Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Автомобильное право - Какие назнчасют экспертизы при дтп

Какие назнчасют экспертизы при дтп

Какие назнчасют экспертизы при дтп

Судебные экспертизы по делам о ДТП


Одной из особенностей расследования ДТП являются многочисленные экспертизы. По делам о ДТП необходимость в назначении экспертиз возникает при необходимости получения ответов на ряд вопросов: о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП; о размере ущерба причиненного в результате ДТП о наличии водителя технической возможности предотвратить наезд на потерпевшего в результате ДТП; о принадлежности частей кожного покрова или мышечной ткани конкретному человеку; об однородности ГСМ, обнаруженных на месте ДТП и ГСМ, которые исследовались при эксплуатации данных ТС и так далее. Для разрешения возникающих вопросов по уголовному делу о ДТП назначаются судебные экспертизы. Вопрос о необходимости назначения экспертизы по делу о ДТП решает следователь в производстве которого находится уголовное дело, за исключением случаев, когда производство экспертизы является обязательным.

В зависимости от обстоятельств расследованного дела на экспертизу могут быть направлены: труп потерпевшего в результате ДТП; материальные объекты сохранившие следы ДТП; материалы уголовного дела, содержащие сведения необходимые экспертам для дачи заключения и т.п. преступление расследование транспортный Отмечается, что «использование экспертом научно-технических правил, относящихся к области его специальных познаний и изложенных в нормативных актах (например, в правилах по технике безопасности) не являются вторжением в сферу права. При этом решается вопрос не о вине, а о соответствии действий лица в данной обстановке техническим требованиям.

Экспертом может быть поставлен вопрос, требующий оценки заключения предыдущего эксперта или сопоставительного анализа доказательств (например, о соответствии показаний водителя о моменте торможения имеющимся следам)» Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ.

М. ЭКМОС 2002. Виды экспертиз, назначаемых по делам о ДТП, в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и характера специальных показаний, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Обычно, по делам о ДТП назначают следствие экспертизы: автотехническую; транспортно — трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытии; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя; комплексные и иные экспертизы.

При расследовании дел о ДТП трассологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по его следам, оставленным на месте происшествия. Трассологическая экспертиза делам о ДТП может быть назначена для определения возможных повреждений шин ТС с целью его установления и для разрешения других споров, возникающих в ходе предварительного следствия. Также она может быть назначена с целью идентификации ТС (по следам столкновения, образовавшемся от удара как на ТС, так и на других предметах).

При расследовании ДТП судебная металловедческая экспертиза проводится довольно редко, а если и проводится, то в основном в виде комплексной экспертизы: трассологической и металловедческой либо автотехнической, трассологической и металловедческой.

Однако особенности некоторых ДТП обуславливают необходимость назначения металловедческой экспертизы, без которой невозможно принять правильные решения о виновности или невиновности водителя. Металловедческие экспертизы при расследовании ДТП проводятся в целях исследования качественного и количественного состава металлов и сплавов и изделий из них (запасных частей, отдельных агрегатов; узлов и деталей ТС), установления соблюдения нормативной технологии и времени изготовления металла и сплавов, условий их эксплуатации, видоизменений, связанных с обстоятельствами ДТП, а также для установления причины и времени разрушения деталейТС: до начала ДТП; в момент ДТП; после ДТП.
Металловедческие экспертизы при расследовании ДТП проводятся в целях исследования качественного и количественного состава металлов и сплавов и изделий из них (запасных частей, отдельных агрегатов; узлов и деталей ТС), установления соблюдения нормативной технологии и времени изготовления металла и сплавов, условий их эксплуатации, видоизменений, связанных с обстоятельствами ДТП, а также для установления причины и времени разрушения деталейТС: до начала ДТП; в момент ДТП; после ДТП.

Криминалистические экспертизы материалов, веществ (КЭМВИ), ее предметом являются фактические данные, устанавливаемые путем экспертных исследований вещественных доказательств в виде возможных материалов; веществ, изделий и их частей, а также предметов-носителей микрообъектов определенной природы, с использованием специальных технологических и естественно-технических знаний. Экспертиза нефтепродуктов (НП) и горюче-смазочных материалов (ГСМ) проводится в целях обнаружения на объектах нефтепродуктов; установлению вида, сорта и марки НП или ГСМ их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных материалов и относительности их к конкретному ДТП).

