Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Концепции мвд россии по борьбе с организованной преступностью

Концепции мвд россии по борьбе с организованной преступностью

Государственная политика по борьбе с организованной преступностью в России: оценка эффективности Текст научной статьи по специальности «Право»


УДК 343.34 + 323 (470) ББК 67.408 Тишкин Дмитрий Николаевич Tishkin Dmitri Nikolaevich соискатель Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. competitor of South-Russian Institute of Management — a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Тел.: 8 (928) 192-33-22. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ State policy for combating with organized crime in Russia: evaluation В статье рассматривается проблема организованной преступности в современной России, представляющей серьезную угрозу национальной безопасности нашей страны. Автор отмечает, что ее решение представляется достаточно сложным в условиях роста масштабов организованной преступности и допущенных просчетов в борьбе с ней со стороны государства.

Считает необходимым воссоздать в МВД России специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а также проводить постоянный мониторинг ее состояния как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ключевые слова: организованная преступность, борьба с организованной преступностью, национальная безопасность, преступная деятельность, государственная власть. Вследствие ликвидации специальных подразделений, осуществляющих противодействие организованной преступности в России, произошло снижение результативности деятельности правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование за рассматриваемую деятельность: данное снижение во многом оказалось обусловленным возросшей способностью криминалитета блокировать реакцию государства, осуществлять эффективную нейтрализацию его правоохранительного потенциала и противодействие отправлению правосудия посредством подкупа чиновников и сотрудников органов правопорядка. С целью обеспечить собственную безопасность и противодействие государственным правоохранительным структурам представители организованных преступных формирований практикуют установление широких коррупционных связей в различных государ- This article deals with the problem of organized crime in today’s Russia, which represents now a serious threat to the national security of our country.

Author notes that its solution is quite complex in terms of organized crime scale, and miscalculations in the fight against it by the state, but from his point of view. author considers necessary to recreate in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation special units to combat organized crime and to spend conditions of fight against organized crime at the federal and regional levels. Keywords: organized crime, fight against organized crime, national security, criminal activity, state power.

ственных учреждениях и ведомствах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти и правоохранительных структурах. Результатом рассматриваемой противозаконной деятельности, осуществляемой организованными преступными структурами и сообществами, является рост латентности совершаемых преступлений: в соответствии с эмпирическими данными, полученными В. В. Меркурьевым, на одно раскрытое преступление, совершенное организованными преступными формированиями, приходится семь нераскрытых —

«искусственно латентных (субъектно-латентных) преступлений»

[1, с.

36]. Мы солидарны с точкой зрения тех отечественных ученых, которые считают ликвидацию Департамента по борьбе с организованной преступностью ошибочным решением, которое нуждается в исправлении. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на то, что многие политики, общественные деятели, бывшие сотрудники правоохранительных органов и эксперты в настоящее время выступают за возрождение соответствующих подразделений по той причине, что имеющиеся ведомства не способны эффективно противостоять организованной преступности, четкое понимание того, нужно ли воссоздавать систему УБОП и в каком виде это делать, на данный момент отсутствует [2]. Некоторые эксперты, к которым относится, в частности, С.

В. Алексеев, полагают, что в ходе реформы МВД Российской Федерации необходимо воссоздать в системе министерства подразделения УБОП, которые будут входить в состав службы криминальной полиции на правах самостоятельного управления. Это, по мнению С. В. Алексеева, будет способствовать успешному преодолению негативных последствий децентрализованного противодействия организованной преступной деятельности в нашей стране [3]. В течение последних лет было также сформулировано много предложений о создании подразделений по борьбе с организованной преступностью на базе уже действующих правоохранительных структур.

Так, прокурор Республики Татарстан И. С. Нафиков считает возможным воссоздать специализированное оперативно-разыскное подразделение по борьбе с организованной преступностью на базе ФСКН. Такой выбор объясняется тем, что данное ведомство имеет большой опыт проведения и использования результатов оперативно-разыскных, следственных мероприятий в наиболее сложном направлении организованной преступной деятельности (криминальный рынок наркотиков).

В настоящее время эта правоохранительная структура раскрывает около половины всех преступлений, которые получают отражение в данных официальной статистики. В то же время рассматриваемое предложение выглядит не совсем удачным, поскольку ФСКН все же имеет достаточно узкую специализацию. Сотрудники этого ведомства, как отмечает С.
Сотрудники этого ведомства, как отмечает С. В. Иванцов, «работают на пределе своих возможностей».

Кроме того, в случае практической реализации данной идеи может возникнуть конфликт интересов, способный перерасти в конфронтацию между правоохранительными органами [3]. Другое интересное предложение было сформулировано председателем Следственного коми- тета РФ А. И. Бастрыкиным, высказавшимся за создание такой структуры, как финансовая полиция: необходимость данного подразделения аргументировалась тем, что осуществляющим противодействие преступности оперативным сотрудникам и следователям не хватает специальных знаний для раскрытия ряда специфических коррупционных преступлений финансового характера.

