе жилого дома.

    Парковка может быть размещена только со стороны проезжей части (п.

    2.7 СП 2.3.6.1079-01).

  6. нарушать санитарные нормы уровня шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей, предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
  7. совмещать входы со входами в жилые помещения;

И еще о специфике работы заведений общепита: Если в общепите готовят шашлыки на мангале, то размещение таких заведений возможно только в отдельно стоящих зданиях (п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01). Если общепит размещается в павильоне, то он должен находиться не ближе 50 м от жилых зданий, лечебно-профилактических организаций, спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений. Если кафе или магазин работает круглосуточно.

Прямого запрета на размещение таких предприятий в жилом доме нет.

Однако, пункт 4.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» разрешает размещение в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением организаций, оказывающих вредное влияние на человека; запрещается размещать в жилых зданиях предприятия с режимом работы позднее 23.00; запрещается размещать в жилых зданиях предприятия питания и досуга площадью более 250 кв.м с числом мест более 50, а также предприятия с музыкальным сопровождением (дискотеки, танцевальные студии, казино и т.п.). 1. Перевод помещения из жилого в нежилое без согласия собственников жилого дома.

Судебная практика по данным делам весьма разнообразна, как и решения судов.

Суд принимает во внимание обстоятельства в каждом конкретном случае.

В настоящее время в большинстве случаев не требуется получать согласие собственников жилого дома.

Оно может понадобится лишь тогда, когда владелец общепита планирует не только внутреннюю перепланировку помещения, но и реконструкцию входа, расположенного на придомовой территории, с использованием части земельного участка под домом.

В этом случае потребуется согласие собственников жилья МКД. Сложность принятия решений по данному вопросу заключается еще и в том, что закон не позволяет четко разграничить такие понятия как перепланировка и реконструкция помещения. 2. Размещение рекламы на фасаде без согласия собственников дома.

С 2009 года размещать рекламу на фасадах здания можно только с согласия собственников жилья МКД (

«О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и статью 19 Федерального закона «О рекламе»

от 27.09.2009). Для вынесения положительного решения необходимо согласие не менее ⅔ собственников жилья. 3. Нарушение санитарно-эпидемиологических норм: производственные цеха в подвальном помещении дома, отсутствие раздельной канализации, шум в ночное время и т.д.

Выполнение санитарных норм регулируется федеральным законодательством: Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 с изменением от 03.05.2007 № 25 с 01.02.2002 введены в действие

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

(СанПиН 2.3.6.1079-01); Постановлением от 10.06.2010 № 64 введены в действие «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (СанПиН 2.1.2.2645-10). Кроме федеральных норм существуют и региональные требования в каждом субъекте РФ. 4. Организация погрузки-выгрузки во дворе жилого дома.

Если владельцы предприятий общепита нарушают требование об организации погрузки-выгрузки (п. 2.2.СанПиН 2.3.6.1079-01), то их можно привлечь к административному правонарушению (п.6.4 КоАП РФ). 5. Неправильно организованная площадка для мусора.

Владельцы общепита часто нарушают этот пункт санитарных норм (контейнер для сбора мусора должен быть расположен не ближе, чем на 25 м от жилого дома, площадок для игр и отдыха). Это приводит и к неприятному запаху, к появлению грызунов и насекомых в квартирах.

В данной ситуации жильцы дома должны обратиться с жалобой в районную Санэпидемстанцию.

СЭС обязана прислать официальный ответ с описанием действий, предпринятых в отношении нарушителя. 6. Не предусмотрены временные площадки для парковки персонала и посетителей. Отсутствие отдельных парковок у предприятий общепита (п.2.7 СанПиН 2.3.6.1079-01) рассматривается как административное правонарушение (п.6.6.

Отсутствие отдельных парковок у предприятий общепита (п.2.7 СанПиН 2.3.6.1079-01) рассматривается как административное правонарушение (п.6.6.

КоАП РФ). 7. Ухудшение условий проживания жильцов дома из-за неправильной организации вытяжки. Предприятия общепита должны иметь отдельную систему вытяжки (нельзя совмещать с общедомовой, п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция предприятий общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.