На практике следы ГСМ и НП остаются на месте ДТП редко, но их можно эффективно использовать при расследовании уголовных дел данной категории. Основными задачи биологической экспертизы является установление природы вещественных доказательств, являющихся объектами растительного и животного происхождения. При расследовании ДТП хоть и редко, но все же имеют место случаи, когда на месте происшествия, в том числе и на самом ТС и на одежде потерпевшего, остаются следы листьев, травы, растений, овощей, дикорастущих ягод и других объектов биологического происхождения.

Указанные следы требуют их выявления, фиксации и изъятия в целях: установления механизма травмирования потерпевшего животного; реконструкции механизма ДТП; установление причастности водителя и ТС к событию ДТП; установление других причин, имеющих существенное значение для разрешения уголовного дела. Заключительная экспертиза по делам о ДТП проводится крайне редко в целях обнаружения микрообъектов зоологического происхождения, например, волос или шерсти животных сбитых ТС.

При расследовании дел о ДТП почвоведческая экспертиза проводится как правило в целях установления факта нахождения конкретных ТС на данном участке местности, факта контактов взаимодействия и в других случаях, когда возникает необходимость в установлении общности почвы в месте ДТП с наслоением почвы, обнаруженном на ТС или общности наслоений почвы на ТС и одежде потерпевшего. В отдельных случаях с помощью почвоведческой экспертизы устанавливаются причины и условия, способствующие возникновению ДТП. Объектами почвоведческой экспертизы являются почвенные наслоения на предметах-носителях, предметы с загрязнениями похожими на почву: на одежде, обуви, транспортных средствах, орудиях и инструмента.

В почвоведческой экспертизе образцов разделяются на сравнительные и контрольные. Сравнительные образцы отбираются с проверяемого участка.

Контрольные образцы с окружающих участков местности.

Современная дорожно-техническая экспертиза (ДТЭ) как вид автотехнической или дорожно-транспортной — это экспертное исследование участка дороги на месте происшествия, непосредственно приникающих к нему участках с дорогой.

ДТП начинается в случае необходимости установить по делу о ДТП признаков, указывающих на возможное на возможное несоответствие технического состояния дороги на участке ДТП требованиям нормативно-технической документации (НТД). Статистически ДТП показывает, что наиболее частым результатом негативного проявления дорожно-технического фактора является ДТП, связанные с заносом ТС.

Предметом исследования ДТЭ являются связанные с ДТП фактические данные о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условий и окружающей среде, а также параметров дороги с элементами автомобиля. Перечень вопросов следователя к эксперту зависит от конкретных обстоятельств ДТП. Основанием для назначения психофизиологической экспертизы водителя ТС по уголовным делам о ДТП являются сомнения следователя в соответствии индивидуальных психофизиологических особенностей водителя условиям, в которых произошло ДТП.

Эти данные могут относиться к особенностям конкретной ситуации и условиям деятельности водителя перед и в момент ДТП, к индивидуальным особенностям зрительного восприятия и реакции водителя. Судебная психологическая экспертиза автотранспортного средства, совершившего ДТП обычно назначается после автотехнической экспертизы и только в том случае если эксперт — автотехник пришел к выводу о наличии у водителя данного автотранспортного средства технической возможности предотвратить ДТП. Отмечается, что «при проведении судебно-психологической, психиатрической, наркологической экспертиз подозреваемого, обвиняемого, подсудимого он становится объектом исследования его поведения, состояния, личности.

Беседа обвиняемого с экспертом об обстоятельствах деяния, в котором он изобличается, проводится в независимости от желания поэкпертного» Маркина Е.

Познавательные задачи проведения судебной экспертизы в уголовном процессе как критерий допустимости//Уголовное право.

— №3, 1998, с. 60. Основной задачей судебной психофизической экспертизы свидетелей автотранспортного средства, совершившей ДТП, является установление с использованием специальных знаний в области данного вида экспертиз соответствию индивидуальных особенностей водителя требованиям дорожно-транспортной, предшествующей ДТП.
— №3, 1998, с. 60. Основной задачей судебной психофизической экспертизы свидетелей автотранспортного средства, совершившей ДТП, является установление с использованием специальных знаний в области данного вида экспертиз соответствию индивидуальных особенностей водителя требованиям дорожно-транспортной, предшествующей ДТП. Особенностью расследования дел о ДТП нередко возникает необходимость назначению таких комплексных судебных экспертиз как автотехническая и трисологическая; трасологическая и судебно-медицинской, автотехнической и судебно-медицинской; дорожно-транспортной и психофизиологической; трассологической и металловедческой; биологической и почвоведческой и др.

Особенности различных ДТП, в основном с такими последствиями в ДТП сопряженные со взрывами, пожарами, падениями ТС в овраги, пропасти, воду, туров ТС и т.д., требует от следователя назначения судебных экспертиз, не типичных для расследования данной категорией уголовных дел.

