Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Военное право - Если сотрудник снят с воинского учета что делать кадровику

Если сотрудник снят с воинского учета что делать кадровику

Воинский учет: что должен знать работодатель?


Вы здесь Опубликовано 2012-04-13 00:51 пользователем Valeratal «Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 11 ВОИНСКИЙ УЧЕТ: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЬ? Если в организации трудится хотя бы один военнообязанный сотрудник, работодатель должен вести в ней воинский учет. Целью такого учета является обеспечение укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. О том, какие обязанности установлены для работодателя при осуществлении воинского учета, кто должен этим заниматься, какие документы должны быть в организации и какая ответственность предусмотрена за нарушение правил ведения воинского учета, вы узнаете из данной статьи.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение) основными задачами воинского учета являются: — обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ; — документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете; — анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства; — проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военнообязанных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, а именно указанным Положением и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее — Рекомендации), которые конкретизируют положения следующих Федеральных законов: — от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»; — от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; — от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон о воинской обязанности).

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные граждане. К призывникам относятся граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнообязанными являются граждане, пребывающие в запасе, а именно граждане: — мужского пола, пребывающие в запасе; — уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ; — успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения; — не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; — не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет; — уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах; — прошедшие альтернативную гражданскую службу; — женского пола, имеющие военно-учетные специальности телеграфиста, телефониста, оператора ЭВМ, метеоролога, дезинфектора, медработники, имеющие среднее и высшее образование, и т.
Военнообязанными являются граждане, пребывающие в запасе, а именно граждане: — мужского пола, пребывающие в запасе; — уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ; — успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения; — не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; — не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет; — уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах; — прошедшие альтернативную гражданскую службу; — женского пола, имеющие военно-учетные специальности телеграфиста, телефониста, оператора ЭВМ, метеоролога, дезинфектора, медработники, имеющие среднее и высшее образование, и т. д. Перечень соответствующих профессий и специальностей женщин установлен Приложением к Положению.

Назовем категории граждан, не подлежащие воинскому учету: — освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности. К таковым относятся граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве и др.; — проходящие военную службу; — отбывающие наказание в виде лишения свободы; — женского пола, не имеющие военно-учетной специальности; — постоянно проживающие за пределами РФ; — имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

К сведению. Военнообязанные, признанные в порядке, установленном Законом о воинской обязанности, не годными к военной службе по состоянию здоровья или достигшие предельного возраста пребывания в запасе, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций). Согласно Приложению 1 к Порядку ведения и хранения личных карточек предельный возраст для женщин-офицеров составляет 50 лет, для мужчин — младших офицеров — 55 лет и т. д. Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Сведения о том, на каком учете состоит работник, необходимы для заполнения личных карточек работников, состоящих в запасе.

Обязанности руководителя при организации воинского учета Согласно п. 9 Положения за состоянием воинского учета в организациях отвечают их руководители.

Какие же обязанности исполняет руководитель предприятия в области воинского учета? Во-первых, работодатель должен наделить полномочиями по непосредственному выполнению мероприятий воинского учета предназначенного для этого работника (работников). Так, согласно п. 22 Рекомендаций руководитель организации должен издать приказ, в котором будут определены персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан.

Форма приказа приведена в Приложении 4 к Рекомендациям. Количество сотрудников, осуществляющих военный учет, зависит от количества работников, подлежащих воинскому учету.

Примечание. Под освобожденным работником понимается лицо, для которого ведение воинского учета является основной обязанностью в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно п. 12 Положения, если количество работников, подлежащих воинскому учету, менее 500, воинский учет в организации ведет один сотрудник. Он может быть не освобожденным, а выполнять эту работу по совместительству. Как правило, этим занимается сотрудник из отдела кадров. Несмотря на то что в Положении говорится о совместительстве, считаем, что не будет ошибкой поручить тому же кадровому работнику выполнение работы по воинскому учету в качестве дополнительной путем увеличения объема работы (ст.

Несмотря на то что в Положении говорится о совместительстве, считаем, что не будет ошибкой поручить тому же кадровому работнику выполнение работы по воинскому учету в качестве дополнительной путем увеличения объема работы (ст. 151 ТК РФ). При этом поручение работнику такой работы допускается только с его согласия и с установлением ему дополнительной платы, размер которой определяется по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы.