Если данное требование не выполнено, то владельцу грозит административная ответственность (ст. 6.3 КоАП РФ). 8. Шум в ночное время. Практика показывает, что многие пункты общественного питания не соблюдают нормы уровня шума.

В дневное время действуют

«Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках»

(утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 07.07.1987 № 4396-87 (СанПиН 42-128-4396-87).

С нарушителями допустимой громкости звуков бороться достаточно сложно. Основная трудность — необходимость замерить уровень шума.

Во-первых, о выездной проверке СЭС владелец заведения предупреждается заранее, поэтому он не допустит превышения нормативных величин шума. Во-ворых, необходимо замерять уровень шума в нескольких квартирах, что требует материальных затрат жильцов. Однако, жильцам удается и в этом случае призвать владельцев общепита к порядку.

Закон (КоАп РФ) устанавливает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований:

  1. денежные штрафы (1 000 — 1 500 рублей для граждан; 2 000 — 3 000 рублей для должностных лиц и предпринимателей; 20 тыс. — 30 тыс. руб. для юридических лиц);
  2. или приостановка работы предприятия (на 90 суток).

Все нарушения должны быть устранены.

В определенных случаях суд может принять решение о прекращении деятельности предприятия общепита.

Чаще всего кафе, бары и рестораны размещают именно на первых этажах жилых зданий.

К сожалению, появление точек общепита становится причиной множества конфликтов между предпринимателями и жильцами дома. Не всегда в этих ситуациях жильцы бывают правы, стараясь во что бы то ни стало «выжить» заведение общественного питания. Нужно помнить, чтобы добиться успеха, жалобы жильцов должны иметь законные основания.

В большинстве случаях жильцам удается добиться от владельцев общепита устранить допущенные нарушения, а в ряде случаев — закрыть заведение. Если же обращения в уполномоченные органы не приносят результата, то можно обратиться в СМИ. Cтатистика по 91 городу России за 2015 год (составлено сервисом отзывов Flamp по просьбе проекта The Village, прим.

автора: понятно, что жалобы жильцов не являются основной причиной для закрытия большинства заведений из списка ниже):

  1. Рестораны: работают 10 818, открылось 2 133, закрылось 1 654;
  2. Бары: работают 9 477, открылось 3 452, закрылось 2 383.
  3. Кафе: работают 26 697, открылось 7 759, закрылось 5 855;

: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Какие заведения запрещены в жилых домах?

20 января 2018Помещения, расположенные на первых этажах жилых домов, очень выгодно сдаются под различные коммерческие заведения.

В плюсе здесь и собственник помещения, и хозяин магазина. Но вот жильцам самого дома такое соседство не всегда приносит радость. Можно себе представить степень ликования жильцов, если в их доме откроется ночной караоке-бар, например.

Уже через неделю они будут знать наизусть и люто ненавидеть весь репертуар «Ласкового мая» и прочих народных шлягеров.Чтобы не допустить подобного в своем доме, нужно знать, какие заведения запрещено открывать в помещениях многоэтажных жилых домов. В этот перечень входят:• магазины, торгующие товарами бытовой химии и т.п.

продукцией с сильным специфическим запахом, который влечет загрязнение воздуха в квартирах жилого дома,• магазины и складские помещения, где хранятся пожароопасные приборы и вещества (аэрозоли, горючие жидкости, пиротехника и т.п.),• магазины автомобильных шин, запчастей и масел,• магазины, специализирующиеся на торговле рыбной продукцией,• различные складские помещения (за исключением относящихся к ведению общественных учреждений, которые располагаются во встроенных или пристроенных помещениях), производственные помещения (разрешаются только помещения для труда инвалидов, престарелых, мастерские для сборочных и декоративных работ),• бани,• всевозможные предприятия, оказывающие бытовые услуги населению, если они используют легковоспламеняющиеся вещества.