Такими экспертами являются: пожарно-технической, электротехническая, взрывотехническая. Из-за многообразия, разноплановость объектов эти экспертизы часто выполняются в комплексе с другими экспертизами. Анализ следственной практики приводит к выводу, что в ходе расследования ДТП нередко складываются процессуальные ситуации; когда решение вопроса о виновности или невиновности водителя ТС определяется по заключению автотехническая экспертиза.

Автотехническая экспертиза охватывает широкий круг вопросов, для разрешения которых используются специальные познания и это и получить доказательства для формирования следователем заключения об обстоятельствах расследуемого ДТП. Также следователю нужно провести действия по установлению и возмещению ущерба причиненного ДТП. В действующем уголовно-процессуальном законодательстве различаются моральный, физический и имущественный вред или ущерб.

Моральный вред может быть причинен как физическим, так и юридическим лицом, однако по уголовным делам о ДТП факт причинения юридическим лицом этого не входит предмет доказывания, а потому может быть установлен в порядке гражданского судопроизводства.

В отношении физических лиц моральный вред имеет значение в тех случаях, когда в результате ДТП погиб потерпевший и закон признающий презюмирует, что факт его гибели причиняет нравственные страдания его близким родственникам, которые должны признаваться потерпевшим.

Факт примечания морального вреда может послужить основанием для предъявления гражданского нет при условии причинения в результате ДТП тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, либо крупного ущерба. Физический вред по делам о ДТП выражается в наступлении смерти потерпевшего либо в причинении или среднего вреда здоровью потерпевшего.
Физический вред по делам о ДТП выражается в наступлении смерти потерпевшего либо в причинении или среднего вреда здоровью потерпевшего. Материальный ущерб состоит в том, что в результате совершения ДТП уменьшается объем имущественных благ определенного гражданина, учреждения или организации.

Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации ТС повлекшее причинение материального ущерба, может быть квалифицированно по ст. 264 УК РФ при условии, что причиненный ущерб является крупным.

Но в ст. 264 УК РФ не указан размер ущерба, причиненный в ДТП, который можно считать крупным; поскольку вопрос о размере причиненного ущерба решается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела. В частности

«крупный ущерб может быть сугубо материальным (например, в результате ДТП автомашина уничтожена или ей причинены повреждения, требующие капитального ремонта; уничтожено или значительно повреждено строение, сооружение или иной материальный объект), организациям (например, нарушение работы транспорта на длительное время), либо экологическим (например, заражение окружающей среды истекающим в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими веществами»

Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред.

Радченко В.И. — М.: Вердикт, 1996, с. 479. Материальный ущерб по делам о ДТП может быть обусловлен тем, что вследствие причиненного физического вреда потерпевший временно утрачивает трудоспособность и соответствующую часть заработка. По этой же причине потерпевший или его законный представитель вынуждены понести денежные расходы на лечение, протезирование, усиленное питание, погребение и т.д.

Затраченные при этом суммы включаются в понятие материального ущерба от преступления. В ходе проверки заявления (сообщения) о ДТП характер и размер причиненного ущерба устанавливается путем осмотра места ДТП, а также путем истребования необходимых материалов и получению объяснений, однако без производственных действий предусмотренных УПК РФ.

Необходимость в истребовании материалов и получении объяснений возникает обычно в случаях, когда имеющиеся у следователя сведения о ДТП недостаточны для вывода о тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего или о размере причиненного ущерба, либо имеются указания на наличие какого-либо обстоятельства, исключающего производство по уголовному делу. Таким образом проверочные действия должны проводиться тогда, когда имеющиеся сведения о ДТП недостаточны для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Особые требования в законе установлены к процедуре определения смерти лица, пострадавшего в результате ДТП или тяжести вреда, причиненного его здоровью.

В данном случае обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза материального ущерба, возникшего в результате столкновения ТС определяется по правилам, установленным в Методическом руководстве по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. В случае необходимости может быть назначена судебно-товароведческого экспертиза. В соответствии с законом действует принцип возмещения в полном объеме вреда причиненного ДТП, то есть определяются затраты на восстановление ТС, поврежденного в результате ДТП, а также утрата товарной стоимости в результате полученных повреждений.

Многие автотранспортные происшествия проходят при повышенных скоростях движения автомобиля, за относительно короткое время и нередко при отсутствии свидетелей. Перед судебно-медицинской экспертизой ставится задачи, которые не могут быть ограничены только условием причины смерти и характера повреждений.

