Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Категории инвалидов по видам доступности среды

Категории инвалидов по видам доступности среды

Физическая и информационная доступность среды для отдельных категорий инвалидов


. Симонова М.Г. ОГБУ «Хинганский дом-интернат» п. Хинганск, Облученского района, ЕАО, Россия Аннотация: в статье раскрыты особенности обеспечения физической и информационной доступности среды, для отдельных категорий инвалидов.

Создание доступной среды для человека, ограниченного в своих возможностях, улучшит социальное положение и повысит качество жизни. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя одиноким. Ключевые слова: инвалид, качество жизни, физическая и информационная доступность, социальная услуга.

Численность инвалидов в нашей стране постоянно увеличивается, и социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности.

Постарение населения с накопленными хроническими заболеваниями, с высоким возрастанием аварий на дорогах, в быту и на производстве, ухудшение экологии, рождение детей с патологией – все эти факторы обуславливают высокую тенденцию нарастания инвалидности К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина. Инвалид особо нуждается в семье, работе, получение образования, в защите своих прав, в медицинском обслуживании и т.д.

и поэтому к каждому нужен особый подход.

На сегодняшний день на основе проделанной работы мы можем констатировать наличия ряда проблем в обеспечении доступности среды для людей с инвалидностью.

С наступлением инвалидности для каждой категории инвалидов, разрабатывается индивидуальная программа.

Для инвалидов по зрению, по слуху, с сердечнососудистыми заболеваниями и с нарушениями двигательных функций обеспечение физической и информационной доступности среды, различается. Для каждой, вышеперечисленной категории рассмотрим организацию доступной среды по отдельности.

Зрение для человека является одной из основных функций в организме, оно обеспечивает полную информацию о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности.

Слепота для человека это полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их очертания, но и свет.

Острота зрения очень важная функция, однако, использовать её для решения вопроса о том, является ли обследуемый человек слепым, неправильно. На степень ограничения жизнедеятельности влияет возраст возникновения нарушения зрения и его характер. К основным категориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие – снижение способности видеть, соблюдать личную безопасность, определять объекты и людей.

Большие сложности возникают у поздно ослепших, причина — нарушение центральной нервной системы. У них снижается способность к самообслуживанию, участие в домашних и общественных делах. Незрячий или слабовидящий человек встречается в своей жизни со многими трудностями, но большой проблемой для них является свободно войти в социальную среду.

В настоящее время государство направляет свои усилия на создание такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности слепых в медицинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой и культурной деятельности. Законодательно льготы и права, для инвалидов по зрению зафиксированы в ряде международных и российских нормативно – правовых актах, общих для всех категорий инвалидов.

Одной из главных и сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью по зрению при реализации своих возможностей, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа незрячих и слабовидящих к приоритетным объектам инфраструктуры. Невозможность самостоятельного перемещения в пространстве, посещения учреждений без посторонней помощи, существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью по зрению.

Сегодня в нашем государстве немного сделано для обеспечения беспрепятственного доступа к учреждениям, для получения услуги. Установлены пандусы, подъёмники для инвалидов-колясочников, но о доступности среды жизнедеятельности для незрячих и слабовидящих — ничего. В ходе нашей работы в направлении обеспечения безбарьерной среды для инвалидов по зрению мы пришли к выводу, что никто из представителей органов власти не имеет полного представления о требованиях доступности среды для незрячих и слабовидящих.

В ходе нашей работы в направлении обеспечения безбарьерной среды для инвалидов по зрению мы пришли к выводу, что никто из представителей органов власти не имеет полного представления о требованиях доступности среды для незрячих и слабовидящих.

В связи с этим такие требования, как звуковые и световые маяки, тактильные указатели, дублирование информации в звуковом и рельефно-точечном исполнении, так и остаются категориями права, не находя своего отражения в реальной жизни. Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют самостоятельному безопасному передвижению, самообслуживанию и ориентировке в пространстве.

К осязательным ориентирам относятся такие специальные средства как: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

К слуховым – звуковые маяки при входах, радиотрансляция; к зрительным — различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.

Обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач – всё это является главным в обеспечении информационной доступности среды.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного передвижения.

Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.) Слабовидящий человек нуждается при перемещении по зданию, в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать объекты и устройства.

Для человека с полной утратой зрения доступная среда, возможна только лишь с посторонней помощью.

Проблемы передвижения незрячих носят объективный и субъективный характер.

Бывают случаи, когда инвалид хорошо ориентируется в местности, и, идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным передвижением, но без сопровождающего, он испытывает страх. Для инвалида по зрению степень свободы в передвижении, зависит от того, насколько хорошо он освоил приёмы мобильности и ориентировки.

Для инвалида по зрению степень свободы в передвижении, зависит от того, насколько хорошо он освоил приёмы мобильности и ориентировки.

Самостоятельность и уверенность передвижения, влияет на взаимоотношения с людьми и на другие сферы деятельности.

Информационно-просветительское направление предусматривает получение наиболее полной информации о системе доступности среды в Российской Федерации, о правах и льготах, возможностях трудоустройства, обучения, о Всероссийском обществе слепых и о многом другом.

Информационно-практическое направление предусматривает знакомство с основными приёмами и способами пространственного ориентирования, правилами сопровождения и вспомогательными тифлотехническими средствами.

К таковым относятся: — для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.) — для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.) — для информационного обеспечения, обучения; — для трудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности. Следующая категория–это инвалиды по слуху.

На всех возрастных этапах жизни это очень сложный процесс. Основные причины, приводящие к потере слуха это последствия воспалительных и инфекционных заболеваний, токсических поражений в результате приёма препаратов аминогликозидного ряда, механических травм и контузий. Так же нарушение слуха может вызвать поражение центральных отделов слухового анализатора в результате повреждений или заболеваний головного мозга.

Инвалидность по слуху, как правило, присваивается лицам, имеющим полную потерю слуха, либо потерю 3 или 4 степени.

Обычно принимается во внимание социальная недостаточность, требования по социальной защите или помощи, степень нарушения здоровья и расстройства функций организма, характер последствий травм или дефектов.

Для установления группы инвалидности учитываются следующие показания: — нарушения сенсорных функций (зрения, слуха); — нарушение способности к общению – установлению контактов между людьми путём восприятия, переработки и передачи информации; — ограничение самообслуживания; — способность к обучению в учебных заведениях общего типа, обучение в специальном режиме и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц; — способность к выполнению трудовой деятельности, уровень квалификации или объём производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии.

На всех возрастных этапах жизни, не слышащие люди испытывают социальные проблемы в окружающем мире – в общении, в получении информации. Возникают проблемы во время общения со слышащими людьми, при просмотре телепередач, посещение зрелищных массовых мероприятий в культурных и других учреждениях.

В своих научных трудах знаменитый учёный Л.С. Выготский подчёркивал сложный характер социальной работы с глухими: «Глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми… Глухонемота – недостаток социальный по преимуществу.

Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности».

А всемирно известная слепоглухая американская писательница Эллен Келлер писала: «Слепые оторваны от предметов, глухие – от людей». По этим причинам большинство инвалидов по слуху не могут включиться в обычную жизнь, они попадают в положение меньшинства, права и интересы которых, большинством членов общества игнорируются.

По этим причинам большинство инвалидов по слуху не могут включиться в обычную жизнь, они попадают в положение меньшинства, права и интересы которых, большинством членов общества игнорируются.

В учреждениях объекты предоставления услуг, не приспособлены для свободного доступа инвалидов к информации. К примеру, здания не оборудованы табло с бегущими строками. Телефонные аппараты не могут быть использованы инвалидами по слуху для связи.

Отсутствие сервиса переводческих услуг, в других случаях – дефицит переводчиков жестового языка, очень ограниченное производство телефонных аппаратов и других технических средств связи и коммуникации, отсутствие на каналах телевидения передач с субтитрами – всё это приводит к исключению глухих граждан из социальной, культурной жизни учреждения. Сами глухие смотрят на глухоту, как на фактор, который связан, прежде всего, с социальным, лингвистическим, антропологическим и культурными аспектами. Глухие предпочитают, чтобы к ним относились как к равноправным членам, которые могут быть интегрированы в «мир слышащих», в качестве членов сообщества глухих.