Необходимость создания специальных подразделений в структуре МВД для борьбы с организованной преступностью в настоящее время является очевидной для многих, поскольку в современной России ситуация складывается таким образом, что борьба с организованной преступностью практически не осуществляется. Отсюда проистекают и обозначенные выше социально негативные явления, связанные с ростом этнической преступности, бандитизма, разбойных нападений, то есть всего того, что в массовом сознании ассоциируется с реалиями 1990-х годов. В то же время деятельность организованных преступных формирований в настоящий период характеризуется значительными отличиями от предыдущих периодов: организованные преступные структуры и сообщества в России сейчас имеют тесные коррупционные связи с государственными институтами, правоохранительными органами (в этой связи возникают закономерные опасения неизбежной криминализации нового подразделения, призванного осуществлять борьбу с организованной преступностью, если последнее будет создано).

Сложности в противодействии организованной преступности обусловлены тесными контактами лидеров отечественного криминалитета с представителями государственных учреждений и ведомств, прочными связями теневого бизнеса со структурами государства, поддержка и покровительство которых являются необходимым условием эффективного его развития. Как отмечает А. И. Гуров, наиболее авторитетных представителей преступного мира, так называемых «воров в законе», значительную часть которых в настоящее время составляют главы этнических преступных группировок, связывают друг с другом государственные структуры и непосредственные исполнители преступлений [4]. В результате сегодня можно наблюдать, с одной стороны, активное вовлечение преступ- ных структур и сообществ в сферы экономики и политики, а с другой стороны, криминализацию значительного числа отечественных чиновников и бизнесменов.

Другая трудноразрешимая проблема, связанная с функционированием современной организованной преступности, обусловлена выходом преступности на транснациональный уровень, активным вовлечением организованных преступных структур во внешнеэкономическую сферу, установлением криминальных связей с зарубежными государствами. В процессе воссоздания в структуре МВД специальных подразделений, осуществляющих противодействие организованной преступности, предстоит решить ряд проблем организационного характера, связанных в первую очередь с подчиненностью данных подразделений. Имеющийся опыт организации правоохранительных структур свидетельствует о необходимости подчинения рассматриваемых подразделений федеральному центру.

Ликвидация Департамента по борьбе с организованной преступностью была осуществлена относительно недавно, в 2008 году, поэтому в настоящее время в правоохранительных структурах сохранились действующие сотрудники, имеющие ценный опыт противодействия организованным преступным формированиям: часть из них работает в уголовном розыске, другие — в отделах по борьбе с экстремизмом и экономическими преступлениями.

В случае возрождения подразделений по борьбе с организованной преступностью существует вероятность того, что они будут укомплектованы преимущественно сотрудниками-ветеранами и молодыми специалистами, недавно окончившими специализированные учебные заведения МВД. Помимо этого, некоторые опасения вызывает то обстоятельство, что смена вектора в государственной политике в сторону борьбы с организованной преступностью может «оголить» другие направления правоохранительной деятельности государства, а в самих органах произойдет разделение сотрудников на полицейских «первого сорта», занимающихся раскрытием особых преступлений, и полицейских «второго сорта», выполняющих всю остальную повседневную работу.
Помимо этого, некоторые опасения вызывает то обстоятельство, что смена вектора в государственной политике в сторону борьбы с организованной преступностью может «оголить» другие направления правоохранительной деятельности государства, а в самих органах произойдет разделение сотрудников на полицейских «первого сорта», занимающихся раскрытием особых преступлений, и полицейских «второго сорта», выполняющих всю остальную повседневную работу.

В то же время в случае достижения консенсуса между правоохранительными структурами на федеральном уровне, воссоздания в структуре МВД подразделений по борьбе с организованной преступностью давление на организованные преступные структуры и сообщества будет неизбежно усилено, что приведет к снижению числа совершаемых ими преступлений.

Принятие государством специальных мер, призванных усилить борьбу с организованной преступностью, представляющей реальную угрозу национальной безопасности страны, предусматривает и разработку комплексного закона о борьбе с организованной преступностью, призванного объединить отдельные правовые нормы, регулирующие данную сферу правоохранительной деятельности, с учетом опыта зарубежных государств, добившихся значительного успеха в противодействии организованной преступной деятельности (например, США). Необходимо отметить, что попытки принять такой закон предпринимались в постсоветской России неоднократно, однако каждый раз они не приводили к желаемому результату.

Впервые специальный закон «О борьбе с организованной преступностью» был принят Государственной Думой 22 ноября 1995 года, Совет Федерации его одобрил, однако Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин наложил вето на этот закон.