Воссоздание обстоятельств происшествия требует от судебно-медицинского эксперта решения широкого комплекса вопросов, связанных с механизмом причинения как травмы в целом, так и отдельных ее этапов (фаз оценки их с учетом данных осмотра МП и ТС, особенностью данных происшествия). На разрешение судебно-медицинской экспертизы ставятся обычные вопросы:

  1. 1) каковы причины смерти потерпевшего;
  2. 3) когда (между какими часами) наступила смерть потерпевшего;
  3. 2) какой характер телесных повреждений, их локализация (очаг);
  4. 4) наступила ли смерть пострадавшего в результате ДТП или она последовала до автопроисшествия (инсценировка гибели в ДТП).

Судебно-медицинская экспертиза может также установить:

  1. 3) в каком физическом состоянии он находился в момент автоаварии (в трезвом или в состоянии опьянении и т.п.);
  2. 5) имеются ли следы волочения потерпевшего, причем пожизненные или посмертные;
  3. 2) в каком положении находится потерпевшим в момент ДТП;
  4. 4) имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для тех технических повреждений, которые обычно (при сравнимых обстоятельствах) причиняется в соответствующих случаях водителям, пассажирам, пешеходам во время ДТП;
  5. 6) возможен ли факт того, чтобы труп был «отброшен» от места столкновения ТС с участниками дорожного движения на «такое-то» расстояние;
  6. 1) имел ли место факт переезда человека или повреждения получены им в результате удара;
  7. 7) как быстро наступила смерть пострадавшего.

Причиненные при ДТП телесные повреждения «можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные. Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного доступа (размер, форму), например, отпечатки протектора-шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные — возникают только в условиях характерных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные повреждения, не имеющие присущих двери первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или постороннего предмета» Криминалистика: Учебник/Под ред. проф. Филипова А.Г. (отв. ред.) и проф. Волынского В.А. — М.: СПАРК, 1998, с. 466-467. . По делу о ДТП признание лица потерпевшим должно состояться сразу, как только будет установлен факт причины тяжкого или средней тяжести вреда здоровью данного гражданина либо причинения ему крупного ущерба.
466-467. . По делу о ДТП признание лица потерпевшим должно состояться сразу, как только будет установлен факт причины тяжкого или средней тяжести вреда здоровью данного гражданина либо причинения ему крупного ущерба.

Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам

ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Юрист,Был(а) 30.01.2019, 19:48 юрист, Сармина Елена АлександровнаВОПРОСЫПУБЛИКАЦИИ1 023 просмотров 236 дочитываний 03 марта 2018 в 23:27 При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.Назначение автотовароведческих экспертиз необходимо в случаях: — ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке; — неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта; — наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта; и др.Назначение автотехнических экспертиз необходимо в случаях: — представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия; — несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия; — наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения, и др.По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды: автотехническая экспертиза – направлена на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников; транспортно-трасологическая – направлена на исследование следов (повреждений) на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; автотовароведческая – направлена на определение стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости, УТС; технико-диагностическая экспертиза позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия; автодорожная экспертиза позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.Основные элементы подготовки экспертизы: 1) подготовка материалов для экспертного исследования; 2) формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта; 3) выбор экспертного учреждения или подбор эксперта.Вопросы, подлежащие выяснению у сторон при подготовке к экспертизе (товароведческая, автотехническая и др.): 1) В каком состоянии находится транспортное средство, участвующее в ДТП (восстановлено или нет). 2) Если автомобиль не восстановлен, то необходимо разъяснять сторонам, что в случае назначения экспертизы для ее проведения требуются автомобили, участвовавшие в ДТП, в невосстановленном виде.

3) Если восстановлен — разъяснить сторонам необходимость сохранения поврежденных деталей. 4) В случае если пострадавшие автомобили восстановлены, необходимо получить документы о его фактическом восстановлении.

5) Получить от сторон все имеющиеся фотоматериалы поврежденных автомобилей, места происшествия: — выяснить велось ли фотографирование сотрудниками ГИБДД, выезжавшими на место происшествия; — запросить в электронном виде фотографии, сделанные страховщиком при осмотре поврежденного ТС; — запросить фотографии у оценщика, выполнявшего осмотр по договору с истцом; — если автомобиль отремонтирован (относительно договора добровольного страхования) и представлялся страховой компании на осмотр в отремонтированном виде, то фотографии с данного осмотра; — если довод страховой компании, что страховался один автомобиль, а на фотографиях истца к акту осмотра другой автомобиль, надо затребовать фотографии с осмотра при страховании; — выяснить имелись ли записи с видеорегистраторов, запись должна быть предоставлена на электронном носителе в судебном заседании; — то же самое относится к записям к стационарным камерам на зданиях (ЖД вокзал, банки, магазины).На этапе подготовки дела к судебном разбирательству необходимо: 1) запросить выплатное дело 2) запросить административный материал по факту ДТП. 3) ознакомится с первичными документами.