Они говорят об их правах развивать свой жестовый язык, свои ценности и традиции, субкультуру, фольклор, историю и т.д.

В 1984 году ЮНЕСКО приняла резолюцию:

«…Жестовый язык должен быть признан как легитимная лингвистическая система и должен иметь тот же статус, что и другие лингвистические системы»

. В 1987 году Генеральная Ассамблея ООН согласилась с предложением своих экспертов, что в каждой стране

«глухие и люди с серьёзным нарушением слуха должны быть признаны как лингвистическое меньшинство, которое имеет право пользоваться своим жестовым языком в качестве первого официального языка и средства коммуникации и обучения, а также пользоваться переводческими услугами»

. В 1988 году Парламент Совета Европы призвал государства ЕЭС признать национальные жестовые языки как официальные языки в своих странах [29], [30].

Почти во всех странах инвалиды по слуху пользуются жестовым языком, в том числе и в России.

Поэтому для овладения современной и эффективной технологией социальной работы с инвалидами по слуху важно знать особенности применения жестового языка в различных социологических группах людей.

В современных условиях необходимость изменения самих оснований и принципов построения социокультурной политики в отношении инвалидов, стала очевидной. Во-первых, сами инвалиды по слуху активизировали движение за свои права, за создание своих организаций и утверждение их статуса. Во- вторых, органы власти так же предпринимают попытки, свидетельствующие о пересмотре принципов взаимодействия с социогруппой глухих.

Во- вторых, органы власти так же предпринимают попытки, свидетельствующие о пересмотре принципов взаимодействия с социогруппой глухих. Главная цель этого взаимодействия – полноценное включение их в жизнь общества.

Рекомендуем прочесть:  Может ли пенсионер кредитором

Главное – изменить отношение общества к глухим и развенчать миф об их ограниченных умственных и физических способностях.

Для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества, нужно прочесть Декларацию независимости инвалида. При обозначении группы людей, имеющих потерю слуха, следует использовать корректную терминологию: глухой, слабослышащий, инвалид с детства по слуху, позднооглохший, человек с нарушением слуха.

Не нужно использовать слов и понятий, создающих негативные стереотипы: глухонемой, тугоухий. Представителям социальной защиты, сферы социального обслуживания рекомендуется пройти курсы по изучению дактильной азбуки и жестовому языку. И, желательно, дактильную азбуку и жестовый язык, включить в программы учебных заведений, где готовят специалистов в области социальной защиты, образования, здравоохранения и физической культуры и спорта.

Огромное значение имеет утверждённый на правительственном уровне гарантированный перечень услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху: — бесплатные переводческие услуги в организациях, в учебных заведениях; — оборудование инфраструктуры техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др.); — обеспечение специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др.); — организация телевизионных передач с субтитрами; — создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты; — выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс – модем); — оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности. Огромное значение для инвалидов по слуху имеет обеспечение переводческих услуг, как способа общения между глухими и слышащими.

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов говорится: «Следует использовать жестовый язык в образовании глухих детей, в их семьях и сообществе глухих. Для облегчения общения между инвалидами и окружающими следует оказывать переводческие услуги на жестовом языке. Для инвалидов с нарушением слуха окружающая среда должна организована в соответствие с потребностями инвалидов — это создание условий доступа к информации, которой располагает здоровое общество Теперь рассмотрим организацию доступной среды для инвалидов с сердечнососудистыми заболеваниями и нарушением двигательных функций.

К основным распространённым сердечнососудистым заболеваниям, которые приводят к инвалидности, относятся ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, цереброваскулярная болезнь, тяжёлые стадии гипертонической болезни. При этих заболеваниях во многом, ограничение жизнедеятельности определяется тяжестью патологии и стадией заболевания.