Некоторое время спустя Госдума вновь приняла рассматриваемый закон, но вскоре после этого последовало принятие Уголовного кодекса РФ, имеющего совершенно другую концепцию и не ориентированного на эффективное противодействие организованной преступности. Впоследствии в течение длительного периода российскими парламентариями практически ничего не делалось для совершенствования правовой базы по борьбе с организованными преступными структурами и сообществами.

И это несмотря на то, что на протяжении последних лет разрабатывалось большое количество законопроектов, направленных на борьбу с этим негативным явлением, в том числе сотрудниками НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ совместно с МВД России и ФСИН России под руководством профессора А. И. Долговой: данные законопроекты проходили внешнее рецензирование в различных правоохранительных органах.

Вместо этого в 2008 году, как уже отмечалось выше, был ликвидирован Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России, что привело к снижению резуль- тативности противодействия организованной преступности. В настоящее время, как было отмечено на заседании круглого стола, состоявшегося в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

«Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты»

, «организованная преступность продолжает крайне негативно влиять на состояние национальной безопасности России» [5, с.

7]. Представители организованных преступных структур и сообществ усиливают свое вмешательство в экономическую сферу жизни российского общества, предпринимают попытки, нередко успешные, делегировать своих членов в органы государственной власти и управления, устанавливают криминальные связи с транснациональными преступными формированиями, а также с экстремистскими организациями внутри страны. Участники данного круглого стола акцентировали внимание на том, что деятельность организованных преступных формирований оказывает крайне негативное воздействие на криминальную обстановку в ряде регионов России, в том числе в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также регионах, входящих в Южный и Дальневосточный федеральные округа (здесь активно действуют криминальные группировки, организованные по этническому принципу).

Несмотря на заверения ряда руководителей отечественных правоохранительных органов, как отмечалось на заседании, лидеры организованных преступных структур и сообществ не снижают своей активности в рамках координации организованной преступной деятельности, осуществляемой в ряде регионов России.

Все это происходит на фоне недостаточно эффективной деятельности региональных правоохранительных структур, призванных осуществлять противодействие организованной преступности: сотрудники правоохранительных органов, напротив, или проявляют преступное бездействие, или же вовсе вступают в прямое сотрудничество с представителями криминалитета.

Участники круглого стола также обратили внимание на низкую результативность взаимодействия различных правоохранительных структур в реализации мер по борьбе с организованной преступностью на федеральном и региональном уровнях: это проявляется, в частности, в отсутствии совместного мониторинга состояния работы по противодействию организованной преступности, использовании несопоставимого понятийного аппарата и оценок эффективности рассматриваемой деятельности [5, с.

7]. В связи с этим участниками круглого стола

«Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты»

был дан ряд рекомендаций депутатам Государственной Думы РФ, предусматривающих в первую очередь разработку и принятие федерального закона «О противодействии организованной преступности в Российской Федерации», в котором должны быть четко прописаны положения, содержащие понятийный аппарат, определяющие систему субъектов борьбы с организованной преступностью, предусматривающие комплекс специальных мер по ее предупреждению, а также механизмы возмещения убытков и устранения других негативных последствий противоправной деятельности организованных преступных структур и сообществ, принципы и содержание международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью, а также правовой статус, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности правоохранительных структур и других субъектов, осуществляющих противодействие организованным преступным формированиям [5, с. 7]. На наш взгляд, в настоящее время государству следует в целях усиления борьбы с организованной преступностью использовать широкий арсенал средств, к числу которых можно отнести институты конфискации имущества, ответственности юридических лиц.

Применительно к последнему речь идет о расширении понятия субъекта преступления, предусматривающем включение в него юридических лиц, к которым могут быть отнесены в том числе и преступные объединения, различные организованные преступные структуры и сообщества. В том случае, если юридическое лицо будет признано субъектом преступления (в настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации), правоохранительные органы получат возможность применять к организованным преступным формированиям различные виды наказаний, включающие ликвидацию юридического лица с признанием его преступным, ограничение видов и территории его деятельности в сочетании со штрафами, а также конфискацией имущества.

С точки зрения ряда экспертов, данные наказания могли бы выступить эффективным средством противодействия организованной и коррупционной преступности [6]. В завершение следует отметить, что усилий одного государства в настоящее время явно недостаточно для эффективного противодействия организованным преступным формированиям, деятельность которых угрожает национальной безопасности страны.

В сложившейся в современной России ситуации, характеризующейся расширением масштабов организованной преступной деятельности, даже самые радикальные меры, которые могут быть использованы государством для борьбы с орг-преступностью, в том числе ужесточение наказания, введение специальных подразделений для противодействия организованным криминальным структурам и сообществам с широкими полномочиями, могут не привести к радикальному улучшению положения в этой сфере. При этом не стоит, как справедливо полагает председатель Конституционного Суда РФ В.