Если в организации на воинском учете состоит от 500 до 2000 работников, работодатель должен выделить одну ставку, то есть освободить одного сотрудника для ведения воинского учета; при количестве работников от 2000 до 4000 — двух сотрудников; на каждые последующие 3000 (свыше 4000) — еще по одному сотруднику. Общее количество лиц, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организации, на 31 декабря предшествующего года. При наличии двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п.

13 Положения). Также руководителям рекомендовано согласовывать кандидатуры военно-учетных работников с военным комиссаром муниципального образования — их назначение их на должность (направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должность), перемещение и увольнение.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан (п.

22 Рекомендаций). Во-вторых, работодатель обязан создать условия для надлежащего исполнения работником возложенных на него полномочий, в том числе для обеспечения сохранности документов по воинскому учету выделить для них специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 Рекомендаций). В-третьих, работодатель должен организовать оповещение работников, состоящих на воинском учете, о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечить им возможность своевременной явки по этим вызовам (повесткам). Обратите внимание! На основании повестки работодатель должен освободить работника от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если такие обязанности должны исполняться в рабочее время (ст.

170 ТК РФ, ст. 6 Закона о воинской обязанности). В-четвертых, работодатель осуществляет организационно-правовое, кадровое и материальное обеспечение воинского учета.

Помимо того что он освобождает работников, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка, он возмещает работникам расходы, связанные: 1) с подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций (кроме федеральных учреждений); 2) с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности; 3) с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: — медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; — медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; — контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; 4) с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата; 5) с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа Федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно; 6) с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы; 7) с прохождением военных сборов; 8) с вызовом военным комиссариатом, органом Федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов (п.

Помимо того что он освобождает работников, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка, он возмещает работникам расходы, связанные: 1) с подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций (кроме федеральных учреждений); 2) с проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности; 3) с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: — медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; — медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; — контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; 4) с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата; 5) с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа Федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно; 6) с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы; 7) с прохождением военных сборов; 8) с вызовом военным комиссариатом, органом Федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 ).

———————————

«О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «

О воинской обязанности и военной службе». Расходы, понесенные организацией, компенсируются из федерального бюджета в порядке, предусмотренном указанным Постановлением. Обязанности работников, осуществляющих воинский учет А теперь рассмотрим непосредственные обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организации.

В силу п. 30 Положения эти работники должны: 1.

Проверять у принимаемых на работу: — наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности; — подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания; — наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Проверять у принимаемых на работу: — наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности; — подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания; — наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Обратите внимание! Образцы штампов, указывающих об отношении к воинской обязанности, которые должны проставляться на с.

13 паспорта гражданина РФ, приведены в Приложении 8 к Рекомендациям.

При отсутствии отметок на с. 13 организация обязана отправлять офицеров запаса и призывников в военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса — в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, — в орган местного самоуправления (п. 32 Рекомендаций). 2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета.

При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

Обратите внимание! Порядок ведения и хранения личных карточек установлен Приложением 7 к Рекомендациям. 3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей. 4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны: — направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о требовании лично явиться в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления; — направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; — представлять ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году; — сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан; — сверять не реже одного раза в год в порядке, определяемом Минобороны, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления; — вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты; — оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Документы организации по ведению воинского учета В п. 39 Рекомендаций установлен перечень документов, которые должны быть разработаны и вестись в каждой организации: — приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе» (Приложение 4 к Рекомендациям); — план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение 17 к Рекомендациям); — картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе; — журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (Приложение 1 к Рекомендациям).
39 Рекомендаций установлен перечень документов, которые должны быть разработаны и вестись в каждой организации: — приказ

«Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе»

(Приложение 4 к Рекомендациям); — план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе (Приложение 17 к Рекомендациям); — картотека личных карточек формы Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе; — журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (Приложение 1 к Рекомендациям).

Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации; — расписки в приеме от граждан документов воинского учета (Приложение 14 к Рекомендациям); — служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации; — справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации; — другие документы. Контроль за ведением воинского учета Ведение организациями воинского учета контролируют органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления в порядке, утвержденном Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 (далее — Порядок). ——————————— «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г.

N 719″ (вместе с Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления). Согласно Порядку военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных — не реже одного раза в три года.

При проведении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяется и определяется: — полнота охвата граждан воинским учетом; — качество осуществления воинского учета граждан; — полнота и достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету; — организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Закона о воинской обязанности и Положения. Осуществление воинского учета в организациях может получить оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Учет ведется «удовлетворительно», если: — выполнены установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также правовыми актами Минобороны и иными служебными документами обязанности по организации воинского учета; — документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; — спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (предоставлению предусмотренных Положением сведений) выполнены не менее чем на 70%; — проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». К сведению. Проверяется не менее 1% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, из каждого состава: призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы, офицеры запаса от их общего количества. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, оповещаемых и поставляемых граждан (п.

6 Приложения 1 к Рекомендациям).

Качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, в организациях также может получить оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (Приложение к Порядку), которые ведутся в военных комиссариатах, в органах местного самоуправления и в организациях. При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация. Ответственность должностных лиц В силу п.

54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность по законодательству РФ, а именно КоАП РФ.

Так, в силу ст. 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб.

Согласно ст. 21.2 неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ). Статьей 21.4 КоАП РФ установлена ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.

Штраф — от 300 до 1000 руб. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают военные комиссариаты. От имени военных комиссариатов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе: — военные комиссары; — начальники отделов военных комиссариатов; — начальники отделений отделов военных комиссариатов. Л. В.Куревина Эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации» Подписано в печать 30.10.2012 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Снятие с воинского учета по возрасту

11 января 2021Все граждане, подлежащие мобилизации в военное время, стоят на воинском учете.

К ним относятся годные по здоровью к службе в военное время мужчины определенного возраста, а также женщины, служащие в структурах МО, имеющие военно-учетную специальность или проходящие обучение по этой специальности.Документы воинского учёта находятся в военкоматах по месту жительства военнообязанного.

В них содержатся все данные, касающиеся вопросов именно военной службы:

  1. заключение военно-врачебной комиссии о степени годности к службе;
  2. данные о прохождении срочной для призывников или действительной службы для профессиональных военных;
  3. военно-учетная специальность;
  4. данные о повышении квалификации на военных сборах и т.д.

Все военнообязанные освобождаются от воинской обязанности по достижению возрастного порога. Для военнообязанного это происходит автоматически, то есть не надо никуда обращаться и писать заявлений или обращений о снятии с учета. Военный билет остается на руках владельца, его никуда не сдают.В зависимости от разряда военнообязанных запаса отличается возраст снятия с учета и освобождение от обязательной воинской обязанности:

  1. 55 лет – для младшего офицерского состава.
  2. Военнообязанные женщины снимаются с учета в 45 лет. Для женщин-офицеров этот срок продлён до 50 лет.
  3. 50 лет — для солдатского состава в звании до старшего прапорщика (старшины).
  4. 60 лет – для старшего офицерского состава в звании до подполковника.
  5. в 65 лет – для званий выше подполковника.

Несмотря на то, что снятие с учета по возрасту происходит по умолчанию, есть ситуации, когда удобнее сходить в военкомат и сделать в воинском билете отметку.

Например, при смене места жительства бывшего военнообязанного его личное дело уже не будет пересылаться для постановки на учет в военкомат по новому месту жительства.

Но в реальности может возникнуть ряд ситуаций, когда в отделе кадров какой-либо организации или где-то ещё потребуется документ, подтверждающий факт снятия с учета по возрасту. И тогда придется ехать лично в военкомат по старому месту жительства или долго решать вопрос с помощью почтовых пересылок.Поэтому до переезда достаточно зайти в свой военкомат с паспортом и военным билетом.

Там поставят штамп «Снят с учета по возрасту».