Запрет не распространяется только на парикмахерские и часовые мастерские, расположенные в помещениях площадью не свыше 300 м,• прачечные и химчистки. Разрешены только приемные пункты белья и залы самообслуживания мощностью не более 75 кг за одну смену,• общественные туалеты,• учреждения системы ритуального обслуживания,• специализированные медицинские кабинеты (лаборатории, аппаратной диагностики, рентгеновские кабинеты, ветеринарные клиники и т.п.).Кроме того, отдельно оговаривается запрет на размещение в помещениях жилых домов:• кафе, ресторанов и прочих увеселительных заведений, рассчитанных более чем на 50 посадочных мест, если общая площадь не превышает 250 м,• заведений, использующих музыкальное сопровождение (школы танцев, дискотеки, театры и т.д.), а также любых магазинов или предприятий, которые работают позже 23.00 часов. Распоряжением местной администрации это время может быть изменено с учетом действующих на данной территории правил о соблюдении тишины.

Таким образом, мелкие кафе и бары не запрещено открывать в жилых домах, но при условии, что в них не будет громкой музыки и работать они будут не позднее 23 часов.Как можно противодействовать открытию подобных заведений в своем доме?- Жаловаться в Роспотребнадзор на производственный шум, запах, проникающий в квартиру, погрузку-разгрузку товаров во дворе и т.п. неудобства, причиненные размещением в доме магазина или другого заведения.

Штраф за подобные нарушения составляет: для предпринимателей от 1000 до 2000 рублей, для юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей. Сверх того, в административном порядке возможно приостановление коммерческой деятельности на срок до 90 суток.- Жаловаться в местное отделение полиции или участковому на нарушение заведением правил тишины, которые утверждены на уровне каждого региона.

На региональном уровне действует система штрафов за шум в ночное время.На сайте «Детский сад.Ру» в разделе вы можете найти дополнительную информацию и образец заявления на возбуждение административного дела по факту нарушения магазином санитарно-эпидемиологических требований.

Рубрики

Организациям общественного питания, размещаемым в жилых домах, кроме общих санитарных правил и норм, предъявляемых в сфере оказания данной услуги, необходимо соблюдать специальные требования, нарушение которых грозит административной ответственностью. Рассмотрим подробнее особенности размещения организаций общественного питания в жилых домах.

СП 2.3.6.1079-01

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (в ред.

от 31.03.2011). Пунктом 2.2 данного документа установлено, что организации общественного питания могут размещаться:

  1. на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала.
  2. в зданиях, пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям;
  3. в отдельно стоящем здании;
  4. в нежилых этажах жилых зданий;

При размещении организаций общественного питания в жилых зданиях:

  1. не должны ухудшаться условия проживания и отдыха людей;
  2. не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха;
  3. недопустимо принимать продовольственное сырье и пищевые продукты со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры.

    Загрузка должна производиться с торца жилого здания, не имеющего окон, из подземных туннелей со стороны дорог при наличии специальных загрузочных магистралей. Часто нарушение последнего требования является предметом судебного разбирательства.

  4. необходимо соблюдать гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
  5. входы должны быть изолированы от жилой части здания;

Судебная практика Как следует из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2013 по делу № А43-25570/2012, на основании обращения жителя многоквартирного дома по поводу того, что загрузка продуктов и иных товаров рестораном осуществляется со стороны двора дома, была назначена внеплановая проверка, в ходе которой данный факт подтвердился.

Ресторану было выдано предписание: в установленный срок устранить данное нарушение.

Организация общепита предприняла попытку оспорить предписание в суде, аргументируя свою позицию тем, что СП 2.3.6.1079-01 вступили в силу 01.02.2002, а ресторан был введен в эксплуатацию 05.05.1997, когда действовали другие санитарно-эпидемиологические правила, которые не содержали запретительной нормы относительно осуществления загрузки продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома. Судьи всех трех инстанций признали оспариваемое предписание Роспотребнадзора законным и обоснованным.

  1. площадка мусоросборника должна располагаться на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха (п. 2.6 СП 2.3.6.1079-01). Нарушение этой нормы также не останется без внимания контролирующего органа;

Судебная практика Так, в Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 04.02.2014 по делу № 33-1106/2014 указано, что организацию общественного питания обязали убрать с придомовой территории контейнерную площадку для сбора мусора и пищевых отходов, а также мусорные контейнеры, поскольку они располагались на расстоянии 16 м от жилого дома.