Я. Зорькин, «поддаваться панике» из-за того, что организованную преступность якобы невозможно побороть обычными законными средствами, используемыми в рамках правового демократического государства, Россия якобы уже прошла «криминальную точку невозврата, и с преступностью теперь можно бороться исключительно диктаторскими методами» [7, с.

Я. Зорькин, «поддаваться панике» из-за того, что организованную преступность якобы невозможно побороть обычными законными средствами, используемыми в рамках правового демократического государства, Россия якобы уже прошла «криминальную точку невозврата, и с преступностью теперь можно бороться исключительно диктаторскими методами» [7, с.

73-85]. Очевидно, что институты гражданского общества, которые постепенно появляются в нашей стране, могли бы выступить в качестве гаранта от возможных злоупотреблений со стороны государственных учреждений и ведомств.

Здесь следует согласиться с точкой зрения С. С. Босходо-ва, согласно которой

«без опоры на общество, в первую очередь на гражданское общество, активизации его институтов одному государству достичь сколько-нибудь заметных успехов в борьбе с коррупцией никогда не удастся»

[8, с. 56]. Итак, проблема организованной преступности в современной России, представляющей в настоящее время серьезную угрозу для на- циональной безопасности нашей страны, не имеет простого решения.

В первую очередь необходимо в процессе реформирования МВД Российской Федерации воссоздать в системе министерства специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а также проводить совместный мониторинг состояния борьбы с организованной преступностью как на федеральном, так и на региональном уровнях, в рамках различных отраслей экономики и сфер проявления организованной преступной деятельности.

В первую очередь необходимо в процессе реформирования МВД Российской Федерации воссоздать в системе министерства специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а также проводить совместный мониторинг состояния борьбы с организованной преступностью как на федеральном, так и на региональном уровнях, в рамках различных отраслей экономики и сфер проявления организованной преступной деятельности. Данный мониторинг должен быть осуществлен на основе единого понятийного аппарата и скоординированных критериев оценки правоохранительной деятельности.

Мы солидарны с выводами участников круглого стола, прошедшего в Государственной Думе Российской Федерации,

«Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты»

, указывающими на целесообразность разработки Национального плана противодействия организованной преступности в России для последующего представления его Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ [5, с.

8]. Очевидно, что борьба с организованной преступной деятельностью в современной России, имеющая целью обеспечение национальной безопасности нашей страны, должна иметь комплексный характер и включать в себя как меры уголовно-правового воздействия, так и другие способы борьбы с данным социально негативным явлением, в том числе использование механизмов противодействия основным источникам преступных доходов, нейтрализации международных связей отечественных преступных группировок, а также усилия общества и государства, связанные с формированием в массовом сознании граждан устойчивого негативного отношения к преступности и деятельности соответствующих криминальных структур. Граждане России должны четко осознавать, что от их отношения к преступной деятельности, уровня правовой культуры зависит благополучие как общества, так и каждого из них, так как организованная преступность, масштабы которой значительно расширяются в эпоху экономической глобализации [9, с. 169-177], угрожает экономической безопасности России и ее национальной целостности.

Литература 1. Меркурьев В. В. Состояние, тенденции организованной преступности и правовая основа борьбы с ней // Противодействие организованной преступности: законодательный и ; практический аспекты: материалы круглого стола. М., 2013. 2. Иванцов С. В. Актуальные вопросы развития системы субъектов предупреждения организованной преступности: состояние и перспективы совершенствования // Вопросы управления.

2014. № 5. 3. Алексеев С. В. Динамика групповой преступности в России: статистика и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. Вып. 29. 4. Гуров А. И. Об оргпреступности: «наша ; мафия уже построила развитой капитализм.

Мы — еще нет, а они — уже да» // Комсомольская правда.

2013. 5 февраля. ; 5. Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты. Рекомендации круглого стола в Государственной Думе Российской Федерации // Право и безопасность. 2013. № 1-2 (44). 6. Миненок М.

Г. Борьба с организованной и коррупционной преступностью в России: реальность и перспективы // Ве стник Балтийского федерального университета им.

И. Канта. 2011. № 9. ; 7. Зорькин В. Я. Конституция против криминала // Российская газета.

2010. 10 декабря. 8. Босхолов С. С. Борьба с коррупцией: < мифы и реальность, надежды и перспективы криминологический журнал. 2010. № 2.> 9. Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачи- ; па А.

В. Финансовая безопасность государства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз // Гуманитарий Юга России. 2016. № 1. Bibliography 1. Merkurev V. V. Status and trends of organized crime, and the legal framework to combat it // Combating organized crime: the legislative and practical aspects: materials of the round table.
V. Status and trends of organized crime, and the legal framework to combat it // Combating organized crime: the legislative and practical aspects: materials of the round table.