При выраженных расстройствах кровообращения страдают все функции жизнедеятельности.

Повышение артериального давления, признаки нарастания сердечной недостаточности, нарушение сердечного ритма при гипертонической болезни всё это приводит к снижению способности к самообслуживанию, передвижению, обучению и трудовой деятельности. При нарушении мозгового кровообращения наблюдаются постоянные головокружения, головные боли, нарушения интеллектуально-мнестических функций, вплоть до слабоумия.

При очаговых поражениях головного мозга возникают парезы, параличи, атаксии, которые приводят к расстройствам произвольной подвижности одной или нескольких конечностей, снижению мышечной силы, как правило, следствием этих нарушений являются ограничения в сфере самообслуживния, самостоятельного передвижения.

Могут возникнуть расстройства речи, слуха, зрения. Люди с такими нарушениями, многие не понимают обращённую к ним речь, не могут писать, читать.

В тяжёлых случаях больные могут полностью утратить навыки к самообслуживанию, соблюдению личной гигиены, к физиологическим отправлениям. Основная задача для инвалида в пользовании физической и информационной средой – научиться жить с инвалидностью.

Больному, имеющему статические и двигательные нарушения, приходиться заново учиться ходить, есть, управлять руками, телом. Большое значение имеет использование вспомогательных устройств и приспособлений.

Технические средства подбираются в зависимости от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности. Для лежачих больных необходимы средства, помогающие самообслуживанию, передвижению, а также уходу: кресло-коляска, подъёмник для перемещения в кровати, столик прикроватный, специальная посуда, подъёмник для купания, противопролежневый матрац, памперсы.
Для лежачих больных необходимы средства, помогающие самообслуживанию, передвижению, а также уходу: кресло-коляска, подъёмник для перемещения в кровати, столик прикроватный, специальная посуда, подъёмник для купания, противопролежневый матрац, памперсы. Необходимо обустройство прикроватного пространства и создание удобства для приёма пищи, чтения, письма и др., таким оборудованием служит прикроватный столик, снабжённый специальными насадками для книг, ручек и т.д.

Инвалиды с нарушением двигательных функций конечностей, как следствие сердечнососудистых заболеваний, так и инвалиды, получившие инвалидность после травмы, должны обеспечиваться техническими средствами реабилитации.

Инвалиды с сердечнососудистыми заболеваниями получают средства реабилитации для тренировки опорно-двигательного аппарата и восстановление двигательных функции. А инвалиды по травме, в зависимости от тяжести травм – протезирование конечностей или вспомогательные средства.

Используются средства бытовой механизации в обоих случаях.

Для облегчения передвижения используются костыли, трости, ходунки, комнатные и прогулочные коляски, автомобили с ручным управлением. Инвалидов с сердечнососудистыми заболеваниями и инвалиды после травм нуждаются в перепланировке жилища – расширение дверных проёмов, приспособления для санузла и кухни, в перепланировке электрооборудования, устройство пандусов. В качестве восстановительной терапии показана трудотерапия дозированная, как для инвалидов с сердечнососудистыми заболеваниями, так и для инвалидов после травм.

Проводится обучение по двум направлениям, т.е.

по степени выраженности заболевания и степени, полученной травмы. Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам проводится на специальных тренажёрах и специальных стендах, различной сложности.

Нужно особое внимание обращать на психофизические возможности больных.

Индивидуально рассматривать показания к физическим нагрузкам. Нередко нужно создавать специальные, рационально организованные рабочие места, обеспечивающие удобство, доступность и безопасность, и оснащённость вспомогательным оборудованием и техническими приспособлениями. Для инвалидов с сердечнососудистыми заболеваниями и с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются создание доступных условий для соблюдения режима питания, нагрузок и восстановления способностей к самообслуживанию и самопередвижению.

Анализ результатов исследований за организацией физической и информационной доступности среды для отдельных категорий инвалидов, позволяет констатировать, что сложившаяся картина является следствием деятельности ряда долговременных и инерционных факторов, которые плохо поддаются социальной коррекции. А в условиях социально-экономического кризиса не могут быть эффективно улучшены, так как недостаток финансирования не позволяет внедрять инновационные технологии активизации инвалидов, формирования для них без барьерной среды и интеграции их в общество.