  1. площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей должны размещаться только со стороны проезжей части автодорог, во дворах жилых домов их размещение запрещено (п. 2.7 СП 2.3.6.1079-01).

Сети бытовой и производственной канализации организации общественного питания не должны объединяться с хозяйственно-фекальной канализацией жилого дома, а стояки бытовой канализации из верхних этажей жилого дома допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных) (п.

3.10, 3.11 СП 2.3.6.1079-01).

Судебная практика Как следует из Апелляционного определения Нижегородского областного суда от 04.09.2012 по делу № 33-6567, в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения было установлено, что канализационные сети кафе-бара подключены во внутридомовые сети канализации.

До устранения нарушений п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01 деятельность кафе-бара была запрещена на том основании, что они создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди населения города.

А в соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем является основанием для запрета деятельности, создающей такую опасность. Работа систем местной вытяжной вентиляции не должна влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения (п.

4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция организаций общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.

Нарушение данного положения также часто является предметом спора. Судебная практика Как указано в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2012 по делу № А78-6633/2011, основанием для выдачи организации предписания территориальным органом Роспотребнадзора послужило то, что шахты вентиляционных систем кафе и магазина были выведены на крышу пристройки к жилому дому и заканчивались на уровне окон квартир первого этажа.

В результате все запахи, сопровождающие функционирование кафе и магазина, проникали в квартиры жителей дома. Однако организация посчитала, что контролирующим органом не доказано существование возможности нанесения вреда жильцам дома из-за отсутствия требуемой системы вытяжной вентиляции (не было исследований проб воздуха и т.

д.), и обратилась в суд с иском. Первая инстанция доводы организации поддержала, однако апелляционная инстанция, отменяя решение суда, пришла к выводу, что осуществление организацией деятельности по эксплуатации кафе с нарушением санитарных правил несет в себе общественную опасность, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд кассационной инстанции с такими выводами согласился. Несоблюдение метража выступа (не менее 1 м) шахты вентиляции над коньком крыши или поверхностью плоской кровли послужило поводом для судебного разбирательства, описанного в Постановлении ФАС Уральского округа от 31.10.2013 № Ф09-11417/13 по делу № А50-1706/2013. Судебная практика В ходе проверки было установлено, что шахты вытяжной вентиляции, через которые осуществляется выброс воздуха из помещений кафе (санузел для персонала, производственные помещения), выступают над поверхностью плоской кровли на высоту не более 0,6 м вместо требуемого 1 м.

Контролирующий орган вынес предписание: в установленный срок устранить это нарушение.

Судьи, которые рассматривали заявление организации, не согласившейся с предписанием, требования Роспотребнадзора поддержали, указав, что деятельность по эксплуатации кафе, осуществляемая с нарушением санитарных правил, несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан и ее продолжение в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.

Не только запах, но и шум от вентиляции стали причиной для судебного разбирательства, рассмотренного в Постановлении ФАС Уральского округа от 26.04.2012 № Ф09-2591/12 по делу № А50-16221/2011. Судебная практика Организация, не согласившись с предписанием контролирующего органа об устранении выявленных нарушений, обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным.
Судебная практика Организация, не согласившись с предписанием контролирующего органа об устранении выявленных нарушений, обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным. При этом в суде пыталась доказать, что пристройка к жилому дому, в котором она оказывает услуги общественного питания, является отдельно стоящим зданием.

Однако судьи с данной позицией не согласились, отметив, что отдельно стоящие здания предполагают промежуточный разрыв между ними, отсутствие соприкасающихся элементов, чего нельзя сказать о спорном объекте. Предписание контролирующего органа было признано законным и обоснованным. Согласно п. 4.18 СП 2.3.6.1079-01 уровни шума и вибрации на рабочих местах в производственных помещениях, обеденных залах и площадках организаций общественного питания должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума и вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий, установленным:

  1. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;
  2. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
  3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

Несколько слов о шашлыках Приготовление блюд на мангале разрешается только в организациях общественного питания, размещенных в отдельностоящих зданиях, при условии использования современного оборудования (п.