И больше никаких вопросов ни у каких служб по этому поводу не возникнет. На основании заверенной записи в военном билете будут сделаны соответствующие записи в военно-учетном столе по месту работы или где-то ещё, где может потребоваться такая информация о гражданине.Военно-призывные комиссии активно интересуются состоянием здоровья военно-обязанных для призыва на срочную службу сроком на 1 год, который возможен в возрасте с 18 до 27 лет. По результатам медицинского обследования призывников даются разные категории годности А,Б,В,Г, Д.Каждая категория имеет свои подпункты.

Например, А1 (годность без ограничений) и т.д. Военнообязанные категорий А и Б проходят срочную службу, категории В освобождены от срочной службы, но подлежат призыву в военное время.

Поэтому не служившие с категорией В тоже далее стоят на воинском учете в таком же порядке, как и отслужившие срочную службу.Категория Г означает временную негодность к срочной службе в результате травмы, непожизненного заболевания и т.д. Как правило, военно-врачебная комиссия дает отсрочку по категории Г на 1 год. Далее — новое освидетельствование.Бывает, что военнообязанные категорий А и Б, годные к срочной службе, по каким-то причинам не прошли такую службу.

Чаще всего это или так называемые «уклонисты», или военнообязанные категории Г — временно не подлежащие призыву на срочную службу по состоянию здоровья, после выздоровления перешедшие в категорию Б или даже А в возрасте 27 лет и позже, когда заканчивается возраст прохождения срочной службы. После 27 лет все они тоже остаются на учете как и все военнообязанные запаса, как проходившие, так и не проходившие срочную службу.Военнообязанный может потерять годность к службе раньше предельного возраста в результате заболеваний или травмы.Но когда это случается после прохождения срочной службы, или после 27 лет, военно-призывную комиссию такие факты интересуют меньше.

Например, только когда военнообязанного запаса призывают на сборы. И вдруг оказывается, что он не может их пройти по состоянию здоровья. Тогда военнообязанный запаса подлежит медицинскому освидетельствованию в установленном порядке.

И дальнейшая категория его учета или полное снятие с учета будет зависеть от заключения ВВК (военно-врачебной комиссии).В других случаях военнообязанные запаса не спешат извещать военкоматы о текущем состоянии здоровья, и никаких нарушений законов в этом нет.Категория медицинского заключения Д означает полную негодность к службе и в мирное, и военное время. Такие категории снимаются с учета после заключения ВВК, независимо от возраста.Не подлежат учету лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы и с непогашенной судимостью после освобождения.Также не регистрируются в военкоматах лица, проживающие вне Российской Федерации.Документооборот воинского учета, практически неизменный за последние сто лет, до сих пор предельно прост. Первая постановка на учет совершается в возрасте примерно 17 лет, в момент выдачи приписного свидетельства.Для этого призывник обязан представить в военкомат минимум документов:

  1. Паспорт.
  2. 3 фото размером 3 на 4 см.
  3. Справку с места работы или учёбы.

Снятие с учета ещё проще.

По достижению возрастного порога личное дело военнообязанного в военкомате просто переносится в архив с отметкой о снятии с учета.Если военнообязанный обратится в военкомат с паспортом и военным билетом, ему сделают отметку о снятии с учета. Всё абсолютно просто и бесплатно.Если не обратится — значит просто не потребовалась отметка в военном билете о снятии с учета по возрасту. Но от этого ничего не изменится.Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос?

Задайте его юристу и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Снятие с учета в военкомате

Время чтения: ~6 минут Автор: Елена Павлова 442 Воинский учет – система регистрации военнообязанных граждан из числа мобилизационного резерва и ресурса и лиц допризывного и призывного возраста, подлежащих призыву на срочную службу в ряды ВС (Вооруженных Сил).

Учетная документация ведется в органах военного управления – военных комиссариатах.

Процедура постановки на учет и снятия с учета в военкомате относится к воинской обязанности гражданина, установленной Основным Законом РФ.

Сняться с учета в военкомате можно только на основании, закрепленном законодательно.

Документы общего воинского учета включают сведения:

  1. шестизначный номер ВУС (военно-учетной специальности);
  2. прохождение военно-учебных сборов (для военнообязанных из числа запаса).
  3. прохождение срочной или контрактной службы в ВС (включая выслугу в званиях офицера и прапорщика);
  4. медицинского освидетельствования c присвоенной категории годности;

На спецучете состоят граждане из числа мобилизационного резерва, подлежащие бронированию на период военного положения. Иностранцы, приобретшие гражданство РФ, ставятся на учет и снимаются с регистрации на тех же основаниях, что и россияне.