Moscow, 2013. 2. Ivantsov S. V. Topical issues of development of the system of organized crime prevention entities: state and prospects for improving the management // Questions of managementt.

2014. № 5. 3. Alekseev S. V. The dynamics of group crime in Russia: prospects and reality // Bulletin of South Ural state university.

Series: Right. 2012. Vol. 29. 4. Gurov A. I. On organized crime: «we have built a Mafia capitalism developed.

We — not yet, as they are — is yes» // Komsomolskaya Pravda. 2013. February 5. 5. Combating organized crime: the legislative and practical aspects.

Recommendations of the round table in the Russian Federation State Duma, 05.03. 2013 // Law and security. 2013.

№ 1-2 (44). 6. Minenok M. G. The fight against organized crime and corruption crime in Russia: reality and prospects // Vestnik Baltic federal university after I. Kant. 2011. № 9. 7. Zorkin V. Ya. Constitution against criminality // Russian newspaper.

2010. December 10. 8. Boskholov S.S.

Fighting corruption: myths and reality, hope and prospects // Kriminolog-ichesky magazine. 2010. № 2. 9. Samygin S. I., Vereshchagina A.

V., Ra-chipa A. V. The financial security of the state in the conditions of economic globalization: the specificity of the risks and threats // Humanitarians South of Russia.

2016. № 1.

Противодействие организованной преступности: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

Введение: организованная преступность в настоящее время является одним из основных факторов, дестабилизирующих общественную жизнь.

Борьба с организованными формированиями стала общенациональной проблемой, а в силу ее транснациональной природы приняла глобальный характер. Целью исследования являются разработка теоретических основ противодействия организованной преступной деятельности, рассматриваемых в качестве приоритетного направления современной уголовной политики, предложение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков.

Материалы и методы: проведенное исследование основывается на диалектическом методе научного познания окружающей действительности. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного использования методов социально-правового исследования: функционального, историко-правового формально-логического, сравнительно-правового, конкретного социолого-правового. Результаты исследования: в результате исследования выявлены определенные законодательные и правоприменительные недостатки в реализации уголовно-правовых мер борьбы с организованной преступностью: отсутствие в России специального закона, направленного на адекватное противодействие организованным формам проявления преступности; недостаточная последовательность государства в вопросах непримиримой борьбы с преступностью; недостатки в работе правоохранительных органов, в том числе по вопросам подготовки кадрового состава, которые требуют тщательной проработки научных основ противодействия организованной преступности.

Обсуждение и заключения: практическая значимость данного исследования обусловливается тем, что, во-первых, ситуация с организованной преступностью в России обостряется и серьезно препятствует проведению реформ, подрывает социально-экономическую и политическую стабильность. Во-вторых, несмотря на наличие множества научных публикаций, защищенных диссертаций, посвященных изучению организованной преступной деятельности, остаются нерешенными вопросы ее уголовно-правовой оценки и политики противодействия ей. В-третьих, сохраняющаяся тревожная динамика организованной преступной деятельности свидетельствует о том, что предпринимаемые государством меры недостаточно эффективны, поэтому необходима продуманная стратегия противодействия организованной преступности, разработанная с помощью специалистов-криминологов и заключающаяся в попытке создания концептуальной основы противодействия организованной преступной деятельности посредством выдвижения предложений по созданию продуктивной нормативно-правовой базы, подготовке квалифицированных кадров, поддержании оптимального взаимодействия российских правоохранительных служб с Интерполом и другими международными организациями.

Данные положения будут способствовать повышению эффективности борьбы с организованными формами преступной деятельности.

Борьба с организованной преступностью — одна из основных задач государства Текст научной статьи по специальности «Право»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 2015 № 1 БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КРИМИНОЛОГИЯ БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ -ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВА МАЛИНИН Василий Борисович, ИЗМАЛКОВ Валерий Александрович Аннотация.

Статья посвящена вопросам борьбы с организованной преступностью.

Авторы рассматривают систему противодействия организованной преступности в России, а также предлагают конкретные меры профилактики: общую и частную — систему специальных мер по противодействию организованной преступности. Ключевые слова: криминология, организованная преступность, борьба с преступностью, меры профилактики.

Термин «борьба с преступностью» широко применяется в правовых и других официальных документах, в периодических изданиях, а также в научных трудах.

Данный термин применяется для обозначения сложной системно-структурной деятельности, которая имеет целью снижение преступности и степени ее общественной опасности, а также нацелена на устранение или нейтрализацию ее детерминантов. Борьба с преступностью заключается, во-первых, в профилактике преступлений.