4.11 СП 2.3.6.1079-01). Кроме того, п. 8.26 данного документа установлено, что готовить блюда на мангалах, жаровнях, решетках, котлах разрешается в местах отдыха и на улицах при условии изготовления полуфабрикатов в стационарных организациях и при соблюдении перечня условий, среди которых:

  1. наличие павильона, подключенного к сетям водопровода и канализации, а также холодильного оборудования для хранения полуфабрикатов;
  2. размещение павильона на расстоянии не ближе 50 м от жилых зданий, лечебно-профилактических организаций, спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений.

То есть, если услуги общественного питания оказываются в помещениях жилого дома, шашлыки на мангале рядом с ним жарить нельзя, что подтверждается и арбитражной практикой, например Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 10.04.2014 № 33-3390, Решением Ленинградского областного суда от 16.08.2011 № 7-611/2011.

К сведению Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

(в ред. от 23.06.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в т. ч. выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Возможно ли круглосуточное функционирование организации общепита, размещенной в жилом доме? СП 2.3.6.1079-01 прямого запрета работать ночью не содержат, хотя можно сказать, что это приводит к ухудшению условий проживания и отдыха людей. Такой запрет имеется в п. 4.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные.

Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», которым установлено, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. При этом не допускается размещать:

  1. предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в т. ч. дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино и т. д.
  2. все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов (время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления);

Судьи при рассмотрении споров руководствуются именно п. 4.10 СП 54.13330.2011 и при доказанности фактов работы заведения после 23 часов приходят к выводу о нарушении организацией указанных требований санитарного законодательства и, как следствие, о наличии в его действиях события административного правонарушения.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, грозит ответственностью, установленной ст.

6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а именно наложением штрафа: – на граждан — в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.; – на должностных лиц и предпринимателей — от 2 до 3 тыс. руб.; – на юридических лиц — от 20 до 30 тыс.

руб. Альтернативой штрафу для предпринимателей и юридических лиц может стать административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Судебная практика Так, из Решения Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2012 № 12-912/12, следует, что организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.

6.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по оказанию услуг общественного питания на срок 15 суток в т. ч. за нарушение требований п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 (осуществление загрузки продуктов питания со стороны дворового фасада здания, где расположены окна и входы в квартиры).

Примеры привлечения организаций общественного питания к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ содержатся: – в Решении Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2014 по делу № А82-5777/2014 (погрузочно-разгрузочные работы проводились с торца здания, под окнами жильцов, вблизи от входа в подъезд); – в Решении Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2014 по делу № А29-2153/2014 (загрузка пищевых продуктов производилась через единственный вход, находящийся под окнами жилых помещений дома); – в Решении Астраханского областного суда от 12.10.2012 по делу № 7-194/2012 (превышение допустимого уровня шума в квартирах граждан, источником которого было определено кафе); – в Решении Московского городского суда от 30.08.2012 по делу № 7-1695 (нарушение рестораном санитарных норм, установленных в отношении вентиляции).

Существуют примеры, когда организации общественного питания привлекались к ответственности по ст.

6.4 КоАП РФ — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Данной статьей также установлена возможность административного приостановления деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, но размеры штрафа немного ниже: – для граждан — в размере от 0,5 до 1 тыс. руб.; – для должностных лиц и предпринимателей — от 1 до 2 тыс.

руб.; – для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб. Судебная практика Так, в Решении Свердловского областного суда от 20.03.2014 по делу № 71-96/2014 указано, что организацией общественного питания (кафе), размещенной в жилом здании, были превышены допустимые уровни шума. На основании ст. 6.4 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс.

На основании ст. 6.4 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс.

руб. Организация предприняла попытку в суде добиться замены штрафа на приостановление деятельности, однако суд в удовлетворении иска отказал. Другие примеры привлечения к административной ответственности по ст.