  • Полноценная жизнь инвалида. Жилая среда для инвалидов. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов. М.М. Айшервуд . – М.: Стройиздат, 1990.-300 с.
  • Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации. Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442 -ФЗ. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] послед. обновление: 12.04.2015г
  • Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник/ под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комаровой, О.Г. Прохоровой – М.: издательство Юрайт, 2014. – 425 с.

Рассказать друзьям: Метки: ,

Таблица 10.

Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию (уровню) доступности

┌───┬───────────┬────────┬───────────────────────────────────┬────────────────────────────┐ │ N │ Оценка │ Шифр │ Обоснование решения о состоянии │Рекомендации по обустройству│ │п/п│ состояния │ │ доступности объекта │ и адаптации ОСИ │ │ │доступности│ │ │ │ ├───┼───────────┼────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │1 │Доступен │ДП-В │Соответствие требованиям │Соответствует требованиям │ │ │полностью │ │нормативных документов в │универсального дизайна. Мер │ │ │всем │ │проектировании и строительстве по │по адаптации объекта для МГН│ │ │ │ │всем 6 функциональным зонам для │не требуется.

Объект может │ │ │ │ │всех категорий инвалидов — как с │быть рекомендован как │ │ │ │ │точки зрения досягаемости и │основной («базовый») для │ │ │ │ │безопасности, так и информативности│обслуживания инвалидов всех │ │ │ │ │и комфорта (территория, прилегающая│категорий │ │ │ │ │к зданию; входы в здание; пути │ │ │ │ │ │движения внутри здания; места │ │ │ │ │ │целевого назначения; санитарно- │ │ │ │ │ │гигиенические помещения и системы │ │ │ │ │ │информирования) — по варианту «А» │ │ │ │ │ │(п. 1.6 СП 35-101-2001) │ │ ├───┼───────────┼────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │2 │Доступен │ДП-И (к,│Соответствие нормативным │При наличии технических │ │ │полностью │о, с, г,│требованиям (как досягаемости и │(архитектурно-планировочных)│ │ │избиратель-│у) │безопасности, так и информативности│и финансовых возможностей │ │ │но │ │и комфорта) по варианту «А» │рекомендованы мероприятия по│ │ │ │ │(согласно п. 1.6 СП 35-101-2001) │обустройству (адаптации) │ │ │ │ │всех 6 функциональных зон — но для │объекта в первой очереди для│ │ │ │ │отдельных категорий инвалидов: с │обеспечения доступа по всем │ │ │ │ │нарушениями опорно-двигательного │функциональным зонам всем │ │ │ │ │аппарата (о), для передвигающихся │категориям инвалидов │ │ │ │ │на коляске (к), для инвалидов с │ │ │ │ │ │нарушениями зрения (с), для │ │ │ │ │ │инвалидов с нарушениями слуха (г) │ │ │ │ │ │либо для инвалидов с нарушениями │ │ │ │ │ │умственного развития (у) │ │ ├───┼───────────┼────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │3 │Доступен │ДЧ-В │1) Соответствие нормативным │Предлагается обустройство во│ │ │частично │ │требованиям основных функциональных│второй очереди как │ │ │всем │ │зон (2 — 4) — обеспечен доступ к │требующее больших по │ │ │ │ │месту целевого назначения для всех │сравнению с предыдущим │ │ │ │ │категорий граждан.