Профилактика преступлений предполагает воздействие на лиц, их совершивших, на саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности. Во-вторых, борьба с преступностью включает правоохранительную деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.

Какова возможная разумная реакция общества и государства на организованную преступность вообще, в России в частности? — Прежде всего, требуется спокойное, объективное, не идеологизированное, не политизированное изучение организованной преступности, ее генезиса, факторов, воздействующих на ее развитие, и т.п.

Иначе говоря, ее демифологизация. — Осознание того, что повышение уровня организованной преступности — неизбежный глобальный процесс, который не может быть «ликвидирован» или существенно ограничен уголовно-правовыми запретами и полицейскими мерами. — Понимание социально-экономической природы организованной преступности.

Сокра- щение ее социальной базы и масштабов деятельности возможно лишь путем создания условий, когда: а) «нелегальные» ныне потребности будут легализованы и удовлетворяться легальным путем (так, например, отмена «сухого закона»в США покончила с бутлегерством); б) легальный бизнес станет выгоднее нелегального (так, уже сегодня, судя по сообщениям прессы, «экономическое чудо» Японии, повышение благосостояния ее населения, сокращение безработицы делают невыгодным участие в преступных организациях — якудзе); в) налоговый пресс минимален и не «выдавливает» добросовестного предпринимателя в «тень» или в «криминал». При сегодняшних налогах в России предпринимателям практически невозможно выжить, не нарушая уголовный закон (не скрывая доходов, не давая взяток) или же не уходя в «тень» в нелегальную или криминальную деятельность; — подросткам и молодежи будут предоставлены широкие возможности легального удовлетворения своих витальных, социальных (престиж, статус, самоутверждение), духовных потребностей1. Развитие программно-целевого подхода в борьбе с организованной преступностью необходимо на общероссийском уровне.

Эффективные результаты, например, дает реализация Концепции совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федера- 1 Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд. СПб., 2009. С. 291-292.

29 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 2015 № 1 ______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ции в сфере борьбы с организованной преступностью, принятой 5 августа 2005 г.2.

В этой Концепции поставлены задачи вывода из-под криминального контроля участников преступных формирований объектов экономики, а также недопущения проникновения их представителей во власть. В рамках Концепции проводятся мероприятия по: 1) мониторингу, анализу и прогнозированию состояния оперативной обстановки по линии борьбы с организованной преступностью; 2) разработке и реализации целевых программ и комплексных планов в сфере борьбы с организованной преступностью; 3) проведению оперативно-разыскных и профилактических мероприятий, направленных на выполнение основных задач в сфере борьбы с организованной преступностью; 4) обеспечению согласно законодательству Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, участников уголовного судопроизводства, а также их близких, при угрозе посягательства на жизнь, здоровье и имущество этих лиц со стороны участников преступных формирований; 5) формированию и ведению оперативных учетов, информационных систем, необходимых для борьбы с организованной преступностью; 6) организации и взаимодействию с иными правоохранительными органами Российской Федерации и зарубежных государств3.

Важным условием повышения эффективности борьбы с организованной преступностью является также постоянное совершенствование уголовного законодательства, а также следственной, судебной и прокурорской практики по делам указанной категории. Большое значение для борьбы с организованной преступностью имеет Федеральный Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст.

100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 03.11.2009 г. № 245-ФЗ, который существенно уточнил понятие преступного сообщества.

В соответствии с ч. 4 ст.35 УК РФ в действующей редакции преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой 2 См.: Концепция борьбы с организованной преступностью в России // Сборник нормативных актов Министерства внутренних дел. М., 2007. 3 Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М., 2007. С. 67-69. 30 или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Большое значение для борьбы с организованной преступностью имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12

«О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»

4. Постановление разъясняет, что уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч.

1 ст. 210 УК РФ) наступает с момента фактического образования указанного преступного сообщества, т.е. создания условий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения независимо от того, совершили участники такого сообщества планировавшиеся преступления или нет. О готовности сообщества (организации) к совершению преступлений может свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками сообщества орудий и средств совершения преступлений, договоренность о разделе сфер и территорий преступной деятельности и др.

Указанные и другие положения постановления Пленума Верховного Суда РФ явились результатом многолетних исследований и обобщений практики, проводимыми учеными криминологами и криминалистами.

Подробно проанализируем положения этого новейшего постановления Пленума ВС РФ в следующей главе нашей диссертационной работы. Не вызывает сомнения и утверждение о том, что предупреждение преступности, в частности организованной, задача многоплановая, комплексная и решаться должна усилиями всего общества, всех звеньев его социального организма. В разное время учеными и исследователями в области криминологии выделялось одно из перспективных направле- 4 Бюллетень Верховного Суда РФ.

2010. № 8. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 2015 № 1 ______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ний повышения эффективности предупреждения преступности на основе планирования экономического и социального развития отдельных регионов.