6.4 КоАП РФ содержатся в Решении Московского городского суда от 26.03.2014 по делу № 7-1585/2014 (в т. ч. за нарушение требований к вентиляции), в Решении Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2014 по делу № А71-8516/2014 (за превышение предельно допустимых уровней звука). Кроме того, встречаются случаи, когда организации общественного питания, расположенные в жилых домах, замеченные в несоблюдении санитарных норм, привлекаются к административной ответственности на основании ст.

6.3 КоАП РФ — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В названной статье также предусмотрено административное приостановление деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, а размер штрафов следующий:

  1. для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.
  2. для должностных лиц и предпринимателей — от 0,5 до 1 тыс. руб.;
  3. для граждан — от 100 до 500 руб.;

Судебная практика В Решении Ленинградского областного суда от 04.04.2012 № 7-136/2012 рассматривается дело, в котором на основании ст.

6.3 КоАП РФ организацию общественного питания привлекли к ответственности за то, что в нарушение п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01 отток воздуха из банкетного зала осуществлялся через общедомовой вентиляционный канал.

Арбитражная практика свидетельствует, что случаи, когда организации общественного питания за одно административное правонарушение привлекаются по разным статьям, например ст. 6.3, 6.4 или 6.6 КоАП РФ, — распространенное явление.

Такое положение вещей обусловлено тем, что КоАП РФ содержит в себе нормы и общего, и специального характера. Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 № 01/5288-9-32

«О направлении Справки о практике применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

обратил внимание, что должностные лица к применению норм КоАП РФ иногда подходят субъективно и необоснованно квалифицируют административное правонарушение по общей ст.

6.3 КоАП РФ, вместо того чтобы применить специальные статьи, например ст.

6.6 КоАП РФ. В свою очередь, судьи отмечают, что в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. При этом в силу п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

при неправильной квалификации правонарушения принимается решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Обратим внимание еще на один момент.

Нарушение санитарных правил и норм организацией, оказывающей услуги общественного питания в помещениях жилого дома, грозит не только приостановлением деятельности на срок устранения нарушений и значительными штрафными санкциями (иначе говоря, финансовыми потерями), но и полным ее закрытием.

Так, Роспотребнадзор, установив, что нарушения санитарного законодательства, допущенные организацией, создают реальную угрозу здоровью людей, могут привести к возникновению инфекционных заболеваний, вправе обратиться в суд с иском о запрещении осуществлять деятельность по оказанию услуг общественного питания, руководствуясь ст. 1065 ГК РФ. Пункт 2 указанной статьи гласит: если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

И судьи позицию контролирующего органа в подобных ситуациях поддерживают. Одной из причин, по которой принимается решение обязать организацию общественного питания прекратить деятельность, может стать и тот факт, что она располагается на первом этаже дома, который является жилым (т.

е. в незанятой заведением части этажа располагаются квартиры). Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что размещение организаций общественного питания возможно только в нежилых этажах жилых зданий.

Судьи приходят к выводу, что данное нарушение носит неустранимый характер, поэтому принимают решение о необходимости прекратить деятельность организации.

Оказание услуг общественного питания именно в помещениях жилого дома привлекает предпринимателей и юридических лиц возможностью расширить круг постоянных посетителей за счет жильцов дома. Однако чтобы исключить риск переквалификации «потенциальных посетителей» в «недругов заведения», необходимо неукоснительно выполнять требования СП 2.3.6.1079-01, установленные для организаций, размещенных в жилых домах.

Организации, «добровольно» не выполняющие санитарные нормы, контролирующие органы могут обязать их соблюдать. Роспотребнадзор вправе отреагировать на жалобы жильцов внеплановой проверкой заведения.

При этом должностные лица данного ведомства при выявлении нарушения санитарного законодательства имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, а те, соответственно, обязаны их выполнять (п.

2 ст. 50, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ). Кроме того, невыполнение установленных правил грозит предприятию общественного питания значительными финансовыми потерями, а также полным его закрытием. Надеемся, что представленная статья поможет организациям общественного питания избежать проблем и с жильцами дома, и с контролирующим органом.