Состав первичной документации включает: протокол осмотра места ДТП; схему ДТП; справку о ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей; протокол контроля трезвости водителей, рапорт. Анализ схемы ДТП является важным этапом подготовки к назначению дорожно-транспортной экспертизы. Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП.
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП. Для того, что бы дать анализ схемы ДТП необходимо знать, что должно быть в ней отражено.

Порядок ее составления был урегулирован Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185

«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»

(Окончание действия документа — 19.10.2017 г.) (утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664).В схеме должно быть отражено: — место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); — ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, -наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии); — положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам и иным элементам дороги; — направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, очевидцев. Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте.До назначения экспертизы необходимо выяснить все обстоятельств ДТП, если они оспариваются, либо из документов неясны, путем допроса свидетелей, в том числе и сотрудников ГИБДД.

При опросе сторон (участников ДТП) необходимо установить (в зависимости от происшествия): скорость движения; на каком расстоянии опасность была обнаружена водителем; на каком расстоянии он предпринял маневр (нажал на тормоз или и повернул руль), пытаясь предотвратить столкновение, сколько метров проехал после этого до непосредственного места происшествия и до остановки; наличие в салоне автомобиля пассажиров (количество) и масса перевозимого груза и др.; где произошло столкновение (соответствует ли место столкновения месту, отраженному на схеме); какими элементами автомобили контактировали друг с другом; траектория движения после контакта ТС (в какую сторону развернуло ТС, где остановилось ТС (на обочине, в кювете, на встречной полосе и др.), переворачивалось ли ТС и др.) следы непосредственного контакта и вторичные деформации (если после основного столкновения был контакт, с каким либо предметом). Допрашивая свидетелей, необходимо выяснять место нахождения свидетеля в момент происшествия.

Если страховые компании, ходатайствуя о назначении автотехнической (трасологической) экспертизы, заявляют о фальсификации страхового случая или инсценировки ДТП, то необходимо требовать от стороны, заявляющей такое ходатайство четких пояснений о том, какие обстоятельства дают основания полагать, что ДТП сфальсифицировано.Основаниями для удовлетворения такого ходатайства могут являться следующие обстоятельства: — несоответствие степени повреждений автомашин (например, на одном автомобиле имеется всего лишь царапина на левой стороне двери, а у другого автомобиля разбит весь правый бок, и т.д.); — заключение специалиста о локализации, характере повреждений, которые не могли возникнуть в результате указанного ДТП; — наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения; несоответствие местности, где совершено ДТП, произведенным замерам, показаниям сотрудников ГИБДД, оформлявших происшествие, схеме ДТП и повреждениям автомобиля; — часто встречаются объяснения водителей, в которых они описывают столкновение (как правило, незначительное) с ТС, после которого их автомобиль изменяет траекторию движения и совершает второе, значительно большее по последствиям ДТП (наезд на столб, опрокидывание, и т.д.).

В этом случае следует внимательно изучить следы от первого контактирования на соответствие по форме, высоте с выступающими элементами взаимодействовавшего ТС. Если другого ТС – участника ДТП нет, то надо указать эксперту на необходимость проведения сравнения с аналогичным по марке ТС.

Кроме того, не надо забывать об окраске ТС. При столкновении всегда остаются следы наслоения, отслоения краски и возможно (при наличии двух ТС) провести экспертизу по установлению принадлежности лакокрасочного покрытия ТС.

При ДТП без участия других транспортных средств (перебегала дорогу собака и водитель не справился с управлением) необходимо обратить внимание на соответствие описанного водителем вида ДТП имеющимся следам (на схеме ДТП, на фотографиях с места ДТП).

Так, если водитель утверждает, что имело место опрокидывание, то необходимо обратить внимание на наличие повреждений на выступающих элементах (боковых зеркалах, молдингах, крыше и др.).Таким образом, в распоряжение эксперта должны быть предоставлены следующие документы (в зависимости от вида назначенной экспертизы):- материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии).-фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие обстановку места происшествия; — фотоматериалы осмотра поврежденных ТС; — акты осмотра поврежденного транспортного средства с заключениями о стоимости, изготовленные независимыми оценщиками по инициативе потерпевшего и страховых компаний; Обязательному выяснению подлежат вопросы о возможности предоставления ТС эксперту и состоянии транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (отремонтированы или находятся в том же состоянии в котором были после ДТП).Для назначения автотехнической экспертизы могут потребоваться также: — сведения об организации движения в места ДТП (линии разметки, дорожные знаки и их расположение); — сведения о продолжительности работы фаз светофоров; — справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП.Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном ГПК РФ порядке.