Приписка к тому или иному органу военного управления осуществляется в соответствии с пропиской гражданина. Прекращение отношений с военкоматом для военнообязанных допускаются только на законных основаниях:

  1. медицинские показания;
  2. переход в возрастную категорию лиц, не подлежащих мобилизации;
  3. переселение в другой населенный пункт на постоянное или временное (более месяца) место жительства с изменением адреса регистрации.
  4. отъезд на ПМЖ за пределы Российской Федерации;

Автоматически снимают с учета военнослужащих, убывающих на срочную или контрактную службу.

Не приписываются к военкомату офицеры и прапорщики, находящиеся на действительной военной службе. На учет в военный комиссариат не ставят:

  1. женщин (девушек), не имеющих ВУС;
  2. преступников и правонарушителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
  3. молодых людей с подтвержденной категорией здоровья «Д» (негоден).

Д-категория означает пожизненное освобождение от службы в рядах ВС и получение документа с соответствующей отметкой (в просторечии «белого билета»). При выезде за границу на ПМЖ или на временной период, превышающий полгода, гражданин призывного возраста обязан лично известить сотрудников военного комиссариата.

Чтобы сняться с учета, необходимо написать заявление с объяснением причины отъезда и указанием страны, в которую юноша выезжает. Далее нужно сдать воинский документ (приписное удостоверение призывника, военный билет).

Личное дело молодого человека направляют в архив учреждения. Призывнику выписывают справку соответствующего образца.

Если юноша возвращается в РФ до достижения двадцатисемилетнего (призывного) возраста, ему следует восстановиться в регистрационных списках военкомата. Лично прийти в комиссариат, подать заявление, встать на учет и получить документ военнообязанного на основании ранее выданной справки и штампа в паспорте о прописке. В случае когда 27 молодому человеку исполняется во время его пребывания за рубежом, воинский документ и личное дело подлежат утилизации.

Справка! Вопрос об освобождении (временном или постоянном) от воинской обязанности при выезде призывника за пределы РФ решает лично военный комиссар. Переезд на новое место жительства со сменой регистрации (прописки) сопровождается снятием с военного учета в военном комиссариате, к которому был приписан гражданин, и постановкой на учет в военкомате по новому адресу.

Факт изменения прописки должен быть подтвержден документом. Сотрудники учреждения вправе потребовать от военнообязанного гражданина указать в заявлении на снятие с учета причину переселения. Следующим шагом будет обращение в военкомат по новому месту прописки.

В трехдневный срок после подачи заявления о постановке на учет личное дело гражданина перенаправляют в приписной военкомат. Оповещения о военно-учетных сборах (иные уведомления из военного учреждения) будут доставляться по новому адресу.

Зарегистрироваться в военном комиссариате по месту прописки надлежит также:

  1. женщинам (девушкам), получившим ВУС.
  2. лицам, освободившимся из тюрьмы;
  3. военнослужащим по призыву или контракту (в том числе кадровым военным), уволенным в ряды запаса;
  4. иностранцам, получившим паспорт гражданина РФ;

Для регистрации в органах военного управления по новому месту прописки гражданам отводится две недели. При неявке в установленный законом срок военнообязанный, не вставший на учет, наказывается штрафом до 1 тыс.

руб. При убывании из воинской части в отпуск военнослужащий обязан встать на временный учет по месту проведения отпуска и сняться с регистрации при отъезде к действующему месту службы. Правило касается кадровых военных (офицеров и прапорщиков), военнослужащих сержантского и рядового состава, проходящих срочную службу и службу на контрактной основе.

Временной регистрации в военном учреждении подлежат студенты вузов, поступившие на учебу в другом населенном пункте.

При этом сниматься с учета по прежней прописке не нужно.

Автоматически исключаются из списков военнообязанных допризывники и призывники в возрасте от 18 до 27 лет, получившие Д-категорию годности к службе в армии по результатам медицинского освидетельствования на призывной комиссии.