│вариантом средств и времени │ │ │ │ │2) Обустроены специально выделенные│и более сложных технических │ │ │ │ │пути и места обслуживания, специа- │решений (обустройство │ │ │ │ │льные участки для обслуживания │территории, санитарно- │ │ │ │ │маломобильных граждан по варианту │гигиенических помещений; │ │ │ │ │»Б» (п. 1.6 СП 35-101-2001): │обеспечение систем │ │ │ │ │

«выделены в уровне входной площадки│информации на объекте) │ │ │ │ │специальные помещения, зоны или │ │ │ │ │ │блоки, приспособленные и │ │ │ │ │ │оборудованные для инвалидов, а │ │ │ │ │ │также устроены специальных входы, │ │ │ │ │ │пути движения и места обслуживания»

│ │ ├───┼───────────┼────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │4 │Доступен │ДЧ-И (к,│1) Соответствие нормативам лишь │Решение об обустройстве │ │ │частично │о, с, г,│основных функциональных зон │предлагается отнести на │ │ │избиратель-│у) │(досягаемости мест целевого │третий этап, т.к. требуются │ │ │но │ │назначения) для отдельных категорий│значительные затраты времени│ │ │ │ │инвалидов.

│и средств на проведение │ │ │ │ │2) Организованы специально выделен-│ремонтно-строительных работ │ │ │ │ │ные пути и места обслуживания для │ │ │ │ │ │отдельных категорий инвалидов, а │ │ │ │ │ │также специальные участки для их │ │ │ │ │ │обслуживания — по варианту «Б» │ │ │ │ │ │(СП 35-101-2001) │ │ ├───┼───────────┼────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │5 │Доступен │ДУ │Требования нормативных документов в│Проведение мероприятий по │ │ │условно │ │планировании и строительстве не │техническому обустройству в │ │ │ │ │выполнены и технически невозможны: │связи с архитектурно- │ │ │ │ │Решение об условной доступности │планировочными особенностями│ │ │ │ │принимается при исполнении │здания: │ │ │ │ │следующих условий: │- невозможно либо │ │ │ │ │- согласование с представителями │- может быть выполнено лишь │ │ │ │ │потребителя (ООИ) в качестве │в порядке капитального │ │ │ │ │приемлемых имеющихся нарушений │ремонта или реконструкции. │ │ │ │ │некоторых параметров структурно- │Для адаптации необходимо │ │ │ │ │функциональных элементов; │организовать: │ │ │ │ │- при организации помощи инвалиду │- помощь со стороны сотруд- │ │ │ │ │(другому МГН) со стороны сотрудни- │ников ОСИ для сопровождения │ │ │ │ │ков учреждения для получения услуги│к месту получения услуги; │ │ │ │ │на этом объекте, в том числе при │- иную форму доставки услуги│ │ │ │ │использовании дополнительных │(на дому, дистанционно, в │ │ │ │ │индивидуальных технических средств │др.

ОСИ) │ │ │ │ │(например, шагающего подъемника, │ │ │ │ │ │»скаломобиля»); │ │ │ │ │ │- при организации иной альтернатив-│ │ │ │ │ │ной формы обслуживания (на дому, в │ │ │ │ │ │другом месте пребывания инвалида, │ │ │ │ │ │дистанционно, в другом учреждении) │ │ ├───┼───────────┼────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │6 │Временно │ВНД │Архитектурно-планировочные и │Обустройство может быть │ │ │недоступен │ │организационные решения отсутствуют│выполнено лишь в порядке │ │ │ │ │либо ранее данные не выполнены, │капитального ремонта и │ │ │ │ │требуют дополнительных │реконструкции либо после │ │ │ │ │согласований: │дополнительного │ │ │ │ │- параметры структурно-планировоч- │согласования; │ │ │ │ │ных элементов не соответствуют │организовать альтернативную │ │ │ │ │нормативным требованиям; │форму обслуживания │ │ │ │ │- нет альтернативных форм │ │ │ │ │ │обслуживания │ │ ├───┼───────────┼────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────────────┤ │7 │Не предназ-│»Х» │1) На объект и его участки не │Объект обустройству и │ │ │начен для │ │предусмотрен доступ инвалидов.

│адаптации не подлежит │ │ │посещения │ │2) Объект подлежит сносу как │ │ │ │инвалидами │ │ветхий, аварийный │ │ └───┴───────────┴────────┴───────────────────────────────────┴────────────────────────────┘ 1.