Определением ВАС РФ от 03.08.2012 № ВАС-7453/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов. Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 36. Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 40.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в ред. от 27.12.2010). Утвержден Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778.

См. решения Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2014 по делу № А50-11237/2014, по делу № А50-11236/2014. См. Постановление ФАС Центрального округа от 23.06.2010 по делу № А14-13051/2009485/24. См. Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2009 № Ф09-9139/09-С1 по делу № А60-19649/2009-С9.

См. решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2014 по делу № А56-45645/2014, от 27.08.2014 по делу № А56-27116/2014. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2014 № А56-5964/2014

Может ли работать кафе в жилом доме после 23-00?

02.06.2016 09:52 — автор Людмила БАННОВА В нашу редакцию обратился житель многоквартирного дома на проспекте Победы. На первом этаже, прямо под его квартирой, расположилось небольшое кафе.

В нем регулярно проводят свадьбы, юбилеи и другие торжества, праздники часто заканчиваются глубоко за полночь. Жителям, естественно, не очень приятно подобное развеселое соседство.

Они интересуются, правда ли, что работа кафе, ресторана или магазина в жилом доме разрешена даже после 23-00?

Фото: ridus.ru Как рассказали юристы, требование пункта 4.10 «СНиП 31-01-2003.

Здания жилые многоквартирные», где говорится о том, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов, обязательно к исполнению. Однако существуют стандарты, нормы и правила, соблюдение которых является обязательным, а есть стандарты и правила, которые должны соблюдаться на добровольной основе.

Нормы, содержащие требования к безопасности зданий и сооружений содержатся в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

.

Как указано в статье 6 закона, Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. До 1 июля 2015 года действовал Перечень обязательных национальных стандартов и сводов правил (их частей) утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р.

В п. 82 данного перечня были упомянуты СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», но лишь часть из указанных строительных норм и правил подлежали обязательному применению. В частности, п. 4.10 в список не попал, т.е. запрета на размещение в жилых зданиях предприятий с режимом функционирования после 23 часов указанный Перечень обязательных национальных стандартов не содержал.

С 1 июля 2015 года вступил в силу п.

1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, которым утвержден новый Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, которым утвержден новый Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

.

В новый Перечень (в п. 38) уже включен СП 54.13330.2011 и теперь обязательному применению подлежат пп. 4.9 — 4.12. Таким образом, с 01.07.2015 обязателен к применению п.

4.10 СП 54.13330.2011, то есть предприятия с режимом функционирования после 23 часов не могут быть размещены в зданиях и сооружениях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 июля 2015 г. а также иные предприятия, указанные в п.

4.10 СП. Однако с 1 октября 2015 года решено все-таки не запрещать в кризис работу предприятий, магазинов с режимом функционирования после 23 часов. С учетом внесенных изменений в Постановление Правительства РФ № 1521, п. 38 Перечня стал выглядеть следующим образом: 38. СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Разделы 1 (пункт 1.1), 4 (пункты 4.3 — 4.7, абзацы третий — шестой пункта 4.8, пункты 4.9, 4.10 (за исключением слов

«все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч»

), 4.11, 4.12), 5 (пункты 5.5, 5.8), 6 (пункты 6.2, 6.5 — 6.8), 7 (пункты 7.1.2, 7.1.4 — 7.1.14, абзац второй пункта 7.1.15, пункты 7.2.1 — 7.2.15, 7.3.6 — 7.3.10, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.5, 7.4.6), 8 (пункты 8.2 — 8.7, 8.11 — 8.13), 9 (пункты 9.2 — 9.4, 9.6, 9.7, 9.10 — 9.12, 9.16, 9.18 — 9.20, 9.22, 9.23, 9.25 — 9.28, 9.31, 9.32), 10 (пункт 10.6), 11 (пункты 11.3, 11.4). Таким образом, с 01.10.2015г.

все предприятия, а также магазины, расположенные в жилых домах, могут функционировать и после 23 ч. В то же время официальное разрешение на работу в многоквартирном доме накладывает ряд ограничений.

Согласно того же п. 4.10 СП 54.13330.2011 в подвалах, цоколях, первых и вторых этажах жилых домов не допускается размещать предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино.