Врачи в военкомате определяют годность к воинской службе Граждане мобилизационного резерва и ресурса ВС снимаются с военного учета по медицинским показаниям в результате:

  1. получения инвалидности;
  2. приобретения и подтверждения хронического заболевания, соответствующего категории «Д» в «Расписании болезней» (документ, регламентирующий присвоение категории).

На практике изменение состояние здоровья военнообязанных запаса выясняется только при необходимости призыва на военно-учебные сборы.

В случае получения уведомления о призыве на сборы, в военный комиссариат следует представить медицинские документы и пройти официальное освидетельствование.

Если гражданин запаса не известил сотрудников военкомата и не снялся с учета в связи с ухудшением здоровья нарушением закона это не является. Читайте также: Исключение из списков мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса по возрасту производится сотрудниками военкомата. Личные дела военнообязанных, достигших возрастного предела, направляются в архив учреждения.

Воинский документ при этом не изымается.

Сроки пребывания в мобилизационных списках зависят не только от возраста, но и от воинского звания и категории запаса.

Для офицеров и прапорщиков (на флоте мичманов) вывод из мобрезерва означает выход в отставку.

Справка! Прекращение отношений с военным комиссариатом при достижении возрастного предела идентично для резервистов всех видов войск: сухопутных, военно-морского флота (ВМФ), военно-воздушных Сил (ВВС). По достижении определенного возраста резервисты 1 категории, то есть, призывающиеся в первую очередь при возникновении военного положения в стране, переходят во 2 категорию, далее в 3 категорию и снимаются с регистрации:

  1. В 60 лет – майоры и капитаны 3-ого ранга ВМФ, подполковники капитаны 2-ого ранга ВМФ.
  2. В 55 лет – резервисты младшего офицерского корпуса ВС РФ (капитаны и капитан-лейтенанты ВМФ, лейтенанты, мл. и ст. лейтенанты).
  3. В 50 лет – резервисты рядового и сержантского состава, мичманы и прапорщики.

Без перехода в 3 категорию снимаются с учета (выходят в отставку):

  1. капитаны 1-ого ранга ВМФ, полковники сухопутных войск и ВВС по достижении 65 лет;
  2. офицеры высшего руководства ВС РФ – по достижении 70 лет.

Военнообязанные граждане, не служившие в ВС, но подлежащие мобилизации, при введении военного положения (мобилизационный людской ресурс) снимаются с воинского учета в 50 лет. Женщины-военнослужащие демобилизуются в 45 лет, женский офицерский состав – в 50 лет.

Для исключения из мобилизационных списков по месту прописки гражданину необходимо лично прибыть в военный комиссариат и написать заявление с указанием конкретной причины.

При себе иметь пакет документов, включающий:

  1. паспорт;
  2. военный билет;
  3. основание для снятия с учета в военкомате: справка о прописке по новому адресу (штамп в паспорте), медицинские документы о неспособности нести службу в рядах ВС, выписка из приказа командира воинской части и литер – перевозочный документ (при убытии из отпуска).

В большинстве случаев, процедура аннулирования регистрации не занимает более четверти часа. Кроме снятия с учета, в обязанности граждан запаса входит:

  1. явка в военкомат при получении уведомления (повестки);
  2. своевременная постановка на учет в военном комиссариате, расположенном согласно прописке;
  3. предоставление сведений об изменении семейного положения, смены места работы (должности), получении дополнительного образования;
  4. бережное отношение к воинскому документу (приписному удостоверению призывника, военному билету).

Информацию об изменении данных, заявление об утрате документов необходимо предоставить в двухнедельный срок.

Основаниями для снятия с воинского учета в приписном военкомате являются:

  1. смена прописки.
  2. предельный возраст пребывания в мобрезерве (мобресурсе) страны;
  3. отъезд за рубеж на ПМЖ (либо на срок, превышающий полгода);
  4. состояние здоровья, не позволяющего нести воинскую службу;

Отказ о предоставлении сведений о перемене прописки и личных данных (игнорирование учетного снятия-постановки) квалифицируется, как нарушение закона «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие, находящиеся в отпуске, ставятся на учет по адресу проведения отпуска и снимают при убытии к действительному месту службы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+