Объект доступен полностью всем — ДП-В.Эта оценка дается в случае соответствия требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов — как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта (территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) — по варианту «А» (п.

1.6 СП 35-101-2001).Именно этот вариант состояния доступности соответствует требованиям универсального дизайна.В этом случае никаких дополнительных мер по адаптации объекта для МГН не требуется, и, напротив, именно такой объект может быть рекомендован как основной («базовый») для обслуживания инвалидов всех категорий.2. Объект доступен полностью избирательно — ДП-И (к, о, с, г, у).Эта оценка дается в случае соответствия нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту «А» всех 6 функциональных зон — но для отдельных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (о), для передвигающихся на кресле-коляске (к), для инвалидов с нарушениями зрения (с), для инвалидов с нарушениями слуха (г) либо для инвалидов с нарушениями умственного развития (у).При такой оценке состояния доступности ОСИ при наличии технических (архитектурно-планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по дообустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов (для исполнения требований универсального дизайна).3. Объект доступен частично всем — ДЧ-В.Эта оценка дается в 2 случаях:1) соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2 — 4) — когда обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан;2) обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания МГН по варианту «Б» (п.

1.6 СП 35-101-2001):

«выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальные входы, пути движения и места обслуживания»

.При такой оценке состояния доступности ОСИ рекомендуется: обустройство во второй очереди как требующее больших по сравнению с предыдущим вариантом средств и времени и более сложных технических решений (обустройство территории, санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте).4.

Объект доступен частично избирательно — ДЧ-И (к, о, с, г, у).Эта оценка дается также в 2 случаях:1) соответствие нормативам лишь основных функциональных зон 2 — 4 (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов (по варианту «А»).2) Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участки для их обслуживания — по варианту «Б».При такой оценке состояния доступности ОСИ решение об обустройстве его предлагается отнести на третий этап, т.к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно-строительных работ.5. Объект условно доступен — ДУ.

Также могут варианты (ДУ-В, ДУ-И).Эта оценка дается в случае, если требования нормативных документов в проектировании и строительстве не выполнены и технически невозможны.Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий:- согласование с представителями потребителя (общественными организациями инвалидов) в качестве приемлемых имеющихся нарушений некоторых параметров структурно-функциональных элементов;- при организации помощи инвалиду (другому МГН) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника, «скаломобиля») либо в сопровождении переводчика жестового языка;- при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом месте пребывания инвалида, дистанционно или в другом учреждении).При такой оценке состояния доступности ОСИ проведение мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно-планировочными особенностями здания невозможно либо может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции.Для адаптации ОСИ необходимо организовать:- помощь со стороны сотрудников ОСИ для сопровождения к месту получения услуги;- иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, в другом ОСИ).6.

Объект временно недоступен — ВНД.Эта оценка дается в случае, когда архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований:- параметры структурно-планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям;- нет альтернативных форм обслуживания.Объект будет считаться временно недоступным до принятия решения об обустройстве и его исполнения либо до организации альтернативной формы обслуживания МГН.При такой оценке состояния доступности ОСИ обустройство его может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования. Рекомендуется организовать альтернативную форму обслуживания граждан.7.

Объект обустройству не подлежит — «Х».Эта оценка дается в случае, если:1) на объект и его участки в соответствии с его назначением изначально не предусмотрен доступ инвалидов;2) объект подлежит сносу как ветхий, аварийный.При такой оценке объект обустройству и адаптации не подлежит.Итоговое решение выносится на основе коллегиального обсуждения членами рабочей группы, подписывается руководителем и всеми членами рабочей группы, утверждается руководителем органа социальной защиты населения. При необходимости (особенно в сложных случаях, требующих межведомственного взаимодействия) решение согласовывается на Комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.При технической невозможности (архитектурно-планировочной, финансовой) обеспечить выполнение всех требований доступности всех зон (всех функционально-планировочных элементов), может быть принято решение об обустройстве некоторых из описанных зон для исполнения объектом своего основного целевого назначения.