То есть, кафе, ресторан, бар работать после 23 часов может, при условии, что число мест не превышает 50-ти, площадь 250 кв.м. и нет музыкального сопровождения. Однако думается, что запрет с числом мест и площадью обходится разделением общей площади единого зала условно на 2 или более, при этом каждое из «вновь созданных» заведений должно быть формально разделено (отдельные наименования, меню, отдельная контрольно-кассовая техника, возможно стиль, отдельные договоры аренды (если помещение арендуется), отдельные лицензии на алкоголь и проч.

«различия», позволяющие обособить деятельность двух заведений общественного питания). Как сообщили в пресс-службе Управления МВД России по Челябинску, в нашем городе работает Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г.

N 584-ЗО

«Об административных правонарушениях в Челябинской области»

. В статье 13 «Нарушение общественного порядка» указано, что совершение действий, нарушающих общественный порядок на территории Челябинской области, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей.

Поэтому любое заведение, которое функционирует в жилом доме, не должно нарушать закон о тишине, который недавно принят на территории Челябинской области. Тэги: В Челябинской области отмечаются случаи повторного заболевания коронавирусной инфекцией.

Об этом сообщила на брифинге первый вице-губернатор Ирина Гехт, отвечая на вопросы журналистов. Губернатор Алексей Текслер выступил на заседании правительственной комиссии по региональному развитию.

На это обратила внимание глава города на проектно-аналитической сессии, которая началась сегодня, 9 октября.

14.10.2021 | 10:16 13.10.2021 | 17:02 12.10.2021 | 08:00 23.09.2019 | 15:19 21.03.2019 | 08:00 20.03.2019 | 11:13 19 октября 19 октября 19 октября 19 октября 19 октября Сетевое издание «Вечерний Челябинск онлайн» Cв-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 70831 от 30.08.2017 г. выдано Федеральной службой в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) Учредитель: Муниципальное автономное учреждение «Информационная группа «Вечерний Челябинск» Главный редактор: Бодягин М.А. 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 111 Телефон приемной: 263-85-35 E-mail: Все права защищены и охраняются законом.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на vecherka.su обязательна ( в интернете-гиперссылка). Сайт vecherka.su не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+ Сетевое издание «Вечерний Челябинск онлайн» Cв-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 70831 от 30.08.2017 г. выдано Федеральной службой в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) Учредитель: Муниципальное автономное учреждение «Информационная группа «Вечерний Челябинск» Главный редактор: Бодягин М.А.

454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 111 Телефон приемной: 263-85-35 E-mail: Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на vecherka.su обязательна ( в интернете-гиперссылка).

Сайт vecherka.su не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Возможна работа бара в жилом здании после 23.00?

Доброго времени суток. У меня бар расположен в жилом здании.

Открылись в 2014 году. Скоро будет суд, прокурор хочет ограничить время работы бара до 23.00, опираясь на закон, принятый в 2015 году.

Вопрос. Как нам быть, есть ли шансы, что суд даст добро и дальше работать 24 часа или есть возможность, чтобы мы работали до 2, 3 ночи или до последнего клиента. Работать до 23.00, как сами понимаете, нет смысла.

Основная выручка делается с 24.00 до 04.00 29 Июля 2016, 14:36, вопрос №1329896 Виталий, г. Сыктывкар Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 106 ответов 24 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Краснодар Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день, Виталий! Да, действительно 26 декабря 2014 года было принято Постановление Правительства РФ № 1521, согласно которому с 1 июля 2015 года вступает в силу целый ряд СНиПов, среди которых – «Здания жилые многоквартирные». Согласно пункту 4.10 свода норм и правил, в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилых зданий не допускается размещать:

  1. все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов (время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления);
  2. предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 квадратных метров, а также все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением.

Однозначно заявить, какое решение примет суд невозможно.

Но стоит отметить, что по данной категории дел по искам прокуратуры суды, как правило, удовлетворяют требования. Норма закон есть норма закона. В данном случае вы нарушаете требования СНиПов, и ваша деятельность, согласно требованиям законодательства может быть ограничена.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+