Суд вправе выяснить у эксперта, какие документы необходимы для проведения экспертизы. Эксперт не вправе сам собирать документы, выяснять вне судебного разбирательства какие-либо вопросы у лиц, участвующих по делу.

Эти действия производит суд, назначивший экспертизу, по запросу эксперта.Формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, – это один из элементов подготовки экспертизы. Общие требования, которым должны отвечать вопросы, выносимые на разрешение экспертов, следующие: — четкость формулировки; — соответствие компетенции эксперта; — соответствие реальным научно-техническим возможностям.

В соответствии с ст. 79 ГПК РФ суд должен разъяснить лицам, участвующим в деле их право предоставлять вопросы и предоставить возможность для составления вопросов.

При представлении вопросов эксперту в письменном виде они приобщаются к материалам дела, если вопросы заданы в устной форме, они должны быть занесены в протокол судебного заседания. Вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, оглашаются в судебном заседании, могут быть уточнены у представившего их лица.

Суд рассматривает все представленные вопросы, исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формирует вопросы по своей инициативе. Сформулированные вопросы указываются судом в резолютивной части определения. В том случае, если суд отклоняет, вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, он должен привести мотивы отклонения в мотивировочной части определения.

При составлении вопросов целесообразно прибегать к консультациям конкретных экспертов.

Это даст возможность грамотно и четко поставить вопросы. Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны носить правового характера (например, как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ, какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, усматривается ли в действиях водителей несоответствие Правилам дорожного движения?) Вопросы о наличии или отсутствии вины являются компетенцией суда.

Вопросы, подлежащие включению в определение суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.Так, при назначении автотехнической экспертизы возможна постановка следующих вопросов: — с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова величина тормозного, остановочного пути; — на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности; — имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения? — на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?

— установить сигнал светофора, который был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке? (когда имеется видеозапись, сведения о режиме работы светофорного объекта) — имел ли водитель возможность остановиться, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора? — кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?При проведении транспортно-трасологической экспертизы: — какими частями контактировали транспортные средства при столкновении; — каково было положение транспортных средств в момент их столкновения; — каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств до и после столкновения; — где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств; — каков механизм столкновения транспортных средств; — каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения; — каков механизм образования повреждений транспортных средств; — могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?При проведении автотовароведческой экспертизы: — какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в …… — какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость; — какова величина утраты товарной стоимости.При назначенииавтотовароведческихэкспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.

В случае полной гибели – в размере действительной стоимости автомобиля на дату дорожно-транспортного происшествия. По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.).

Предложенный перечень вопросов не является исчерпывающим.

Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции./Бюллетень судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда 3 квартал 2017 года//Официальный сайт Липецкого областного суда: http://oblsud.lpk.sudrf.ru/да 0 / 0 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: да 0 / 0 нет

Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц. сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб. р. Фонтанки, д. 59Екатеринбург:Нижний Новгород:Ростов-на-Дону:Казань:Челябинск:Администратор печатает сообщение

Процедура проведения автотехнической экспертизы при ДТП

Дата:28.01.2019Рейтинг автора4.8

Автор статьиНаписано статей130 Дорожно-транспортное происшествие — это всегда стрессовая ситуация для его участников. Иногда у виновника и пострадавшего возникают разногласия по тем или иных вопросам, связанным с размером ущерба или суммой компенсации.

В этом случае помогает разобраться автотехническая экспертиза при ДТП. Эта процедура предназначена для установления точной картины произошедшего и независимой оценки повреждений транспортного средства. Техническое исследование автомобиля, попавшего в аварию, необходимо, чтобы ответить на различные вопросы, касающиеся причин ДТП и тех последствий, к которым оно привело.

В первую очередь экспертиза назначается для определения, кто из участников происшествия является его виновником.

Также выясняется, какую ответственность должна понести виновная сторона. Чаще всего пострадавший требует возмещения нанесенного ущерба.

Однако если в аварии есть пострадавшие, водитель понесет гораздо более серьезное наказание. В этом случае ему придется понести административную или уголовную ответственность.

Также стоит разобраться, чем для суда является заключение автотехнической экспертизы. Если между участниками возникают споры, решить которые может только судебный орган, то данный документ является основным доказательством в деле о ДТП.