В этой связи важно обустройство зоны 4 «Основного целевого назначения объекта» и путей движения к ней (зон 2 и 3) либо выделение специальной зоны (специальных мест) для обслуживания инвалидов на объекте с обязательным отражением этого средствами информации на объекте (зона 6). Техническая невозможность обустройства путей движения (лестницы: как на территории, так и внутри здания) может быть компенсирована альтернативным индивидуальным решением: путем использования индивидуального средства (например, шагающего подъемника: «лестницехода», или «скаломобиля»), с помощью постороннего лица, в первую очередь, сотрудника учреждения или организации, находящейся на данном объекте. При этом должны быть обеспечены средства информации и связи (например, кнопка вызова персонала данного объекта) для оказания содействия посетителю из числа МГН и его сопровождения на объекте.

В Приложении В к методике представлены возможные технические средства реабилитации для адаптации объекта (ГОСТ, извлечение).Иным организационным решением обеспечения доступности основного целевого назначения объекта является обеспечение доступности предоставляемых им услуг в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида, гражданина из категории МГН или по согласованию с ним дистанционно. В этой связи вариантами такого решения — альтернативной формы оказания (предоставления) услуги являются:- оказание услуг на дому (с доставкой к иному месту пребывания инвалида);- предоставление услуг в дистанционной форме;- организация предоставления услуг на другом объекте, в другом учреждении.Концептуально значимым для вынесения решений о доступности и для разработки предложений (проектов решений) по обустройству объектов социальной инфраструктуры представляется положение СНиП 35-01-2001 о том, что

«проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других МГН, а также эффективность эксплуатации зданий»

. В этой связи необходимо реализовать на практике положение Конвенции «О правах инвалидов» о «разумном приспособлении».С целью реализации принципа «универсального дизайна» рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения.

Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается «Заданием на проектирование».Итоговое решение о состоянии доступности, о необходимости адаптации объекта или обеспечения доступности услуг путем организации иного формата их предоставления, о включении этих работ в адресную программу (план), а в последующем и результат выполнения этих работ вносятся в Паспорт доступности ОСИ и в Реестр ОСИ, а также размещается соответствующая информация на сайте «Карта доступности субъекта Российской Федерации».

Категории мобильности

В связи с доступностью окружающей среды люди с ограниченными возможностями также подразделяются на группы по мобильности. В целом все население делится на группы с нормальной мобильностью и маломобильные.

При этом учитывается, какие в данном случае имеются в виду категории инвалидов К, О, С, Г, У.

Так, например, инвалиды по слуху обычно относятся к категории мобильных. К маломобильным относятся люди, если они испытывают затруднения, когда им приходится самостоятельно передвигаться, получать услугу или информацию либо ориентироваться в пространстве. В эту группу входят не только инвалиды.

Временные нарушения здоровья, беременность, престарелый возраст также ограничивают мобильность.

В эту же группу можно отнести и тех, кто перемещается с детскими колясками. В свою очередь, не все инвалиды относятся к маломобильной группе. Их можно разделить на категории мобильности инвалидов М1-М4: М1 — ограничений по мобильности нет.

Как уже указано, к ним могут относиться люди с дефектами слуха. М2 — мобильность снижена из-за старения организма (инвалиды по старости); в эту же группу входят люди на протезах.

М3 — инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (в частности, костыли). М4 — инвалиды на креслах-колясках, приводимых в движение вручную. Паспорт доступности ОСИ Один из важных факторов создания доступной среды – чтобы любые категории инвалидов К, О, С, Г, У были обеспечены возможностью посещать здания, сооружения и прочие места.

В число условий входит возможность беспрепятственно входить в объекты и выходить из них, самостоятельно передвигаться по территории объекта к месту, где им должна быть предоставлена услуга, в том числе со сторонней помощью (например, работников объекта), размещение информации, необходимой, чтобы инвалиды получили беспрепятственный доступ к объекту или услугам, и многое другое. Для этого оформляется паспорт доступности ОСИ для каждого конкретного здания, в котором отмечается вариант, который соответствует возможности доступа каждой категории инвалидов: А, Б, ДУ, ВНД.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+