Предупреждение организованной преступности как самостоятельный объект программно-целевого планирования реализуется в виде так называемых программ предупреждения преступности в стране целом и в конкретных регионах. В основе программ лежит комплексный подход, сочетающий мероприятия, осуществляемые в рамках функций правоохранительных органов, с мерами социального, экономического, психологического и иного характера.

В настоящее время в России нет целостной системы противодействия организованной преступности. Предупреждение организованной преступности должно предполагать: 1) четкую концептуальную и понятийную характеристику этой преступности и борьбы с ней в современный период; 2) достаточную правовую базу; 3) специализацию кадров, ведущих борьбу с этой преступностью и их подготовку; 4) достаточное ресурсное обеспечение, современную информационную базу; 5 ) знание реального состояния и тенденции организованной преступности в регионе, обоснованные прогнозные оценки; 6) отражать международный характер. Для повышения эффективности правоохранительных органов необходимо обеспечить качественное комплектование их кадрового аппарата из специалистов — выпускников специализированных ведомственных вузов.

Практика применения положений ст. 64 УК РФ в отношении участников ОПГ, активно способствующих раскрытию преступлений, совершенных данным ОПГ и изобличению его участников, должна быть повсеместно пересмотрена.

Судам следует разъяснить, что в целях борьбы с организованной преступностью наказание тех ее участников, которые встали на путь исправления и существенно помогли правоохранительным органам изобличить остальных участников ОПГ (особенно ее организаторов, руководителей, лидеров) должно быть минимальным либо даже должно назначаться более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией статьи за данное преступление. В законодательном порядке необходимо также предусмотреть использование нетрадиционных средств и методов, позволяющих на- пример, судебным властям в интересах дела обеспечивать свидетелям «иммунитет» от судебного преследования даже в случае, если выяснится, что сами они нарушали закон, то есть человек может не боятся, что ему будет назначено наказание в виде лишения свободы, если предоставит следствию важные сведения о своих сообщниках, и тем самым будет способствовать установлению истины и прекращению деятельности преступной организации. Борьба с вербовкой пополнения для организованной преступности должна производиться, в том числе, путем восстановления профилактической деятельности правоохранительных органов по борьбе с формированиями и функционированием молодежных группировок с антиобщественной направленностью, в том числе и путем правовой пропаганды.

Главным направлением в борьбе с организованной преступностью все же является общесоциальная профилактика: общее экономическое, политическое и социальное оздоровление страны в целом, демократизация деятельности властных структур, духовное и нравственное очищение людей. Система специальных мер по противодействию организованной преступности должна быть представлена следующими направлениями. 1. Целесообразно разработать перспективный документ — Концепцию укрепления правопорядка и законности на длительный период (2016 — 2021 гг.).

Концепция может содержать предложения судебных и иных правоохранительных органов, а также результаты научных изысканий в области социологии, криминологии, экономики, права и т.п.

2. Выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в местные властные государственные органы и общественные организации. Сюда можно отнести следующие меры: — общее федеральное управление, планирование и координация деятельности по борьбе с организованной преступностью; — федеральное антикоррупционное законодательство и соответствующие меры по его исполнению; — борьба с «отмыванием» преступных капиталов.

3. Учитывая, что существенный вклад в осложнение криминогенной обстановки вносят нелегально прибывающие в регион иностранные граждане, необходимо шире использовать оперативно-разыскные меры по их выявлению. Необходимо организовать информа- 31 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 2015 № 1 ______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ционное обеспечение о составе мигрирующего населения для своевременного выявления лиц, склонных к совершению преступлений, нелегально прибывших в регион, шире использовать для этого оперативно-разыскные методы и средства. 4. Восстановление с помощью служб социальной защиты населения жизненной перспективы лиц, потерявших ее в результате безработицы, демобилизации, заболевания, наркомании, алкоголизма и т.

д. С целью профилактики преступлений безработных необходимо, кроме общепринятых норм, создавать в городах центры социальной реабилитации, выделяя для этого из областных бюджетов средства. Развитие общеобразовательной, культурно-досуговой инфраструктуры также играет важную роль для общей и специальной профилактики преступности несовершеннолетних и молодежи, пополняющих ряды ОПГ.