Существуют и другие виды независимых исследований, направленные на выявление различных обстоятельств аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП помогает уточнить механизм и конкретные детали произошедшего на дороге по следам от шин автомобилей. Также благодаря данной процедуре эксперт может определить, какая из машин оставила эти следы на проезжей части.

Помимо этого, после столкновения на дороге остаются и другие элементы, позволяющие определить причастность того или иного транспортного средства к аварии. К ним относятся:

  1. куски лакокрасочного покрытия.
  2. топливо или другие технические жидкости;
  3. осколки стекла или зеркал;
  4. обломки деталей;

После анализа всех полученных данных эксперт выносит соответствующее заключение. Еще один вид независимой экспертизы направлен на детальное изучение участников происшествия.

Инженерно-психофизиологическое исследование помогает выяснить следующие сведения:

  1. особенности характера участников;
  2. наличие или отсутствие факторов, которые могли повлиять на психоэмоциональное состояние человека и привести к аварии.
  3. их характеристику в качестве водителей;

Эта информация используется в судебном разбирательстве. Она может как смягчить решение суда, так и ужесточить его. Когда у одного из участников дорожно-транспортного происшествия возникает необходимость в проведении автотехнической экспертизы, ему стоит получить предварительную консультацию у специалиста в этой сфере.

Там он сможет задать интересующие вопросы эксперту и узнать стоимость процедуры. Если полученная информация и условия конкретной оценочной компании устраивают водителя, заключается договор, в котором должны быть прописаны все права и обязанности обеих сторон.

После этого инициатор исследования вносит оплату и договаривается о дате, времени и месте процедуры. Во время экспертизы специалист изучает все имеющиеся сведения и документы, а также проводит дополнительный анализ данных.

На основании полученной информации он выносит заключение, которое должно содержать ответы на все вопросы, поставленные заказчиком. Проведение автотехнического исследования заканчивается передачей всех материалов дела его инициатору.

Если запускается судебный процесс, то эксперт, проводивший процедуру, может быть вызван в суд, чтобы дать показания или убедиться в достоверности результатов экспертизы.

Стоимость данной процедуры варьируется от 3 до 50 тысяч рублей.

Такой разброс появляется, так как на окончательную цену влияет нескольких факторов:

  1. регион, где находится оценочная компания;
  2. количество вопросов и задач, которые должна решить экспертиза;
  3. опыт и гарантии качества услуг конкретной фирмы;
  4. срочность проведения исследования.

Конкретную стоимость услуг эксперта можно узнать после первичной консультации, которая в большинстве случаев является бесплатной. В любом случае оплачивать проведение независимой экспертизы должен ее инициатор. Если исследование желают провести оба участника ДТП, они могут разделить расходы пополам.

Если проведение экспертизы назначает судья или другое должностное лицо, то часть средств на ее выполнение берется из бюджета.

Также бюджетные средства могут быть использованы, если у человека, желающего провести исследование, затрудненное финансовое положение.

После вынесения судебного решения проигравший по делу об аварии обязуется погасить все расходы пострадавшего, возникающие в ходе разбирательства. Поэтому заказчик исследования может вернуть свои деньги, если выиграет суд.

В законодательстве не указаны точные сроки проведения автотехнической экспертизы. Поэтому конкретную информацию может уточнить только специалист, выполняющий процедуру. Длительность исследования зависит от следующих факторов:

  1. размер нанесенного ущерба;
  2. количество материалов дела;
  3. модель и тип транспортного средства;
  4. наличие или отсутствие другой работы у выбранного эксперта.

Обычно срок проведения процедуры составляет 10-60 дней.

Многие компании готовы провести экспертизу быстрее за дополнительную плату. Чтобы лучше разбираться в том, на какие вопросы может дать ответ автотехническое исследование, стоит рассмотреть виды экспертиз при ДТП.

Чтобы дать полный ответ обо всех обстоятельствах произошедшего, эксперту необходимо рассмотреть ситуацию с разных сторон. Для этого он использует ряд методик, каждая из которых направлена на исследование конкретного предмета аварии.

В связи с этим можно выделить несколько категорий экспертиз:

  1. изучающие причины ДТП;
  2. определяющие влияние дорожных условий на возникновение столкновения;
  3. оценивающие изначальную стоимость машины и размер нанесенного урона.
  4. исследующие технические характеристики автомобилей до момента аварии;
  5. изучающие следы происшествия на дороге, на транспортных средствах или на одежде и коже участников;

Совокупность этих исследований помогает установить полную картину аварийной ситуации.