Поэтому в комплексе рекомендуемых мер необходимо предусмотреть: — расширение сети общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, улучшение учебновоспитательного процесса в школах и, особенно, в специальных учреждениях для детей с отклоняющимся поведением; — строительство детских домов для беспризорников; — открытие новых и восстановление старых спортивных и технических клубов, домов культуры и творчества, зрелищных и театральных учреждений. Для сокращения потенциальной базы роста числа лиц, чье положение и условия жизни могут привести к совершению преступлений, а также чье поведение и образ жизни представляют опасность для окружающих их людей, необходимо развитие элементов городской инфраструктуры, системы социальной и специальной помощи. К таким мерам следует отнести: — открытие дополнительных учреждений для престарелых, инвалидов; — организация пунктов бесплатного и дешевого питания; — создание сети специализированных служб, оказывающих медико-психологическую помощь (телефоны доверия, помощь жертвам насилия, патронаж лиц с агрессивной направленностью и т.п.); — открытие районных центров наркологической службы для лечения и социальной реабилитации наркоманов и алкоголиков; — создание районных и городских центров социальной адаптации лиц, освободившихся из 32 мест лишения свободы, организация для них медицинской, психологической, юридической и социальной помощи; — создание реабилитационных учреждений для несовершеннолетних с девиантным поведением; — строительство и оборудование сети социальных гостиниц, ночлежных, работных домов, приютов (домов) для временного проживания лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

5. Непосредственную связь с профилактическим действием имеют меры по инфраструктурному обустройству города, а также совершенствования планировки городской среды. Насущным для малых городов является значительное расширение жилищного и культурно-бытового строительства в целях обеспечения жильем и улучшения жилищно-бытовых условий горожан, расселения коммунальных квартир, семейных общежитий и многоквартирных бараков. Усилению общественного порядка на улицах, сокращению насильственных и корыстных преступлений в микрорайонах городов и в поселениях пригородных зон способствовать разбивка новых парков и скверов, освещение улиц, дворов и подъездов, строительство новых автостоянок и гаражей, инфраструктурное обустройство мест отдыха горожан.

6. Обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности.

Оно должно включать в себя следующие меры: — местный и федеральный контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (обеспечение открытости такой деятельности); — специализированное организационноправовое и техническое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности с помощью служб безопасности, частных охранных фирм, вневедомственной охраны и т.п. 7. Осуществление специальной правоохранительной деятельности: — правовое регулирование оперативнорозыскной деятельности, уголовно-процессуальной деятельности, связанной с выявлением, изобличением и привлечением к ответственности участников организованных преступных формирований, специальной защитой сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших от противоправных посягательств со стороны криминальных структур; — специальное уголовное законодательство об ответственности за организацию и ак- iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 2015 № 1 ______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ тивное участие в деятельности организованных преступных формирований; — проведение целевых операций по пресечению деятельности «воров в законе», лидеров и «авторитетов» преступных формирований, в том числе и среди осужденных и заключенных под стражу; — пресечение деятельности бандформирований, сформированных на этнической, земляческой и иной основе, занимающихся разбоями и грабежами, в том числе на автострадах и прочих дорогах. Одним из наиболее действенных профилактических средств является неотвратимость наказания. Чем быстрее задерживается преступник, тем больше профилактический эффект.

Следует отметить, что в глубинке фактически отсутствует система специализированных государственных органов, занимающихся борьбой с организованными преступными группировками.

Такую борьбу по общему правилу осуществляют рядовые сотрудники полиции, непосредственно подчиняющиеся начальнику районного УВД. Создание специализированных государственных служб и должностей, занимающихся предупреждением и пресечением деятельности организованных преступных групп, наряду с введением в действие долгожданного антикоррупционного законодательства, послужит реальной основой для существенного противодействия организованной преступности.

Проанализировав основные направления борьбы с организованной преступностью в России, ставим перед собой вопрос: могут ли мест- ные органы власти, местные правоохранительные органы существенно повлиять на уровень преступности в своем городе, районе, обуздать организованную преступность, вытеснить ее из своего города? Полагаем, что нет. Является очевидным, что без принятия действенных общесоциальных мер в масштабах всей страны правоохранительным органам конкретного малого города с организованной преступностью не справиться. Все большему числу профессионалов, включая юристов, становится понятна невозможность противостояния организованной преступности исключительно или преимущественно уголовно-правовыми мерами5.

Иными словами: (1)

«в конечном счете, контроль над организованной преступностью будет иметь место тогда, когда мы полностью поймем и сможем разрушить рыночные условия, которые ее формируют»

; (2) уровень организованной преступности (так же как преступности вообще, пьянства, наркотизма, самоубийств, проституции и т.п.) существенно зависит от степени респонсивности общества, т.е. удовлетворения потребностей населения легальными средствами6.

Реализация содержащихся в данной статье предложений способствовала бы повышению эффективности борьбы с организованной преступностью в России, которая имеет целью снижение преступности и степени ее общественной опасности, а также нацелена на устранение или нейтрализацию ее детерминантов. 5 См.: Бойцов Л.Н., Гонтарь И.Я. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: иллюзии, реальность и возможная альтернатива // Государство и право.

2000. № 11.С. 35-43. 6 Гилинский Я.И.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+