Однако не в каждой ситуации необходимо проводить все экспертизы. Случаются ситуации, когда не все участники происшествия удовлетворены результатами экспертизы.

В этом случае целесообразно провести новые исследования для более полного изучения обстоятельств.

По очередности выполнения выделяют следующие виды экспертиз:

  1. первичная;
  2. дополнительная;
  3. повторная.

Если водитель понимает, что проведенное исследование не раскрывает полную картину аварии или вычисляет недостоверные результаты, в его интересах запросить новую процедуру, чтобы получить самую точную информацию.

Обычно данную процедуру проводит один эксперт. Но иногда его опыта и знаний может не хватить для выяснения обстоятельств сложного дела.

В этом случае привлекаются дополнительные специалисты. Существуют следующие виды экспертизы в зависимости от количества ее исполнителей:

  1. комплексная (несколько специалистов, имеющих знания и навык работы в различных областях).
  2. единоличная (один эксперт);
  3. комиссионная (несколько экспертов, работающих в одной сфере);

О необходимости привлечения нескольких экспертов стоит решать в зависимости от неоднозначности дела и объема материалов. В любом регионе существуют как государственные, так и частные оценочные компании.

Заказчик может самостоятельно выбрать подходящую ему фирму. Анализом ущерба и определением стоимости ремонта обычно занимаются частные организации.

Такое исследование необходимо при возникновении разногласий о размере компенсации со страховой компанией. Если один из участников ДТП подал в суд, можно заранее провести частную автотехническую экспертизу, которая будет являться доказательством виновности или невиновности одной из сторон во время судебного разбирательства.

Чтобы самостоятельно инициировать автотехническое исследование, нужно обратиться в одну из фирм, предоставляющих такие услуги. После заключения договора и внесения платы за процедуру, специалист компании проведет экспертизу и оценит повреждение автомобиля. В результате заказчику будет выдан документ, где будут прописаны все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, которые необходимо было выяснить.

Чтобы эта бумага имела силу, нужно, чтобы она была составлена экспертом и соответствовала всем правилам и требованиям. Когда судебный орган или ГИБДД проводят административное расследование о дорожно-транспортном происшествии, может быть необходимо провести автотехническую экспертизу. В этом случае должностным лицом или судьей должно быть написано постановление, в котором указываются следующие пункты:

  1. права и обязанности эксперта;
  2. меры наказания за предоставление недостоверных результатов.
  3. список задач, поставленных перед специалистом;
  4. контактные данные оценочной фирмы и конкретного эксперта;
  5. перечень материалов дела, которые передаются эксперту для проведения расследования;
  6. причины назначения исследования;

Инициатор экспертизы обязан заблаговременно оповестить об этом участников ДТП.

Истец или ответчик может подать ходатайство о назначении автотехнического исследования.

В этом случае судья или следователь должен назначить данную процедуру. В заседании суда апелляционной инстанции просьба провести экспертизу должна быть подкреплена доказательствами того, что ранее эту процедуру сделать было невозможно. Для составления ходатайства используется стандартный образец, благодаря которому документ будет содержать все необходимые сведения.

Ходатайство составляется в свободной форме. Однако в нем обязательно должны быть прописаны следующие данные:

  1. сведения о деле;
  2. список материалов, которые будут переданы эксперту для проведения процедуры.
  3. цели исследования;
  4. на каких основаниях должна быть назначена экспертиза;
  5. название судебного органа;

Ваш браузер не поддерживает фреймы Чтобы правильно составить документ, можно привлечь юриста или адвоката. Для оспаривания результатов автотехнической экспертизы нужно подать соответствующее ходатайство.

Если суд посчитает причины проведения повторной процедуры уважительными, исследование будет назначено. Повторная экспертиза проводится другой оценочной компанией, чьи эксперты составят новую рецензию произошедшего на дороге.

Также водитель имеет право оспорить результаты исследования, проведенного страховой компанией. Для этого необходимо обратиться в проверенную частную фирму для инициирования самостоятельной экспертизы.

Автотехническая экспертиза — это полезная процедура, благодаря которой можно узнать подробные сведения о ДТП, а также разрешить разногласия со страховщиком или другим участников аварии. О целесообразности проведения исследования стоит решать в зависимости от того, будут ли компенсированы затраты на оплату услуг оценочной компании.

(86 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Впоследствии любого дорожно-транспортного происшествия на дорожном полотне имеется масса разнообразных следов, оставленных участниками аварии.

Трасологическая Если при автомобильной аварии пострадали люди, то проводятся исследования для выяснения вины конкретного лица.

Судебно-медицинская Каждый водитель может стать участником дорожно-транспортного происшествия.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+